ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Белогорского районного суда (Амурская область)

                                                                                    Белогорский районный суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Белогорский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. г.Белогорск.

Белогорский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Юрьевой И.С.,

с участием прокурора Бочарова В.И.,

при секретаре Кучеренко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования Белогорский район к индивидуальному предпринимателю Игнатову А.А. о признании бездействия в части не произведения расчета платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду, а также непринятии мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по ,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белогорского района в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования Белогорский район обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Игнатову А.А. о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду, по следующим основаниям:

Прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения, в ходе которой установлено следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и другие, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).

Игнатов А.А. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, то есть осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.

Однако, согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по , ИП Игнатов А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по  в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст.ст. 51 ч.1, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта РФ – 40%, в местный бюджет – 40%.

Отсутствие регистрации ИП Игнатова А.А. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по  влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, недополучение бюджетами Российской Федерации,  денежных средств, что, в свою очередь, негативно отражается на финансировании обязательств, в том числе в природоохранной сфере.

Просит суд признать бездействие ИП Игнатова А.А. в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и непринятия мер по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по , незаконным, а также обязать ИП Игнатова А.А. произвести расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по  в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Белогорского района Бочаров В.И. на доводах искового заявления настаивал.

Ответчик индивидуальный предприниматель Игнатов А.А. с иском прокурора не согласился, пояснил, что ранее он считает, что его деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, кроме того, считает, что он должен был бы встать на учет в Росприроднадзоре по  в случае получения из данного органа уведомления о том, что его деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, он таких уведомлений не получал.

Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Роспироднадзор) по  о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представитель третьего лица и.о. руководителя Я. ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статья 3 настоящего закона закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 16 Закона «Об охране окружающей среды устанавливается субъектный состав таких плательщиков- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22 - 28). (Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года «По запросу правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления правительства Российской Федерации « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона « О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в своем определении от 10 декабря 2002 года «По запросу правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления правительства Российской Федерации « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона « О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (равно как и по смыслу статей 6 и 20 ранее действовавшего Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"), платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22, статья 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом, платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал (п.1,2).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Игнатов А.А. – гражданин Российской Федерации – зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (крестьянско-фермерское хозяйство), а именно осуществляющего выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в ругие группировки, то есть в соответствии со ст.16, пунктом 4 статьи 15 ФЗ «Об охране окружающей среды» является природопользователем, осуществляющим хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на которого законом возложена обязанность по постановке на учет в качестве плательщика платы за не негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Росприроднадзора.

Однако, согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по , Игнатов А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по  в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно им не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что он должен был бы встать на учет в Росприроднадзоре по  в случае получения из данного органа уведомления о том, что его деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившему Порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.7).

Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после получения территориальными органами Ростехнадзора информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.8). При этом нормативный акт, устанавливающий порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду не предусматривает направление природопользователю уведомления о том, что его деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы прокурора о том, что бездействие индивидуального предпринимателя Игнатова А.А., выразившееся в том, что он не встал с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на учет в государственный орган Роспироднадзора в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не предоставил данный расчет в указанный государственный орган является незаконным, так как нарушает положения статьи 16 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившему Порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года №344 предусмотрены соответствующие нормативы платы за размещение отходов производства и потребления, согласно которых необходимо производить расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, влечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

Отсутствие регистрации ИП Игнатова А.А. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по , влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации,  денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на осуществление природоохранных мероприятий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Белогорского района удовлетворить.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Игнатова А.А. в части не произведения расчета платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду, а также непринятии мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по  незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя Игнатова А.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду за истекший период ДД.ММ.ГГГГ и встать на учет плательщиков платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду в Росприроднадзоре по .

Взыскать с Игнатова А.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере  рублей.

Решение может быть обжаловано в  областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Юрьева И.С.