ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Буйнакский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Буйнакский районный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск Дата обезличена года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Магомедова А. Ю.

при секретаре – Мурклинской А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО «село ...» Буйнакского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям надлежащей организации санитарной очистки от бытовых отходов на территории МО «село ...»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Буйнакска обратился в суд с указанным иском к МО «село ...» ссылаясь на то, что прокуратурой города Буйнакска проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «село ...» Буйнакского района РД. Проверкой установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов и мусора на территории МО «село ...» осуществляется жителями сельского поселения. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села, на стихийно организованной администрацией села мусоросвалке.

В нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.4, ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в населенном пункте на территории муниципального образования "село ..." Буйнакского района отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных и климатических условий, тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вывезенные жителями села и силами самой администрации ... бытовые и производственные отходы размещены и складированы на стихийно организованной администрацией села (полигоне) мусоросвалке, на окраине сельского поселения.

При этом, вопреки требованиям ст. 34, ч.2 ст.51 Закона РФ "Об охране окружающей среды", ст.18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст.10,11,12,18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 34 ст. ст. 11, 22 и 42 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001г. N 16 "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01" "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», полигон (свалка) для размещения отходов образован стихийно, не имеет владельца или собственника и используется без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно- эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора.

Вышеуказанное подтверждается актами совместной проверки с Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан объяснениями главы администрации МО «село ...», материалами ранее проведенных Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Дагестан.

  Указанные нарушения закона допущены по вине органов местного самоуправления МО «село ...» Буйнакского района и они имеют место по настоящее время. Договора с гражданами на вывоз мусора не заключены.

Так, подпунктами 18,19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», ст.6 Устава МО «село ...» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

Нормами ст.ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1998 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

Между тем, во исполнение п.1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в муниципальном образовании " ...» Буйнакского района не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами.

Так, не определен в соответствии с п.3 ст.13 названного Федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие).

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В части 2 указанного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

1) определяют метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;

4) утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

5) рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;

7) устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;

9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;

10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;

12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;

14) запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 3 названного Федерального закона установлено, что органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

"Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в соответствии с которой определяется очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России от Дата обезличена г. N 152, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления - заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, предусмотрено установление органами местного самоуправления предельных сроков вывоза бытовых отходов, льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей (п.4), режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов ( п.5).

Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также определил конкретные мероприятия, которые необходимы для организации данной деятельности.

Вышеперечисленные требования законов и иных нормативных правовых актов в муниципальном образовании " ... " Буйнакского района не выполнены, не приняты в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор и вывоз.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.14, подп.3 п.1 и п.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

В соответствии со ст.ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями, в связи с чем, у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения.

Однако, несмотря на принятие Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных и окружающей среды Республики Дагестан в 2009 г. мер воздействия в отношении главы администрации муниципального образования ... в целях устранения допускаемых нарушений законодательства об отходах производства и потребления, администрацией МО «село ...», являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, и главой муниципального образования –сельского поселения «село ...», являясь в соответствии со ст.ст.30 и 31 Устава МО «село ...» должностным лицом сельского поселения, возглавляющим администрацию, требования вышеуказанных нормативных актов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не выполнены и не выполняются по настоящее время должным образом.

Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.

Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создает опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время. Прокурор г. Буйнакска просит:

1.Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования – сельского поселения «село ...» Буйнакского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

2.Обязать администрацию и главу муниципального образования - сельского поселения «село ...» Буйнакского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

-организовать уборку территории МО «село ...» Буйнакского района от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88;

-в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) ;

-в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) осуществить расчет цен (тарифов) для потребителей;

2) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

3) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

4) в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населенных пунктов

- в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

-в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села Верхний Дженгутай свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой;

- с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри села ....

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Мирзалиев А.О. поддержал исковые требования по изложенным основаниям и просить удовлетворить.

Ответчик глава администрации МО «село ...» Курбанов Г.Л. иск признал частично и пояснил, что мусор вывозят с поселения ежедневно на специально отведенный участок на своем транспорте нанятые работники по найму администрацией села. Куча мусора что отражены на фототаблице давно засыпал, для этих целей отведен другой участок. Договора с гражданами на вывоз мусора не заключены. Жители села отказываются платить за вывоз мусора. Апрель месяц в селе объявлен месяцем очистки села от бытовых отходов, а также совместно с участковым проводится подворный обход. Для приобретения контейнеров и урн для регулярного сбора мусора у администрации села не имеются финансовых средств, также не выделяется денежные средства и районное руководство. Договора с гражданами на вывоз мусора не заключены, не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения. Предписание об устранении экологического правонарушения данное ему на основании протокола об экологическом правонарушении им не исполнено. Однако, со стороны администрации принимаются меры по предотвращению природоохранного законодательства.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию ... РД Сайпуллаев А.М. требования прокурора признал обоснованными и подлежащими удовлетворению и пояснил суду, что ими принимались неоднократные меры по обращению внимания администрации села на недопустимость стихийных свалок на территории села. В ходе проверок были составлены Акты от 24.03.2009 г и от 11.02.2010г, выданы соответствующие предписания по устранению нарушений. На это обращалась внимание и администрации района. Однако, к указанному сроку не устранены нарушения.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из акта от 24.03.2009 г. и акта проверки от 11 февраля 2010 г. составленных Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию ... и охраны окружающей среды Республики Дагестан, усматривается, что в результате проверки МО «село ...» проведенной с участием главы администрации МО Курбанов Г.Л., на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, установлено, что на территории села отсутствует урны и контейнера для сбора ..., не ведется утилизация и переработка отходов в соответствии с действующим природоохранном законодательством, а также не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, не проводится инвентаризация отходов и объектов их размещения. На территории МО «село ...» не осуществляется регулярная очистка от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Не определен порядок сбора отходов на территориях МО, предусматривающей их разделение на виды(пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), что является нарушением ст.13 п.п. 1.3. ФЗ « 29 от 24.02.1998 г. « Об отходах производства и потребления».

Указанные обстоятельства факта несанкционированного выброса бытовых отходов на территории администрации МО «село ...» подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 24.09.2009г. составленным специалистом Буйнакского МК по экологии и природопользованию ... РД Тетакаевым М М-Т., с участием председателя Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Сайпуллаев А.М.., фототаблицей состоящей из 3-х фотографий местности несанкционированного выброса бытовых отходов в с. ..., предписанием от 24 марта 2009 г. об устранении экологического правонарушения до Дата обезличена 9г., а также из объяснений судебном заседании главы администрации МО «село ...» Курбанов Г.Л., из которого следует, что на территории села отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения. Для приобретения контейнеров и урн для регулярного сбора мусора у администрации села не имеются финансовых средств. Договора с гражданами на вывоз мусора не заключены.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории МО подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, судом установлено, что на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, ответчиком не выполнены и не приняты в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления МО необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор и вывоз и тем самым неисполнение администрации «село ...» своих обязанностей ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неограниченного круга лиц, находящихся на территории МО и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемыми в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков также освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Заявление прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района РД в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Обязать администрацию и главу муниципального образования - сельского поселения «село ...» Буйнакского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

-организовать уборку территории МО «село ...» Буйнакского района от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88;

-в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) ;

-в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) осуществить расчет цен (тарифов) для потребителей;

2) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

3) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

4) в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населенных пунктов

- в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

-в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села В-Дженгутай свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой;

- с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри ...

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня оглашения через Буйнакский райсуд.

Председательствующий судья А.Ю.Магомедов.

Отп. в сов.ком.