ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе: судьи Дашдемирова Д.Р. при секретаре ФИО8,

представителя истца - ФИО9.

рассмотрев в судебном заседании Карабудахкентского районного суда гражданское дело по иску филиала Федерального Государственного ФИО2 «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного Агентства» в  (ФГУ ФИО6 «ФИО5») к ФИО1 об устранении нарушении права, не связанного с лишением владения,

установил:

Филиал Федерального Государственного ФИО2 «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного Агентства» в  (ФГУ ФИО6 «ФИО5») обратился с исковым заявлением к ФИО1 об устранении нарушении права, не связанного с лишением владения.

Из искового заявления следует, что в соответствии с протокольным решением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за № о принятии экстренных мер по обеспечению условий для реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7» (далее - ФАД) ведется работа по активизации деятельности рабочей группы по сопровождению всех видов работ, имеющих отношение к реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7», в том числе по резервированию земель.

Для активизации мер по обеспечению условий для реконструкции ФАД М-29 «ФИО7» и соблюдения норм действующего законодательства РФ устанавливающих порядок использования полосы отвода и придорожной полосы приказом директора филиала ФИО6 «ФИО5» в РД от ДД.ММ.ГГГГ №-а проводится инвентаризация объектов, расположенных в пределах полосы отвода и в придорожной полосе ФАД М-29 «ФИО7».

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного контроля за размещением объектов на придорожной полосе ФАД М-29 «ФИО7» на территории  было установлено, что на км 841+350 (справа) федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7» возведен объект дорожного сервиса - комплекс обслуживания грузовых автомобилей «EURO-TRUCKS». Объект возведен на земельном участке, принадлежащем на праве аренды ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ/р, проживающему по адресу РД,  (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 05-АА №).

Комплекс имеет непосредственный доступ (примыкание) к федеральной автомобильной дороге. Примыкание к федеральной автомобильной дороге осуществлено с нарушением требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

Примыкание осуществлено без предусмотренного законодательством обязательного согласования с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Отсутствует рабочий проект на строительство, а также акт ввода в эксплуатацию примыкания подъезда от объекта сервиса к федеральной автодороге, согласованный с владельцем дороги (ФГУ ФИО6 «ФИО5» - уполномоченный орган) и Министерством внутренних дел (УГИБДЦ МВД по РД - уполномоченный орган).

В соответствии с ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться для установления полос отвода автомобильных доро участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Земельным кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (далее - Закон об автомобильных дорогах в РФ) земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п. 7 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 233 (далее — Правила использования полос отвода) в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием федеральной автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией.

В соответствии с п. 8 указанных Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при том условии, что объекты дорожного сервиса не должны ухудшать условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги и должны быть обустроены подъездами, съездами и примыканиями, оборудованными переходно- скоростными полосами.

Как установлено в п.п. 9, 10 Правил использования полос отвода, размещение в пределах полосы отвода подъездов, съездов и примыканий (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода федеральной автомобильной дороги и требующим доступа к ним допускается в исключительных случаях по согласованию с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» утверждены перечни федеральных дорог, в перечень в качестве магистральной дороги включена дорога М-29 «ФИО7» - из Краснодара ( Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас.

На основании постановления администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № выдан Государственный акт за №, согласно которому Севкававтодорога является владельцем 146,85 га земли в границах, указанных на чертеже, и предназначенных для дорожной полосы отвода ФАД «ФИО7». Земельные участки в границах дорожной полосы отвода на расстоянии 16,5м от оси федеральной автомобильной дороги в обе стороны являются федеральной собственностью.

Распоряжением Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» за федеральными государственными ФИО2 закреплены на праве оперативного управления федеральные автомобильные дороги согласно приложению к названному распоряжению. Федеральная автомобильная дорога М-29 «ФИО7» закреплена на праве оперативного управления за Федеральным государственным ФИО2 «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального агентства», что подтверждается соответствующей выпиской из реестра федерального имущества.

Согласно ч. 3 ст.90 ЗК РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах в РФ (п.1 ч.2 ст.26) и Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила использования придорожных полос) (п.п. 2, 5) федеральные автомобильные дороги второй категории имеют придорожные полосы шириной 75м. с обеих сторон, считая от границы полосы отвода. В соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 автомагистраль М-29 «ФИО7» относится к автодорогам второй категории.

Пунктами 15, 18 Правил использования придорожных полос предусмотрена обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, согласования с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений.

В силу п.11 Правил использования придорожных полос размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии п.п. 1,2 ст.20 и п.З ст. 16 Закона об автомобильных дорогах в РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт примыканий и пресечений к федеральным автомобильным дорогам допускаются только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства или подведомственным ему федеральным государственным ФИО2.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), является Федеральное дорожное агентство (ФИО2).

Согласно п. 5.4 Положения, Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования. Федеральное государственное ФИО2 «Управление ордена Знак Почета

Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (далее - ФГУ ФИО6 «ФИО5») находится в ведении ФИО2 (пункт 15 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- р). Соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными ФИО2, в том числе ФГУ ФИО6 «ФИО5» (п.п. 5.4.2, 5.4(3) Положения; п. 3.3.8 Устава ФГУ ФИО6 «ФИО5»).

Примыкание не оборудовано переходно-скоростными полосами (п.5 акта обследования). Согласно п. 6 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах в РФ и п. И Правил использования придорожных полос объекты дорожного сервиса должны быть обустроены подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Эти же требования предусмотрены ФИО11 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:

п. 5.5.8. для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги».

На спорном объекте отсутствует освещение в местах въезда и выезда (п.6 акта обследования). Согласно п. 4.6.1.1 ФИО1152766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток.

Аналогичные требования предусмотрены и в СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение»:

п.7.1. Искусственное освещение подразделяется на рабочее аварийное, охранное и дежурное. Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное;

п.7.3. Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, необходимо раздельное управление освещением таких зон.

Также следует отметить, что примыкание к дороге устроено не в виде организованного заезда на объект и выезда с него, а осуществлено на всем протяжении объекта путем отсыпки грунта от обочины по всей площади объекта без устройства асфальтобетонного покрытия. Комплекс обслуживания не оснащен промышленно-ливневой канализацией и очистными сооружениями (п.8 акта обследования). Таким образом, примыкание нарушает естественный водоотвод (п.7 акта обследования), уклон площадки в сторону дороги, что приводит к стоку воды с горюче-смазочными материалами на проезжую часть и разрушительно на нее влияет (причинение вреда федеральному имуществу), способствует уменьшению сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием, а в условиях низких температур способствует образованию скользкости (гололедицы), что создает благоприятные условия для дорожно - транспортных происшествий (ДТП) и, соответственно, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения.

В составе построенного объекта сервиса не предусмотрена санитарная зона (общественный туалет, мусоросборники) (п. 9 акта обследования). Отсутствие санитарной зоны и промышленной канализации негативно влияет на состояние окружающей среды, приводит к попаданию на дорогу различных бытовых и производственных отходов, т.е. загрязнению дорожного покрытия.

В силу ст. 29 Закона об автомобильных дорогах в РФ пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается:

загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог;

использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса

вод;

выполнять в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе на проезжей части автомобильных дорог, работы, связанные с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием;

создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществлять прогон животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов;

нарушать другие установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.

Согласно п.п. 10, 18 Правил использования придорожных полос размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм экологической безопасности.

На спорном объекте не разработана схема установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и барьерного ограждения в соответствии с ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» (п. 11 акта обследования).

В соответствии с Правилами использования придорожных полос собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны обеспечить и соблюдать условия безопасности дорожного движения при осуществлении всякой деятельности на таких земельных участках (п.п. 10, 18).

С учетом того, что интенсивность движения транспортных средств на данном участке высокая, а дорога состоит из двух полос проезжей части с противоположными направлениями движения, при отсутствии переходно-скоростных полос и надлежащего освещения транспортные средства, съезжающие на объект сервиса и выезжающие с него на дорогу, создают серьезные препятствия транзитному транспорту, что увеличивает вероятность ДТП и риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Опасность также создает ухудшение качества дорожного покрытия вследствие не обеспечения ответчиком надлежащего водоотвода.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий).

Согласно ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения:

-приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

-приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

-соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 признает человека с его правами и свободами высшей ценностью.

Основные права и свободы человека, согласно ст. 17 Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Каждый имеет право на жизнь, на благоприятную окружающую среду (ч.1 ст.20, ст. 42 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ч.2 ст. 18 Конституции).

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст.ст. 2,45).

Закон о безопасности дорожного движения в ст. 2 безопасностью дорожного движения признает состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу ст. 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения, помимо прочего, осуществляется посредством осуществления государственного надзора и контроля над выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. К таковым наряду с прочими относятся нормы, правила и стандарты, регулирующие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание и эксплуатацию автомобильных дорог и примыканий к автомобильным дорогам. Государственным органом, осуществляющим контроль в данной сфере, является ФИО2 (пп. 5.3.4, 5.4.2, 5.4(3) Положения). Указанные контрольные полномочия делегированы ФИО2 «ФИО5» (п.п. 3.2.2,3.3.7 Устава).

В соответствии с п. 20 Правил использования придорожных полос органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос и давать предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.

Пункт 18 Правил использования придорожных полос устанавливает обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос своевременно исполнять выданные им представителями органа управления федеральной автомобильной дорогой предписания.

Ответчику под роспись (заказным письмом с уведомлением) направлено предписание о ликвидации примыкания от ДД.ММ.ГГГГ Однако, указанное предписание ответчиком не исполнено.

Вместе с тем, ФГУ ФИО6 «ФИО5» является правообладателем на земельные участки, образующие полосу отвода автомобильной дороги М-29 «ФИО7» Государственный акт от ДД.ММ.ГГГГ №, в границах которых построено спорное примыкание, а также владельцем самой автомобильной дороги М-29 «ФИО7» выписка из реестра федерального имущества, которому наносится вред в виде разрушительного влияния на дорожное покрытие, разрушения отдельных элементов автомобильной дороги обочины, откоса, кювета. Также права истца относительно федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7» установлены вступившим в законную силу судебным актом

Неправомерное осуществление примыкания к федеральной автомобильной дороге М-29 «ФИО7» на км 841+350 (справа) ФИО1 создает препятствия в использовании федеральной собственности, причиняет вред федеральному имуществу и представляет реальную угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, жизни, здоровью и имуществу граждан.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст.ст. 304, 305 ГК РФ собственник либо иной титульный владелец может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Кроме того, как разъясняется в п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ № и Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Пункт 46 вышеназванного постановления также указывает на то, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Пункт 47 - удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Согласно вышеуказанному постановлению исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В пункте 2 названной нормы определено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.90 ЗК РФ, ст. 12, 304-305, 1065 ГК РФ, ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», «Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 233, «Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Постановлением 1 Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № просит:

Обязать ответчика устранить препятствия в использовании федеральной собственности, чинимые титульному владельцу Федеральному государственному ФИО2 «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства» ответчиком ФИО1 в связи с незаконным возведением объекта дорожного сервиса в полосе отвода и придорожной полосе Федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7» на км. 841+350 (справа), путем демонтажа (ликвидации) примыкания к Федеральной автомобильной дороге М-29 «ФИО7» на км 841+350 (справа).

Приостановить эксплуатацию зданий и сооружений комплекса обслуживания грузовых автомобилей «EURO-TRUCKS», возведенных на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000030:0011, принадлежащем ФИО3 на праве аренды, расположенном по адресу: РД.  земли колхоза им. И. Карабудагова вдоль федеральной автодороги «ФИО7», на км. 8411-350 (справа) ФЛД М-29 «ФИО7» в полосе отвода и придорожной полосе до приведения объекта дорожного сервиса, включая примыкание, в соответствие с требованиями федерального законодательства, норм проектирования, строительства и эксплуатации, автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности и сам ответчик, будучи надлежащим образом, извещены неоднократно о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и об уважительных причинах явки не известили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства — каждое в отдельности и все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» утверждены перечни федеральных дорог, в перечень федеральных дорог в качестве магистральной дороги включена дорога М- 29 «ФИО7» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас.

В соответствии с пунктом 5 раздела IV Постановления Верховного ФИО4 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации отнесены к объектам федеральной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к федеральной собственности также относятся автомобильные дороги, которые включены в перечни автомобильных дорог общего или не общего пользования федерального значения.

Соответственно, федеральная дорога М-29 «ФИО7» является федеральной собственностью.

Уставом Федерального государственного ФИО2 «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства», утвержденным приказом Федерального дорожного агентства, установлено, что ФИО2 является федеральным государственным ФИО2, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Указанное положение соответствует аналогичной норме Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных ФИО2», согласно пункту 1 которого федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечни, утвержденные вышеуказанным Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепляются в оперативном управлении федеральных государственных ФИО2, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», его статьей 2, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно пункту 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под полосой отвода автомобильной дороги в соответствии с пунктом 15 статьи 3 этого же закона следует понимать земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Таким образом, полоса отвода является составной частью автомобильной дороги, земельный участок в границах полосы отвода федеральной дороги относится к федеральной собственности.

Таким образом, истец уполномочен на подачу иска в связи с исполнением возложенных на него публичных функций, а также как титульный владелец соответствующего земельного участка.

В силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода автомобильных доро участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных доро границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Постановлением Государственного комитета ФИО4 по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ N248 утверждены нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74.

В границах полосы отвода автомобильной дороги в силу статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, запрещаются:

выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с данной нормой закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог.

Для целей Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Формирование земельных участков, образующих полосу отвода федеральной автомобильной дороги, осуществляется на основании документации по планировке территории и проектов границ земельных участков.

Границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги определяются с учетом утвержденных в установленном порядке Министерством транспорта Российской Федерации норм отвода земель для автомобильных дорог в Российской Федерации.

Приобретение и прекращение прав на земельные участки, образующие полосу отвода федеральной автомобильной дороги, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

В пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания федеральной автомобильной дороги, размещения объектов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, запрещается:

а) строительство жилых и общественных зданий, складов;

б) проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;

в) размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием федеральной автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией;

г) распашка земельных участков, покос травы, рубка и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;

д) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по вопросам безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

В пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Согласно пункту 9 Правил в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться:

инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме федеральных), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль федеральной автомобильной дороги либо пересекающее;

подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода федеральной автомобильной дороги и требующим доступа к ним.

Размещение объектов, указанных в пункте 9 Правил, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации в случае, если их размещение за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно, либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции федеральной автомобильной дороги.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах в РФ (п.1 ч.2 ст.26) и Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила использования придорожных полос) (п.п. 2, 5) федеральные автомобильные дороги второй категории имеют придорожные полосы шириной 75 м. с обеих сторон, считая от границы полосы отвода.

В соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 автомагистраль М-29 «ФИО7» относится к автодорогам второй категории чертежу границ земель к государственному акту № ширина полосы отвода установлена - 75 м.с обоих сторон, считая от границы полосы отвода.

Сторонами ширина полосы отвода — 16,5 м — федеральной автомобильной дороги ФАД «ФИО7» не оспаривалась, и из материалов дела иное не усматривается.

В соответствии с распоряжением главы администрации  РД от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в аренду на 49 лет по договору аренды предоставлен земельный участок площадью 0,10 га для строительства магазина и СТОА, на федеральной дороге М-29 «ФИО7» на км.842 ( справа).

ФИО1 на основании вышеуказанного распоряжения было выдано свидетельство о государственной регистрации права №-АА № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы муниципального образования  РД от ДД.ММ.ГГГГ го земельный участок с кадастровым номером 05:09:00 00 30:0011, расположенный в842 м в дол ФАД « ФИО7» в границах , площадью 0,10 га на праве аренды сроком 49 лет..

В соответствии с кадастровым планом на данный земельный участок, граница земельного участка вдоль ФАД «ФИО7» проходит в 42,5 м от оси дороги.

На основании выше указанных документов между муниципальным образованием  и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды сроком 49 лет данного земельного участка.

Согласно акту обследования объекта сервиса на 841км+350 ФАД М-29 «ФИО7» и акту осмотра земельного участка ( ФИО1 произведено строительство – магазина и СТОА) в придорожной полосе ФАД М-29 «ФИО7» на расстоянии 37,6 м. от оси дороги. К акту составлена схема.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности расположения части строения магазина и СТОА в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги на границе земельного участка, принадлежащего ФИО1, ответчиком данные обстоятельства относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Судом установлено, что с нарушением норм в пределах полосы отвода расположены магазин и СТОА с зеленой зоной.

Ответчик не представил также доказательств согласования размещения строительство магазина и СТОА в полосе отвода федеральной автомобильной дороги с ее титульным владельцем, в нарушение норм Федерального закона, а ввиду отсутствия такого согласования собственник либо иной титульный владелец соответствующего земельного участка имеет право на подачу иска.

В соответствии Приказом ФДС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № владелец автомобильной дороги вправе согласовывать строение в полосе отвода и отказать в выдаче согласования, если она ухудшает безопасность дорожного движения, не отвечает требованиям Инструкции или условиям содержания автомобильной дороги.

Таким образом, суд приходит к выводу, что часть строения магазина и СТОА, расположенной на участке 842км+350 федеральной автомобильной дороги «ФИО7», расположены в полосе отвода дороги на не принадлежащем ФИО1 земельном участке, с нарушением требований законодательства к их размещению и без согласования с собственником или иным титульным владельцем земельного участка в пределах полосы отвода дороги, земельный участок в пределах полосы отвода под эти цели ФИО1 не отводился, и в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации такие объекты являются самовольными.

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Истец с требованием о признании за ним права собственности на данные объекты не обращался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 кодекса.

Согласно статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.

Требования истца в части сноса спорных объектов являются требованиями об устранении препятствий в осуществлении пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права истца со стороны ответчика. В связи с этим они подлежат квалификации как требования, регулируемые статьями 304-305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а равно лицо, владеющее имуществом по основаниям, предусмотренным договором или законом, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Согласно статье 62 этого же кодекса лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно к сносу незаконно возведенных объектов и освобождению земельного участка.

Поскольку ответчик занимает земельный участок, являющийся федеральной собственностью, без правовых оснований, исковые требования подлежат удовлетворению.

При подаче искового заявления истцу была отсрочена уплата госпошлины.

Госпошлина в сумме 200 р. должна быть взыскана с ответчика ФИО1, в доход государства.

Руководствуясь ст.ст.98, 233,-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования филиала Федерального Государственного ФИО2 «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного Агентства» в  (ФГУ ФИО6 «ФИО5») к ФИО1 об устранении нарушении права, не связанного с лишением владения-удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить препятствия в использовании федеральной собственности, чинимые титульному владельцу Федеральному государственному ФИО2 «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства», ответчиком ФИО1 в связи с незаконным возведением объекта дорожного сервиса в полосе отвода и придорожной полосе Федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО7» на км. 841+350 (справа), путем демонтажа (ликвидации) примыкания к Федеральной автомобильной дороге М-29 «ФИО7» на км. 841+350 (справа).

Приостановить эксплуатацию зданий и сооружений комплекса обслуживания грузовых автомобилей «EURO-TRUCKS», возведенных на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000030:0011, принадлежащем ФИО3 на праве аренды, расположенном по адресу: РД, , земли колхоза им. И. Карабудагова вдоль федеральной автодороги «ФИО7», на км. 8411-350 (справа) ФЛД М-29 «ФИО7» в полосе отвода и придорожной полосе до приведения объекта дорожного сервиса, включая примыкание, в соответствие с требованиями федерального законодательства, норм проектирования, строительства и эксплуатации, автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 200 рублей в пользу государства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение десяти дней со дня вынесения решения, через Карабудахкентский районный суд.

Судья Дашдемиров Д.Р.