ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Обской городского суда (Новосибирская область)

                                                                                    Обской городской суд Новосибирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Обской городской суд Новосибирской области — Судебные акты

Дело №

Поступило ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. г.Обь

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Захарова А.Ю.,

При секретаре Харитоновой Ю.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.Н. к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

Петрова обратилась в суд с иском к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании с последнего 13144 руб. 00 коп., уплаченных ею за неиспользованный перелет, 80960 руб. в возмещение расходов на вынужденное приобретение авиабилетов компании «Газпромавиа», 500 000 руб. в качестве компенсации морального вреда, а также 22 250 руб. в возмещение расходов на оплату юридической помощи. В исковом заявлении Петрова указала, что ДД.ММ.ГГГГ зарезервировала в «S7 Airlines» авиабилеты из  в . Обязательным условием перелета была перевозка собаки - той-терьера, в салоне самолета. При резервировании авиабилетов ей сообщили, что данный вариант возможен, о чем имеется отметка в электронном билете. Стоимость авиаперелета составила 13 144 руб.. ДД.ММ.ГГГГ при регистрации на рейс представителем авиакомпании Петровой было отказано в транспортировке собаки без объяснения причин, в связи с чем она была вынуждена воспользоваться услугами другой авиакомпании. На приобретение авиабилетов она истратила сумму в размере 80960 рублей. На ДД.ММ.ГГГГ в  у Петровой был заказан банкет по случаю юбилея, в связи со сложившейся ситуацией банкет пришлось отменять и переносить на другое время, на что были понесены дополнительный расходы. Так же в этот день у нее была назначена сделка купли-продажи, которую так же пришлось переносить, что доставило огромные неудобства. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. В силу ст. 27 этого же Закона исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. На основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной у слуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи или повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Сложившаяся ситуация (бездействие авиакомпании относительно неполучения полностью оплаченной услуги) причинила Петровой огромные неудобства (сорваны запланированные дела) и нравственные страдания. Кроме того, для разрешения данного вопроса и защиты своих нарушенных прав ей пришлось обращаться в различные инстанции, на что она потратила свое личное и рабочее время, а также денежные средства. Исходя из изложенного, Петровой был причинен моральный вред, компенсация за который предусмотрена ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», из которой следует, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсацию причиненного морального вреда Петрова оценивает в размере 500000 рублей. Кроме того, за защитой нарушенных прав ей пришлось обратиться в ООО «», в кассу которого были уплачены денежные средства в размере 22250 рублей.

При этом истец Петрова ходатайствовала перед судом о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ОАО «Авиакомпания «Сибирь» иск Петровой не признал подтвердив изложенную в отзыве на иск аргументацию, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ агентом авиакомпании «Сибирь» - ОАО «», произведено бронирование и оформление авиабилета № на рейс № за ДД.ММ.ГГГГ на имя истца. Одновременно, истцом агенту была предоставлена информация о намерении перевезти данным рейсом в салоне воздушного судна собаку, что подтверждается приложенной истицей историей брони с указанием габаритов контейнера, а также прилагаемыми пояснениями агента ответчика и его сотрудника - ФИО2, оформлявшей авиабилет. После подтверждения Авиакомпанией согласия на перевозку животного на указанных условиях, агентом была выдана маршрутная квитанция и распечатка заказа на перевозку животного в контейнере. При регистрации на рейс № за ДД.ММ.ГГГГ оказалось, что у истицы отсутствует контейнер для перевозки животного, в связи с чем представителем воздушного перевозчика ФИО3 было указано на необходимость его приобретения в соответствии с требованиями ст. 4.11. Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО «Авиакомпания «Сибирь», полностью соответствующей требованиям п. 143 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Через некоторое время истец вновь обратилась по поводу регистрации на данный рейс, но уже без животного. Представленные истицей при предъявлении претензии документы свидетельствовали о том, что регистрация данного авиабилета и багажа весом 12 кг были произведены в установленном порядке. При прохождении ДД.ММ.ГГГГ предполетного досмотра от истца вновь поступила просьба пропустить ее на посадку с животным, которое не было помещено в контейнер, т.е. не было подготовлено к воздушной перевозке в соответствии с требованиями п. 143 ФАП, хотя правила воздушной перевозки животных Петровой уже были разъяснены. Не смотря на то, что истец и сданный ею багаж были зарегистрированы на рейс, она не явилась посадку, в связи с чем воздушный перевозчик был вынужден отыскать и произвести выгрузку с воздушного судна ее багажа, что создавало угрозу задержки вылета данного рейса, а соответственно нарушения прав более сотни пассажиров. Выше перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что перевозка не состоялась из-за не исполнения истцом требований действующего законодательства РФ и условий заключенного договора воздушной перевозки. Согласно ст. 1 ФЗ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно ст. 786 ГК РФ, ст.ст. 103,105 Воздушного кодекса РФ представленная истицей маршрутная квитанция свидетельствует о заключении с ней договора воздушной перевозки рейсом № за ДД.ММ.ГГГГ Содержание маршрутной квитанции (раздел «Уведомление») свидетельствует о том, что условия данного договора воздушной перевозки включают правила перевозки данного перевозчика.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчик при выполнении воздушных перевозок:

- обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами,

- вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки.

Согласно п. 8 ФАП закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа. Согласно п. 14 ФАП пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и, при наличии таковых, об особых условиях перевозки пассажира, багажа. Согласно п. 25 ФАП для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку собак, кошек и т.д. Согласно п. 77 ФАП для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно п. 143 ФАП комнатные животные перевозятся в качестве багажа, с согласия перевозчика, в салоне воздушного судна, при перевозке воздушным транспортом они должны быть помещены в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке. При этом вес комнатного животного, вес контейнера и пищи, предназначенной для питания животного, не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком. Согласно п. 85 ФАП при регистрации пассажиров и оформления багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки. Выше перечисленные нормы права свидетельствуют о том, что при прохождении регистрации на рейс № за ДД.ММ.ГГГГ истец должен был представить для оформления (взвешивания) весь багаж, предполагаемый к перевозке, в том числе животное, помещенное в контейнер. По мнению представителя ответчика, выше перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что:

- воздушным перевозчиком не было допущено нарушений ФЗ «О защите прав потребителей»,

- воздушная перевозка рейсом № за ДД.ММ.ГГГГ не состоялась в силу не выполнения истцом выше перечисленных норм права и отказа от полета менее чем за 24 часа до вылета рейса №, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ею в претензии требований в полном объеме. При этом, еще до обращения в суд истцу было сообщено о рассмотрении претензии и намерении ее частично удовлетворить после предоставления истицей данных, необходимых для перечисления причитающейся ей суммы возврата за неиспользованную перевозку. Причитающаяся истице сумма - 9 859 руб., рассчитанная на основании ст. 108 Воздушного кодекса РФ, перечислена истице после выяснения почтового индекса ее места жительства почтовым переводом и должна быть получена на момент рассмотрения настоящего дела.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости все заявленные Петровой исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Исходя из текста искового заявления, основанием иска Петровой к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» является то, что при приобретении авиабилета ее уведомили о возможности перевозки собаки в салоне воздушного судна, а в посадке на рейс с этим животным ей было отказано, что, по ее мнению, является незаконным и нарушает ее право - право потребителя, на получение оплаченной заранее услуги. Следовательно, при разрешении спора подлежит применению действующее в Российской Федерации законодательство, регламентирующее защиту прав потребителей, то есть ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Ст. 10 данного Закона определяет следующее - изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), причем данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Перевозка воздушным транспортом является отдельным видом услуг, правила оказания которой регламентированы, прежде всего, Воздушным кодексом РФ. Как следует из ст. 105 ВК РФ, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

В обоснование иска истцом Петровой суду представлена копия маршрутной квитанции (л.д.21), согласно которой агент ОАО «Авиакомпания «Сибирь» - ОАО «», реализовало Петровой электронный авиабилет № на перелет по маршруту Новый Уренгой - Домодедово авиарейсом № с датой вылета 14 августа. Согласно данной квитанции, билет был продан ДД.ММ.ГГГГ путем бронирования. Данная маршрутная квитанция содержит письменное уведомление о том, что «перевозка и другие предоставляемые перевозчиком услуги подчиняются всем условиям договора перевозки «S7 Airlines», включая, но не ограничиваясь этим, правилами перевозки «S7 Airlines» и правилами применения выбранного (вами) тарифа «S7 Airlines», являющихся неотъемлемой частью этого договора. Условия (вашего) договора перевозки включены в настоящий авиабилет посредством ссылки на таковые. С условиями договора перевозки \правилами перевозки «S7 Airlines», правилами применения тарифа «S7 Airlines» \ можно ознакомиться в офисе продаж «S7 Airlines» или на сайте «S7 Airlines»»

Согласно данному уведомлению, установленные ОАО «Авиакомпания «Сибирь» правила перевозки, являются частью договора, и потребитель, в данном случае Петрова, имела возможность с ними ознакомиться обратившись к агенту или через интернет. В соответствии с п. 4.11.2 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО «Авиакомпания «Сибирь», перевозка комнатных животных (птиц) воздушным транспортом осуществляется в качестве зарегистрированного багажа ( в багажном отделении самолета) или в салоне самолета по предварительному согласованию с перевозчиком. В соответствии с п. 4.11.4 этих Правил, комнатное животное (птица) при перевозке воздушным транспортом должно быть помещено в жесткий упаковочный контейнер (деревянный, пластиковый) или в металлическую клетку с доступом воздуха и крепким замком. Размер контейнера не должен превышать в сумме трех измерений ( длина\высота\ширина) 115 см.. Данные положения Правил ОАО «Авиакомпания «Сибирь» полностью согласуются с п. 143 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 82, согласно которому в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы). При этом комнатные животные (птицы) могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. При перевозке комнатных животных (птиц) пассажир обязан предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. Комнатные животные (птицы) при перевозке воздушным транспортом должны быть помещены в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха и надежным запором (замком). Дно контейнера (клетки) должно быть плотным, водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Контейнер (клетка) должен исключать просыпание абсорбирующего материала. Клетка для птиц должна быть покрыта плотной светонепроницаемой тканью. Вес комнатного животного (птицы), вес контейнера (клетки) и пищи, предназначенной для питания животного (птицы), не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком.

Изучив письменные материалы дела, представленные истцом, суд также приходит к выводу о том, что пассажир Петрова при приобретении авиабилета была надлежащим образом уведомлена агентом о том, что перевозка собаки осуществляется только в контейнере, о чем свидетельствует представленная самой Петровой распечатка информации по бронированию места (л.д. №), согласно которой с ней следует собака (DOG) весом 1 кг. в контейнере с габаритами 40х40х35см., что полностью соответствует авиационным правилам. Данное доказательство, представленное истцом, полностью согласуется с представленным суду объяснением агента по продажам ФИО2, согласно которому она лично ознакомила Петрову с правилами перевозки собаки и размерами контейнера, указав их в запросе при бронировании места.

Вместе с тем, исходя из текста искового заявления, пояснений ФИО2 и справки ОАО «», Петрова имела намерение перевезти собаку в салоне самолета без контейнера, что является нарушением указанных выше Правил, в связи с чем животное не было принято к перевозке. В соответствии со ст. 107 ВК РФ, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае отказа пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами.

Следовательно, отказ ОАО «Авиакомпания «Сибирь» принять к перевозке собаку без контейнера соответствовал закону и не может служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований.

Поскольку в ходе судебного разбирательства основания иска, указанные Петровой - неверное информирование и незаконный отказ от предоставления оплаченной услуги, не нашли своего подтверждения, отсутствуют и основания компенсации морального вреда, установленные ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Отказ в иске влечет за собой также и отказ в компенсации судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Петровой О.Н. к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его изготовления в полном объеме.

Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров