ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные решения

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена

Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Беца Г.Д.

прокурора Саяфаровой В.С.

секретаре Царевой Е.П.

При участии истца Парцикян ...

Представителя истца Зикранец ...

Представителя ответчика в лице Государственного учреждения ... и ГУ ... Ртищевой ....

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парцикян ... к Главному Управлению ..., к Государственному учреждению ... о признании права на возмещение вреда, причиненного здоровью.

У С Т А Н О В И Л

Истец предъявил иск к ответчикам с требованием о признании права на возмещение вреда, причиненного здоровью.

В обосновании исковых требований пояснил следующее.

Он был военнослужащим, имел воинское звание старший сержант.

Службу проходил в государственных органах пожарной безопасности в качестве помощника начальника караула ...

Во время несения службы вследствие несчастного случая он получил тяжелые травмы, стал инвалидом. На основании свидетельства о болезни Номер обезличен, Дата обезличена вследствие получения военной травмы признан не годным к военной службе.

Дата обезличена ему была установлена ежемесячная доплата разницы между получаемой пенсией по инвалидности и денежным содержанием. Дата обезличена. данная выплата ему прекращена.

Считает действия ответчиков незаконным и просит признать за ним право на возмещение вреда в виде выплаты разницы между получаемой пенсией по инвалидности и денежным содержанием.

После перерыва на прения не явился. Уважительная причина неявки истца неизвестна. В силу ст.167 ГПК РФ выступление в прениях представителя истца была заслушаны без его участия.

Представитель истца исковые требования Парцикяна В.А. поддержала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

При этом просила признать за истцом право на получение денежной компенсации в счет возмещения вреда причиненного здоровью в виде доплаты разницы между получаемой им пенсией по инвалидности и его денежным содержанием, и обязать Главное Управление ... производить данную выплату. Нормативно обосновала заявленное.

Представитель ... против исковых требований не возражала.

Не отрицала, что вследствие несчастного случая во время несения службы истец получил тяжелые травмы, сделавшие дальнейшее прохождение службы невозможным. ... истец был признан не годным к дальнейшему прохождению службы.

Парцикян В.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности помощника начальника караула пожарной части. Данная должность не относится к статусу военнослужащего, а относится к статусу сотрудника ОВД.

На основании приказа Номер обезличен ГУ ... и приказа Дата обезличена ... « О выплате денежной компенсации в соответствии с пунктами 21-24 приказа МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 « Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» и справки медико-социальной экспертизы Номер обезличен, акта освидетельствования во ВТЭК Дата обезличена, приказа ... истицу установлена ежемесячная доплата разницы между получаемой пенсией по инвалидности и его денежным содержанием помощника начальника караула Дата обезличена.

Данные выплаты производились за счет средств охраняемого объекта ОАО «ТНК-Нягань». С Дата обезличена г. ОАО ... отказалось от заключения договора на оказание услуг в области пожарной безопасности и с этого момента выплаты истцу прекращены.

ГУ ... и ГУ ... находятся в непосредственном подчинении Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по ХМАО-Югре. Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Главное управление. Поэтому решение вопроса выплаты денежной компенсации истцу в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, относится к компетенции Главного Управления ....

Представитель Главного управления ... возражал против заявленных требований, полагая, что истец обязан представить справку медико-социальной экспертизы об определении ему степени трудоспособности в процентом отношении на основании ст.1086 ГК РФ. Обосновал свои возражения в письменном виде. Дело просил рассмотреть без их участия.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшем исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.7 часть 2,ст.41 часть1,ст.46 часть.1)

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты соответствующие законодательные Акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Общие Положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в гражданском кодексе Российской Федерации (ст.ст.1085-1094).

В соответствии ст.1085 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренных настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Данная норма является отсылочной, позволяющая руководствовать иными нормативно-правовыми актами.

Кроме положений главы 59 ГК РФ, изданы специальные законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Так Федеральным законом от 28 марта 1998 года за № 52-ФЗ « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового состава и начальствующего состава, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья указанных лиц.

Как установлено судом истец с 1997 года проходил службу в органах внутренних дел в должности помощника начальника караула ..., впоследствии, в связи с реорганизацией, переименованной в ГУ ....

Вследствие несчастного случая во время несения службы (взрыв при тушении пожара) Дата обезличена года истец получил тяжелые ранения и Дата обезличена года военно-врачебной комиссией ... был признан негодным к дальнейшему прохождению службы.л.д.15)

Согласно представленным в материалах дела Приказам Главного управления ... от Дата обезличена, и ... Номер обезличен, истцу была установлена доплата разницы между получаемой пенсией по инвалидности и денежным содержанием старшего сержанта внутренней службы помощника начальника караула ... -11л.д.9-10)

Однако, согласно пояснений истца и его представителя с него указанная доплата была снята, в связи с отсутствием справки медико-социальной экспертизы, которая определяет процент степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, что не отрицали ответчики, представив письменные возражения на иск.

Отказывая в оплате истцу разницы между получаемой пенсией по инвалидности и денежным содержанием ответчик ссылался на Инструкцию МВД, утвержденную Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года за № 805, в соответствии с п.22 которой размер вреда, подлежащего возмещению, должен определятся в соответствии ст.1086 ГК РФ.

Между тем, Глава 59 ГК (ст.1085-1094) регламентирует Общие положения условий, порядка, размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

При этом ст.1086 ГК РФ предусматривает определение заработка (дохода) утраченного в результате повреждением здоровья на производстве.

Механизм реализации порядка возмещения вреда на производстве установлен Федеральным законом от 24.07.1998 года за № 125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.

В соответствии с указанным законом Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.10.2000 года за № 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Освидетельствование пострадавшего поручено проводить учреждению медико-социальной экспертизы.

В то время как для военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников ОВД, эти вопросы урегулированы специальным Федеральным законом от 28 марта 1998 года за № 52-ФЗ « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового состава и начальствующего состава, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы которым определяются условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья указанных лиц.(далее закон № 52-ФЗ ) и освидетельствование пострадавших проводят военно-врачебные комиссии.

Письменно возражая на исковые требования, ответчик в лице представителя Главного Управления ..., пояснял суду, что истец не имел статуса военнослужащего, поскольку проходил службу в органах внутренних дел в должности помощника начальника караула ..., следовательно, на него распространяются Правила ст.1086 ГК РФ в соответствии с которыми он обязан предоставить справку медико-социальной экспертизы об определении ему степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Вместе с тем, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), входит в перечень Федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, о чем свидетельствует приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от Дата обезличена года

Кроме того, на основании ст.40 федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, а также на лиц вновь поступающих на службу в государственную противопожарную службу МЧС РФ до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ.

На основании Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Постановлением ВС РФ от Дата обезличена года Номер обезличен(в редакции от Дата обезличена года) сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане РФ, состоящие на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым присвоены звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Как установлено судом, истец являлся сотрудником органов внутренних дел, что подтверждается его удостоверением за Номер обезличен от Дата обезличена года.

Ему присвоено звание старший сержант внутренней службы и в соответствии с указанным Положением он относился к рядовому составу, следовательно, на него распространяются Федеральный законы и иные нормативно-правовые акты в отношении лиц, приравненных к военной службе.

В силу ст. 5 закона № 52-ФЗ, размер страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим и приравненных к ним лицам, зависит от тяжести установленной им группы инвалидности и степени тяжести полученного в период прохождения военной службы увечья.

Как видно из представленного в материалах дела удостоверения истца ему установлена 3 группа инвалидности (военная травма) и степень тяжести увечья первая л.д.11)

И как пояснила в письме руководитель Номер обезличен ФИО9л.д.13), страховые выплаты бывшим военнослужащим и лицам, приравненных к ним по обязательному государственному страхованию, не зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности, в связи, с чем отсутствуют нормативно-правовые акты, возлагающие на учреждения медико-социальной экспертизы право устанавливать бывшим военнослужащим степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, вследствие увечий либо иных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

Медицинское освидетельствование определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в иных органах, для лиц, приравненных к военной службе, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в иных органах возлагаются на военно-врачебные комиссии, на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Правительством РФ от Дата обезличена года за Номер обезличен (в редакции от Дата обезличена года).

Данная комиссия устанавливает степень профессиональной годности к несению военной службы и степень тяжести полученного в период прохождения военной службы, увечья, что подтверждается, имеющимся в материалах дела заключения военно-врачебной комиссией УВД Ханты-Мансийского автономного округа от Дата обезличена года, признавшей истца не годным к военной службе и установившей причинно-следственную связь причинения увечья в результате военной травмы. л.д.15).

Категория негодности к несению службы в органах истцу определена бессрочно, о чем свидетельствует заключение ... Дата обезличена и согласно справки медико-социальной экспертизы за Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.11), истцу установлена инвалидность бессрочно из-за военной травмы, переосвидетельствованию не подлежит, следовательно, исходя из указанного и трудоспособность к служению в органах у истца утрачена на 100 %, отсюда, у ответчика отсутствуют основания для требования предоставления истцом справки медико-социального учреждения об установлении процента профнепригодности.

О чем свидетельствует тот факт, Дата обезличена Приказами ответчика истцу выплачивались оспариваемые доплаты, в том числе и Главным управлением ... без предоставления данной справки. л.д.9.10)

Таким образом, с учетом изложенного, неприменимы к военнослужащим и приравненных к ним лицам, Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также ст.1086 ГК РФ, предписывающей установление профессиональной трудоспособности в процентном отношении к среднему заработку потерпевшего лица, поскольку к военнослужащим и лицам, к ним приравненным, применяются иное определение годности к несению службы.

Согласно ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Аналогичное установлено ст.13 ГК РФ, в соответствии с которой нормативный акт не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Учитывая, что ч.3 п.22 Инструкции МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 рекомендующей определять размер вреда в соответствии ст.1086 ГК РФ, в соответствии с которой, требуется установление степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, противоречит Федеральному закону и иным правовым Актам в отношении лиц, приравненных к военной службе и, следовательно, не может быть применим к правоотношениям, регулирующим возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц, поскольку у них устанавливается не процентная степень профессиональной трудоспособности, а категория годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также определяется причинно-следственная связь полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий).

Согласно представленного в материалах дела заключения военно-врачебной комиссии истцу установлена категория годности «не годен» и установлена причинно-следственная связь увечья из-за военной травмы л.д.11,15 оборотная сторона)

В материалах дела имеется Устав государственного учреждения ... в соответствии с которым источником финансовых ресурсов являются бюджетные средства, выделяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Главное управление МЧС ... является территориальным органом федерального органа исполнительной власти-..., следовательно, доплату истцу в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью в виде разницы между получаемой пенсией по инвалидности и денежным содержанием должно производить указанное управление, что также подтверждается представленным в материалах дела Приказе Номер обезличен от Дата обезличена года, где соответствующую выплату производило истцу Главное управление ....

При этом не имеет значения, когда указанное юридическое лицо создано ранее или после спорных выплат истцу.

Таким образом, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд полагает заявленные требования истца обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению.

Учитывая, что судом обязанность выплаты возлагается на Главное управление ..., в исковых требованиях к государственному учреждению ... отказать.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать за Парцикян ... право на получение денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в виде разницы между получаемой пенсии по инвалидности и денежным содержанием.

Обязать Главное управление ... прозводить доплату в виде разницы между получаемой Парцикян ... пенсией по инвалидности и денежным содержанием.

В части удовлетворения исковых требований к государственному учреждению ... отказать.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок.

Судья Г.Д, Беца