Ермаковский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ермаковский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ермаковский районный суд в составе:
председательствующего – судьи Шугалеевой М.А.,
при секретаре Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аржаной Евгении Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в о признании незаконным решения об отказе в направлении средств материнского ( семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Аржаная Е.А. обратилась в суд с иском. Свои требования мотивирует тем, что она с мужем и двумя несовершеннолетними детьми ( 2001 г.р. и 2008 г.р.) проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: . Жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ей, ее мужу и дочери Марии.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения, расположенного по адресу: .
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ в направлении средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения, мотивированный тем, что в свидетельствах о государственной регистрации права объектом права является квартира, тогда как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала могут направляться на строительство объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом, с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи - статья 48 Градостроительного Кодекса).
С отказом Управления Пенсионного фонда в выдаче средств материнского капитала на реконструкцию жилого помещения она не согласна и просит суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда от 10 августа
2011года об отказе в выдаче средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения и признать жилое помещение в 1 объектом индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что принадлежащая ей и ее семье квартира находится в двухквартирном жилом доме. Квартира расположена на отдельном земельном участке, также принадлежащим ей и членам ее семьи на праве собственности. Ею получено разрешение отдела архитектуры администрации на реконструкцию жилого помещения - пристройку дополнительного жилого помещения размером 28 кв.м. Полагает, что занимаемое ее семьей жилое помещение, имеющее отдельный выход на индивидуальный земельный участок, отдельные системы отопления, сантехнического оборудования, отдельное подвальное помещение и не содержащее элементов общего имущества собственников жилых помещений, относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Представитель УПФ РФ в Глуховченко И.С. с заявленными требованиями не согласен ввиду того, что на основании свидетельства о государственной регистрации права (Серия от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной регистрационной службы по ) объектом права собственности истицы и членов ее семьи является квартира, тогда как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства материнского (семейного) капитала могут направляться на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи — статья 48 Градостроительного кодекса). Поскольку квартира в 1 не является объектом индивидуального жилищного строительства, истице было отказано в направлении средств материнского капитала на реконструкцию данной квартиры.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию, объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство
(реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 937 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", жилое помещение , объект индивидуального жилищного строительства, на приобретение, строительство или реконструкцию которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, должны находиться на территории Российской Федерации."
Как установлено в судебном заседании, истица, являясь собственником части жилого помещения в 1 и имея право на распоряжение средствами материнского ( семейного) капитала на основании выданного ей государственного сертификата, обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в о направлении средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения, расположенного по адресу: , путем пристройки дополнительного жилого помещения размером 28, 56 кв.м.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице было отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами ( частью средств) материнского ( семейного) капитала на улучшение жилищных условий – реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организаций по 1 этапу.
Данный отказ мотивирован тем, что квартира, на реконструкцию которой истица просит направить средства материнского капитала, не является объектом индивидуального жилищного строительства в смысле ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ, а средства материнского капитала, в соответствии со ст. 10 ч.1 п.2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, могут направляться на строительство объекта индивидуального жилищного строительства ( отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи).
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что истица с семьей проживает в квартире, расположенной на индивидуальном земельном участке в двухквартирном жилом доме. Квартира имеет автономные системы отопления, электричества, имеется отдельный выход на земельный участок, принадлежащий истице и членам ее семьи на праве собственности.
Истицей получено разрешение отдела архитектуры администрации на реконструкцию жилого помещения.
Как видно из представленных суду материалов, в результате реконструкции площадь жилого помещения, занимаемого семьей истицы, увеличится не менее чем на учетную норму жилой площади в РФ – 28, 56 кв.м., то есть жилищные условия истицы и ее семьи в результате реконструкции будут улучшены.
Поскольку закон прямо предусматривает направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе путем реконструкции жилого помещения, и содержит единственное условие - нахождение жилого помещения на территории Российской Федерации, суд полагает отказ Управления Пенсионного Фонда направить средства материнского капитала на реконструкцию жилого помещения в 1 необоснованным.
Доводы ответчика о том, что направление средств материнского капитала на реконструкцию с целью улучшения жилищных условий квартиры, занимаемой семьей истицы, противоречит п.2 ч.1 ст. 10 Федерального Закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает несостоятельными.
Понятие объекта индивидуального жилищного строительства ответчиком трактуется в соответствии со ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ. Однако, данная статья определяет понятие объекта индивидуального жилищного строительства применительно к правилам архитектурно-строительного проектирования, и применять данное понятие в связи с толкованием Закона РФ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» суд полагает неверным.
Из системного толкования положений Закона № 256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что средства материнского капитала могут быть направлены на любое улучшение жилищных условий семьи, в том числе и в результате реконструкции жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, закон трактует понятие «жилое помещение» значительно шире понятия « объект индивидуального жилищного строительства».
По мнению суда, отказ истице в направлении средств материнского капитала на реконструкцию жилого помещения с целью улучшения жилищных условий семьи ограничивает ее законные права по распоряжению этими средствами.
В связи с изложенным суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить, восстановив нарушенное право истицы на распоряжение средствами материнского капитала для реконструкции занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения.
Исковые требования в части признания квартиры в 1 объектом индивидуального жилищного строительства удовлетворению не подлежат как не основанные на законе.
Понесенные истицей судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей подлежат возмещению ответчиком.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Аржаной Евгении Александровны на распоряжение средствами материнского ( семейного) капитала для реконструкции жилого помещения в Красноярского, 1.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в направить средства материнского ( семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения по адресу: , без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в в пользу Аржаной Евгении Александровны судебные расходы в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд.
Председательствующий / Шугалеева М.А.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