ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Черногорский городской суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Черногорский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Долгополовой Т.В.

при секретаре Хохряковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Черногорска о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим постановления Администрации города Черногорска,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Черногорска обратился в Черногорский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просил признать противоречащим действующему законодательству и недействующим постановления Администрации города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об общественных формированиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Черногорска» в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № Свои требования прокурор мотивировал тем, что названное постановление противоречит федеральному законодательству, а именно, ст.69, 86 Бюджетного кодекса Российской федерации, ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку органам местного самоуправления не предоставлено право на финансирование общественных формирований. Кроме того, по мнению прокурора, оспариваемым постановлением фактически организуются Территориальное общественное самоуправление (ТОС), которые должны организовываться в порядке, установленном ст.27 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Также прокурор усматривает нарушение данным постановлением ст.30 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

На судебном заседании, основываясь на доводах, изложенных в заявлении, старшие помощники прокурора г.Черногорска Павлова Ю.А. и Цицилина О.А., настаивали на требованиях.

Представители Администрации города Черногорска Трейзе Т.А., Луферчик Ю.А., действующие на основании доверенностей, на судебном заседании просили отказать в удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление не нарушает действующее законодательство. Представитель Трейзе Т.А. суду пояснила, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе за счет собственных средств решать не только вопросы местного значения, но и любые вопросы, не отнесенные действующим законодательством к компетенции иных органов и не исключенные из их компетенции. Выплата вознаграждения председателям квартальных комитетов осуществляется на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров, а финансирование производится за счет средств, предусмотренных в городской целевой программе «Наш двор на 2009-2011 годы», которая была включена в ведомственную структуру расходов бюджета города Черногорска, что соответствует ст.179 БК РФ. Общественные формирования, создаваемые на основании оспариваемого постановления, не являются ТОСами. Ранее отмененные по протесту прокурора постановления № и № не аналогичны вышеназванному постановлению и их отмена не может свидетельствовать о противоречии действующему законодательству постановления №.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 16 данного закона установлен перечень вопросов местного значения городского округа. Кроме того, частью 2 статьи 16.1 названного закона установлено, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией города Черногорска принято постановление «Об общественных формированиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Черногорска», опубликованное в газете «Черногорск от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13-14). В названный нормативный акт постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, также опубликованные в газете «Черногорск соответственно от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №

Вышеуказанным постановлением № утверждено Положение об общественных формированиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Черногорска и установлена оплата председателям квартальных (уличных) комитетов.

Суд не может согласиться с доводом прокурора в части того, что данное постановление нарушает права граждан, предусмотренных ст.30 Конституции Российской Федерации и противоречит Федеральному закону от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в силу нижеследующего.

В соответствие со ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В силу ст.5 этого же закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Как следует из содержания п.2 Положения об общественных формированиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Черногорска (далее Положение), утвержденное оспариваемым постановлением Администрации г.Черногорска, квартальные (уличные) комитеты (далее Комитеты) не являются общественными объединениями граждан в смысле объединения, понятие которого изложено в ст.5 вышеназванного закона. Соответственно определение в приложении №2 к постановлению Администрации города Черногорска №1247-п границ территорий, на которых действуют Комитеты, не может нарушать принцип добровольности объединения граждан, установленный в ст.30 Конституции РФ. Право граждан избирать квартальные (уличные) комитеты, предусмотренное оспариваемым постановлением, не ограничивает их прав объединяться и создавать общественные объединения, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Довод прокурора в части отсутствия права органов местного самоуправления финансировать общественные формирования суд также находит несостоятельным, поскольку оспариваемое постановление не предусматривает такого финансирования.

Что касается предусмотренной оплаты председателям квартальных (уличных) комитетов, то в судебном заседании установлено, что она осуществляется во исполнении и за счет средств, предусмотренных бюджетных ассигнований на реализацию городской целевой программы «Наш двор на 2009-2011годы», которая включена в ведомственную структуру расходов бюджета города Черногорска и является действующей.

Тогда как нецелевым использованием бюджетных средств, исходя из смысла ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В силу ч.1 ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В судебном заседании не установлено, что финансирование вышеназванной городской целевой программы, а следовательно и оплаты председателям, установленной оспариваемым постановлением, осуществлялось не за счет доходов местного бюджета.

Целесообразность же такого финансирования, а также целесообразность создания Комитетов и принятия названных нормативных актов Администрацией города Черногорска не оценивается судом, поскольку в силу действующего гражданского процессуального законодательства суд оценивает принятый нормативный правовой акт органа местного самоуправления с точки зрения противоречия действующему законодательству и нарушения прав и свобод граждан.

Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора города Черногорска.

Руководствуясь ст.289 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 7, 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Прокурору города Черногорска о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим постановления Администрации города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об общественных формированиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Черногорска» в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Долгополова

Справка: Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Т.В.Долгополова