ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

                                                                                    Правобережный районный суд г. Липецка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Правобережный районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты

Дело №

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Чуносовой О.А.,

при секретаре Лабутиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Мещеряковой ФИО6 к МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» об обязании выдать межевой план,

УСТАНОВИЛ:

Мещерякова В.Н. обратилась в суд с иском к МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» об обязании выдать межевой план, в котором указывает, что она начала оформлять документы для передачи земельного участка в собственность и обратилась в администрацию г. Липецка, МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» об утверждении схемы расположения земельного участка, так как является собственником д в г. Липецке. Постоянно пользуется земельным участком при данном домовладении, провела геодезические работы. Администрация г. Липецка в утверждении схемы отказала, поскольку имеется спор по смежной границе с земельным участком, расположенным при  в г. Липецке. Она обращалась в суд с иском об утверждении схемы земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Правобережным районным судом г. Липецка вынесено решение об обязании администрации г. Липецка утвердить схему расположения земельного участка по адресу , на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдать ее Мещеряковой В.Н. Определением Липецкого областного суда решение суда оставлено без изменения, но первый абзац изложен в иной редакции: «обязать администрацию г. Липецка рассмотреть и принять решение по заявлению Мещеряковой В.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу , на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории». 25.01.2010г. судебным приставом-исполнителем Советского РО УФССП по Липецкой области возбуждено исполнительное производство №. Администрация г. Липецка направила в адрес судебного пристава-исполнителя информацию о том, что согласно решению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 10.11.2009г. Мещерякова В.Н. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью  кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом  по , поэтому при таких обстоятельствах правообладатель земельного участка вправе осуществить уточнение границ земельного участка в пределах величины минимального размера земельного участка. Принятие решения администрацией г. Липецка об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не требуется. Как следует из выписки и государственного кадастра недвижимости от 12.01.2008г. № земельный участок площадью  кв.м. имеет кадастровый номер №, площадь и местоположение границ ориентировочные, подлежат уточнению. Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 10.11.2009г. № 4216 данный земельный участок предоставлен истцу в собственность бесплатно и она является правообладателем данного земельного участка. Согласно схеме земельного участка по , которую составил кадастровый инженер МУ «Земельный ресурсы г. Липецка», площадь ее земельного участка по фактическому землепользованию составляет  кв.м. До настоящего времени МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» отказывают в выдаче межевого дела на земельный участок, принадлежащий Мещеряковой В.Н., расположенный по адресу . Истец просила обязать ответчика МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» выдать межевой план на земельный участок, расположенный по адресу г. Липецк, ул. 

В судебное заседание не явилась истец Мещерякова В.Н., о рассмотрении дела извещена своевременно и надлежащим образом, интересы по доверенности представляет Сергеева ФИО7.

В судебном заседании представитель истца Мещеряковой В.Н. по доверенности Сергеева О.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на те же доводы, дополнительно указала, что получение межевого плана необходимо истцу для обращения в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, либо для внесения в ГКН сведений о земельном участке. В случае же, если в этом будет отказано, межевой план необходим для разрешения в судебном порядке спора о местоположении границ земельного участка.

Представитель ответчика МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» по доверенности Кожевникова Н.А. в судебное заседание не явилась, ранее в предварительном судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва. В отзыве указала, что ссылка Мещеряковой В.Н. на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованной, ввиду того что в настоящее время спорный земельный участок уже находится в собственности истицы. Правообладатель земельного участка вправе осуществить уточнение границ принадлежащего ему земельного участка в пределах величины минимального размера земельного участка, установленного для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В целях проведения работ по уточнению границ земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру для оформления межевого плана уточненного земельного участка и обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В данной ситуации принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка не требуется.

Доводы, изложенные в иске Мещеряковой В.Н., были предметом судебного разбирательства по иску Мещеряковой В.Н. к Муниципальному учреждению «Земельные ресурсы города Липецка» о взыскании морального вреда. Решением Правобережного суда города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ им дана правовая оценка и в удовлетворении исковых требований Мещеряковой В.Н. было отказано.

Вместе с тем, при проведении работ по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: , по заявлению Мещеряковой В.Н. от 08.12.2008, в адрес МУ «Земельные ресурсы города Липецка» были получены возражения от землепользователей соседнего земельного участка о несогласии с проводимым межеванием, что свидетельствует о возникновении земельного спора.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 25 Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», при наличии возражений о местоположении границы земельного участка, обязательным приложением к межевому плану является документ, свидетельствующий о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора.

Мещеряковой В.Н. неоднократно давались исчерпывающие разъяснения о невозможности проведения дальнейшего выполнения работ по межеванию данного земельного участка в связи с возникшим спором по границе земельного участка, а также было рекомендовано урегулировать данный спор в предусмотренном законом порядке.

В связи с тем, что документа о разрешении имеющегося спора в Муниципальное учреждение «Земельные ресурсы города Липецка» представленсне было, письмом от 09.04.2010 № Мещеряковой В.Н. было предложено написать заявление на возврат оплаченного аванса. Заявления на возврат денежных средств до настоящего времени не поступало. На основании вышеизложенного, в связи с невозможностью дальнейшего выполнения работ по межеванию земельного участка, расположенного по адресу , ввиду наличия спора с землепользователями соседнего земельного участка, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Мещеряковой В.Н. к МУ «ЗРГЛ» об обязывании выдать межевой план.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, истцу Мещеряковой В.Н. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер № площадью  кв.м., расположенный по адресу , замнимаемый индивидуальным жилым домом, на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ

В п. 2 указанного решения указано, что Мещеряковой В.Н. обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с ФЗ от 21.07.97г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Гр. Мещерякова В.Н. является собственником жилого дома общей площадью  кв.м., лит. А,А1,А2, расположенного по адресу , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

Из материалов дела также усматривается и то, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: , является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.

Как уточнила представитель истца в судебном заседании, хотя земельный участок предоставлен истцу на праве собственности, и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 48:20:027340:31, истец не имеет возможности осуществить уточнение границ принадлежащего ему земельного участка.

Согласно счету № от 08.12.2008г. истцом Мещеряковой В.Н. произведена оплата МУ «Земельные ресурсы г.Липецка»  рублей за выполнение геодезических работ по межеванию земельного участка под индивидуальным домовладением по . Счет подписан заказчиком Мещеряковой В.Н. и представителем МУ «Земельные ресурсы».

Как следует из представленной лицензии от 01 марта 2010г. № НВГ-02308К МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» осуществляет картографическую деятельность, для выполнения следующих работ: создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения; создание и ведение географических информационных систем специального назначения (срок действия лицензии до 1 марта 2015г.).

Согласно лицензий от 01 марта 2005г. (регистрационный номер НВГ 01088-Г, НВГ 01089-К), МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» осуществляет картографическую деятельность с выполнением следующих видов работ: согласно перечню. Также осуществляет геодезическую деятельность с выполнением следующих работ: построение и развитие плановых и высотных съемочных сетей при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ; создание специальных геодезических сетей при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ.

В письме МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» от 27.05.2010г. на имя Мещеряковой В.Н. сообщено, что в ходе проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка, занимаемого домовладением заявителя, получены возражения в согласовании смежной границы от собственника домовладения  . При таких обстоятельствах МУ «Земельные ресурсы г. Липецка» не может подготовить необходимые документы по уточнению границ земельного участка для постановки его на государственный кадастровый учет в измененных границах.

В силу ст.ст.20,21 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», правообладатель земельного участка вправе осуществить уточнение границ принадлежащего ему земельного участка в пределах величины минимального размера земельного участка, установленного для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения границ, в орган кадастрового учета представляются необходимые документы, перечень которых содержится в ст.22, в том числе межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 36 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (ч. 1). В результате выполнения указанных кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ (ч. 2). Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором, (ч. 3). Кадастровые работы могут выполняться кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Такой договор заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства и требованиями, предусмотренными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это означает, что общими нормами, регулирующими заключение и исполнение договора на выполнение кадастровых работ, являются нормы об общих положениях о договоре подряда, о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательных работ и специальные нормы, регулирующие отношения сторон по договорам на выполнение кадастровых работ, предусмотренные указанным законом.

На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы: межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).

В силу статьи 38 того же закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1).

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч.2).

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3).

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (ч.6).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.12).

Согласно ст.40 того же Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2).

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч.3).

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч.4).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч.5).

Согласно п.25 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" ( Приложение N 2. Требования к подготовке межевого плана. II. Общие требования к подготовке межевого плана (п.п. 16 - 29), если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются: ….

3) оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка (при наличии таких возражений);

4) документы, свидетельствующие о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора (при наличии возражений о местоположении границы земельного участка или если имел место соответствующий земельный спор).

В силу п.29 того же Приказа в случае, если в результате кадастровых работ сохраняются неснятые возражения о местоположении границы земельного участка или возражения о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, межевой план оформляется для передачи заказчику кадастровых работ в целях снятия вышеназванных возражений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания платежного поручения и счета № от 08.12.2008г, объяснений истца и представителя ответчика, материалов дела, следует о достигнутом соглашении сторон о предмете договора и существе договора подряда, а именно о выполнении геодезических работ по межеванию земельного участка истца. МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» не оспорило то обстоятельство, что им были взяты на себя вышеуказанные обязательства, оплата по договору произведена.

Отказываясь от исполнения обязательств по договору МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» ссылается на отсутствие возможности сформировать межевой план земельного участка ввиду того, что при проведении межевания земельного участка были получены возражения от землепользователей соседнего земельного участка о несогласии в проводимым межеванием, что свидетельствует о возникновении межевого спора.

Однако данная позиция не основана на законе.

В силу приведенных выше нормативных положений само по себе выявление несогласия смежных землепользователей с местоположением границы земельного участка не может служить основанием к отказу в выдаче межевого плана.

В данном случае все выявленные в результате кадастровых работ неснятые возражения о местоположении границы земельного участка или возражения о местоположении земельного участка, должны включаться в приложение к межевому плану, который должен быть оформлен для передачи заказчику кадастровых работ в целях снятия вышеназванных возражений в порядке, установленном законом.

Доводы ответчика о том, что в отсутствии документа, свидетельствующего о снятии возражений либо о разрешении земельного спора межевой план не может быть сформирован и выдан заказчику, ошибочны, не основаны на законе.

Ответчиком не приведено предусмотренных законом оснований для его освобождения от исполнения обязательств по заключенному с истцом договору, от выполнения кадастровых работ и выдачи истцу межевого плана.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать ответчика МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» передать истцу Мещеряковой В.Н. результаты кадастровых работ, а именно предусмотренный действующим законодательством оформленный надлежащим образом межевой план.

Истец Мещерякова В.Н. в судебном заседании просила о взыскании судебных расходов, а именно за оказание юридической помощи и составления искового заявления в сумме ., уплата государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: … расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, истцом Мещеряковой В.Н. уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме ., согласно представленной квитанции и чека-ордера от 02.03.2011г. (л.д. 4-5), поэтому данная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.

Что касается требования о взыскании с ответчика расходов в сумме  руб. за составление искового заявления, то суду не предоставлено доказательств ( квитанции либо иного платежного документа), подтверждающих, что указанные расходы истцом понесены. Поэтому в данной части взыскания судебных расходов необходимо отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» выдать Мещеряковой ФИО8 межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ по уточнению сведений ГКН о местоположении границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .

Взыскать с МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» в пользу Мещеряковой ФИО9 судебные расход вы сумме  рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.