ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ   г. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Поповой Ю.И.

с участием адвоката М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Муниципальному учреждению «Департамент координации строительства и перспективного развития», Администрации Ростова-на-Дону, 3-е лицо муниципальное учреждение «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону» об обязании выплатить субсидию

Установил :

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ему как инвалиду ВОВ, должны были предоставить жилое помещение. Постановлением Администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. Как инвалид Великой Отечественной войны, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р и распоряжению Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему предоставлена субсидия в сумме 982800 руб. за счет средств федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: , стоимостью 1163750 руб. При этом по условиям договора купли-продажи денежные средства в сумме 982 800 рублей, продавцу должны были быть перечислены министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в соответствии с распоряжением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Оставшуюся часть денежной суммы в размере 180950 руб. он уплатил из собственных денежных средств. Кроме того, он понес расходы по оплате услуг по сопровождению и оформлению сделки купли-продажи в сумме 212281 руб. Также приобретенное им жилое помещение находилось в состоянии непригодном для проживания, в связи с чем он был вынужден нести расходы по производству ремонтных работ в квартире. После заключения договора он обратился в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» с заявлением о предоставлении дополнительной компенсации, выделяемой согласно решению Ростовской –на-Дону городской Думы №794 от 28.09.2010г. и постановлению Мэра г. Ростова-на-Дону №755 от 06.10.2010г., однако ему отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в постановлении Администрации города Ростова-на-Дону №755 от 06.10.2010г. Также в ответе было указано, что, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, положения постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. не применяются к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, возникших до введения постановления действие. Отказ в предоставлении субсидии истец считает незаконным и просит обязать МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» и Администрацию г. Ростова-на-Дону выплатить за счет бюджета г. Ростова-на-Дону в его пользу максимальную расчетную субсидию для оплаты части стоимости сделки купли-продажи жилого помещения в размере 360000 руб.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд обязать МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» и Администрацию г. Ростова-на-Дону выплатить за счет бюджета г. Ростова-на-Дону в его пользу максимально расчетную субсидию, предоставляемую из средств городского бюджета для оплаты части стоимости сделки купли-продажи жилого помещения в размере 212281 руб. без учета стоимости ремонта.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители истца – К., действующий на основании доверенности, и М., действующая на основании ордера, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, суду пояснили, что истец 1916 года рождения является инвалидом ВОВ. Собственного жилья истец не имеет. Истец был поставлен на квартучет постановлением Главы администрации Октябрьского района. Распоряжением Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список о пофамильном распределения средств на предоставление мер социальной поддержки, и предусмотрена выплата из федерального бюджета субсидии на приобретение жилья в сумме 982800 рублей как инвалиду ВОВ. Истец в соответствии Указом Президента РФ имеет право на обеспечение жильем. Истцу была предоставлена субсидия в сумме 982 800 рублей. Стоимость квартиры без чистовой отделки, приобретенной по договору купли-продажи, составила 1 163 750 рублей. Истец уплатил дополнительные денежные средства за оформление и услуги по сопровождению сделки, что подтверждается платежными поручениями. Приобретенное жилое помещение являлось непригодным для проживания, и необходимо было проведение ряда работ по установлению сантехнического оборудования и отделочных работ. Истец обратился с заявлением в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону о предоставлении ему дополнительной субсидии в размере 360 000 руб. Однако, МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» истцу было отказано в предоставлении субсидии за счет средств муниципального бюджета со ссылкой на то, что им не был представлен договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи за счет средств муниципального бюджета. Также в ответе было указано, что поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, постановление Администрации г. Ростова-на-Дону №755 от 06.10.2010 года не применяется к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, возникшим до введения постановления в действие. Отказ по указанным основаниям является незаконным и истец просит обязать ответчика выплатить ему субсидию за счет средств муниципального бюджета.

