Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Отметка об исполнении решения ______________________________ Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Галкиной Е.А.
При секретаре Васильевой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, Муниципальное учреждение «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства», 3-и лица: МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», Комитет по охране окружающей среды, администрация Советского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействие и обязании ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов
Установил:
Исполняющий обязанности Ростовского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с настоящим иском, указав, что Межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка поступившего из прокуратуры области обращения Зайцева С.А. о нарушении прав членов дачного некоммерческого товарищества «Садовод-любитель» на благоприятную экологическую среду.
В ходе проведенной проверки установлено, что исток протекающего по балке ручья располагается в парке отдыха, по адресу: . Ширина ручья в истоке около 50 см., глубина около 20 см.
Ручей протекает с востока на запад до , далее по двум бетонным коллекторам диаметром 1200 мм. каждый, далее под автомобильной дорогой по указанной улице и выходит на поверхность и протекает в открытом русле с севера на юг вдоль . В районе в ручей впадает ливневый коллектор западной промышленной зоны, за счет чего полноводность ручья увеличивается. Обследованием участка балки Рябинина ниже в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель», установлено наличие несанкционированного свала строительного мусора.
Свалка на территории балки Рябинина не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16.
Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №80.
Согласно информации представленной Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону, размещение несанкционированного свала мусора, в районе второго водоприемника, привело к его повреждению и как следствие уменьшению пропускной способности.
В результате уменьшения пропускной способности водопропускного сооружения, вызванного его повреждением 30.09.2010 произошло подтопление домовладений членов ДНТ «Садовод Любитель», что привело к причинению значительного имущественного ущерба.
Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону в ноябре 2010 года проведены работы по прочистке водопропускных сооружений в балке Рябинина, при этом несанкционированная свалка строительных отходов не ликвидирована.
Ссылаясь на нормы ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав г. Ростова-на-Дону истец полагает, что вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к полномочиям городского самоуправления по предметам собственного ведения.
С целью устранения выявленных нарушений Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на имя Главы Администрации (Мэра) города Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром участка балки Рябинина ниже улицы Малиновского, в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель» установлено, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не исполнены законные требования межрайонного природоохранного прокурора по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов.
По мнению истца, бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону при решении вопросов местного значения ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с указанными обстоятельствами истец просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа - город Ростов-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов на участке балки Рябинина ниже улицы Малиновского, в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель»; обязать Администрацию города Ростова-на-Дону ликвидировать несанкционированный свал строительных отходов на участке балки Рябинина ниже улицы Малиновского, в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель».
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа - город Ростов-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером 61:44:07 33 11:0004, расположенным в балке Рябинина ниже улицы Малиновского, в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель» в г. Ростове-на-Дону, ; обязать Администрацию города Ростова-на-Дону ликвидировать несанкционированный свал строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером 61:44:07 33 11:0004, расположенным в балке Рябинина ниже улицы Малиновского, в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель» в г. Ростове-на-Дону.
В судебное заседание явился помощник прокурора Воропаев А.В., уточненные требования поддержал.
В судебное заседание явился представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Маныч Н.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отношении представителя МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК Ф.
В судебное заседание явилась представители МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» Гриценко Р.И. и администрации Советского района г. Ростова-на-Дону Андриенко М.В.. действующие на основании доверенностей, полагали, что в заявленных требованиях надлежит отказать.
Представитель Комитет по охране окружающей среды в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, в отношении представителя Комитета по охране окружающей среды дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Судом установлено, что в ходе проверки проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что исток протекающего по балке ручья располагается в парке отдыха, по адресу: . Ширина ручья в истоке около 50 см., глубина около 20 см.
Ручей протекает с востока на запад до ул. Малиновского, далее по двум бетонным коллекторам диаметром 1200 мм. каждый, далее под автомобильной дорогой по указанной улице и выходит на поверхность и протекает в открытом русле с севера на юг вдоль ул. Малиновского. В районе дома № 15 по ул. Малиновского в ручей впадает ливневый коллектор западной промышленной зоны, за счет чего полноводность ручья увеличивается. Обследованием земельного участка с кадастровым номером 51:44:07 33 11:0004, расположенного в балке Рябинина ниже улицы Малиновского в месте расположения дачного некоммерческого товарищества «Садовод Любитель», установлено наличие несанкционированного свала строительного мусора.
Свалка на территории балки Рябинина не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16.
Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
29.11.2010 года межрайонным природоохранным прокурором в адрес Мэра г. Ростова-на-Дону было направлено представление об устранении природоохранного законодательства /л.д.14,15/.
Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой 26 апреля 2011 года установлено, что строительные отходы размещены в русле балки, включая ее водоохранную зону.
Представитель истца в судебном заседании утверждал, что наличие несанкционированного свала строительного мусора свидетельствует о невыполнении администрацией г. Ростова-на-Дону обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Даже после направления прокурором представления об устранении нарушений природоохранного законодательства свал мусора не ликвидирован. Кроме того полагал, что свал мусора привел к повреждению второго водоприемника и уменьшению его пропускной способности, в результате чего, в сентябре 2010 года произошло подтопление жилых домов членов ДНТ «Садовод Любитель» и причинении значительного имущественного ущерба. Наличие свала мусора может привести в повторному подтоплению жилых домов. Считает, что администрация г. Ростова-на-Дону не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза мусора находящегося на земельном участке в балке Рябинина и в этом бездействие администрации г. Ростова-на-Дону является незаконным.
Факт наличия свала строительных отходов в балке Рябинина ответчиками не оспаривался. Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Экнадиосоа А,В., Зайцева С.А., Кубанский В.В. пояснили, что свал строительных отходов привело к повреждению второго водоприемника, вследствие чего его пропуская способность уменьшилась. В результате происходит подтопление жилых домов дачного некоммерческого товарищества. Кроме того, в связи с отсыпкой мусора происходит заиливание и засорение русла, земельные участки пришли в негодность, сады погибли, сточная вода и канализационные воды не проходят и неделями стоят в домах. Появляется много мух, комаров, стали появляться ужи. Они неоднократно обращались с жалобами в различные инстанции, в том числе к мэру г. Ростова-на-Дону, однако, мусор не вывозится, а его становится все больше.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, так как они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и их показания не противоречат материалам дела.
Таким образом, наличие свала строительного мусора в балке Рябинина создает неблагоприятную экологическую обстановку, оказывает негативное влияние на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
Согласно п. 4.5.4 ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 89) 4.5.4. запрещается складирование отходов, в том числе грунта, вне специально отведенных мест. Контроль за исполнением указанных Правил возложен на постоянную комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике.
На основании п. 1 ст. 1 Устава города Ростова-на-Дону муниципальное образование "город Ростов-на-Дону" является городским округом, следовательно, на него распространяется правовое регулирование деятельности городских округов.
Так, согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления,
На основании п. 1.6.6.1 ст. 46 Устава города Ростова-на-Дону администрация города реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления в том числе, такие как организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, поскольку на территории земельного участка, находящегося в распоряжении органа местного самоуправления и расположенного в пределах муниципального образования имеется несанкционированный свал строительных отходов, при этом, доказательств того, что предпринимались какие либо меры к ликвидации данного свала, не представлено, суд, принимая во внимание то, что на протяжении с мая 2010 года по настоящее время, несмотря на неоднократные жалобы граждан ДНТ «Садовод Любитель» в различные инстанции, администрацией г. Ростова-на-Дону не организована деятельность по сбору и вывозу мусора, приходит к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией г. Ростова-на-Дону возложенных на нее функций в сфере решения вопроса по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов, а, следовательно, требование о признании незаконным бездействие администрации г.Ростова-на-Дону подлежит удовлетворению.
Решая вопрос о том, на ком лежит обязанность по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов в балке Рябинина, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Устава г.Ростова-на-Дону управления, комитеты, департаменты, службы, отделы и другие структурные подразделения Администрации города самостоятельно решают вопросы управления, перечисленные выше и отнесенные к их ведению в соответствии со структурой Администрации.
Согласно ст. 39 Устава г.Ростова-на-Дону к компетенции Ростовской-на-Дону городской Думы относится принятие решений об учреждении органов Администрации города и утверждение положений о них.
21. 06.2011 года решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 138 " Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону" утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Согласно п.2 Решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Впервые Решение было опубликовано в газете "Ростов Официальный", N 27, 29.06.2011г. Следовательно, Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону вступило в силу 29.06.2011 года.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте ЖКХ к полномочиям департамента отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 1.6. Положения Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета.
Кроме того, в соответствии с Положением Департамент ЖКХ и энергетики осуществляет координацию деятельности городских служб в области благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону совместно с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
В соответствии с постановлением Администрации города от 25.08.2009г. №617 «Об утверждении перечня главных распорядителей бюджетных средств города и перечня подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств на 2009-2012 годы» Департамент ЖКХ и энергетики включен в перечень главных распорядителей бюджетных средств.
Согласно п. 10.10 Положения о департаменте ЖКХ и энергетики одним из подведомственных Департаменту распорядителей и получателей бюджетных средств является МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства».
Согласно п.п. 2.1, 2.1.1 Устава МУ «ГУКХ и Б» оно создано в целях осуществления функций муниципального заказчика в сфере коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения, охраны, защиты, воспроизводства и содержания городских лесов.
Согласно п.2.1.2 Устава Учреждение организует учет имущества, указанного в п. 1.4 Устава и организует проведение процедур, необходимых для обеспечения эксплуатации имущества в соответствии с действующим законодательством РФ, подзаконными актами, в том числе: коммунальной техники, земельных участков населенных пунктов, водных объектов, расположенных на территории г. Ростова-на-Дону, объектов «балки», расположенных на территории г. Ростова-на-Дону и др.
Для достижения указанной цели МУ «ГУКХ и Б» осуществляет:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг на конкурсной основе;
- заключение контрактов на выполнение работ в области услуг
коммунального хозяйства, благоустройства на выделенное финансирование
из бюджета и других источников;
- осуществляет финансирование выполненных объемов работ и услуг в
области коммунального хозяйства и др.
Таким образом, из указанного следует, что органом, непосредственно осуществляющим полномочия по заключению контрактов на выполнение работ в области услуг коммунального хозяйства, благоустройства является МУ «ГУКХ и Б». Соответствующие поступления денежных средств из бюджета осуществляется через главного распорядителя бюджетных средств - Департамент ЖКХ и энергетики - который в силу ст. 58 Бюджетного кодекса РФ наделен полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, поскольку на день рассмотрения дела по существу, решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 138 уже было утверждено Положение о Департаменте ЖКХ и энергетики, которое вступило в силу, то, следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером № 61:44:07 33 11:0004, расположенным в балке Рябинина ниже улицы Малиновского в месте расположения ДНТ «Садовод Любитель» в г. Ростове-на-Дону необходимо возложить на МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства», как на одного из подведомственных Департаменту ЖКХ и энергетики распорядителя и получателя бюджетных средств.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившийся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного свала строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером № 61:44:07 33 11:0004, расположенным в балке Рябинина ниже улицы Малиновского в месте расположения ДНТ «Садовод Любитель» в г Ростове-на-Дону.
Обязать МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» ликвидировать несанкционированный свал строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером № 61:44:07 33 11:0004, расположенным в балке Рябинина ниже улицы Малиновского в месте расположения ДНТ «Садовод Любитель» в г Ростове-на-Дону.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд чрез Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья