ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

                                                                                    Камбарский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Камбарский районный суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ

Камбарский районный суд Удмуртской Республики, в составе председательствующего судьи Ефимова С.Л., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главе Муниципального образования «К» и к Муниципальному образованию «К» в лице Администрации МО «К» об обязании отменить распоряжение и обязании восстановить (продолжить) выплату пособия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Главе МО «К» Б с требованием:

1. Признать действия Главы МО «К» Б по принятию распоряжения от xx.06.2011 г. № ХХ незаконными.

2. Признать распоряжение Главы МО «К» от xx.06.2011 г. № ХХ «Об увольнении главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» незаконным и недействующим со дня его принятия.

3. Обязать Главу МО «К» восстановить (продолжить) выплату пособия в соответствии с Уставом МО «К».

В ходе предварительного судебного заседания от xx.01.2012 г. представитель истца - ФИО3, действующий на основании доверенности, просил в соответствии со ст. 41 ГПК РФ заменить ответчика на Городской Совет депутатов МО «К». Определением суда от xx.01.2012 г. произведена замена ответчика Главы МО «К» на ответчика Городской Совет депутатов МО «К» (л.д. 23-оборот).

В предварительном судебном заседании от xx.02.2012 г. представитель истца вновь представил уточнение к иску, которым отказался от требований, содержащихся в пунктах 1 и 2 первоначального искового заявления, а также просил в соответствии со ст. 41 ГПК РФ заменить ответчика Городской Совет депутатов Муниципального образования «К» на ответчика Муниципальное образование «К» в лице организации-должника Администрации МО «К». Также заявил требования:

1. об отмене распоряжения Главы МО «К» Б от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)».

2. об обязании муниципальное образования «К» восстановить (продолжить) выплату пособия в соответствии с Уставом МО «К» за счет казны МО «К».

Определением суда от xx.02.2012 г. произведена замена ответчика Городского Совета депутатов Муниципального образования «К» на ответчика муниципальное образование «К» в лице организации-должника Администрации МО «К».

Приняты к производству требования ФИО1:

1. об отмене распоряжения Главы МО «К» Б от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия).

2. об обязании муниципальное образование «К» восстановить (продолжить) выплату пособия в соответствии с Уставом МО «К» за счет казны МО «К».

Принят отказ ФИО1 от ряда требований и прекращено производство по делу в соответствующей части (л.д.61).

В ходе предварительного судебного заседания от xx.03.2012 г. представитель истца ходатайствовал о привлечении к участию в деле соответчика - Главу Муниципального образования «К» (л.д.93).

Определением суда от xx.03.2012 г. ходатайство было удовлетворено (л.д.94-95).

В окончательном виде представителем истца было заявлено требование к Главе Муниципального образования «К» об обязании отменить распоряжение от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» и к Муниципальному образованию «К» в лице администрации МО «К» об обязании восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «К» (л.д.109).

Иск мотивирован тем, что в соответствии со ст. 52 Главы 8 Устава МО «К» Глава МО «К» при прекращении полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисляемого в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае, если на новом месте работы Глава МО «К» получает заработную плату ниже размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 52 Устава, то производится доплата до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Истец ФИО1 занимал должность Главы МО «К» с xx.03.2008 г. по xx.04.2011 г. хх июня 2011  МО «К» Б издал распоряжение № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)», которым предусматривается исключение (уменьшение) предусмотренных Уставом МО «К» социальных гарантий, связанных со статусом должностных лиц.

Истец считает, что Глава МО «К» Б своими действиями превысил должностные полномочия, фактически внеся изменения в Устав МО «К», нарушил права истца на получение социальных гарантий, предусмотренных Уставом. Порядок внесения изменений в Устав установлен ст. 45 Устава, которой не предусматривается возможность внесения изменений в Устав Главой МО «К».

