ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Нижневартовск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономно­го округа - Югры Пересыпкин А.Г.,

с участием прокурора Богдановского В.С.,

представителей  ФИО1, ФИО2,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором г. Лангепаса в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эко Плюс» по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Проведенной прокуратурой города Лангепас проверкой установлено, что  осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № ОП - 57 - 0001320. Данная деятельность осуществлялась обществом на полигоне ТБО и ПО, расположенном в

Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным принципом государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Проверкой установлено, что  осуществляет эксплуатацию полигона ТБО и ПО в нарушении указанных требований законодательства об обращении с отходами и заключения государственной экологической экспертизы.

В ходе обследования указанного полигона установлено следующее:

- расположенная на полигоне площадка для мойки колес не
эксплуатируется (нарушения рабочего проекта полигона);

- дезинфицирующая ванна на полигоне отсутствует (нарушение
СанПиН 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001г.);

- площадка для складирования бурового шлама заполнена буровым
шламом и нефтезагрязненным грунтом, за обваловкой площадки обнаружено
загрязнение территории полигона нефтепродуктами (согласно
государственной экологической экспертизе «нефтесодержащие отходы
поступающие на полигон, подлежат временному хранению в двух картах
размером 96х19м а буровой шлам поступающий на полигон, подлежит
временному хранению в специальных картах, размером 100х19м. Для отстоя
бурового раствора предусмотрена отдельная карта размером 46х40м.».
Хранение нефтешламов, нефтезагрязненных грунтов и буровых шламов
предусмотрено открытым способом в раздельных картах). Фактически на
момент осмотра отходы бурового и нефтяного шлама размещены в
одной карте;

на площадке подготовки и переработки нефтешламов эксплуатируются 2-ве установки УЗГ-1М, в качестве топлива в летнее время используется попутный газ, газ подводится по обустроенному газопроводу. В зимний период времени установки эксплуатируются на дизельном топливе. Бочки с дизельным топливом в количестве 5шт. находятся напротив установок УЗГ-1М на эстокаде из труб, прилегающая территория вокруг бочек загрязнена горюче-смазочными материалами, территория хранения ГСМ не обвалована (согласно заключения государственной экологической экспертиза хранение дизельного топлива должно осуществляться в топливном баке на 200л. и организован подвоз топлива со склада ГСМ);

- рядом с площадкой подготовки нефтешламов обустроено каре, где
размещен нефтешлам, жидкая фракция нефтешлама и грунт (на плане
полигона данный амбар не числится);

- территория полигона вокруг установок УЗГ-1М загрязнена
отходами переработки и нефтепродуктами (согласно государственной
экологической экспертизе «нефтесодержащие отходы поступающие на
полигон, подлежат временному хранению в двух картах размером 96x19м а

буровой шлам поступающий на полигон, подлежит временному хранению в специальных картах, размером 100x19м. Для отстоя бурового раствора предусмотрена отдельная карта размером 46х40м.». Хранение нефтешламов, нефтезагрязненных грунтов и буровых шламов предусмотрено открытым способом в раздельных картах);

- напротив площадки подготовки и переработки нефтешламов на
земельном участке без твердого покрытия осуществляется хранение
(размещение) оборудования, металлолома, металлолома загрязненного
нефтепродуктами, емкостей и бочек с находящимися в них
нефтепродуктами (согласно проектным решениям площадка для
складирования металлолома на полигоне по захоронению ТБ и ПО не
предусмотрена). Фактически на территории полигона осуществляется
хранение металлолома;

на участке утилизации резинотехнических изделий обезуглероженный
остаток и обожженный металлокорд размещен на земельном участке без
твердого покрытия вокруг установки УПОР-1Ш (согласно заключения
государственной экологической экспертизы углеродсодержащий остаток
после гашения и охлаждения подвергается магнитной сепарации для
отделения проволоки металлокорда (пакетируется и направляется на склад
для дальнейшей отгрузки на пункт приема металлолома.) а
обезуглероженный остаток ссыпается в контейнер для дальнейшей отгрузки
потребителю);

на карте ТБО со слов представителя общества «продукт» переработки
нефтешлама используется для пересыпки твердых бытовых отходов
размещенных на карте ТБО полигона (в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01
от 30.05.2001г. на полигонах твердых бытовых отходов предусматривается
послойное складирование ТБО, с уплотнением, сверху изолирующим слоем
грунта, в соответствии с проектом полигона и заключением государственной
экологической экспертизы эксплуатации полигона ТБО предусмотрена с
устройством промежуточных слоев толщиной 0.25м из местного грунта
(суглинка).

Фактически бытовые отходы на полигоне складируются без
уплотнения.

- на карте ТБО сопредельная территория захламлена бытовыми
отходами, отсутствует сетчатое ограждение (в соответствии с проектом
полигона и заключением государственной экологической экспертизы
предусматривается устройство переносного сетчатого ограждения, которое
устанавливается как можно ближе к месту разгрузки);

на карте ТБО размещены отработанных автопокрышек, железной
тары и бытовой техники (микроволновая печь) (согласно СанПиН
2.1.7.1038-01 от 30.05.2001г. на свалке твердых бытовых отходов, не
разрешается сбор вторичного сырья);

рядом с картой размещения твердых бытовых отходов на земельном
участке без твердого покрытия в демонтированном кузове автомобиля
имеются следы сжигания отходов, в том числе фильтра автомобильные.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Эко Плюс» законодательства в области обращения с опасными отходами.

В судебном заседании помощник прокурора Нижневартовского района Богдановский В.С. обосновал требования изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, на удовлетворении которых настаивал в полном объеме.

Представители  ФИО1, ФИО2, с заявленными требованиями не согласились, просили производство по делу прекратить, мотивируя это тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Лангепас СВ. Горобченко в отношении  вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами.

Статьей 1.5 (ч.1) КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.  считает, что привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами без достаточных на то оснований и доказательств.

В Постановлении прокурора указано следующее нарушение рабочего проекта полигона: «расположенная на полигоне площадка для мойки колес не эксплуатируется».

Между тем, рабочие проекты полигонов, как и иная проектная документация на объекты строительства, не является нормативным документом, устанавливающим экологические, санитарно-эпидемиологические и иные требования к эксплуатируемым объектам. Соответственно, утверждение прокурора относительно допущенного нарушения рабочего проекта несостоятельно.

Доказательством изложенного является утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с пунктом 4 которого рабочая документация проекта на объект капитального строительства разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических проектных решений и состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Исходя из изложенного, соответствие в целом реализованного объекта проектирования проектной документации устанавливается исходя из фактического наличия предусмотренных проектом отдельных сооружений. Из приведенной цитаты прокурора следует, что предусмотренная проектом «площадка для мойки колес» имеется в наличии и, соответственно, указанный факт «нарушения рабочего проекта» не имеет место быть.

В свою очередь, необходимость эксплуатации отдельных реализованных сооружений проистекает из производственной необходимости, обусловленной фактически осуществляемыми технологическими процессами и установленными в нормативных актах правилами и требованиями к их осуществлению, а не из принципа: «раз есть, значит должно работать!». В силу изложенного необходимо обратить внимание на тот факт, что «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» требование о наличии на полигоне площадок для мойки колес и их эксплуатации не установлено и, таким образом, указанный прокурором факт «нарушения рабочего проекта» не имеет место быть и в указанном прокурором факте отсутствует событие правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В Постановлении прокурора указано следующее нарушение. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года: «дезинфицирующая ванна на полигоне отсутствует». Изучив указанные санитарные правила ООО «ЭКО Плюс» констатирует тот факт, что в соответствии с пунктом 4.3 СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов предусматривается лишь по требованию территориального ЦГСЭН. Указанное требование в адрес ООО «ЭКО Плюс» не существует, что что говорит об отсутствии события правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

3. В Постановлении прокурора указано, что «фактически на момент осмотра отходы бурового и нефтяного шлама размещены в одной карте».

Как указано выше, проектная документация на объекты строительства, не является нормативным документом, устанавливающим экологические, санитарно-эпидемиологические и иные требования к эксплуатируемым объектам. Особенности эксплуатации реализованных объектов строительства определяются не проектной документацией на них, а предъявляемыми в нормативных правовых актах требованиями. При этом прокурором не указано, нарушением каких правил и требований является указанный факт. Между тем, действующими нормативными актами (в том числе СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года), устанавливающими требования в сфере обращения с отходами, требование о раздельном хранении отходов в местах накопления для последующего обезвреживания и использования не устанавливаются. Исходя из изложенного, в указанном прокурором факте отсутствует состав нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

4. В Постановлении прокурора указано, что «Бочки с дизельным топливом в количестве 5 шт. находятся напротив установок УЗГ-1М на эстакаде из труб, прилегающая территория вокруг бочек загрязнена горюче-смазочными материалами, территория хранения ГСМ не обвалована (согласно заключения государственной экологической экспертизы хранение дизельного топлива должно осуществляться в топливном баке на 200 л. и организован подвоз топлива со склада ГСМ). При этом прокурором не указано, нарушением каких нормативных актов, устанавливающих правила и требования в сфере обращения с отходами, является приводимый факт. Между тем, нормативными актами, устанавливающими правила и требования в сфере обращения с отходами, требования по обустройству мест складирования ГСМ не устанавливаются. Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует состав нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

5. Кроме того,  категорически не согласно с утверждением о загрязнении прилегающей территории горюче-смазочными материалами: на прилегающей территории прокурором не производился отбор проб с целью установления факта загрязнения нефтепродуктами. Кроме того, прокурором умышленно не дана характеристика указанной «прилегающей территории»: производственная площадка полигона искусственного происхождения, а не подлежащие охране от загрязнения и деградации в соответствии с Земельным Кодексом РФ объекты земельных правоотношений (ст. 6: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков). А также, прокурором не указано, нарушением каких нормативных актов, устанавливающих правила и требования в сфере обращения с отходами, является приводимый факт: в указанном прокурором нарушении отсутствует событие нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

6. В Постановлении прокурора указано, что «рядом с площадкой подготовки нефтешламов обустроено каре, где размещен нефтешлам, жидкая фракция нефтешлама и грунт (на плане полигона данный амбар не числится)». При этом прокурором не указано, нарушением каких нормативных актов, устанавливающих правила и требования в сфере обращения с отходами, является приводимый факт. Также, прокурором не приведена характеристика объекта, являющегося по его мнению объектом правонарушения.

Между тем, указанный объект:

- не является отдельным объектом капитального строительства, предназначенным для размещения отходов;

- представляет собой предназначенную для приготовления загружаемой в установку УЗГ-1М технологической смеси отходов часть бетонированной площадки подготовки нефтешлама, ограниченную от основной площади насыпной грунтовой обваловкой с целью уменьшения растекания отходов по территории площадки (приготовление смеси предусмотрено технологией подготовки отходов).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с определениями понятий, данных в статье 1 закона «Об отходах производства и потребления»:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

На основании изложенного и утвержденной технологии переработки отходов на установке УЗГ-1М  разъясняет, что в именованном прокурором «каре» не осуществляется размещение отходов и данное временное сооружение не является объектом размещения отходов, на который распространяются требования статьи 12 закона «Об отходах производства и потребления», а также констатирует отсутствие в указанном прокурором нарушении состава нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

7. В Постановлении прокурора указано, что территория полигона вокруг установок УЗГ-1М загрязнена отходами переработки и нефтепродуктами.  категорически возражает против данного утверждения: на указанной территории прокурором не производился отбор проб с целью установления факта загрязнения нефтепродуктами. Также, прокурором умалчивается, что указанная территория является частью бетонированной площадки подготовки и переработки нефтешлама.  обращает внимание, что прокурором не указано, нарушением каких нормативных актов, устанавливающих правила и требования в сфере обращения с отходами, является приводимый факт и констатирует отсутствие в указанном прокурором нарушении состава нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

8. В Постановлении прокурора указано, что напротив площадки подготовки и переработки шламов на земельном участке без твердого покрытия осуществляется хранение (размещение) оборудования, металлолома, металлолома, загрязненного нефтепродуктами, емкостей и бочек с находящимися в них нефтепродуктами (согласно проектным решениям площадка для складирования металлолома на полигоне по захоронению ТБ и ПО не предусмотрена). Фактически на территории полигона осуществляется хранение металлолома.  обращает внимание, что на территории полигона отсутствуют земельные участки, как таковые: весь полигон представляет собой искусственно отсыпанную производственную площадку, а не подлежащий охране от загрязнения и деградации в соответствии с Земельным Кодексом РФ объект земельных правоотношений (ст. 6: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков), т. е. это насыпная площадка полигона находится на землях, а не земли на насыпной площадке полигона. Также прокурором не указано, нарушением каких нормативных актов, устанавливающих правила и требования в сфере обращения с отходами, является приведенный факт и констатирует отсутствие в указанном прокурором нарушении состава нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Более того, обращаясь к приведенным в статье 1 закона «Об отходах производства и потребления» определениям понятий,  осуществляет не хранение металлолома, а его накопление - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего

использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. При этом прокурором не приведены доказательства не соответствия площадки складирования металлолома установленным требованиям: СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года не установлено требование о складировании металлолома на площадках с твердым покрытием. При этом, действие СанПиН 2.1.7.1322-03 на полигоны ТБО и ПО не распространяется (п. 1.4. СанПиН 2.1.7.1322-03). Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует событие нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

9. В Постановлении прокурора указано, что продукт переработки нефтешлама используется для пересыпки твердых бытовых отходов, размещенных на карте ТБО полигона, в соответствии с проектом полигона и заключением государственной экологической экспертизы эксплуатация полигона ТБО предусмотрена с устройством промежуточных слоев из местного грунта. При этом прокурор умолчал о том, что пункты 5.2 и 8.2. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года допускают использование в качестве изолирующего материала промышленных отходов 4 класса опасности без ограничений, а срок действия заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию полигона истек в 2004 году. Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует состав нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

10. В Постановлении прокурора указано, что на карте ТБО сопредельная территория захламлена бытовыми отходами и отсутствует сетчатое ограждение.  категорически не согласно с данным утверждением по следующим основаниям:

- за пределами карты ТБО захламление бытовыми отходами отсутствует;

- в день проведения осмотра полигона ТБО не принимались, в связи с чем отсутствовала необходимость установления переносных сетчатых ограждений в месте разгрузки транспорта;

- весь периметр полигона обнесен сплошными сетчатыми ограждениями, 4TG соответствует требованиям пункта 4.4. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года.

Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует событие нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

11. В Постановлении прокурора указано, что на карте ТБО размещены отработанные автопокрышки, железная тара и бытовая техника (микроволновая печь). Согласно СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года на свалке твердых бытовых отходов не разрешается сбор вторичного сырья.  считает необходимым уточнить то обстоятельство, что перечисленные отходы небыли захоронены в штабеле отходов, а находились на территории карты. В соответствии с пунктом 2.9. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта, чем и обусловлено нахождение указанных видов отходов непосредственно на территории карты складирования отходов. Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует событие нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

12. В Постановлении прокурора указано, что рядом с картой размещения твердых бытовых отходов на земельном участке без твердого покрытия в демонтированном кузове автомобиля имеются следы сжигания отходов, в том числе фильтра автомобильные.  считает необходимым уточнить то обстоятельство, что кузов с мелким металлоломом, собираемым из выгружаемых на карту ТБО отходов, находится на основании из бетонных плит. Указанные фильтры (и только фильтры в количестве 6 шт., а не в том числе) были отожжены на специализированной установке «СМАРТ-АШ», после чего с целью накопления размещены в кузове от автомашины с целью накопления. Более того,  снова обращает внимание, что на территории полигона отсутствуют земельные участки, как таковые: весь полигон представляет собой искусственно отсыпанную производственную площадку (техногенный объект), а не подлежащий охране от загрязнения и деградации в соответствии с Земельным Кодексом РФ объект земельных правоотношений (ст. 6: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков). Таким образом, в указанном прокурором нарушении отсутствует состав нарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно заключения экспертной комиссии Северо-Уральского управления экологической экспертизы за № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотревшей проект «Реконструкция полигона ТБ и ПО с целью организации и переработки промышленных отходов», разработанный  в 2009 г., установлено, что предоставленная проектная документация по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов РФ, нормативных документов по вопросах охраны окружающей среды и природных ресурсов. Экспертная комиссия считает допустимым представленный в проектной документации уровень воздействия на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации объекта.

В соответствии с договором за № от ДД.ММ.ГГГГ,  предало в аренду  недвижимое имущество - «Полигон по захоронению твердых производственных отходов и бытового шлама».

В ходе проведенной проверки (акт проверки №-Т от ДД.ММ.ГГГГ) Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства природных ресурсов и экологии РФ установлено, что соискатель лицензии  имеет возможность выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, с приложением перечня опасных отходов и видов работ.

ДД.ММ.ГГГГ  от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору получило лицензию за № на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, с приложением перечня опасных отходов и видов работ.

Согласно экспертного заключения филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в г. Лангепасе и г. Покачи за № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что результаты санитарно-эпидеомиологической экспертизы материалов и обследования объектов  соответствуют требованиям нормативных и документов санитарного законодательства:

- СП 2.1.7.1322003 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

- СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

Санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Лангепасе и в г. Покачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за № от ДД.ММ.ГГГГ удостоверило, что производство деятельности  соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В Постановлении прокурора указано следующее нарушение рабочего проекта
полигона: «расположенная на полигоне площадка для мойки колес не эксплуатируется».

Между тем, рабочие проекты полигонов, как и иная проектная документация на объекты строительства, не является нормативным правовым актом, устанавливающим экологические, санитарно-эпидемиологические и иные требования к эксплуатируемым объектам. Доказательством изложенного является утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с пунктом 4 которого рабочая документация проекта на объект капитального строительства разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических проектных решений и состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Соответственно, утверждение прокурора относительно несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ответственность за которые предусмотрена статье 8.2 КоАП РФ, несостоятельно. Более того, «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (ТБО). СП 2.1.7.IO38-O1» требование о наличии на полигоне площадок для мойки колес и их эксплуатации не установлено. Иными требованиями обустройство и эксплуатация на полигонах ТБО площадок для мойки колес также не предусмотрено.

В Постановлении прокурора буквально указано следующее нарушение. СП 2.1,7.1038-01 от 30.05.2001 года: «дезинфицирующая, ванна на полигоне отсутствует». При
этом следует обратить внимание на последовательность следующих фактических
утверждений, согласно которым

а) не является заказчиком проектной документации полигона;

б) не является застройщиком по отношению к полигону, как к объекту
строительства;

в) не является строительной организацией, реализовавшей полигон, как объект
строительства;

г) не является организацией, ответственной за реализацию объекта строительства в
соответствии с проектной документацией;

д) не является организацией, вводившей объект строительства в эксплуатацию;

е) является организацией, арендовавшей полигон в таком состоянии, как он есть, т.е.
с имеющимся комплексом сооружений;

ж) осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов на основании и в соответствии с лицензией, не
требующей проектирования и проведения государственной экологической экспертизы.

Приведенные утверждения последовательно доказывают отсутствие ответственности  за эксплуатацию реализованных либо нереализованных собственником полигона отдельных сооружений, предусмотренных проектом строительства, исходя из чего обязанность  по обустройству и эксплуатации «дезинфицирующей ванны» (а также «площадки для мойки колес») проистекает исключительно из установленных СП 2,1.7.1038-01 от 30.05.2001 г. требований (и иных требований), в соответствии с пунктом 4.3 которых в частности контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов предусматривается для обустройства хозяйственной зоны полигонов ТБО лишь по требованию территориального ЦГСЭН. Указанное требование ЦГЭСНв адрес  как эксплуатирующей полигон организации, не предъявлялось и доказательств обратного прокурором не представлено, что говорит об отсутствии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (в частности. СП 2.1.7.1038-01 or ДД.ММ.ГГГГ) при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с пунктом 5.3. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года «переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемешаемых бульдозерами к рабочей карте», Отсутствие переносных сетчатых ограждений в период времени, когда соответствующие работы на карте ТБО не осуществляются, нарушением не является. В день проведения обследования полигона прием отходов на карту 1БО не осуществлялся, перемещение бульдозером отходов на карте также не осуществлялось, в связи с чем необходимость в установке переносных сетчатых ограждений на карте ТБО отсутствовала (на то они и переносные), чем и объясняется их отсутствие на карте. Кроме того, весь периметр полигона обнесен сплошным сетчатым ограждением (постоянным), что соответствует требованиям пункта 4.4. СП 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 года. Кроме того, прокурором не представлено доказательств того, что именно в период разгрузки мусоровозов и перемещения отходов по карте переносные сетчатые ограждения на карте ТБО не устанавливаются, в силу чего отсутствует достоверный факт события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Действительно в соответствии с п. 5.3 СП 2,1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Между тем, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что при разгрузке и складировании ТБО переносные сетчатые ограждения Обществом не устанавливаются прокурором не представлено. Факт разгрузки и складирования в их отсутствие судом не установлен.

Доводов о нарушении Обществом п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01, предусматривающего по периметру всей территории полигона ТБО устройство легкого ограждения, которое может заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. прокурором не приведено.

Пунктом 2.9. СП 2.1.7.1038-01 запрещен сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно - гигиенических требований.

Отсюда, само по себе наличие на карте ТБО отработанных автопокрышек, железной тары и бытовой техники о его сборе Обществом непосредственно из мусоровозного транспорта не свидетельствует.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым производство по делу прекратить.

Руководствуясь ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором г. Лангепаса в отношении  по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - производством прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда -Югры в течение 10 суток.

Судья: