ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Губахинского городского суда (Пермский край)

                                                                                    Губахинский городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Губахинский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ




Дело №2-ДД.ММ.ГГГГ года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года

 городско суд  края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сервис Мастер Строй», третье лицо ОАО «КРЦ Прикамье» об обязании произвести перерасчет платы за подогрев воды гражданам многоквартирного дома № № по  за ДД.ММ.ГГГГ года, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сервис Мастер Строй» об обязании произвести перерасчет платы за подогрев воды гражданам многоквартирного дома № № по  за ДД.ММ.ГГГГ года и о возложении обязанности на ООО «СМС» производить расчет платы за подогрев воды при % снятии показаний индивидуальных приборов учета горячей воды в квартирах, мотивируя тем, что в соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации № 307 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Разделом III Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 14 Правил установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. При этом согласно п.38 Правил в платежном документе помимо прочего производится указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета -указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление). Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункта 1 п. З Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. В соответствии с названными нормами жилищного законодательства, при расчете платы за «подогрев воды» за основу принимаются показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, поставляемой на общедомовые нужды. При этом в соответствии с формулой (9) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех индивидуальных счетчиков распределяется между собственниками квартир пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. То есть чем больше потреблено воды на нужды ГВС по индивидуальному прибору учета, тем больше плата за расход тепловой энергии на подогрев воды по общедомовому прибору учета. При этом оплата тепловой энергии на подогрев воды внутри квартир производится жильцами по индивидуальным приборам учета. При этом необходимо учитывать, что принцип расчета платы за тепловую энергию на «подогрев воды», (оплата общедомовых расходов), применяемый ОАО «КРЦ-Прикамье» будет соответствовать требованиям закона только при условии 100% снятия показаний по индивидуальным приборам учета. При проверке правильности произведенных расчетов за подогрев воды по многоквартирному дому № № по  установлено, что, производя расчет платы ОАО «КРЦ-Прикамье» не располагало полной информацией по расходу воды потребленной на нужды ГВС в каждой из квартир вышеуказанного многоквартирного дома. Так, по сведениям, представленным ОАО «КРЦ-Прикамье» в прокуратуру города, в ДД.ММ.ГГГГ года жильцами дома № № по пр. были сняты и переданы в адрес ОАО «КРЦ-Прикамье» показания № из № квартир, имеющих индивидуальные приборы учета в указанном доме. За указанный период расчет платы за подогрев воды тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, то есть жильцам указанных квартир не производился расчет платы за потребленную тепловую энергию внутри жилого помещения и за тепловую энергию, потребленную в общем на дом. Между тем, жильцам, ежемесячно представляющим сведения по расходу воды на нужды ГВС в занимаемых ими жилых помещениях была начислена плата за тепловую энергию, которая фактически ими потреблена не была, что противоречит нормам жилищного законодательства. Поскольку по многоквартирному дому в ДД.ММ.ГГГГ года не было произведено % снятие показаний индивидуальных приборов учета, формула расчета, указанная в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» не может быть применена, так как достоверно не установлены все показатели, необходимые для расчета по формуле.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города  Кашапова Н.Н. исковые требования поддержала частично, так как в судебном заседании стало известно, что оспариваемый дом с ДД.ММ.ГГГГ года находится на обслуживании МАУ «Управление городского хозяйства», поэтому настаивает на требованиях по отношению к ответчику о перерасчете платы за «подогрев воды» ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ответчика –  ООО «СервисМастерСтрой» Значковская Г.Ф. в судебном заседании с иском прокурора о перерасчете не согласна, так как в формуле расчета подпункта 1 пункта 3 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размера платы за горячую воду в помещениях, оборудованных приборами учета такая составляющая как % снятие показаний с индивидуальных приборов учета электроэнергии не предусмотрена.

Представитель третьего лица - ОАО «КРЦ- Прикамье» - в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором с иском не согласен, так как считает, что прокурор не имел права обращаться в суд с таким иском, так как круг лиц определен- это жители дома № № по .

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абзаца «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года за № 307 " О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункта 22 этих же Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно абзаца «а» пункта 23 этих Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

В судебном заседании установлено, что в многоквартирном доме № по  до ДД.ММ.ГГГГ года находившегося в управлении Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Мастер Строй», установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. С ДД.ММ.ГГГГ года между ответчиком – ООО «СервисМастерСтрой» и третьим лицом ОАО «КРЦ - Прикамье» заключен агентский договор, по которому расчет объема, стоимости, начисление платы за «подогрев», подлежащую оплате потребителями на основании показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета осуществляет третье лицо. Жильцам описываемого дома, которые за спорный период не передали данные по индивидуальным приборам учета воды, потребленной на горячее водоснабжение по своим квартирам, расчет платы за потребленную тепловую энергию на «подогрев воды», как в своих квартирах, так и за общедомовые расходы, не производился.

Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и материалами дела: агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Сервис МастерСтрой» и ОАО «КРЦ- Прикамье».

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что для расчета платы за горячее водоснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) необходимо установление суммарного объема  потребленного ресурса. Указанная величина устанавливается исходя из информации, предоставленной каждой из квартир, находящихся в доме, в которых установлены приборы учета горячей воды. Следовательно, распределение бремени расходов на общедомовые расходы горячей воды между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, будет являться правомерным лишь тогда, когда управляющая организация будет обладать  информацией о потребленной энергии на «подогрев воды» каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный прибор учета по горячей воде.

Как следует из представленных документов, в ДД.ММ.ГГГГ года плата за общедомовой расход тепловой энергии за «подогрев воды» по дому № по  была распределена между жильцами, которые предоставили показания индивидуальных приборов учета горячей воды. Размер платы гражданам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, т.е. жильцам данных квартир не начислялась плата за общедомовой расход тепловой энергии на «подогрев воды», поскольку она распределялась лишь между теми гражданами, которые сообщили данные счетчиков.

Действующее законодательство (п. 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) предписывает возможность рассчитывать плату за потребленный ресурс горячего водоснабжения лишь при наличии информации о сумме потребленного ресурса как в жилых, так и в нежилых помещениях дома.

Таким образом, законодательство возлагает на управляющую организацию обязанность принимать меры к получению информации о потребленном ресурсе каждым помещением дома.

Оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца необходимо удовлетворить.






Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на ООО «Сервис Мастер Строй» обязанность произвести перерасчет платы за услугу «подогрев воды» в многоквартирном доме № № по  за ДД.ММ.ГГГГ года в связи с допущенными нарушениями порядка расчета.

Решение может быть обжаловано в ДД.ММ.ГГГГ краевой суд через  городской суд в течение 10 дней.

Судья