ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Мишкинского районного суда (Курганская область)

                                                                                    Мишкинский районный суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Мишкинский районный суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело №

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

р.п. Мишкино ДД.ММ.ГГГГ

Мишкинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Меньщикова А.А.,

при секретаре Радионовой О.М.,

с участием прокурора Мишкинского района Гречушкина А.А.,

представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Трушкина Николая Степановича, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

главы администрации Восходского сельсовета Козелло Ларисы Владимировны,

представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Роспотребнадзора по Курганской области) Калинкиной Светланы Николаевны представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мишкинского района в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к Администрации Восходского сельсовета, Администрации Мишкинского района, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о возложении обязанности по устранению нарушений экологического и санитарно эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мишкинского района обратился в Мишкинский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к Администрации Восходского сельсовета, Администрации Мишкинского района, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области с исковым заявлением, из содержания которого следует, что прокуратурой Мишкинского района в ходе проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении бытовых, строительных и иных отходов населения на территории Мишкинского района, установлены факты нарушения Администрацией Восходского сельсовета экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства. Свалка Восходского сельсовета располагается на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от  Свалка не соответствует требованиям СП № 2.1.7.1038­-01 п. 3.9. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», отсутствует ограждение вокруг свалки, сбуртовывание отходов производится несвоевременно, чем нарушаются требования п. 4.4. вышеуказанных Санитарных Правил и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ». В нарушение требований ст.ст. 22, 24, 39, п. 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» складирование и размещение бытовых отходов, а так же производственных от имеющихся на территории Восходского сельсовета предприятий осуществляется с грубыми нарушениями: администрация Восходского сельсовета не имеет установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. На основании ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Главой муниципального образования должным образом не реализуются полномочия по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствие со ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является высшим должностным лицом муниципального образования и в соответствие с Уставом МО обязан выполнять полномочия по решению вопросов местного значения. Однако указанные полномочия администрацией Восходского сельсовета должным образом не реализуются.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать Администрацию Восходского сельсовета и Администрацию Мишкинского района привести свалку, расположенную на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от  в соответствие с требованиями санитарно эпидемиологического законодательства, а именно возвести ограждение вокруг свалки, ликвидировать возникшее вокруг свалки захламление твердыми бытовыми отходами, установить соответствующие указатели (аншлаги).

В ходе судебного заседания прокурор уточнил заявленные исковые требования и сформулировал их следующим образом: - обязать администрацию Восходского сельсовета, администрацию Мишкинского района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от  Возложить обязанность на администрацию Восходского сельсовета подготовить разрешительные документы:

- для размещения свалки выбрать и согласовать земельный участок;

- разработать рабочий проект свалки, его техническое обоснование;

-возвести ограждение вокруг свалки;

-установить соответствующие указатели (аншлаги);

обязанность по финансированию данных работ возложить на администрацию Администрацию Мишкинского района.

В ходе судебного заседания для участия в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управление федеральной службы в сфере природопользования по Курганской области.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Мишкинского района Гречушкин А.А. на уточненных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что заявленное требование о ликвидации несанкционированной свалки он расценивает как необходимость оформления данной свалки в установленном порядке.

Представитель Администрации Мишкинского района в судебное заседание не явился, о времени и месту судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика – Администрации Восходского сельсовета Козелло Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признала, пояснила, что свалка в указанном месте располагается на протяжении многих лет, в указанное место население с. Восход Мишкинского района вывозит бытовые отходы, также много отходов в виде пустых ящиков от предприятия «Пряник», а также от 2-х магазинов. Считает возможным данную свалку ликвидировать путём перевода в разряд санкционированной свалки. В настоящее время земельный участок для свалки согласован, на данном участке свалка находится в настоящее время, запланировано межевание участка. Собственные доходы сельского совета составляют около  рублей за счёт земельного и имущественного налога, в среднем расходы за год составляют  рублей, недостающие средств дотируются через районный бюджет. Собственных средств на обустройство свалки нет, данные расходы планируются в бюджете сельсовета, но эти планы отклоняются при согласовании бюджета в районной администрации.

Представитель третьего лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Н.С. Трушкин заявленные исковые требования признал, в судебном заседании пояснил, что в Введенском сельсовете проведен выбор участка, свалку решили не переносить, чтобы не загрязнять другие территории. Имеется возможность передвинуть мусор в карьер, который расположен на расстоянии около 500 метров от населенного пункта, это расстояние является допустимым. Проведение всех работ упирается в финансирование. Департаментом природных ресурсов были разработаны типовые рекомендации по обустройству временного объекта размещения отходов населения, которые были направлены главам муниципальных образований. Поскольку на проведение природоохранных мероприятий в бюджет Мишкинского района выделяется  рублей, вносятся предложения по проведению таких мероприятий, но денег на их проведение не выделяется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца - Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Калинкина С.Н. заявленные исковые требования признала, в судебном заседании пояснила, что расстояние от свалки до населенного пункта в 500 метров является допустимым. Считает, что данную свалку необходимо приводить в порядок, огораживать и оканавливать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца - Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 26.07.2010 года № 282, федеральный государственный экологический контроль осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, независимо от форм собственности. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 285, в соответствие с которым свалка Восходского сельсовета не относится к объекту государственного экологического контроля. Таким образом, указанный объект контроля не относится к компетенции Управления Росприроднадзора по Курганской области. Созданию объекта размещения отходов (свалка, полигон) предшествует ряд мероприятий, таких как выбор и согласование земельного участка, разработка рабочего проекта свалки, его техническое обоснование, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, деятельность по обращению с опасными отходами является лицензируемой. Таким образом, полигоны для захоронения твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство и содержание свалки твердых бытовых отходов на территории Восходского сельсовета Мишкинского района Курганской области, на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от , производится без разрешительных документов и с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, статьями 14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, Администрация Восходского сельсовета и Администрация Мишкинского района не исполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности в области обращения с отходами.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору. .., хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными дня окружающей среды и здоровья населения и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Как следует из Устава муниципального образования Введенский сельсовет, к вопросам местного значения Восходского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов (ст. 6 п. 19).

В соответствии с Уставом Мишкинского района, к вопросам местного значения данного муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ходе судебного заседания установлено, что в пределах границ Восходского сельсовета на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от , имеется участок местности, который в установленном порядке не выделен для размещения отходов потребления, однако на данный участок местности население с. Восход Мишкинского района в течение нескольких лет сваливает остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению, образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей, смет с дворовых территорий и улиц, остатки зеленых насаждений, а именно отходы потребления. В результате данных действий на указанном месте в настоящее время расположена несанкционированная свалка. Понятие «несанкционированная свалка» используется в правовых актах и обозначает территорию, не предназначенную, но используемую для размещения на ней отходов без разрешения органов исполнительной власти. Образование и функционирование несанкционированной свалки никаким образом действующим законодательством не регулируется, поскольку существование такой свалки является нарушением действующих санитарных правил и правовых норм в области охраны здоровья населения и окружающей среды.

Поскольку в соответствие с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления от 24.06.1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитывая, что свалка в данном случае образовалась путём выбрасывания гражданами в не установленном для этих целей месте мусора, а отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу, утилизации и переработке, суд полагает подлежащими удовлетворению заявленное требование по возложению обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки на администрацию Восходского сельского совета и администрацию Мишкинского района. Вместе с тем, учитывая, что в исковом заявлении не указан способ ликвидации несанкционированной свалки, суд считает возможным с учётом уточнения исполнение заявленного требования, а именно ликвидацию несанкционированную свалку путём её перевода в разряд санкционированных свалок.

Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденные заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15 июля 1994 года, определяют санкционированную свалку как разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

В соответствии с инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды ( в редакции приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 года № 77) санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Заявленные исковые требования прокурор обосновывает Инструкцией «о проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996 года и Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16. Вместе с тем системный анализ данных правовых актов позволяет сделать вывод, что полигон является комплексом природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, состоящий из участка складирования ТБО, хозяйственной зоны, которая включает в себя административно-бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и других сооружений, предполагается наличие обслуживающего полигон персонала, обеспеченного специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты. С учётом изложенного, предъявляемые к полигону для твёрдых бытовых отходов требования не могут быть в полной мере применены к свалке, расположенной около с. Восход Мишкинского района. В то же время, суд учитывает, что деятельность так называемых санкционированных свалок нормативными актами не регламентирована, они являются временными сооружениями, подлежащими обустройству в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического надзора или закрытию, в связи с чем полагает возможным применить аналогию права и рассмотреть заявленные исковые требования на предмет их соответствия действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с Санитарными правилами содержания территории населенных мест СанПиН 43-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года, отведенные для полигонов и свалок участки местности должны отвечать определенным требованиям, касающихся уровня грунтовых вод, запрет их расположения на берегах водоёмов или затопляемых участках. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы. По существу аналогичные требования к выбору и согласованию земельного участка содержатся и в Санитарных Правилах СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года, в пункте 4.4 которых содержится также требование по периметру всей территории полигона ТБО устроить легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. Необходимость установки переносных сетчатых ограждений как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО предусмотрена п. 2.10. Инструкции «По проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов» утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996 года.

Не противоречащими законодательству, а потому подлежащими удовлетворению суд находит также заявленные требования о разработке рабочего проекта свалки и его технического обоснования, а также установка указателей (аншлагов), учитывая при этом, что типовой рабочий проект временного объекта размещения отходов населения разработан и направлен главам муниципальных образований.

Учитывая, что обязанность вывоза бытовых отходов и мусора является вопросом местного значения Восходского сельсовета, суд считает необходимым возложить обязанность подготовить разрешительные документы :

- для размещения свалки выбрать и согласовать земельный участок;

- разработать рабочий проект свалки его техническое обоснование;

- возвести ограждение вокруг свалки;

- установить соответствующие указатели (аншлаги) – на Администрацию Восходского сельсовета.

Рассматривая заявленные требования о возложении обязанности финансирования работ, суд исходит из требований ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Суд учитывает, что утилизировать и перерабатывать находящиеся на свалке около с. Восход Мишкинского района твёрдые отходы в обозримом будущем никто не планирует, а возложение обязанности финансирования полномочий органов местного самоуправления Восходского сельсовета по решению вопросов местного значения в виде организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрацию Мишкинского района соглашением о передаче осуществления полномочий по регулированию вопросов местного значения не предусмотрен. Вместе с тем суд учитывает, что бюджет администрации Восходского сельсовета является дотационным и консолидированным с бюджетом Администрации Мишкинского района, а соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в бюджете Восходского сельского совета освобождает главу администрации от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Суд, учитывая пояснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о поступлении в районный бюджет целевых средств на природоохранные мероприятия, полагает заявленные требования по финансированию работ по подготовке разрешительных документов, возведению ограждения вокруг свалки, установление указателей (аншлагов), возложить как на администрацию Восходского сельсовета, так и на администрацию Мишкинского района.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мишкинского района удовлетворить.

Возложить обязанности на Администрацию Восходского сельсовета, Администрацию Мишкинского района ликвидировать несанкционированную свалку на территории площадью 1,2 га в 100 метрах от .

Возложить обязанность на Администрацию Восходского сельсовета подготовить разрешительные документы:

- для размещения свалки выбрать и согласовать земельный участок;

- разработать рабочий проект свалки его техническое обоснование;

- возвести ограждение вокруг свалки;

- установить соответствующие указатели (аншлаги).

Обязанность финансирования работ по подготовке разрешительных документов, возведению ограждения вокруг свалки, установление указателей (аншлагов) возложить на администрацию Восходского сельсовета и администрацию Мишкинского района.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы через Мишкинский районный суд

Судья А.А. Меньщиков