Представитель МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» - Д., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что в соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений, либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья. Администрации районов города в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем приема полного пакета документов, осуществляют расчет предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны социальной субсидии и представляют расчет и документы, подтверждающие приобретение жилья, в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» для их проверки и перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны. После перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3-х рабочих дней передает документы, в том числе документы, подтверждающие оплату субсидии из городского бюджета, в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для оплаты денежных средств в счет стоимости жилья. Для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. необходимо предоставить в администрацию района города Ростова-на-Дону документы, подтверждающие приобретение жилья, в том числе договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи, либо оплаты части стоимости договора участия в долевом строительстве за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону с последующим перечислением денежных средств в счет стоимости жилья из федерального бюджета. Представленный гр. П. договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ предусматривал обязанность покупателя оплатить стоимость квартиры с использованием средств федерального бюджета и не предусматривал использование средств бюджета города Ростова-на-Дону. Следовательно, из содержания указанного договора не усматривается обязательство органа местного самоуправления уплатить часть стоимости квартиры из средств местного бюджета. Каких-либо документов, о том, что цена квартиры превышает размер предусмотренных средств федерального бюджета и собственных средств, в адрес МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» от П. не поступало. Кроме того, в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями. Использование органами местного самоуправления иных форм расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Администрации города Ростова-на-Дону № 755. До момента принятия указанного постановления правовых оснований для возникновения обязательств муниципального образования по оплате части стоимости сделок, направленных на приобретение жилья ветеранами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, не имелось. При этом, учитывая, что в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, положения постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. применяются только к тем отношениям, которые возникли после введения его в действие. Поскольку представленный П. договор купли-продажи квартиры был заключен до принятия постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 755, и впоследствии порядок его исполнения в части оплаты не изменялся, положения указанного правового акта не применяются к отношениям, связанным приобретением квартиры П., возникшим до введения указанного постановления в действие.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону – М1., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что в соответствии с п.2 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 06.10.2010 г. № 755 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц» МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» определен главным распорядителем средств бюджета города по реализации мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Положение принято во исполнение п.4 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010 г. № 794 «Об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам за счет средств бюджета города». Согласно п/п.1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. В соответствии с п/п.13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Согласно п.2.5.Положения МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3 рабочих дней с момента регистрации бюджетных обязательств перечисляет субсидию на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны. Жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, перечисленных продавцу министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. Решение городской Думы от 28.09.2010 г. № 794 вступило в силу 06.10.2010 г., постановление Администрации города от 06.10.2010 г. № 755 вступило в силу 13.10.2010 года. Таким образом, на момент введения системы мер социальной поддержки за счет средств бюджета города, истец был обеспечен жилым помещением. Вышеназванные нормативные правовые акты не предполагают предоставление субсидий тем ветеранам, которые были обеспечены жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета до вступления их в силу. Кроме того, нормативные правовые акты в данной сфере выделение денежных средств на оплату услуг по оформлению и сопровождению сделки не предусматривают.

Представитель 3-го лица- муниципальное учреждение «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, просил отказать в удовлетворении иска.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны, и постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № признан нуждающимся в жилом помещении.

Распоряжением Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» распределены субвенции, поступившие в областной бюджет из федерального бюджета, согласно распоряжению Правительства РФ от 20.08.2010 года № 1399-р на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в объеме 3032 920,8 тыс. руб. В приложении к указанному распоряжению содержится список лиц, которым производится выплата субсидии и определен размер субсидии каждому ветерану – 982 800 руб. П. согласно указанному распоряжению включен в список ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ   года между ЗАО «Партиот» в лице ООО «Магистрат», действующего на основании агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и П., в лице представителя К., действующего на основании доверенности, был заключен договор купли-продажи, по условиям которого П. приобрел у ЗАО «» , общей площадью с учетом холодных помещений 26,7 кв.м., общей площадью без учета холодных помещений 24,5 кв.м., в том числе жилой площадью 16,8 кв.м., расположенную по адресу: , , 3.

В пункте 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сторонами указана стоимость приобретаемого жилого помещения в размере 1163 750 руб., а также указано, что часть денежных средств в счет оплаты стоимости жилого помещения –  по  в  в размере 982800 руб. оплачивается П. за счет федерального бюджета, выделяемых Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Администрации ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», а также в соответствии с распоряжен8ием администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Часть цены квартиры в размере 180950 руб. оплачивается П. за счет собственных средств.

В соответствии с п. 4.1 договора купли-продажи часть цены, указанная в п. 3.1 договора, оплачивается путем перечисления денежных средств покупателя на расчетный счет продавца (№ в ОАО АКБ «», к/с №) Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области за счет средств федерального бюджета на основании Положения, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007 года № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», а также в соответствии с распоряжением администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» от 07.09.2010 года № 151.

В соответствии с Уведомлением о полном поступлении денежных средств на расчетный счет ЗАО «» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в сумме 982800 руб. в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи  по адресу: , были перечислены на счет ЗАО «» Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области за счет средств федерального бюджета в соответствии с распоряжением администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» от ДД.ММ.ГГГГ № за П. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 982800 руб. перечислены продавцу платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16 оборот) на расчетный счет ЗАО «» от представителя П. – К., действующего на основании доверенности, поступила оставшаяся денежная сумма в размере 180950 руб. в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи  по адресу: .

В соответствии с сообщением ЗАО «» в Управление Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 1163750 руб. поступили на расчетный счет ЗАО «» от П. в полном объеме в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи  по адресу: ,

Также П. была произведена оплата услуги по сопровождению и оформлению сделки.

ДД.ММ.ГГГГ П. обратился в  г. Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении ему субсидии из средств бюджета муниципального образования в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010 года № 794 «Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам за счет средств бюджета города», Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.10.2010 года № 755 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам».

МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано П. в предоставлении субсидии за счет средств муниципального бюджета со ссылкой на то, что не представлен договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону с последующим перечислением денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета, и на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, и положения постановления - Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. не применяются к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, возникшим до введения постановления в действие.

Отказ в предоставлении субсидии по указанным основаниям суд считает незаконным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы Администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек, и соответственно имеет статус признанного уполномоченным органом нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О

ветеранах".

Во исполнение данного Указа Президента РФ распоряжением Правительства РФ от 20.08.2010 N 1399-р «О направлении бюджетных ассигнований Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан» направлены бюджетные ассигнования в размере 67621219,2 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в дополнение к бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на эти цели распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 472-р.

Истец включен в сводный список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и согласно распоряжению Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 из средств федерального бюджета ему выделено на приобретение жилого помещения 982 800 руб.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот несовершеннолетним узникам фашистских лагерей и гетто", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Ростовская-на-Дону городская Дума 28.09.2010 приняла решение от N 794 "Об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам за счет средств бюджета города".

Данным решением утверждена социальная субсидия за счет средств бюджета города на улучшение жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в жилье, включенным в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов,   относящихся к следующим категориям:

- инвалидов Великой Отечественной войны;

- участников Великой Отечественной войны;

- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах воздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- несовершеннолетних узников фашистских лагерей и гетто.

Пунктом 2 данного решения утвержден максимальный размер предоставляемой из бюджета города ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии из расчета разницы между стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для Ростовской области.

Согласно пунктам 3 и 4 решения социальная субсидия имеет заявительный характер и предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 данного решения, на основании документов, предусмотренных Администрацией города, и перечисляется на расчетный счет продавца жилого помещения.

Администрации города Ростова-на-Дону предложено разработать порядок предоставления социальной субсидии ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.09.2010 N 794 "Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам" Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 06.10.2010 N 755 утверждено Положение «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц", и главным распорядителем средств бюджета города на реализацию мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц определено МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития". МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" предписано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования указанной субсидии.

Указанное Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на софинансирование полномочий Российской Федерации путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.

Согласно пунктам 1.2., 1.3, 1.5, 1.6, 1.7 Положения правом получения социальной поддержки в виде субсидии пользуются ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, включенные в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.   Предоставление субсидий носит заявительный характер. Заявление о предоставлении субсидии подается на имя главы администрации района города по месту постановки на квартирный учет.

Срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Максимальный размер предоставляемой из бюджета города субсидии определяется из расчета разницы между рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, определенной приказом министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ для Ростовской области, на момент подачи ветеранами Великой Отечественной войны или приравненными к ним лицами заявления на предоставление субсидии в администрацию района города по месту постановки на квартирный учет, умноженной на расчетную площадь предоставляемого ветерану жилья в размере 36 кв. м общей площади:

Размер бюджетной субсидии за счет средств городского бюджета не должен превышать разницы между общей стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером бюджетной субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета, утвержденной распоряжением Администрации Ростовской области.

При стоимости приобретаемого жилого помещения более общей суммы, складывающейся из предоставляемой Администрацией Ростовской области ветерану Великой Отечественной войны или приравненному к нему лицу субсидии и максимальной расчетной субсидии за счет бюджета города, оплата превышения фактической разницы стоимости жилого помещения осуществляется за счет собственных средств ветеранов Великой Отечественной войны или приравненных к ним лиц.

Как усматривается из представленных доказательств, истец является инвалидом Великой Отечественной войны и включен в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. Рыночная стоимость приобретенной им квартиры превышает размер субсидии, выделенной из средств федерального бюджета. Следовательно, он имеет право на предоставление из бюджета города субсидии на приобретение жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что истец не имеет право на получение субсидии из бюджета города, т.к. договор купли-продажи жилого помещения заключен до принятия Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.10.2010 N 755, и нормы Положения, утвержденного данным постановлением не распространяются на правоотношения, возникшие до его принятия, суд считает несостоятельными.

Из содержания указанных нормативных актов усматривается, что они приняты в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и определяют порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, включенных в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. То есть действие этих нормативных актов распространяется именно на тех лиц, которые включены в распоряжение Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151.

Согласно п.2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующие документы:

- заявление на субсидию, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя полностью; паспортные данные; сведения о фактическом месте проживания;

- 2 экземпляра оригинала и копии зарегистрированного в Росреестре по РО договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на первичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на вторичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

- в случае, если цена договора превышает суммарный размер предусмотренных федеральных и городских средств на предоставление субсидии, граждане представляют платежный документ, подтверждающий оплату суммы, превышающей размер субсидий;

- копию распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Таким образом, из содержания данной нормы усматривается, что указанная субсидия предоставляется лицам, включенным в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов уже после заключения договоров на приобретения жилого помещения и после государственной регистрации права собственности на приобретенные ими жилые помещения.

Из содержания решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, не усматривается, что действие данных нормативных актов распространяется только на правоотношения, возникшие после их принятия.

Более того, в силу п.1.3. Положения срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Следовательно, независимо от даты заключения договора на приобретение жилого помещения, т.е. до принятия указанных нормативных актов или после их принятия, лица, указанные в п. 1.2 Положения имеют право на получение социальной поддержки в виде субсидии, если они обратились за её получением в течение 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

6-ти месячный срок с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, на момент обращения истца за получением данной субсидии не истек.

Истец на момент обращения с заявлением о выплате субсидии за счет бюджета города, не был снят с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Возникновение права на получение субсидии не может ставиться в зависимость от даты заключения сделки.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагает на нее обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, развитию системы социальных служб, а также установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7).

  Законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Данные принципы требуют, в частности, обеспечения социальной поддержки нуждающимся в этом гражданам на началах справедливости, с использованием необходимой индивидуализации и дифференциации мер социальной защиты в  целях наиболее полного восполнения потерь от объективно сложившихся трудных жизненных обстоятельств (преамбула; статья 1, часть 1; статьи 7 и 19 Конституции Российской Федерации).

Истец является инвалидом Великой Отечественной войны, признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, включен в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, и, следовательно, имеет право на получение субсидии.

То обстоятельство, что договор купли-продажи заключен до принятия Решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц  не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истцом права на получения субсидии.

Вопрос применения указанных правовых актов к спорным правоотношениям должен рассматриваться не исходя из даты принятия нормативных документов, а из субъективного состава лиц, которые в силу прямого указания закона имеют право на получение субсидии из средств бюджета города на улучшение жилищных условий. Такими лицами являются включенные в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, относящимся к категориям : инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и т.д. Истец относится к указанным лицам и включен в Приложение к распоряжению Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов».

Таким образом, на момент обращения с заявлением о выплате субсидии, у истца имелись все, предусмотренные указанным Положением основания для назначения субсидии.

Как усматривается из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ стороны указали в п. 3 стоимость объекта недвижимого имущества в размере 1163 750 руб., а также указано, что часть денежных средств в счет оплаты стоимости жилого помещения –   в  в размере 982800 руб. оплачивается П. за счет федерального бюджета, выделяемых Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства  в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Администрации ростовской области от 03.08.2007 года № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», а также в соответствии с распоряжен8ием администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» от 07.09.2010 года № 151.

Часть цены квартиры в размере 180950 руб. оплачивается П. за счет собственных средств. Факт уплаты истцом денежных средств в сумме 180950 руб. подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика о том, что согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ П. обязался оплатить стоимость квартиры в размере 982800 руб. без использования средств бюджета города Ростова-на-Дону, не могут быть приняты во внимание, поскольку это обстоятельство не может исключать установленное законодательством право истца на получение соответствующей субсидии, даже если он не учел этого на момент заключения договора.

Согласно п.1.7 Положения ветеран за счет собственных средств производит оплату превышения фактической разницы стоимости жилого помещения только в том случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения более общей суммы, складывающейся из предоставляемой Администрацией Ростовской области ветерану Великой Отечественной войны или приравненному к нему лицу субсидии и максимальной расчетной субсидии за счет бюджета города.

Размер субсидии за счет средств федерального бюджета составляет 982800 руб., а максимальный размер субсидии за счет сред бюджета города составляет 360000 руб. Таким образом, ветеран за счет собственных средств производит оплату превышения фактической разницы стоимости жилого, если стоимость квартиры будет выше 1342800 руб.

Как усматривается из договора стоимость квартиры, приобретенной истцом, составила 1163750,00 руб., т.е. не превышает общую сумму, складывающуюся из предоставляемой Администрацией Ростовской области субсидии и максимальной расчетной субсидии за счет бюджета города.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не предоставил каких-либо документов, подтверждающих, что цена квартиры превышает размер предусмотренных средств федерального бюджета, что им произведена оплата за счет собственных средств, опровергаются имеющимися в деле доказательствами. Так, в договоре купли-продажи указана сторонами стоимость квартиры -1 163750,00 руб, и указано, что 982800 руб. уплачивается продавцу за счет средств федерального бюджета, а 180950 руб. уплачиваются покупателем за счет собственных средств. В деле имеются платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ и приходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждающие факт оплаты П. продавцу 180950,00 руб.

Истец имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств муниципального бюджета, однако суд не может согласиться с размером субсидии, рассчитанной истцом- 234950 руб.

В силу п.1.6. Положения размер бюджетной субсидии за счет средств городского бюджета не должен превышать разницы между общей стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером бюджетной субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета, утвержденной распоряжением Администрации Ростовской области.

Разница между общей стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером бюджетной субсидии, предоставленной истцу из средств федерального бюджета, составляет 180950,00 руб., и указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Положением не предусмотрена выплата денежных средств по сопровождению и оформлению сделки, а поэтому оснований для взыскания понесенных истцом на эти цели расходов не имеется.

Ответчиками не оспаривается сделка купли-продажи, до настоящего времени она не признана недействительной. Зарегистрированное право собственности истца на объект недвижимого имущества ответчиком также не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Обязать Муниципальное учреждение «Департамент координации строительства и перспективного развития» г.Ростова-на-Дону выплатить П. социальную субсидию за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону на улучшение жилищных условий в сумме 180 950 руб.  как ветерану Великой Отечественной войны, признанному нуждающимся в жилье и включенному в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

судья