ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Берёзовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Берёзовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

 районный суд -Югры

в составе:

председательствующего судьи ФИО

при секретаре ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора  -, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения , третьему лицу МУП «Березовонефтепродукт» о присуждении к исполнению обязанностей

УСТАНОВИЛ:

- обратился с иск прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения , третьему лицу МУП «Березовонефтепродукт» о присуждении к исполнению обязанностей, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории городского поселения  в пойменной части реки  расположен бесхозяйный недвижимый объект - приемный технологический трубопровод склада ГСМ. В ст.42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждения аварий, случаев производственного травматизма при эксплуатации технологических трубопроводов, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 года N 80 (далее - Правила). В соответствии с п.5.4.1. указанных правил, трубопроводы следует монтировать на опорах или подвесках. Расположение опор (неподвижных, скользящих, катковых, пружинных и т.д.), подвесок и расстояние между ними определяются проектом. При отсутствии необходимых по нагрузкам и другим параметрам стандартных опор и подвесок должна быть разработана их конструкция. Опоры и подвески следует располагать по возможности ближе к сосредоточенным нагрузкам, арматуре, фланцам, фасонным деталям и т.п. В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных Правил надземный трубопровод на складе ГСМ в  проходит по поверхности основного грунта без применения опор, согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ визуального и измерительного контроля указанного трубопровода на поверхности труб обнаружены участки с отслоившимися и вспученным защитным покрытием, где наблюдается интенсивная коррозия. В соответствии с приказом № Генерального директора МУП «Березовонефтепродукт», изданного в декабре 2005 года, из-за большого износа и вероятности разрыва выведены из эксплуатации все нитки трубопроводов от нефтеналивного причала до склада ГСМ в . Однако, несмотря на то, что указанный трубопровод не эксплуатируется на протяжении нескольких лет, его реконструкция, либо демонтаж, не проводились. Прокуратурой района установлено, что органами местного самоуправления самостоятельно меры по реконструкции, либо демонтажу технологического трубопровода на складе ГСМ в , проходящего по поверхности основного грунта без применения опор, не принимаются. Непринятие мер по приведению трубопровода в соответствие с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов причиняет ущерб окружающей среде, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года N131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичные нормы закреплены в ст.3 Устава городского поселения Игрим. Согласно ст. 11 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Проверкой установлено, что указанный технологический трубопровод, как- составная часть склада ГСМ в , в реестре муниципальной собственности не значится. Согласно уведомления Росреестра информация о правах на объект недвижимости имущества по адресу:  отсутствует. Земельный участок, на котором расположен указанный трубопровод, является собственностью муниципального образования , расположен на территории городского поселения . Из вышеизложенного следует, что трубопровод, как составная часть склада ГСМ в  является бесхозяйным объектом, обязать кого-либо принять меры по безопасной эксплуатации данного технологического трубопровода или его демонтажу, по причине неопределенной балансовой принадлежности спорного сооружения, не представляется возможным. В связи с чем, прокурор района обращается в суд с требованием обязать администрацию муниципального образования городского поселения Игрим, на территории которого располагается указанный приемный технологический трубопровод принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный недвижимый объект приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в  в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды общей юрисдикции, в соответствии со ст.22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим их экологических и иных правоотношений. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, статьей 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать ответчика - администрацию городского поселения  принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный недвижимый объект - приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в  в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, обязать ответчика - администрацию городского поселения Игрим демонтировать приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в , а также провести рекультивацию земельного участка, по которому проходит указанный трубопровод, в течение 3 месяцев после регистрации права собственности муниципального образования городское поселение  на указанный нефтепровод.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО настоял на удовлетворении иск прокурора по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Администрации  КВВ, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что Администрация городского поселения  с исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям: в силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. В данном случае, хозяйствующим субъектом, использовавшим или намеревающимся использовать в дальнейшем спорный объект «трубопровод», является МУП «Брезовонефтепродукт», учредителем которого является МО . Указанный выше технологический трубопровод является составной частью склада ГСМ «Березовонефтепродукт», и образует имущественный комплекс предприятия, для непрерывного технологического цикла (перекачка ГСМ из танкера, от причала, до резервуаров хранения). К тому же, в исковом заявлении указано, что земельный участок, на котором расположен указанный трубопровод, является собственностью МО . При учреждении МО  - МУП «Березовонефтепродукт», последнему было передано муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, а именно автозаправочная станция, артезианская скважина и 5 резервуаров емкостей. Технологический трубопровод в акте приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ не указан по неизвестным причинам, хотя как было указано выше, а также исходя из материалов дела, данный трубопровод является составной частью комплекса предприятия, и перекачка горючего без него невозможна. В приказе МУП «Березовонефтепродукт» № от декабря 2005 года «О выводе из эксплуатации основных средств» указано, что в связи с большим износом и вероятности разрыва, вывести из эксплуатации все нитки трубопроводов от нефтеналивного причала до склада ГСМ в . До начала навигации провести ремонтно-восстановительные работы трубопроводов. Из чего следует, что данный трубопровод входил в состав основных средств предприятия. Также МУП «Березовонефтепродукт» являлся заказчиком и заключал договор с ООО «ЭКСКО-ТЭК» на проведение экспертизы промышленной безопасности склада ГСМ . В заключении данной экспертизы, от ДД.ММ.ГГГГ, также указан данный трубопровод, с формулировкой «В состав склада ГСМ входят....» На основании вышеизложенного считает привлечение администрации городского поселения  в качестве ответчика не обоснованным. Администрация городского поселения  по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Исковые требования необходимо предъявить к муниципальному образованию , как пользователю в течении длительного времени данным трубопроводом. Кроме того, из искового заявления не ясно, какие именно нитки трубопровода необходимо признать муниципальной собственностью, так как в материалах дела видно, что одна из ниток принадлежит ОАО «Приобьтрубопроводстрой». А так же, требуемый демонтаж трубопровода нарушит работу МУП «Березовонефтепродукт», так как иного способа раскачки танкеров не предусмотрено.

В судебном заседании глава городского поселения  КРР с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, пояснив, что администрация  является учредителем МУП «Березовонефтепродукт», данное предприятие эксплуатировало спорный трубопровод, в настоящее время без трубопровода не возможно провести перекачку ГСМ из танкера от причала до резервуаров хранения. В исковом заявлении указано, что земельный участок, на котором расположен указанный трубопровод, является собственностью МО , считает, что бремя содержания трубопровода лежит на МО  и МУП «Березовонефтепродукт».

В судебное заседание генеральный директор МУП «Березовонефтепродукт» БМИ представил отзыв на иск прокурора, в котором указал, что с заявленными исковыми требованиями согласен. Согласно п.1 ст.2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию. Согласно п.2 ст.113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Согласно ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы района в казне муниципального образования  технологический трубопровод не значится и соответственно закрепить на законом основании за МУП «Березовонефтепродукт» технологический трубопровод не представляется возможным. При передаче МУП «Березовонефтепродукт» имущественного комплекса ГСМ в , на основании распоряжения Главы района № 47-р от 28.01.2003 года «О передаче имущества» в акте приема - передачи трубопровод отсутствовал. В связи с производственной необходимостью и в целях дальнейшего использования, предприятием в 2005 году было проведено техническое диагностирование трубопровода, которая подтвердила непригодность трубопровода для приема топлива, и на основании результатов технического диагностирования, из-за большого износа и вероятности разрыва Приказом генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ № были выведены из эксплуатации все нитки трубопроводов. В настоящее время на балансе у предприятия трубопровода в  нет, трубопровод, с учетом п.2 ст. 113 ГК РФ., на праве хозяйственного ведения за МУП «Березовонефтепродукт» не закреплен. МУП «Березовонефтепродукт» неоднократно обращалась в адрес Администрации , о том, что в навигационный период предприятие не может принять топливо с танкеров, и необходимо ускорить работы по строительству трубопровода в . письма: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в хозяйственной деятельности предприятия данный трубопровод не используется по причине отсутствия документального подтверждения о праве и не пригодности по целевому использованию. На основании вышеизложенного, просит суд удовлетворить исковые требования прокурора .

Материалами дела установлено, что на территории муниципального образования -Югры, в г. , расположен склад ГСМ, являющийся муниципальной собственностью  и находящийся в хозяйственном ведении МУП «Березовонефтепродукт». В состав склада ГСМ входят, в том числе, 5 резервуаров, приемный трубопровод для приема нефтепродуктов с реки, внутрискладские технологические трубопроводы, стационарная насосная станция. Однако, приемный и технологические трубопроводы, как составные части склада, в реестре муниципальной собственности не значатся, ранее они эксплуатировались различными организациями, и не были приняты в муниципальную собственность, в связи с чем, не передавались администрацией  в хозяйственное ведение МУП «Березовнефтепродукт». В период сезонного подъема воды в реке  и ее пойменной части происходит затопление трубопровода. Из-за большого износа и вероятности разрыва все нитки трубопровода (кроме одной) на данный момент выведены из эксплуатации. Несмотря на то, что данный трубопровод не эксплуатируется, на протяжении нескольких лег, его реконструкция, либо демонтаж, не производятся. Из уведомления Управления Росреестра следует, что информация о правах на объект недвижимого имущества по адресу:  отсутствует, а правообладателем земельного участка является МО  (л.д. 16)..

По результатам экспертизы промышленной безопасности установлено, что трасса трубопроводов проложена по поверхности основного грунта без применения опор, что существенно влияет на развитие коррозийных процессов на поверхности трубопровода, при этом не выдержано минимально необходимое расстояние 400 мм между образующими соседних ниток трубопроводов. Трубопроводы проходят по заболоченной местности, поэтому большая часть трассы заглублена в основной грунт. На наружной поверхности труб в местах повреждения защитного покрытия зафиксированы коррозийные повреждения. На отдельных участках трубопроводов обнаружены места с механической деформацией. Указанные обстоятельства подтверждаются: справками проверки прокуратурой соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды (л.д.17, 26); Отчетом по техническому диагностированию трубопровода (надземного) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18); Заключения экспертизы промышленной безопасности (л.д.30-50).

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В силу ст. 3 этого же Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно Распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 29.11.2007 г. № 550-р «О вопросах переноса, реконструкции, ликвидации, складов ГСМ, расположенных в паводкоопасных зонах и зонах разрушения берегов» органам местного самоуправления муниципальных образований  и  рекомендовано: предусмотреть в муниципальных программах мероприятия по переносу, реконструкции, ликвидации складов ГСМ, расположенных в паводкоопасных зонах и зонах разрушения берегов, а также выполнить предварительную оценку затрат на проведение указанных работ.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных объектов при условии оборудования этих объектов сооружениями, обеспечивающими охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года N131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичные нормы закреплены в ст.3 Устава городского поселения Игрим. Согласно ст. 11 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения

В силу ст. 225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года. Пункт 5 указанного Порядка также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Рассматривая требование об обязании администрации г.п. Игрим принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный недвижимый объект - приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в г.п.  в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.

Из нормы статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Бесхозяйный объект расположен в административных границах городского поселения Игрим, поэтому, в силу ст. 225 ГК РФ, с учетом п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ, (в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения), требование прокурора обязать администрацию городского поселения Игрим обратиться в регистрационную службу с заявлением о принятии указанного сооружения на учет, как бесхозяйное имущество, заявлено законно.

Согласно Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.

Правила устройства и безопасности эксплуатации технологических трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.06.2003 г. № 80) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждения аварий, случае производственного травматизма при эксплуатации технологических трубопроводов. В соответствии с п.5.4.1 указанных Правил, трубопроводы следует монтировать на опорах или подвесках.

В связи с указанным, суд пришел к выводу, что требование прокурора об обязании ответчиков демонтировать приемный технологический трубопровод на складе ГСМ г.п. , а также провести рекультивацию земельного участка, по которому проходит указанный трубопровод, основано на законе.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора  -, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения , третьему лицу МУП «Березовонефтепродукт» о присуждении к исполнению обязанностей удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения  принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный недвижимый объект - приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в г.п. в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязать ответчика - администрацию городского поселения  демонтировать приемный технологический трубопровод на складе ГСМ в г.п. а также провести рекультивацию земельного участка, по которому проходит указанный трубопровод, в течение 3 месяцев после регистрации права собственности муниципального образования городское поселение  на указанный нефтепровод.

Решение может быть обжаловано в суд - через  районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья  районного суда (подпись) ФИО

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

Судья __________________ ФИО