ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело  (11) Мотивированное решение изготовлено

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Грязных Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Свердловской области в интересах Елиной А.Ф. и Ивановой А.М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Администрации г.Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

 заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с иском к ТУ ФАУГИ в Свердловской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия в интересах Елиной А.Ф. на основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

 заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с иском к ТУ ФАУГИ в Свердловской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия в интересах Ивановой А.М. на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ.

В обоснование данных исковых заявлений указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой области по обращению Елиной А.Ф. и Ивановой А.М. по вопросу соблюдения их жилищных прав ФГУП «Почта России» и ТУ ФАУГИ в Свердловской области, было установлено следующее:

Елина А.Ф. зарегистрирована и проживает в комнате  по адресу:  куда она вселилась на основании ордера от  , выданного Свердловским почтамтом.

Иванова А.М.. зарегистрирована и проживает в комнате  по адресу:  куда она вселилась на основании ордера от  , выданного Свердловским почтамтом.

Вышеуказанные жилые дома 1950 года постройки, при этом централизованное отопление, водоснабжение и канализация в нем отсутствуют. В период  эти дома находились на праве оперативного управления у Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области (далее - ГУ УФПС Свердловской области) в соответствии с договором о передаче имущества, заключенным между Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом и УФПС Свердловской области  .

14.07.2003г. Министерством имущественных отношений РФ было вынесено распоряжение «О передаче имущества ФГУП «Почта России» № 3133-р, в соответствии с которым все имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ УФПС Свердловской области, подлежало передаче в установленном законом порядке вновь созданному ФГУП «Почта России». Однако в акт приема-передачи объектов недвижимости, находящихся на балансе ГУ УФПС Свердловской области, составленный  ГУ УФПС Свердловской области и ФГУП «Почта России», указанные жилые дома не включены. Согласно информации, представленной УФПС Свердловской области филиала ФГУП «Почта России», эти жилые дома не передавались ФГУП «Почта России» по акту приема-передачи, в хозяйственном ведении и на балансе предприятия не числя тся.

На основании распоряжения Правительства РФ от 08.09.2005г. № 1362-р УФПС Свердловской области вошло в перечень федеральных государственных учреждений Россвязи, подлежащих ликвидации. Данным правовым актом предусмотрены обязательства Росимущества и Россвязи по закреплению на праве хозяйственного ведения имущества ликвидируемых федеральных государственных учреждений за ФГУП «Почта России». ГУ УФПС Свердловской области ликвидировано 21.10.2009г.

По данным ЕМУП «БТИ» г.Екатеринбурга собственником домов зарегистрирована Российская Федерация, между тем, сведения о регистрации права на вышеупомянутые жилые дома в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. По информации ТУ ФАУГИ в Свердловской области сведения о праве собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества в реестре федерального имущества не содержатся.

Государственной жилищной инспекцией Свердловской области  проведена проверка технического состояния указанных жилых домов. В ходе проверки выявлено, что дома находятся в ветхом состоянии, техническое состояние строительных конструкций неудовлетворительное, обслуживание и ремонт жилого дома не производится, оплата за содержание и ремонт жилья не начисляется.

В настоящее время ТУ ФАУГИ в Свердловской области не определен балансодержатель указанного недвижимого имущества, в связи с чем, управление, содержание и ремонт вышеуказанных жилых домов не осуществляется, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания в жилище.

На основании изложенного, зам.прокурора Свердловской области просил суд признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в Свердловской области по распоряжению указанными жилыми домами; обязать его включить в реестр федерального имущества сведения о праве собственности Российской Федерации на данные жилые дома и определить балансодержателя указанного недвижимого имущества в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Определениями суда от  к участию в гражданских делах (11) и (11) в качестве соответчика была привлечена Администрация г.Екатеринбурга (т.1, л.д.240; т.3, л.д.188).

Определением суда от  гражданские дела (11) и (11) по вышеописанным искам были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.2, л.д.113).

Определением суда от  по объединенному гражданскому делу  было принято уточнение искового требования об обязании ТУ ФАУГИ в Свердловской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда включить в реестр федерального имущества сведения о праве собственности Российской Федерации на жилые дома  по  в г.Екатеринбурге, и издать распоряжение о безвозмездной передаче указанных домов в собственность МО «город Екатеринбург». Также в дополнение к ранее заявленным требованиям просит обязать Администрацию г.Екатеринбурга принять в муниципальную собственность указанные дома (т.2, л.д.114).

Старший прокурор Отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Прокуратуры Свердловской области Богданова Н.Н. и истец Елина А.Ф. в судебном заседании поддержали доводы и требования иска с учетом уточнения. Старший прокурор дополнительно пояснила суду, что в силу ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение, возникает с момента передачи имущества, а жилые дома в акты включены не были, значит, они не были переданы ФГУП «Почта России». Бездействие ТУ ФАУГИ в Свердловской области заключается в том, что ни после обращений Ивановой и Елиной с заявлением об оказании содействия в части распоряжения домами, ни после направления заместителем прокурора Свердловской области в феврале 2011г. информационного письма в адрес руководителя ТУ ФАУГИ в Свердловской области, никаких действий с его стороны не было.

Истец Иванова А.М. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом и в срок, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ТУ ФАУГИ в СО - Черкашина Н.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что данные жилые дома не являются казной РФ. Отсутствие указания на них в акте приема-передачи - это ошибка Почты России. Эти жилые дома стояли на балансе, а казна - это незакрепленное имущество. После ликвидации УФПС Свердловской области эти жилые дома были закреплены за Почтой России. Поскольку Почта России зарегистрирована на территории г.Москвы, все полномочия собственника может осуществлять ТУ ФАУГИ по г.Москва, а не ТУ ФАУГИ в Свердловской области.

Представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга - Морозова Т.Н. в судебном заседании иск признала в части, пояснила суду, что она поддерживает доводы иска в части соблюдения процедуры, необходимости представления документов, решения собственника, включения в реестр, других документов. Против удовлетворения требования об обязании Администрации г.Екатеринбурга принять в муниципальную собственность указанные дома. Данные жилые дома не являются казной РФ. Отсутствие указания на них в акте приема-передачи - это ошибка Почты России. Эти жилые дома стояли на балансе, а казна - это незакрепленное имущество. Таким образом, распоряжение Минимущества РФ было исполнено только в части. Считает, что жилые помещения должны передаваться в муниципальную собственность. ЖК РФ с 2005 г. не исключает нахождение жилых помещений в собственности РФ или субъекта РФ. При этом необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу.

Представитель третьего лица УФПС Свердловской области - филиала ФГУП «Почта России» - Казанцева Г.А. в судебном заседании с иском согласилась, в предварительном судебном заседании пояснила суду, что в силу прямого указания закона изначально жилые дома являются муниципальной собственностью, поэтому распоряжение Минимущества РФ не имеет юридической силы и в силу ст.12 ГКРФ и п.2 ст.120 Конституции РФ оно не должно учитываться при вынесении решения. А поскольку эти дома - муниципальное имущество, его нужно предавать напрямую в муниципальную собственность.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что Елина А.Ф. зарегистрирована и проживает в комнате  по адресу:  куда она вселилась на основании ордера от  , выданного Свердловским почтамтом.

Иванова А.М. зарегистрирована и проживает в комнате  по адресу:  куда она вселилась на основании ордера от  , выданного Свердловским почтамтом.

В период с 1994 по 2009гг. вышеуказанные жилые дома находились на праве оперативного управления у ГУ УФПС Свердловской области в соответствии с договором о передаче имущества, заключенным между Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом и УФПС Свердловской области  .

14.07.2003г. Министерством имущественных отношений РФ было вынесено распоряжение «О передаче имущества ФГУП «Почта России» № 3133-р, в соответствии с которым все имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ УФПС Свердловской области, подлежало передаче в установленном законом порядке вновь созданному ФГУП «Почта России».

Однако в акт приема-передачи объектов недвижимости, находящихся на балансе ГУ УФПС Свердловской области, составленный  ГУ УФПС Свердловской области и ФГУП «Почта России», указанные жилые дома не включены.

Согласно информации, представленной УФПС Свердловской области филиала ФГУП «Почта России», эти жилые дома не передавались ФГУП «Почта России» по акту приема-передачи, в хозяйственном ведении и на балансе предприятия не числится.

На основании распоряжения Правительства РФ от 08.09.2005г. № 1362-р УФПС Свердловской области вошло в перечень федеральных государственных учреждений Россвязи, подлежащих ликвидации. Данным правовым актом предусмотрены обязательства Росимущества и Россвязи по закреплению на праве хозяйственного ведения имущества ликвидируемых федеральных государственных учреждений за ФГУП «Почта России». ГУ УФПС Свердловской области ликвидировано 21.10.2009г.

По данным ЕМУП «БТИ» г.Екатеринбурга собственником домов зарегистрирована Российская Федерация, между тем, сведения о регистрации права на вышеупомянутые жилые дома в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. По информации ТУ ФАУГИ в Свердловской области сведения о праве собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества в реестре федерального имущества не содержатся.

Государственной жилищной инспекцией Свердловской области  проведена проверка технического состояния указанных жилых домов. В ходе проверки выявлено, что дома находятся в ветхом состоянии, техническое состояние строительных конструкций неудовлетворительное, обслуживание и ремонт жилого дома не производится, оплата за содержание и ремонт жилья не начисляется.

В соответствии с п.п.4, 5.3, 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432, в полномочия ФАУФИ входит осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, приобретение в установленном порядке имущества в федеральную собственность, а также осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. ФАУГИ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п.4.1 Положения «О ТУ ФАУГИ в Свердловской области», утвержденного приказом ФАУГИ 05.03.2009г. № 63, ТУ ФАУГИ в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ.

В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее - Положение), ведение реестра федерального имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации, осуществляется по месту его нахождения территориальными органами ФАУГИ в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.

В силу п.13 Положения документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выписки из него. Отсутствие сведений в реестре федерального имущества является препятствием для распоряжения имуществом в установленном законом порядке, в том числе при решении вопроса о его передаче в ведение муниципального образования, на территории которого оно находится.

Согласно Приложениям №1 и №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.199г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия связи отнесены исключительно к федеральной собственности, объекты жилого фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

П.11 ст.154 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования, в соответствии с которым решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования является основанием возникновения права собственности на имущество. При этом право принятия решения об осуществлении такой передачи также отнесено к компетенции территориального органа ФАУФИ, осуществляющего полномочия собственника имущества.

В соответствии со ст.60, ст.65 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда передает гражданину в пользование жилое помещение, принимает участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, осуществляет капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивает предоставление нанимателю необходимых услуг надлежащего качества.

В настоящее время ТУ ФАУГИ в Свердловской области не определен балансодержатель указанного недвижимого имущества, в связи с чем, управление, содержание и ремонт вышеуказанных жилых домов не осуществляется, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания в жилище.

Кроме того, ГУ УФПС Свердловской области ,  обращалось с предложением в администрацию МО «г.Екатеринбург» принять жилой дом  по  в , но администрация МО «г.Екатеринбург» отказалась его принять в муниципальную собственность, мотивируя тем, что объект жилищного и коммунального назначения находится в ветхом состоянии.

Учитывая, что Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную» не содержится каких-либо условий для передачи объектов жилого фонда в муниципальную собственность, отказ администрации МО «г.Екатеринбург» по указанным причинам является незаконным.

Суд находит требование иска о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ в Свердловской области по распоряжению указанными в иске жилыми домами необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку у ТУ ФАУГИ в Свердловской области такая обязанность отсутствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части обязании ТУ ФАУГИ в Свердловской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда включить в реестр федерального имущества сведения о праве собственности Российской Федерации на жилые дома  по  в г.Екатеринбурге, издать распоряжение о безвозмездной передаче указанного жилого дома в собственность муниципального образования «г.Екатеринбург»; а также в части обязании Администрации г.Екатеринбурга принять эти дома в муниципальную собственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Свердловской области в интересах Елиной А.Ф. и Ивановой А.М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Администрации г.Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение месяца со дня вступления в законную силу данного решения включить в реестр федерального имущества сведения о праве собственности Российской Федерации на жилые дома  по  в г.Екатеринбурге, а также издать распоряжение о безвозмездной передаче указанного жилого дома в собственность муниципального образования «г.Екатеринбург».

Обязать Администрацию г.Екатеринбурга принять в муниципальную собственность жилые дома  по  в г.Екатеринбурге.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней.

Судья С.А. Прилепина

а