ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Обской городского суда (Новосибирская область)

                                                                                    Обской городской суд Новосибирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Обской городской суд Новосибирской области — Судебные акты

                        Дело №

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Обь Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ 2011 года

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего Шинко Ж.А.

При секретаре Печеркиной И.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга потребителей к ОАО «»,

У С Т А Н О В И Л:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга потребителей к ОАО «» о признании действий ОАО «» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, в котором указал следующее:

Новосибирской транспортной прокуратурой на основании Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» осуществляется надзор за соблюдением законодательства предприятиями транспортной сферы.

В связи с поступлением из федеральной антимонопольной службы сведений о нарушении ОАО «» порядка ценообразования при формировании багажного тарифа для перевозки сверхнормативного багажа прокуратурой проведена проверка доводов заявителя.

При этом факты, изложенные в обращении, нашли свое подтверждение. Установлено, что в ОАО «» сложилась практика, при которой стоимость перевозки одного килограмма сверхнормативного багажа первоначально устанавливается в размере 5 % от минимального пассажирского тарифа, впоследствии корректируется в зависимости от конкурентной ситуации.

Так, тариф экономического класса по маршруту  составляет 24 000 руб., при этом ОАО «» за каждый килограмм багажа сверх установленной нормы удержала с пассажиров:  по 340 рублей на 15-ДД.ММ.ГГГГ, что превышает 1 % стоимости указанного тарифа.

Тариф экономического класса по маршруту  составляет 25 000 рублей, при этом ОАО «» за каждый килограмм багажа сверх установленной нормы удержала с пассажира  по 340 рублей на ДД.ММ.ГГГГ, что превышает 1% стоимости указанного тарифа.

Вместе с тем, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, каждый обязан соблюдать действующее законодательство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие правила перевозки определяются транспортными уставами и иными законами.

Согласно ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Однако в силу ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Так, во исполнение п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.92 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.92 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» с 01.01.93 осуществляется переход на применение свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях Российской Федерации.

В связи с изложенным, на территории Российской Федерации установлен определенный порядок формирования свободных тарифов на услуги.

Согласно п. 1 «Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях» (утв. Роскомцен № 01-55/306-15, Минтрансом РФ № 1-ц 19.02.1993) (далее - Порядок), свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.

На основании п. 3 Порядка основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров (в том числе питание пассажиров в полете и оформление билетов), а также налог на добавленную стоимость и страховой платеж в установленных законодательством размерах.

Согласно п. 10 Порядка, перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму.

Согласно ст. 102 Воздушного Кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Вопреки указанным выше требованиям закона ОАО «» устанавливает стоимость перевозки одного килограмма сверхнормативного багажа в размере 5 % от пассажирского тарифа экономического класса.

Согласно ст. 4 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с тем, что состав пассажиров, пользующихся услугами ОАО «», является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным. Соответственно речь идет о нарушении прав неопределенного круга пассажиров.

На основании ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Из смыслового толкования ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статьи 45 ГПК РФ следует, что правом на обращение подобного иска обладает и прокурор.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Просит суд признать действия ОАО «» по перевозке на территории Российской Федерации багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, по багажным тарифам, исчисленным в размере более одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ОАО «» прекратить действия по перевозке на территории Российской Федерации багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, по багажным тарифам, исчисленным в размере более одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, пассажиров авиакомпании; обязать ОАО «» довести в течение одной недели после вступления в законную силу решения суда о признании указанных действий авиакомпании незаконными, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «» ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные Новосибирским транспортным прокурором требования не признал по основаниям, указанным в отзыве, где указал следующее:

Новосибирским транспортным прокурором предъявлен иск в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании неправомерными действий ОАО «», связанных с установлением тарифов на перевозку сверхнормативного багажа в сумме, превышающей 1% стоимости тарифа экономического класса.

При этом, в обоснование заявленных требований, Новосибирский транспортный прокурор ссылается на утратившие силу положения нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и принятые в соответствии с ними и на их основании акты органов исполнительной власти.

1) Пунктом 1. ст. 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование цен в настоящее время реализуется на основании Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В целях упорядочения государственного регулирования, пунктом 1 названного Указа Президента РФ установлено, что перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ определяются и утверждаются Правительством РФ с учетом норм, установленных законодательными актами.

На основании и во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 Правительство РФ, Постановлением от 7 марта 1995 г. №239 утвердило перечни продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляется на различном уровне: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Данные перечни не включают перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом.

Как следует из п.2. ст. 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Пунктом 5 ст.64 Воздушного кодекса РФ установлено, что плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Таким образом, плата за перевозку багажа, в т.ч. сверх установленной нормы бесплатного провоза, устанавливается перевозчиком самостоятельно и не регулируется государством.

2) В обоснование заявленных требований, Новосибирский транспортный прокурор ссылается на Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях утвержденный Госкомцен №01-55/306-15, Минтрансом РФ №1-ц 19.02.1993.

Приведенный правовой акт принят органами исполнительной власти РФ во исполнение п. 12 Указа Президента РФ от 17.09.92 №1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» и п. 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.92 №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги», что следует из его преамбулы.

Данные нормы актов Президента и Правительства РФ так же приводятся прокурором в обоснование заявленных требований.

Тем не менее, государственное регулирование ценообразования в настоящее время приведенными нормами не осуществляется в с связи с утратой последними юридической силы.

Пункт 12 Указа Президента РФ от 17 сентября 1992 г. №1089 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (п.6 Указа).

Нормой названного пункта Указа Президента РФ, Правительству РФ было предписано установить предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги.

Правительство РФ, во исполнение данной нормы, закрепило его в размере 20% в пункте 7 Постановления от 17.09.92 №724, который впоследствии утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 №600.

Иерархия правового регулирования гражданских правоотношений установлена ст. 3 Гражданского кодекса РФ. Гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам.

На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Как следует из п.5. ст.3 ГК РФ, в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному закону применяется указанный Кодекс или соответствующий закон.

Согласно п.1. Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (ред. от 07.07.2011), Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Таким образом, Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях принят федеральными органами исполнительной власти – Минтрансом РФ и Роскомцен на основании и во исполнение норм Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ, утративших юридическую силу.

Действующие в н.в. нормативные акты Президента и Правительства РФ не регулируют ценообразование авиационных перевозок.

Согласно п.2 ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно показаниям специалиста управления федеральной антимонопольной службы по  ФИО2 ОАО «» формирует стоимость 1 кг сверхнормативного багажа в размере 5% от минимального пассажирского тарифа на направлении и впоследствии корректирует в зависимости от конкурентной ситуации, что противоречит п. 10 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, согласно которому перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм все багажа, полагает, что данный порядок в настоящее время действует, поскольку не отменен.

Суд, выслушав мнение участников процесса, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие правила перевозки определяются транспортными уставами и иными законами.

Согласно ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Пунктом 1. ст. 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Как указано в преамбуле Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях (утв. Роскомцен № 01-55/306-15, Минтрансом РФ № 1-ц 19.02.1993) (далее - Порядок), с 01.01.93 осуществляется переход на применение свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях Российской Федерации во исполнение п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.92 N 1089 "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов" и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.92 N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги".

При этом п.7 Постановления Правительства РФ от 17.09.92 № 724 был установлен с 1 января 1993 г. предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги в размере 20 процентов к себестоимости.

В п.10 Порядка было установлено, что перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму.

Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" было установлено:

1. Признать необходимой дальнейшую либерализацию цен (тарифов). Осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.

Правительству Российской Федерации определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 были признаны утратившими силу пункты 1 - 9, 11, и 12 Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 1089 "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов".

Во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" был утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. В данном перечне перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом отсутствуют.

Кроме того, пунктом 7 Постановления правительства РФ № 239 от 07.03.1995 указано не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

Таким образом, суд пришел к выводу, что плата за перевозку багажа, в том числе сверх установленной нормы бесплатного провоза, в настоящее время Правительством Российской Федерации не регулируется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Новосибирского транспортного прокурора о признании действий ОАО «» по перевозке на территории Российской Федерации багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, по багажным тарифам, исчисленным в размере более одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязании ОАО «» прекратить действия по перевозке на территории Российской Федерации багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, по багажным тарифам, исчисленным в размере более одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, пассажиров авиакомпании; обязании ОАО «» довести в течение одной недели после вступления в законную силу решения суда о признании указанных действий авиакомпании незаконными, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) Ж.А.Шинко