В ходе предварительного судебного заседания от xx.02.2012 г. представитель истца ФИО3 дополнил основание иска, указав, что по истечении 3-х месяцев после вступления в должность Главы Муниципального образования «К», Б издал распоряжение, отменяющее первоначальное распоряжение ФИО1 При этом Б в своем распоряжении сделал ссылки на Закон Удмуртской Республики № Х3 от xx.10.08 г., указав, что выплату пособия производить в течение 3-х месяцев, без учета положений ч. 2 ст. 2 вышеуказанного закона, в которой сказано, что Уставом Муниципального образования могут предусматриваться иные гарантии, нежели те, которые установлены в Законе, при условии, что бюджет муниципального образования не получает трансферты из бюджетов других уровней. Бюджет МО «К» не получал трансферты из бюджетов других уровней, поэтому в соответствии с этим законом ФИО6 было издано распоряжение о получении социальной гарантии-пособия в течение одного года. Решение Совета депутатов МО «К» от xx.06.2011 г. подтверждает, что МО «К» не получает субвенции из бюджетов других уровней на момент принятия ФИО6 распоряжения, следовательно, считает, что распоряжение Главы МО «К» Б не основано на законе, противоречит Уставу МО «К».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Его интересы в судебном заседании представляет на основании доверенности представитель – ФИО3

В ходе судебного заседания представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Суду дополнительно пояснил, что суд должен обязать Главу МО «К» Б отменить распоряжение Главы МО «К» Б от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)». По второму требованию ответчиком является МО «К», в лице администрации МО «К». Просил обязать МО «К» в лице администрации МО «К» восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «К» за счёт казны МО «К». Распорядителем денежных средств является МО «К», все выплаты производит финансовый орган администрации МО «К». Финансовый орган находится в структуре МО «К». Если отношения между истцом и органом местного самоуправления МО «К» регулируются Трудовым кодексом, то ссылки ответчика на ст. 164, 165 ТК РФ не совсем точны. В статье 165 ТК РФ указано, что «помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: - в некоторых случаях прекращения трудового договора». В данном случае такие гарантии предоставляются при прекращении трудового договора (контракта), предусмотрены ч. 2 ст. 2 Закона УР от xx.10.2008 г. №-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата…» и ст. 52 Устава МО «К», в случае досрочного прекращения полномочий. Также и в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными нормативными законами. В рассматриваемом случае, такие гарантии при прекращении трудового договора (контракта) предусматриваются ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от xx.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с ним Уставом МО «К», а также Законом УР. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК РФ, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства. Однако, законами о статусе указанных лиц, могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности, и связанные с последующим трудоустройством. Поэтому ссылки ответчика на определения Верховного суда от xx.01.2009 г., № Г08-11, от xx.11.2008 г. №-В07-173 и ст. 172 ТК РФ не состоятельны и не должны приниматься судом во внимание при принятии решения, так как там идёт речь о предоставлении рабочего места и о сохранении рабочего места, а если не сохранено рабочее место, то рассматриваются абсолютно другие требования. Согласно п. 1 постановления Пленума ВС РФ от xx.03.2004 г. №, если возник спор по поводу не исполнения, либо не надлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя. П. 8 данного постановления говорит, что Трудовой кодекс не распространяется на гражданско-правовые обязательства. Кроме того, ФИО1 уже не состоит в трудовых отношениях с муниципальным образованием «К». Распорядителем денежных средств является МО «К», все выплаты производит финансовый орган администрации МО «К». Финансовый орган находится в структуре МО «К». Бюджет МО «К» не получает трансферты, не является дотационным, поэтому Уставом предусмотрены такие гарантии. Просил удовлетворить исковые требования истца.

Ответчик - Муниципальное образование «К» в лице Администрации Муниципального образования «К» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. Ранее, интересы ответчика представлял ФИО4, действующий на основании доверенности.

В возражениях на исковые требования (л.д. 68) указал, что Администрация МО «К» не может выступать ответчиком по иску ФИО1 об обязании муниципального образования «К» продолжить выплату пособия за счет казны МО «К» по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Устава МО «К» к полномочиям Администрации муниципального образования «К» относится исполнение местного бюджета. Утверждение местного бюджета в соответствии с ч. 2 ст. 25 Устава МО «К» относится к исключительной компетенции Городского Совета депутатов МО «К». Следовательно, Администрация МО «К» является исполнителем, а не распорядителем Бюджета МО «К» и не может выступать ответчиком по вопросу выплаты пособия ФИО1

ФИО1 в соответствии с Трудовым Контрактом от xx.03.2008 года состоял в трудовых отношениях с Советом депутатов муниципального образования и являлся работником Совета депутатов МО «К», то есть другого юридического лица, а не работником Администрации МО «К». Следовательно, на Администрацию МО «К» не могут быть возложены обязательства, вытекающие из трудовых отношений других юридических лиц, в том числе осуществление каких-либо выплат по обязательствам юридического лица - Совета депутатов МО «К».

Ответчик - Глава Муниципального образования «К», о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 103-105) указал, что Уставом МО «К» от xx.06.2006 года (в ред. решений Совета депутатов муниципального образования «К» от xx.06.2007 №, от xx.07.2008 №, от xx.10.2009 №) ст.52 предусмотрено, что Глава муниципального образования «К», депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, глава Администрации муниципального образования «К» при прекращении их полномочий (в том числе при досрочном прекращении их полномочий) получают пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Закон УР от xx.10.2008 N 43-РЗ (ред. от xx.04.2010) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике, в ст. 2 определяет порядок установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица:

1. Перечень гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (далее - гарантии) устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Размер, условия предоставления и порядок финансового обеспечения предоставления гарантий устанавливаются уставом муниципального образования и принимаемыми в соответствии с ним решениями представительного органа муниципального образования в пределах и порядке, установленных статьями 5, 8 - 17 настоящего Закона.

2. Уставом муниципального образования, которое не является получателем межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций и выплат, направленных на стимулирование развития муниципального образования) и (или) которому не установлены дополнительные нормативы отчислений, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, может быть предусмотрено предоставление депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу иных не предусмотренных настоящим Законом гарантий.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст.6 ТК РФ к ведению Федеральных органов власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Частью 2 ст.6 ТК РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от xx.10.2003 года №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

На основании ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Вместе с тем по смыслу названной нормы такие гарантии могут быть предоставлены только на период полномочий, а не по окончании срока полномочий.

Сохранение денежного содержания в течение определенного периода после освобождения от должности не связано с обеспечением исполнения публичных полномочий, соответственно, не является гарантией осуществления полномочий выборных должностных лиц.

Предоставление гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за пределы полномочий муниципального образования, субъекта Российской Федерации, соответственно относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий только в период исполнения трудовых обязанностей (ст. 164,165 ТК РФ).

Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Такая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от xx.01.2009 №-Г08-11, от 25.1112008 №-В07-173.

Таким образом, положение ст.52 Устава МО «К» на момент возникновения у ФИО6 права на выплату денежного содержания и в настоящее время не соответствует требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №-Ф3 от xx.10.2003 г., положениям Трудового Кодекса.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от xx.10.2003 №-Ф3 (ред. от xx.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам Субъектов Российской Федерации.

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, нормативные правовые акты органов Местного самоуправления, в данном случае ст. 52 Устава МО «К» не может противоречить федеральному законодательству, в случае противоречия должен применяться федеральный закон.

Таким образом, оснований для выплаты указанного пособия не имеется, в удовлетворении требования о выплате ФИО1 пособия просил отказать.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства имеющие значение для дела.

xx.03.2008 года ФИО1 избран главой Муниципального образования «К» (решение сессии городского Совета депутатов от xx.03.2008 года №) (л.д.54).

xx.03.2008 г. между истцом и городским Советом депутатов МО «К» заключен трудовой договор (л.д.52-53).

xx.04.2011 года полномочия ФИО1 как главы Муниципального образования «К» прекращены в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «К» (л.д. 55).

Распоряжением главы МО «К» №Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» (пунктами 2 и 3) ФИО1 с хх апреля 2011 г., в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.52 Устава МО «К» установлено пособие в размере среднего ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы, но не более одного года. В случае если на новом месте работы Глава МО «К» будет получать заработную плату ниже размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 52 Устава МО «К», производить доплату до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий Главы муниципального образования (л.д.55).

Распоряжением Главы МО «К» Б от xx.06.2011 г. № ХХ пункты 2 и 3 Распоряжения главы МО «К» №Х от xx.03.2011 г. признаны недействительными и изложены в следующей редакции:

«2. Руководствуясь п. 2 ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 г. (ред.от xx.04.2010) ФИО1 с хх апреля 2011 установить и начать выплату пособия в размере среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами РФ, до устройства на новое место работы, но не более трех месяцев.

3. В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 г. (ред. от xx.04.2010) в случае, если на новом месте работы Глава МО «К» будет получать заработную плату ниже размера средней, заработной платы по замещавшейся должности, производить доплату до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более трех месяцев со дня прекращения полномочий» (л.д.56).

ФИО1 выплата пособия производилась с xx.04.2011 г. по xx.07.2011 г., то есть в течение трех месяцев, на общую сумму ХХХХХХ руб. (л.д. 28).

Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями представителей сторон, представленными доказательствами и никем не оспариваются.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 необходимо отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 29 Устава муниципального образования «К» (далее по тексту Устав)  Глава муниципального образования «К» является высшим должностным лицом муниципального образования «К» и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования «К» избирается Городским Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Городского Совета депутатов, из состава которого он был избран. Срок полномочий Главы муниципального образования «К» соответствует сроку полномочий Городского Совета депутатов. Полномочия Главы муниципального образования «К» начинаются со дня его избрания и прекращаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. В соответствии с федеральным законом полномочия Главы муниципального образования «К» прекращаются досрочно, в том числе, в случае досрочного прекращения полномочий Городского Совета депутатов.

Аналогичные положения в отношении главы муниципального образования закреплены в статье 36 Федерального закона от xx.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 1 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ (в ред. Закона УР от xx.04.2010 N 14-РЗ) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике" (далее по тексту Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ) гласит:

Ч. 1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от хх октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает:

1) гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Удмуртской Республике (далее - депутат);

2) социальные гарантии и гарантии трудовых прав депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе (далее - член выборного органа), и выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборное должностное лицо).

Ч.2. В настоящем Законе депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, член выборного органа и выборное должностное лицо понимаются как лица, замещающие муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - лицо, замещающее муниципальную должность).

Согласно положениям статей 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона от xx.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальными служащими являются граждане, осуществляющие на постоянной основе на основании контракта профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы, которые установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, и получающие денежное содержание за счет средств местного бюджета. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от xx.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

В статье 2 Закона УР от xx.03.2008 N 10-РЗ "О муниципальной службе в Удмуртской Республике" определен реестр должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике.

  Из анализа ч. 12 ст. 2 Закона УР от xx.03.2008 N 10-РЗ, устанавливающей должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения, следует, что должность главы МО «К» не является должностью муниципальной службы.

Глава МО «К» является выборным должностным лицом местного самоуправления (лицом, замещающим муниципальную должность, в смысле придаваемом статьей 1 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ).

Соответственно, положения Федерального закона от xx.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не регулируют отношения с участием главы МО «К».

Статьей 52 Устава муниципального образования «К» предусмотрены социальные гарантии, связанные со статусом должностных лиц муниципального образования "К".

Статья 52 Устава предусматривает следующее:

1. Глава муниципального образования «К», депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, глава Администрации муниципального образования «К» при прекращении их полномочий (в том числе при досрочном прекращении их полномочий) получают пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий в следующих случаях:

1) после окончания срока полномочий и (или) при не избрании или не назначении на должность на новый срок полномочий;

2) при упразднении должностей в связи с преобразованием муниципального образования «К»;

3) после отставки по собственному желанию, если они проработали в этой должности не менее года;

4) при досрочном прекращении полномочий городского Совета депутатов муниципального образования «К».

2. В случае, если на новом месте работы Глава муниципального образования «К», депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, глава Администрации муниципального образования «К» получают заработную плату ниже размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, то производится доплата до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий указанных лиц.

3. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи не применяются:

1. для Главы муниципального образования «К» в случаях:

- отзыва избирателями в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования «К»;

- отрешения его от должности Президентом Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законом;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

4. Финансирование расходов, предусмотренных настоящей статьей, производится за счет средств бюджета муниципального образования «К» (статья 52 в ред. решения Совета депутатов муниципального образования «К» от xx.06.2007 №).

Статья 2 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ закрепляет порядок установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица.

Статья 15 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ (в ред. Закона УР от xx.04.2010 N 14-РЗ) устанавливает пособие лицу, замещавшему муниципальную должность, на период трудоустройства после прекращения осуществления полномочий.

Ч. 1. Лицо, замещавшее муниципальную должность в муниципальном образовании, наделенном статусом городского округа или муниципального района, после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение периода, установленного уставом муниципального образования, но не более 1 года со дня прекращения полномочий.

Ч.2. Лицо, замещавшее муниципальную должность в муниципальном образовании, наделенном статусом городского (сельского) поселения, после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение периода, установленного уставом муниципального образования, но не более 3 месяцев со дня прекращения полномочий.

Ч.3. Пособия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, выплачиваются лицу, замещавшему муниципальную должность в следующих случаях: п.3 - после отставки по собственному желанию, если он проработал в этой должности не менее 1 года;

Из содержания данных статьей следует, что глава муниципального образования "К" после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленном в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение 1 года со дня прекращения полномочий, после отставки по собственному желанию, если он проработал в этой должности не менее 1 года.

Согласно ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Частью 2 ст. 6 ТК РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от xx.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

При этом под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц.

Сохранение денежного содержания в течение определенного периода в связи с увольнением по собственному желанию не связано с обеспечением исполнения публичных полномочий, соответственно, не является гарантией осуществления полномочий выборных должностных лиц.

Предоставление гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, соответственно, относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (ст. 164, 165 ТК РФ).

На основании ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Вместе с тем, по смыслу названной нормы такие гарантии могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий (Определение Верховного Суда РФ от xx.01.2009 N 55-Г08-11).

Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Таким образом, положение ст. 52 Устава МО «К», ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ на момент издания Распоряжения Главы МО «К» от xx.03.2011 г. № Х об установлении и выплате ФИО1 денежного содержания и в настоящее время не соответствует требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от xx.10.2003 г. и положениям Трудового кодекса РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от xx.10.99 N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от xx.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Закон УР от xx.10.2008 года №-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике», и Устав муниципального образования «К» в части установления дополнительной гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании срока их полномочий по определенным основаниям, в виде выплаты пособия до устройства на новое место работы, противоречит положениям Трудового кодекса РФ, и, в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не подлежит применению.

Таким образом, оснований для выплаты указанного пособия не имеется, в удовлетворении требования об обязании восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «К» необходимо отказать.

Доводы истца относительно того, что правовое положение лиц, избранных на выборные должности в органах местного самоуправления, не регулируется трудовым законодательством (в частности Трудовым Кодексом РФ), а регулируется специальными законами, безосновательны. Это противоречит основополагающему принципу трудового права: предусмотренные трудовым законодательством права и гарантии должны предоставляться каждому лицу, фактически осуществляющему трудовую деятельность, если иное прямо не установлено федеральным законом. ТК РФ в ст. 11 указывает лиц, на которых действие трудового права не распространяется: военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров организаций; лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. Ни в указанной статье ТК РФ, ни в иных федеральных законах нет указания на то, что трудовое право не распространяется на выборных лиц местного самоуправления. Кроме того, в ст. 17 ТК РФ указано, что если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, то на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают трудовые отношения.

Также безосновательны доводы истца о том, что гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ распространяются на случаи прекращения трудового договора (контракта) с выборным должностным лицом органов местного самоуправления. Так в соответствии со ст. 2 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ перечень гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (далее - гарантии) устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Размер, условия предоставления и порядок финансового обеспечения предоставления гарантий устанавливаются уставом муниципального образования и принимаемыми в соответствии с ним решениями представительного органа муниципального образования в пределах и порядке, установленных статьями 5, 8 - 17 настоящего Закона. Уставом муниципального образования, которое не является получателем межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций и выплат, направленных на стимулирование развития муниципального образования), и (или) которому не установлены дополнительные нормативы отчислений, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, может быть предусмотрено предоставление депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу иных не предусмотренных настоящим Законом гарантий. При этом, как указано выше, под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц. Положение ч. 2 ст. 2 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ, предусматривающее, что уставом муниципального образования может быть предусмотрено предоставление выборному должностному лицу иных не предусмотренных настоящим Законом гарантий, также распространяется лишь на те гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц. В силу этого, положения ст. 2 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ не могут распространяться на случаи предоставления гарантий в связи с прекращением полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Судом установлено, что положения ст. 52 Устава МО «К» и ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ противоречат федеральному законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В силу этого, при вынесении решения суд руководствуется федеральным законодательством, в частности ФЗ от xx.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Трудовым Кодексом РФ. В связи с этим суд не принимает во внимание доводы истца о том, что изменения, внесенные в ст. 52 Устава МО «К» в части установления дополнительных гарантий Главе МО «К» в связи с прекращением полномочий, прошли в установленном законом процедуру регистрации и что решений суда о признании данных положений противоречащим федеральному и региональному законодательству не принималось (л.д. 71).

Безоснователен довод ответчика и о том, что в соответствии со ст. 12, 130-133 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, в силу чего органы местного самоуправления по вопросам трудового законодательства могут принимать свои нормативные акты, в том числе по вопросам установления гарантий.

Согласно пунктам «к», «н» части 1статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что муниципальным образованием для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта РФ.

Таким образом, оснований для выплаты ФИО1 пособия, предусмотренного ст. 52 Устава МО «К», ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ, не имеется, поскольку указанная норма противоречит федеральному законодательству.

Кроме того необходимо отказать в части требований об обязании Главы МО «К» отменить распоряжение Главы МО «К» от xx.06.2011 г. № ХХ «Об увольнении главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ГПК РФ в случае нарушения прав заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Из смысла приведенной выше нормы права следует, что судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права, свободы или законные интересы.

Признание незаконным Распоряжения Главы МО «К» от xx.06.2011 г. № ХХ вследствие издания его Главой МО «К» без соблюдения процедуры внесения изменений в Устав, не повлечет для истца правовых последствий при удовлетворении данного требования, так как суд пришел к выводу, что Устав МО «К» в части производства выплат ФИО1 по окончании срока его полномочий и ст. 15 Закона УР от xx.10.2008 N 43-РЗ противоречат федеральному закону и не подлежат применению. Удовлетворение иска в данной части не восстановит прав истца, нарушение которых суд не усматривает в данном споре.

Поскольку судом установлено отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, то суд не исследует заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд и ходатайство истца о восстановлении срока, так как данные обстоятельства правового значения для разрешения данного спора по существу не имеют.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главе Муниципального образования «К» об обязании отменить распоряжение от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» и к Муниципальному образованию «К» в лице Администрации МО «К» об обязании восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «К» необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главе Муниципального образования «К» об обязании отменить распоряжение от xx.06.2011 г. № ХХ «О внесении изменений в распоряжение Главы МО «К» № Х от xx.03.2011 г. «Об увольнении Главы МО «К» в связи с досрочным прекращением полномочий Городского Совета депутатов МО «К» и выплате социальной гарантии (пособия)» и к Муниципальному образованию «К» в лице Администрации МО «К» об обязании восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «К», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ С.Л. Ефимов

Копия верна:

Судья С.Л. Ефимов