ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Каменского районного суда (Ростовская область)

                                                                                    Каменский районный суд Ростовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Каменский районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова А.Е.,

с участием помощника Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области - Кочиева Д.О.,

представителя ответчика ФКУ «ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области» - Рыковской Н.М.,

представителя ответчика Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области - Тесленко И.Н.,

при секретаре Митрофановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, о понуждении к выполнению законных требований,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, о понуждении к выполнению законных требований, указав в обоснование своих требований, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области с привлечением специалистов  ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области. В ходе проведения указанной проверки, на основании ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 года № 134-ФЗ, выявлены грубые нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В нарушение требований ст. 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ст. 9, 43, 56 Водного кодекса РФ, учреждение ИК-12 не принимает мер по сохранению водных объектов, предотвращению их от загрязнения. Так, в ходе проверки установлено, что очистные сооружения ИК-12, расположенного на территории , типовые, проектная мощность  куб.м. в сутки. Данные сооружения построены в ДД.ММ.ГГГГ году, в настоящее время разрушены и не эксплуатируются. Сбор сточных вод со всех подразделений учреждения проводится централизованной канализационной сетью, затем собираются в общий канализационный коллектор и по уклону местности самотеком направляется в район старых очистных сооружений и из смотрового канализационного колодца не очищенные сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, без обеззараживания сбрасываются на поверхность земли, загрязняя почву, подземные воды, по естественному уклону стекают в ручей , который впадает в реку , которая в свою очередь используется в качестве зоны рекреации . Срок разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного  истек ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки установлено, что в учреждение отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами. Контроль за сточными водами предусмотренный требованиями СанПиН -2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по микробиологическим и паразитологическим показателям учреждением не проводится. Таким образом, администрацией ИК-12 не выполняется, возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования экологической безопасности, чем нарушается право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Бездействие администрации ИК-12 по соблюдению требований законодательства об экологической безопасности, заключается в непринятии мер по установке системы очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих в окружающую среду из ИК-12, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12 ГК РФ, перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление о возложении на руководителя обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 ГУФСИН России по Ростовской области», является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает  В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ, учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, обеспечение надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод из ИК-12 должно быть произведено за счёт средств Учреждения, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых , представленной на территории области ГУФСИН Росси по Ростовской области.

На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в ручей  который впадает в реку ; обязать администрацию ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области оборудовать за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказания России, представленной на территории  ГУФСИН России по Ростовской области установить, систем очистки и обеззараживания сточных вод.

В судебном заседании помощник Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Кочиев Д.О., уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по РО по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в ручей , который впадает в реку ; обязать ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области оборудовать ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказания России, представленной на территории Ростовской области ГУФСИН России по Ростовской области системой очистки и обеззараживания сточных вод, мотивируя доводами, аналогичными изложенным в иске.

Представители ответчиков ФКУ «ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области» Рыковская Н.М., Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области - Тесленко И.Н., заявленные исковые требования не признали, суду пояснили, что в настоящее время отсутствует финансирование работ по строительству очистных сооружений в ИК - 12. Заместителем начальника  был утвержден План водоохранных мероприятий ИК - 12. Согласно данному Плану, в настоящее время в колонии ведутся работы по капитальному ремонту сетей наружного водопровода и наружной канализации. Согласно данному Плану, разработка проекта по реконструкции очистных сооружений сточных вод предусмотрена на ДД.ММ.ГГГГ.г. Строительство очистных сооружений предусмотрено на ДД.ММ.ГГГГ г.г. В связи с этим, просят суд установить срок для оборудования ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» системой очистки и обеззараживания сточных вод до ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела в совокупности, суд считает необходимым исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области удовлетворить по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 ГУФСИН России по Ростовской области», является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает . Согласно п. 1.2 Устава, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет . Собственником имущества Учреждения является  в лице . Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет  в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в ведении .

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области с привлечением специалистов , выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проверки установлено, что ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области не принимает мер по сохранению водных объектов, предотвращению их от загрязнения.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Кроме этого, согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Также, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Крое этого статьей 43 Водного Кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Также, статьей 56 Водного кодекса РФ определено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, запрещаются.

В ходе проверки установлено, что очистные сооружения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, расположенного на территории , типовые, проектная мощность .м. в сутки. Данные сооружения построены в , в настоящее время разрушены и не эксплуатируются.

Сбор сточных вод со всех подразделений учреждения проводится централизованной канализационной сетью, затем собираются в общий канализационный коллектор и по уклону местности самотеком направляется в район старых очистных сооружений и из смотрового канализационного колодца не очищенные сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, без обеззараживания сбрасываются на поверхность земли, загрязняя почву, подземные воды, по естественному уклону стекают в ручей , который впадает в реку , которая в свою очередь используется в качестве зоны рекреации .

Срок разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного  истек ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки установлено, что в учреждение отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами.

Контроль за сточными водами предусмотренный требованиями СанПиН -2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по микробиологическим и паразитологическим показателям учреждением не проводится.

Данное обстоятельство подтверждается справкой по результатам проверки, проведенной Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области с привлечением специалистов  ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Таким образом, администрацией ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской не выполняется, возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования экологической безопасности, чем нарушается право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд считает установленным факт существенного нарушения ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области норм природоохранного законодательства.

Бездействие администрации ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской по соблюдению требований законодательства об экологической безопасности, заключается в непринятии мер по установке системы очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих в окружающую среду из ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, обеспечение надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод из ИК-12 должно быть произведено за счёт средств Учреждения, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории области ГУФСИН Росси по Ростовской области.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Кроме этого, статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Бездействие администрации ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области по соблюдению требований законодательства об экологической безопасности, выразившееся в непринятии мер по установке системы очистки обеззараживанию сточных вод, поступающих в окружающую среду из ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

В связи с этим, суд не согласен с доводами представителей ответчиков о том, что необходимо установить срок для оборудования ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» системой очистки и обеззараживания сточных вод до ДД.ММ.ГГГГ г.г., в соответствии с утвержденным заместителем начальника  Планом водоохранных мероприятий ИК - 12.

Наличие данного Плана водоохранных мероприятий по ИК - 12, не исключает иного более скорого финансирования работ по оборудованию ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» системой очистки и обеззараживания сточных вод.

Суд считает, что установление срока для оборудования ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» системой очистки и обеззараживания сточных вод до ДД.ММ.ГГГГ г.г. не будет отвечать требованиям природоохранного законодательства, так как в настоящее время сбор сточных вод со всех подразделений учреждения проводится централизованной канализационной сетью, затем собираются в общий канализационный коллектор и по уклону местности самотеком направляется в район старых очистных сооружений и из смотрового канализационного колодца не очищенные сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, без обеззараживания сбрасываются на поверхность земли, загрязняя почву, подземные воды, по естественному уклону стекают в ручей , который впадает в реку , которая в свою очередь используется в качестве зоны рекреации .

Оснований для установления иного срока для оборудования ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» системой очистки и обеззараживания сточных вод, суду также не представлено, так как не представлено ни проектной документации, ни иных доказательств, свидетельствующих о выполнение требований прокурора к определенному сроку.

В связи, с чем исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, о понуждении к выполнению законных требований, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, о понуждении к выполнению законных требований - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в ручей  который впадает в реку .

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительную колонию № 12 ГУФСИН России по Ростовской области» оборудовать ФКУ «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области» за счет средств , выделяемых , представленной на территории  системой очистки и обеззараживания сточных вод.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: