ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ   г. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волго-Донского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», Макарову Ф. И., 3-е лицо Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным удостоверения лоцмана и обязании заменить удостоверение

Установил:

  Волго-Донской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному учреждению «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» о признании недействительным удостоверения лоцмана №, выданного ФГУ АД ГБУВПИС ДД.ММ.ГГГГ Макарову Ф.И., в части указания района плавания, выходящего за пределы границ деятельности ФГУ АД ГБУВПИС, и обязании заменить удостоверение. В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки было установлено допущенное аттестационной комиссией ФГУ АД ГБУВПИС несоблюдение требований ст.2, п.4 ст. 34 КВВТ РФ, положений Устава при выдаче лоцманского удостоверения Макарову Ф.И. В соответствии с п.4 ст. 33 КВВТ РФ Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях удостоверений личности моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов. Территориальные границы деятельности учреждения определены в п.1.5 Устава ФГУ АД ГБУВПИС, территориальные границы деятельности учреждения составляют: река Северский Донец от хутора Красный до устья, река Маныч от Ново-Манычской дамбы до устья, река Дон от нижнего проходного канала шлюза № до границ с водными путями с морским режимом судоходства за исключением Николаевского и Константиновского гидроузлов. Кроме того, согласно п. 3.1. Устава предметом деятельности учреждения является осуществление функций по оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта на бассейновом уровне. Согласно п. 3.3. Устава ФГУ АД ГБУВПИС в границах своей деятельности учреждение осуществляет выдачу лоцманских удостоверений, а также проведение аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства.

В нарушение п. 1.5, п.3.1, п. 3.3 Устава ответчиком выдано лоцманское удостоверение с указанием в нем районов лоцманской проводки, выходящих за пределы территориальных границ деятельности бассейнового управления – Астрахань, Соликамск, Санкт-Петербург, Ладожское и Онежское озера.

Допущенное аттестационной комиссией нарушение условий и порядка выдачи лоцманского удостоверения, оказывает негативное влияние на безопасность судоходства в районах плавания, выходящих за пределы ответственности ФГУ АД ГБУВПИС, и может повлечь наступление неблагоприятных последствий - транспортному происшествию, в том числе с причинением вреда имуществу Российской Федерации, экологической среде, третьим лицам. Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Заявляя требование в защиту интересов Российской Федерации, прокурор в нарушение требований ст. 131 ГПК РФ не указал в исковом заявлении наименование истца, т.е. тот государственный орган, который уполномочен в данном случае представлять интересы Российской Федерации. И в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель прокуратуры уточнил, что иск заявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурором было заявлено требование о признании недействительным лоцманского удостоверения, выданного Макарову Ф.И., т.е. удостоверения, дающего право на осуществление трудовой деятельности, Макаров Ф.И. судом привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Представитель прокуратуры в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что пунктом 1.5 Устава учреждения определены территориальные границы деятельности ФГУ АД ГБУВПИС : река Северный Донец от хутора Красный до устья, река Маныч от Ново-Манычской дамбы до устья, река Дон от нижнего проходного канала шлюза № до границ с водными путями с морским режимом судоходства за исключением Николаевского, Константиновского гидроузлов. Согласно п.3.1 Устава предметом деятельности учреждения является осуществление функций по оказанию государственных услуг в сфере водного транспорта на бассейновом уровне. Согласно п.3.3. Устава учреждение в границах своей деятельности осуществляет выдачу лоцманских удостоверений, а также проведение аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности судов. В выданном Макарову Ф.И. удостоверении указаны районы проводки судов- Азов- Астрахань-Соликамск - С.Петербург- Ладожское, Онежское озера, т.е. указаны районы, которые не отнесены к границе деятельности ФГУ АД ГБУВП и С. Таким образом, нарушены условия и порядок выдачи удостоверения, что может оказать негативное влияние на безопасность судоходства в районах плавания, выходящих за пределы ответственности ФГУ АД ГБУВП и С.

Представитель ФГУ АД ГБУВПиС – Долженко Л. В. действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, суду пояснила, что выдача лоцманских удостоверений осуществляется в соответствии с «Положением о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса РФ № 11 от 03.02.1995г. и «Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должность исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденным Приказом Минтранса № 13/11 от 11.03.1994г., после успешно выдержанного испытания соискателями в аттестационной комиссии Управления. Проверка знаний осуществляется только комиссией с участием представителей Южного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта. Район плавания определяется и указывается в лоцманских удостоверениях по результатам проведенной аттестации и на основании района плавания, указанного в рабочем речном дипломе или в свидетельстве о районе плавания, представляемыми претендентом на получение лоцманского удостоверения в аттестационную комиссию. Лоцманское удостоверение является дополнительным документом для судоводителя и подтверждает его возможность осуществлять лоцманскую деятельность. Пункт 1.8. Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации устанавливает, что лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы на право работы в определенных районах проводки судов. Нормативными актами установлены требования об указании в лоцманском удостоверении конкретного района плавания или конкретной акватории внутренних судоходных путей для конкретного лоцмана, которые определяются по результатам аттестации после проверки его знаний и имеющихся документов. Никакой связи, зависимости определения районов плавания в лоцманских удостоверениях с границами деятельности бассейнового органа, выдающего ему указанный документ, нормативные акты не устанавливают. В нормативных актах, регулирующих порядок выдачи лоцманских удостоверений, нет прямых или косвенных указаний на то, что комиссия должна определять в лоцманских удостоверениях район плавания в соответствии с границами своего бассейнового управления, а также запретов на осуществление этих действий. В связи с чем, ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» требования законодательства не нарушены. Пунктом 1.5 Устава ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» определены территориальные границы деятельности учреждения, в соответствии с бассейновым (региональным) принципом управления внутренними водными путями в Российской Федерации, установленным Правительством РФ в Постановлении от 5 января 1995г. № 12. «О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов Министерства транспорта Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства этого Министерства». В установленных границах на ГБУВПиС возложена ответственность за обеспечение безопасности судоходства, содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, реализацию Федеральных целевых программ. Территориальные границы определяют порядок и схему предоставления государственных услуг от имени Российской Федерации в соответствии с бассейновым принципом, что и указано в Уставе, и не имеют никакого отношения к ограничению района плавания претендентам на получение лоцманских удостоверений и иных документов. Любые документы государственного образца, выданные от имени Российской Федерации Азово-Донским Управлением, имеют силу и действуют на всех внутренних водных путях Российской Федерации и за её пределами. Деятельность аттестационной комиссии ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» никаким образом не оказывает негативное влияние на безопасность судоходства в районах плавания, выходящих за пределы ответственности Управления. Лоцманские удостоверения выдаются квалифицированным судоводителям, имеющим среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне, либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания. В соответствии с КВВТ РФ, пунктами 1.6., 2.4., 3.5. Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ, ответственным за безопасность плавания даже во время лоцманской проводки является капитан судна, он обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана, лоцман оказывает помощь капитану по проводке судна наиболее безопасным путем. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым. В соответствии с Перечнем участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, утвержденным Приказом Минтранса РФ № 182 от 04.09.2003г. почти все внутренние водные пути Европейской части России являются районами необязательной лоцманской проводки, капитаны судов самостоятельно имеют право осуществлять плавание, наличие или отсутствие на борту судна лоцмана вообще не обязательно. Безопасность судоходства обеспечивается действиями капитанов судов. Районы, указанные в удостоверении, выданном Макарову Ф.И., не относятся к районам обязательной лоцманской проводки. Действующим законодательством не предусмотрена такая мера как лишение права осуществления лоцманских проводок, приостановления или изъятия лоцманских удостоверений, не предусмотрен и не определен механизм этих действий. В соответствии с требованиями Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта от 11.03.1994г. № 13/11 лишение права занимания должности возможно только в результате не соответствия претендента занимаемой должности по результатам аттестации. В связи с чем изъять и внести изменения в удостоверение Макарова Ф.И. не представляется возможным. Выдача лоцманских удостоверение в соответствии с районами плавания, указанными в рабочих дипломах и в соответствии с результатами испытаний, применяется всеми бассейновыми управлениями с момента создания, применялась она и до создания ГБУВПиС существовавшими государственными речными судоходными инспекциями. Сформировалась схема и практика лоцманских проводок, сотни специалистов имеют на руках подобные лоцманские удостоверения. В данном случае удовлетворение исковых требований приведет к простоям судов в ожидании лоцманов на каждом участке водного бассейна, отказе от их услуг, увеличению нагрузок по обеспечению безопасности судоходства на капитанов судов. В августе 2010г. на согласование а Федеральное агентство морского и речного транспорта направлен проект Устава, в котором отсутствуют пункты, указывающие на районы деятельности.

Макаров Ф.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель 3-го лица Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта- Паршин А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суду пояснил, что статьей 2 КВВТ РФ определенно распространение указанного кодекса на: ВВП РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на ВВП РФ; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на ВВП РФ. Район лоцманской проводки указанный в удостоверении лоцмана № Макарова Ф.И. - Астрахань, Соликамск, С. Петербург, Ладожское и Онежское озера входит во ВВП РФ. Таким образом, несоответствие со ст. 2 КВВТ РФ не установлено. Пунктом 4 ст. 34 КВВТ РФ на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте, к которым относится ФГУ АД ГБУВПиС для обеспечения безопасности судоходства возлагается обязанность по дипломированию лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях паспортов моряка, лоцманских удостоверении о праве лоцманской проводки судов. Удостоверение лоцмана № Макарову Ф.И. было выдано на основании решения аттестационной комиссии ФГУ АД ГБУВПиС ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 11 п. 3.3. Устава ФГУ АД ГБУВПиС утвержденного распоряжением руководителя Росморречфлота ДД.ММ.ГГГГ № ВР-40~р, п. 1.7. Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 03.02.1995г. №11 и Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 г. № 13/11, следовательно, ФГУ АД ГБУВПиС выполнило свои обязательства, предусмотренные п. 4 ст. 34 КВВТ РФ в части аттестации и выдачи лоцманского удостоверения. Пунктом 1.7. Положения о лоцманской проводке предусмотрено, что лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах. В данном случае в дипломе капитана лоцмана указан район плавания, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность, а испытание на знание лоцманского дела проводится на основании представленных документов по его профессиональной деятельности. Положением о лоцманской проводке определены положения обязательной и необязательной лоцманской проводки судов, в соответствии с пунктом 2,2. плавание судов в районах обязательной лоцманской проводки без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение «Речной лоцман» или отметку в рабочем дипломе на
право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки. Из вышеизложенного следует, что район лоцманской проводки, указанный в удостоверении лоцмана №, выданного Макарову Ф.И. указывался на основании его рабочего диплома капитана, и каких - либо нарушений порядка и условий выдачи удостоверения лоцмана со стороны ФГУ АД ГБУВПиС не допущено. Макарову Ф.И. на основании решения квалификационной комиссии выдан диплом капитана, и в свидетельстве к диплому указаны районы плавания : Азов-Астрахань- Соликамск – Санкт-Петербург, Ладожское и Онежское озера, и на основании этого диплома, справок о плавании, подтверждающих его практический опыт плавания в этих районах, и результатов экзамена ему и было выдано на основании решения аттестационной комиссии лоцманское удостоверение. Районы плавания, указанные в дипломе и лоцманском удостоверении совпадают, и о недействительности лоцманского удостоверения можно было бы говорить только в том случае, если бы район плавания, указанный в лоцманском удостоверении, не соответствовал району плавания, указанному в дипломе. До указания в дипломе района плавания, работник должен пройти несколько квалификационных стадий от 3-го штурмана до капитана и в этот период он получает практику плавания в этих районах. И систематически 1 раз в пять лет он проходит переподготовку, и подтверждает свою квалификацию. Выдача лоцманских удостоверений производится на основании решения аттестационной комиссии, которая при оценке знаний учитывает также сведения, указанные в дипломе, стаж плавания в определенных районах. В состав аттестационной комиссии входят обязательно и представители Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Макаров Ф.И. по своей квалификации может проводить суда как лоцман в районе, указанном в лоцманском удостоверении. Практика выдачи лоцманских удостоверений, в которых будет указываться только границы ответственности территориальных управлений, приведет к нарушению безопасности движения судов, т.к. в таком случае лоцман, осуществивший проводку судна до Верхне- Донского шлюза, должен сойти с судна, а суда вынуждены будут самостоятельно без лоцмана проходить канал с 13-тью шлюзами. Кроме того, смена лоцманов на каждом участке приведет к нарушению графика движения судов, и при отсутствии лоцманов капитаны вынуждены будут самостоятельно проходить опасные пути.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии Федерального государственного учреждения «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» ( протокол №), на котором были рассмотрены представленные материалы и проверены знания нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность движения транспортных средств, обеспечение соблюдения которых входит в служебные обязанности аттестуемого Макарова Ф.И. По результатам аттестации аттестационная комиссия приняла решение, что Макаров Ф.И. соответствует занимаемой должности речного лоцмана второго класса. В аттестационном листе указан район плавания : Азов-Астрахань-Соликамск – Санкт Петербург- Ладожское и Онежское озера.

На основании указанного решения аттестационной комиссии Макарову Ф.И. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение №, подтверждающее, что он прошел аттестацию в комиссии ФГУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» и соответствует занимаемой должности речного лоцмана второго класса, удостоверение действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании этого же решения аттестационной комиссии ФГУ «АД ГБУВП и С» Макарову Ф.И. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверения лоцмана №, в котором указано, что он является государственным речным лоцманом второго класса для проводки судов российских, иностранных четвертой группы от/до Азов-Астрахань-Соликамск – Санкт Петербург- Ладожское и Онежское озера.

Указанное удостоверение лоцмана прокурор просит признать недействительным в части указания района плавания, выходящего за пределы границ деятельности ФГУ АД ГБУВП и С, и просит обязать ответчика заменить удостоверение. Свои требования прокурор мотивирует тем, что ФГУ АД ГБУВП и С согласно п. 3.3. Устава вправе выдавать лоцманские удостоверения с указанием в них района проводки, в территориальных границах деятельности ФГУ АД ГБУВП и С, указанных в п.1.5 Устава, а именно : река Северский Донец от хутора Красный до устья, река Маныч от Ново-Манычской дамбы до устья, река Дон от нижнего проходного канала шлюза № до границ с водными путями с морским режимом судоходства за исключением Николаевского и Константиновского гидроузлов. И выдача удостоверения с указанием района плавания, не относящегося к территориальным границам Управления, оказывает негативное влияние на безопасность судоходства в районах плавания, выходящих за пределы безопасности ФГУ АД ГБУВП и С, и может повлечь наступление неблагоприятных последствий : транспортному происшествию, в том числе с причинением вреда имуществу Российской Федерации, экологической среде, третьим лицам.

С указанными доводами суд не может согласиться исходя из следующего.

Лоцманская проводка судов, согласно ст. 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, преследующая цели обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно ст. 34 КВВТ РФ организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях удостоверений личности моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов;

Согласно ст. 41 КВВТ РФ во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственную речную судоходную инспекцию бассейна о: любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства; любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей; невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

Таким образом, на лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации по лоцманской проводке судов осуществляется их деятельность.

Исходя из того, что основу деятельности по лоцманской проводке судов составляет публичный интерес, федеральный законодатель отнес регулирование порядка проверки профессиональной подготовки морских лоцманов и проведения их аттестации к компетенции федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющего нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере морского и речного транспорта, предписав согласовывать данное регулирование с другими федеральными органами исполнительной власти, в функции которых входит обеспечение безопасности мореплавания и защита морской среды в установленных сферах деятельности.

Приказом Минтранса РФ   от 03.02.1995 N 11 "О введении в действие "Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации" утверждено "Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации".

Согласно п.1.7 и п. 1.8 Положения лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания "Речной лоцман" выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта", утвержденным Приказом министра транспорта Российской Федерации и министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

Согласно Положению «О порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Основными задачами аттестации являются:

- проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе;

формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств (п.1).

Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности проводится в аттестационных комиссиях региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям(п.4).

Для проведения аттестации в региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям, создаются аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия возглавляется заместителем руководителя органа, создающего эту комиссию.

В состав аттестационных комиссий включаются высококвалифицированные специалисты в области безопасности движения, а также могут включаться представители других органов управления и независимые эксперты (п.5).

Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе, рассматривает представленные материалы и проверяет знания нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность движения транспортных средств, обеспечение соблюдения которых входит в служебные обязанности аттестуемых ( п.7).

Из содержания указанных норм следует, что предусмотренная Положением аттестация лоцманов проводится не в целях определения их соответствия занимаемой должности в организациях, работниками которых они являются, а на предмет соответствия установленным государством требованиям к профессиональной квалификации лоцмана, его подготовке, возрасту, здоровью, уровню образования и иным условиям, необходимым для выполнения функций по безопасной лоцманской проводке судов. Аттестация осуществляется в форме экзамена и, по своей сути, представляет собой процедуру наделения либо подтверждения права гражданина Российской Федерации осуществлять деятельность по лоцманской проводке судов, исполнять возложенные на лоцманов федеральным законодателем обязанности публично-правового характера.

Аттестация лоцманов проводится не работодателем, а специально созданным органом - аттестационной комиссией, и преследует иные вышеуказанные цели, обусловленные требованиями защиты публичного интереса.

Право аттестационной комиссии выдавать лоцманские удостоверения, подтверждающие специальное право на лоцманскую проводку судов в определенных районах, предполагает проверку на соответствие предъявляемым к лоцманам требованиям граждан, претендующих на получение либо подтверждение такого права.

Указанная процедура прохождения аттестации дает основания полагать, что удостоверение, выданное лоцману, предоставляет право работы в определенных районах проводки судов. И вопрос о том, в каких районах лоцман может работать зависит от его квалификации, указанной в дипломе, его подготовки, возраста, здоровья, уровня образования.

Согласно представленным дипломам Макарову Ф.И. присвоена квалификация инженера-судоводителя, специальность «судовождение на морских путях», « морское судовождение».

Согласно свидетельству, являющемуся приложением к рабочему диплому №, выданному Доно-Кубанским бассейновым управлением государственного надзора на внутреннем водном транспорте, Макаров Ф.И. прошел проверку знаний специальной лоции района плавания( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и имеет право на управление судном при плавании по внутренним судоходным путям Российской Федерации на участках: Азов-Астрахань-Соликамск – Санкт Петербург- Ладожское и Онежское озера.

Согласно дипломам судоводителя и удостоверениям о повышении квалификации Макаров Ф.И. имеет право занимать должности 3-го штурмана всех групп судов, 1-го штурмана четвертой группы судов, капитана 4-й группы судов речного и озерного флота,

Из трудовой книжки усматривается, что Макаров Ф.И. работает в плавсоставе с 1977 года, в том числе в командном составе с 1978г.

Согласно удостоверению Макаров Ф.И. прошел повышение квалификации по программам: повышения квалификации капитанов, помощников капитанов судов внутреннего плавания, повышение квалификации морских лоцманов.

Согласно свидетельству Макаров Ф.И. прошел тренажерную подготовку по программе «Маневрирование и управление судном», по программе, утвержденной Морской Администрацией России, соответствующей требования Международной Конвенции ПДНВ-78, с поправками.

Из личной медицинской книжки Макарова Ф.И. усматривается, что он ежегодно проходит медицинский осмотр и заключением комиссии признается годным без ограничения к работе в плавсоставе.

Нормативно-правовой базой не определен механизм приостановления действия или изъятия лоцманского удостоверения, признания его недействительным.

Согласно п. 11 Положения «О порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» трудовые споры, связанные с аттестацией, в том числе и по вопросам освобождения от должности работников, признанных не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, т.е. в порядке главы 60 ТК РФ.

Поскольку специальной нормативно-правовой базой : Положением о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, и Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов не определен механизм приостановления действия или изъятия лоцманского удостоверения, его замены, признания его недействительным, то в силу положений трудового законодательства эти вопросы могут разрешаться только путем проведения досрочной аттестации, в результате которой и может быть принято решение об аннулировании удостоверения либо о признании его недействительным. И тогда основанием для прекращения трудовых отношений с лоцманом или для перевода работника, занимающего должность лоцмана, на другую работу будет решение аттестационной комиссии.

Проведение проверки соответствия занимаемой должности, на предмет соответствия установленным государством требованиям к профессиональной квалификации лоцмана, его подготовке, возрасту, здоровью, уровню образования и иным условиям, необходимым для выполнения функций по безопасной лоцманской проводке судов вышеприведенными нормативными актами не возложено на суды.

Определение пригодности лоцманов к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств отнесено к компетенции аттестационной комиссии. В данном случае решение аттестационной комиссией принято в пределах её компетенции, и указанное решение, на основании которого выдано удостоверение лоцмана, прокурором не оспаривается.

При этом в судебном заседании представитель прокуратуры заявил, что квалификация Макарова Ф.И. не оспаривается, и требования о признании недействительным лоцманского удостоверения заявлены лишь в связи с нарушением порядка выдачи удостоверения, т.е. в связи с тем, что в удостоверении указан район лоцманской проводки, выходящий за пределы границ деятельности ФГУ АД ГБУВП и С, т.е. Астрахань- Соликамск- Санкт-Петербург- Ладожское и Онежское озера.

Однако ни в Положении о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, ни в Положении о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов не указано, что районы лоцманской проводки в лоцманских удостоверениях могут указываться только в пределах границ деятельности соответствующих региональных (бассейновых) органов государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Из Устава ФГУ АД ГБУВП и С также не усматривается, что район лоцманской проводки, указанный в лоцманском удостоверении должен соответствовать территориальным границам деятельности ФГУ АД ГБУВП и С.

В п/п 11 п.3.3 Устава указано, что Управление в границах своей деятельности в соответствии с установленными целями осуществляет определенные функции, и в том числе оказывает услуги по дипломированию лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях удостоверений личности моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов.

В данном пункте Устава дословно приводится содержание ч.4 ст. 34 КВВТ РФ.

При этом ни в КВВТ РФ, ни в Уставе не указано, что район лоцманской проводки, указанный в удостоверении должен соответствовать территориальным границам деятельности Управления, выдавшего это удостоверение.

Как усматривается из ч.4 ст. 34 КВВТ РФ и п.п.3.3. Устава, помимо выдачи лоцманских удостоверений бассейновое управление вправе оказывать услуги по дипломированию лиц командного состава судов, а также выдавать в установленных случаях удостоверения личности моряка.

Согласно ч.2 ст. 26 КВВТ РФ к командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

А согласно Постановлению Правительства РФ от 29.08.2007 N 546 (ред. от 01.06.2009) "Об утверждении образца и описания бланка удостоверения личности моряка" удостоверение личности моряка имеет самостоятельный характер и не является паспортом, и утверждено для целей Конвенции (пересмотренной) 2003 года об удостоверениях личности моряков Международной организации труда.

В то же время состав экипажа судна с удостоверениями личности моряка, в том числе капитаны судна, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи с дипломами, выданными бассейновыми управлениями на основании того же пункта 3.3 Устава, могут осуществлять свою деятельность за пределами территориальных границ ФГУ АД ГБУВП и С, и это обстоятельство не вызывает у прокурора никакого опасения за безопасность судовождения, а лоцман, которому выдано удостоверение тем же бассейновым управлением и в соответствии с тем же п.3.3 Устава, по мнению прокурора, не может осуществлять свою трудовую деятельность за пределами территориальных границ ФГУ АД ГБУВП и С.

Но в таком случае, если бы бассейновое управление имело право указывать в удостоверении лоцмана район лоцманской проводки только в пределах территориальных границ, то тогда в силу п.3.3 Устава, на котором прокурор основывает свои требования, и в удостоверениях личности моряка и в дипломах, выдаваемых командному составу также должны указываться районы плавания только в пределах территориальных границ бассейнового управления, что совершенно нелогично, т.к. тогда при подходе в территориальной границе бассейнового управления необходимо производить замену не только лоцмана, но и всего экипажа судна.

Кроме того, прокурор в судебном заседании заявил, что квалификация ломана Макарова И.Ф. не оспаривается, но для проводки судов в районах плавания, выходящих за территориальные границы ФГУ АД ГБУВП и С, ему необходимо получить лоцманское удостоверение и в других бассейновых управлениях, в чьих территориальных границах он будет осуществлять лоцманскую проводку. В то же время получение нескольких удостоверений лоцманов в различных бассейновых управлениях не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.

Поскольку квалификация лоцмана Макарова И.Ф. не оспаривается, то не имеется и оснований утверждать, что выдача удостоверения с указанием района лоцманской проводки за пределами территориальных границ деятельности бассейнового управления может привести к нарушению безопасности судовождения, а, следовательно, и нет оснований утверждать, что нарушаются права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В иске Волго-Донского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», Макарову Ф. И., 3-е лицо Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным удостоверения лоцмана №, выданного ФГУ АД ГБУВПИС ДД.ММ.ГГГГ Макарову Ф. И., в части указания района плавания, выходящего за пределы границ деятельности ФГУ АД ГБУВПИС, и обязании заменить удостоверение отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решение судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья