ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Полярного районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Полярный районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Полярный районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Мотивированное решение составлено  2012 Дело № …

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 2012 года г. Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе судьи Киса В.Ф., при секретаре Масловой Е.В., с участием представителей: УМТЭП – Д., ТСЖ «Заводской городок» – Г., Администрации ЗАТО Александровск – М, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Г. к Унитарному муниципальному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск, товариществу собственников жилья «Заводской городок» о признании права на отключение отопления, списании задолженности по оплате отопления от  2009 г.,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование приведенного иска Г. указал, что плохо переносит жару, у него всю зиму батареи закрыты одеялом, форточки открыты, от духоты он теряет сознание. В  2008 года обратился в УМИ с просьбой отключить батареи отопления в квартире, однако ему отказали. В результате отказа отключить батареи у него образовалась задолженность по отоплению. Считает действия ответчиков незаконными, ущемляющими его права.

Определением суда от  2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация ЗАТО Александровск.

В судебном заседании Г. иск поддержал и пояснил, что со способом отопления жилого помещения, в случае признания за ним права на отключение центрального водяного отопления его жилого помещения (приватизированной квартиры), он не определился.

Представитель ТСЖ «Заводской городок» Г. в судебном заседании иск признала частично и пояснила, что ТСЖ не отказывало истцу в отключении батарей, так как решение данного вопроса не относится к компетенции ТСЖ «Заводской городок». Отказаться от отопления возможно. Однако, для этого необходимо перейти на автономное отопление. Переход на автономное отопление представляет собой проведение перепланировки жилого помещения. Для того, чтобы проведение перепланировки было законным, перед ее проведением необходимо провести процедуру согласования с органами местного самоуправления. При этом начать следует с оценки технической возможности перевода помещения на автономное отопление и допустимости осуществления таких изменений действующими строительными и законодательными нормами. Далее следует изготовить и согласовать проект. И только по завершении процедуры согласования можно приступить непосредственно к переводу помещения на автономное отопление. Поскольку истец просит отключить батареи, а не заменить источник теплоснабжения на электрический, газовый и т. д. он преследует корыстную цель не платить за отопление. Кроме того, истец просит списать имеющуюся задолженность по оплате отопления. Однако в соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с этим оснований для списания задолженности не имеется.

Представитель УМТЭП г. Полярный ЗАТО Александровск Д. в судебном заседании пояснил, что Согласно п. 3 Общих положений Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» УМТЭП является ресурсоснабжающей организацией и не оказывает услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности УМТЭП не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем водоснабжения, следовательно, требование отключить квартиру истца от инженерных сетей не относится к компетенции УМТЭП. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ демонтаж приборов отопления (батарей) является переустройством жилого помещения, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства. При проектировании здания осуществляется расчет необходимых параметров так, чтобы обеспечить нормальное функционирование всего дома и бесперебойное, постоянное и равномерное снабжение всеми необходимыми видами энергии, в том числе теплоэнергией. В связи с этим переход на более низкий температурный график внутри жилого помещения следует рассматривать не по отдельно взятой квартире, а по дому в целом. В случае демонтажа отопительных приборов в отдельной квартире, обогрев квартиры будет происходить за счет соседних квартир и мест общего пользования, путем перераспределения тепловой энергии от отапливаемых помещений к помещению в котором отсутствуют приборы отопления. Данный факт приведет к нарушению теплового баланса. Что в свою очередь негативно скажется на температурном режиме соседних квартир.

Представитель Администрации ЗАТО Александровск М. в судебном заседании пояснила, что Положением об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 08.12.2009 года установлено, что Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск является отраслевым органом администрации муниципального образования ЗАТО Александровск. УМС администрации наделен правами юридического лица. В соответствии с п. 3.36 названного Положения УМС администрации согласовывает и оформляет разрешения на переоборудование и перепланировку помещений. Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 10.08.2010 № 1361 утверждено Положение «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории муниципального образования ЗАТО Александровск» Названным Положением установлены правила и требования для физических и юридических лиц при оформлении разрешений на переустройство и (или) перепланировку эксплуатируемых жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в жилищном фонде ЗАТО Александровск, а также определен перечень документов необходимых для рассмотрения данных вопросов. Согласно требованиям данного Положения для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник (наниматель, арендатор) или уполномоченное им лицо должно обратиться в УМС администрации с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения» К заявлению должен прилагаться ряд документов перечень которых определен пунктом 3.1. Положения. С подобным заявлением истец в УМС администрации не обращался.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Таким образом, демонтаж отопления не охватывается напрямую данным понятием, а жилищное законодательство не содержит отдельных норм, регламентирующих процедуру получения разрешения на изменение системы центрального отопления многоквартирного дома. Вместе с тем, на основании ст. 7 ЖК РФ суд считает возможным рассматривать отключение от центрального отопления, как переустройство, то есть применить аналогию закона, поскольку в этом случае возникшие правоотношения сходны с правоотношениями переустройства жилых помещений.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В соответствии со ст. 14 п. 15 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права …. от  2009 года Г. является собственником квартиры общей площадью 33,7 кв.м. 2 этаж по .

В силу ч. 6 п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия.

Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищному комплексу от 27.09.2003 года № 170, устанавливают, что переоборудование жилых домов, квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного в нем оборудования… не допускается (п. 1.7.2). Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые системы отопления.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Постановлением Министерства энергетики России от 24.03.2005 года № 115 «тепловая энергоустановка – это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя». Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок, выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке (п. 2.4.3).

Пункт 53 Правил «О предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года определяет, что самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, либо в технический паспорт жилого помещения, не допускается.

Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 10.08.2010 № 1361 утверждено Положение «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории муниципального образования ЗАТО Александровск». Указанным Положением установлены правила и требования для физических и юридических лиц при оформлении разрешений на переустройство и (или) перепланировку эксплуатируемых жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в жилищном фонде ЗАТО Александровск, а также определен перечень документов необходимых для рассмотрения данных вопросов.

Согласно требованиям данного Положения для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник (наниматель, арендатор) или уполномоченное им лицо должно обратиться в УМС администрации с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения» К заявлению должен прилагаться ряд документов перечень которых определен пунктом 3.1. Положения.

Из пояснений истца и материалов дела следует, что проведение переустройства в квартире Г. предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то есть демонтаж батарей отопления, отключение от центральной системы отопления без установки автономной системы отопления.

Истцом не предоставлены сведения о выполнении технического проекта с соблюдением предусмотренных технических условий теплоснабжающей организаций, переустройство системы отопления не согласовывалось, и технические условия не выдавались. С заявлением о переустройстве и (или) перепланировке истец в уполномоченный орган администрации не обращался.

Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст.ст. 137, 161 ЖК РФ в многоквартирном доме по  создано Товарищество собственников жилья «Заводской городок», что подтверждается протоком общего собрания собственников помещений многоквартирных домов от  2010 года.

Пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ предусматривают права товарищества собственников жилья заключать в соответствии с законодательством договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в интересах членов товарищества, а также определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Из материалов дела следует, что коммунальные услуги истцу предоставляются в полном объеме, однако оплату коммунальных услуг, в том числе за отопление, в нарушение требований жилищного законодательства Российской Федерации истец, являясь собственником жилого помещения, в полном объеме не производит.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Г. к Унитарному муниципальному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск, товариществу собственников жилья «Заводской городок», Администрации ЗАТО Александровск о признании права на отключение центрального водяного отопления его жилого помещения (приватизированной квартиры), списании задолженности по оплате отопления от  2009 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.Ф. Кис