ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.2011 Невьянского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Невьянский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Невьянский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Мотивированное решение

составлено 31 декабря 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре Шараповой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Невьянский цементник» о понуждении к совершению действий,

установил:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Невьянский цементник» о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на ЗАО «Невьянский цементник» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение *** года с момента вступления решения суда в силу.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в 00.00.0000 года установлено, что ЗАО «Невьянский цементник» допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха - у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны. Согласно Уставу ЗАО «Невьянский цементник», одним из основных видов деятельности предприятия является производство и реализация цемента и иных строительных материалов.

Согласно справке Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по .... в .... от 00.00.0000 проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны предприятия отсутствует. В соответствии со статистическим отчетом по форме *** за 00.00.0000 год, представленным предприятием, в 00.00.0000 году в атмосферный воздух заводом выброшено 00.00.0000 тонны, загрязняющих веществ, в том числе твердых - *** тонны, жидких и газообразных *** тонны. На предприятии функционирует *** неорганизованных источников выбросов.

Ответчик не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

Прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии со статьями 34, 35, 44, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 16, 20, 20 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в защиту неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора Григорьева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика - З, Ь, действующие на основании доверенностей, возражали в иске по следующим основаниям. Практически единственным нормативно - методическим документом, определяющим общий порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно -защитной зоны (далее - СЗЗ), являются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. Изменений № 1, 2,3) (далее - СанПиН). Определение границ СЗЗ в каждом случае носит сугубо индивидуальный характер, но данное обстоятельство не учитывается прокурором, которое содержит только общие положения законодательства Российской Федерации о необходимости наличия у Ответчика проекта и организованной СЗЗ.

Оценка представленных в обоснование исковых требований доводов и документов позволяет сделать вывод о том, что подход прокурора является формальным, в исковом заявлении отсутствует перечень подлежащих выполнению ответчиком действий по разработке, согласованию, утверждению проекта и, особенно, организации СЗЗ конкретно для ЗАО «Невьянский цементник», а заявленные прокурором сроки - *** год и *** года, вообще не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных Истцом требований не имеется. В законодательстве не регламентированы сроки исполнения указанных мероприятий, так как в каждом случае требуется индивидуальный подход в зависимости от специфики производства, вида вредного воздействия, количества исследуемых инградиентов и тому подобное.

Согласно разделу 7.1.4. «Строительная промышленность» СанПиН ЗАО «Невьянский цементник» относится ко II классу промышленных объектов и производств с ориентировочной СЗЗ - 500 м. Реализуя п. 2.2., 3.12 СанПиН, ответчик в соответствии с условиями Договора на создание научно - технической продукции от 00.00.0000 *** поручил ОАО «Уральский институт металлов» (ОАО «УИМ») следующие работы: разработка Проекта «Обоснование размеров и границ расчетной санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция с изменениями) с учетом прекращения эксплуатации Восточного карьера известняков, участие в согласовании разработанного проекта санитарно - защитной зоны в ФС Роспотребнадзора по Свердловской области» (п. 1.1. Договора). На сегодняшний день работы по разработке проекта расчетной (ориентировочной) СЗЗ продолжаются.

При этом одним из этапов Проекта является разработка Программы натурных исследований и измерений с целью подтверждения достаточности ориентировочных размеров СЗЗ и возможности ее сокращения. Для ускорения процедуры разработки и согласования проекта СЗЗ ответчиком разработана «Программа натурных исследований и измерений в районе размещения промузла предприятий ЗАО «Невьянский цементник», ООО «Невьянское карьероуправление», ЧП «Уралец» с целью подтверждения достаточности ориентировочных размеров СЗЗ и возможности ее сокращения». В 00.00.0000 года указанная Программа передана на экспертизу в ФБУЗ ЕМНЦ ПОЗРПП, так как в соответствии с п. 6 Приказа Роспотребнадзора Российской Федерации от 00.00.0000 *** «О санитарно -эпидемиологических экспертизах, обследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» для санитарно - эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно - исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке. Руководствуясь данной нормой права и ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг», Федеральной службой Роспотребнадзора по .... ранее было разъяснено, что экспертиза в данном случае будет проводиться ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП. При этом данная организация оказывает услуги на основе Договора от 00.00.0000 *** (***) при условии ***% предварительной оплаты его стоимости, срок выполнения работ исчисляется в рабочих днях с момента осуществления предварительной оплаты (60 рабочих дней). В результате 00.00.0000 получено Экспертное заключение *** о несоответствии Программы санитарным нормам и правилам. На устранение замечаний (перерасчеты, исследования) исходя из опыта ответчика потребуется не менее 60 рабочих дней (90 календарных дней). После устранения замечаний Программа повторно направится в ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП. При этом процедура экспертизы, описанная в п. 2.1, повторится в полном объеме с применением тех же сроков. Потом указанная Программа должна быть согласована в Роспотребнадзоре по .... с выдачей Санитарно - эпидемиологического заключения по результатам экспертизы представленных документов. В силу п. 6 Приказа Роспотребнадзора от 00.00.0000 *** срок проведения санитарно - эпидемиологических экспертиз по заявлению юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев (60 календарных дней). При условии получения положительного Санитарно - эпидемиологического заключения Роспотребнадзора по ...., ответчик обязан приступить к проведению
натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух. В Письме Роспотребнадзора России от 00.00.0000 *** «О процедуре установления границ СЗЗ» указано, что для установления и утверждения размеров и границ установленных СЗЗ необходимы, в том числе, результаты не менее чем годовых натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха и замеров уровней шума, при необходимости уровней вибрации и электромагнитных излучений. Следовательно, только в течение *** календарного года (365 календарных дней) будут происходить фактические замеры. На основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров Ответчик должен заключить договор на разработку установленной (окончательной) СЗЗ. На исполнение данного этапа реальным является срок *** календарных дней, учитывая тот факт, что окончательную СЗЗ должен выполнять тот же подрядчик, который выполнял расчетную часть. Однако сроки выполнения работ устанавливаются Подрядчиком не регламентируются законодательством и самостоятельно определяются Подрядчиком. При этом Ответчик не имеет возможности оказать влияние на сокращение сроков по указанному договору. Выбор другого подрядчика, готового приступить в работе незамедлительно, возможен, но это приведет к увеличению сроков разработки, так как будет необходимо заново знакомить с предприятием и предоставлять исходные сведения вновь. Далее необходимо получение предварительного заключения Роспотребнадзора по .... на Проект окончательной (установленной) СЗЗ. В силу п. 6 Приказа Роспотребнадзора России от 00.00.0000 *** срок проведения санитарно -эпидемиологических экспертиз по заявлению юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Однако, имея практику перенаправления материалов на экспертизу в ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП, срок получения Экспертного заключения составит *** рабочих дней *** календарных дней) после осуществления предварительной оплаты. Потом Проект окончательной (установленной) СЗЗ должен быть согласован Роспотребнадзором по .... с выдачей Санитарно - эпидемиологического заключения по результатам экспертизы представленных документов. В силу п. 6 Приказа Роспотребнадзора России от 00.00.0000 *** срок проведения санитарно - эпидемиологических экспертиз по заявлению юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев (*** календарных дней). Установление границ СЗЗ проводится на основании Постановлением Главного государственного санитарного врача России на основании принятого им Решения (Письмо ФС Роспотребнадзора России от 00.00.0000 *** «О процедуре установления границ СЗЗ»). Регламент и срок исполнения данных мероприятий ответчику неизвестен, так как данная процедура будет проводиться им впервые. Однако по аналогии со сроками проведения экспертизы территориальными органами Роспотребнадзора, на исполнение данного этапа потребуется как минимум *** календарных месяца (*** календарных дней). Постановление Главного государственного санитарного врача России подлежит регистрации в Министерстве юстиции России. Срок как минимум *** месяц (*** календарных) дней. Кроме того, полагали, что к указанному общему сроку необходимо добавить суммарно *** календарных месяца - это разумный срок на ведение ответчиком документооборота: заключение договоров, бюджетирование денежных средств в соответствии с порядком, установленным локальными нормативными актами ответчика, подготовка и подписание документов, регистрация, снятие копий, получение ответов на запросы, почтовый пробег документации (в .... и обратно, в .... и обратно).

Существенным в данном случае является тот факт, что исполнение решения суда не зависит только от действий ответчика. Согласование и утверждение проекта СЗЗ находится в компетенции органов исполнительной власти и государственных учреждений. Поэтому полагали исковые требования некорректными, в связи с чем удовлетворению в заявленном объеме они не подлежат. Ответчик считает, что требования истца возможно рассматривать только с учетом предложенных ответчиком сроков и только в следующем объеме: разработки в установленном законом порядке проекта окончательной санитарно - защитной зоны в течение *** лет с момента вступления решения суда в силу; обязании организовать санитарно - защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно - защитной зоны, в течение *** года с момента вступления решения суда в силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ...., - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 14, п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).

Пункт 3 ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В п. 2 ст. 52 этого закона содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Из указанных положений Закона следует, что обязанность установления санитарно-защитных зон возложена на организации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" указала, что устанавливаются санитарно-защитные зоны для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения.

Судом установлено, что ответчик является источником негативного воздействия на окружающую среду и относится ко второму классу опасности. Проект санитарно-защитной зоны находится в стадии разработки. Данные обстоятельства ответчик не оспаривает.

В результате деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества.

С учетом изложенного и анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о возложении обязанностей на ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны и организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны.

При этом, суд считает возможным предоставить срок возложенных на ответчика обязанностей следующим образом: обязанность по разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; по организации санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда.

То обстоятельство, что в СанПиН (нормативный подзаконный акт, который не может применяться без учета положений Федерального законодательства) вносятся изменения, не дает суду оснований для освобождения ответчика от возложенной в силу закона обязанности по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны.

Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Государственная пошлина в размере *** рублей на основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика, на основании статей 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем взыскания в доход бюджета Невьянского городского округа.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на Закрытое акционерное общество «Невьянский цементник» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в *** лет с даты вступления решения суда в силу.

Возложить обязанность на Закрытое акционерное общество «Невьянский цементник» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение *** лет с даты вступления решения суда в силу.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Невьянский цементник» в доход бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи кассационных жалоб, представления через Невьянский городской суд.

Председательствующий - (И.А. Балакина)