ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ 

Промышленный районный суд  в составе:

председательствующего судьи Санеева С.О.,

при секретаре Лавренченко М.А.,

с участием: представителя истцов ФИО2 и ФИО3 по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6,

представителя ответчиков Военного комиссариата , Министерства обороны РФ по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Военному комиссариату , Министерству обороны РФ о выплате компенсации морального вреда по потере кормильца и взыскании расходов на оплату услуг представителя,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Промышленный районный суд  с исковым заявлением к Военному комиссариату , Министерству обороны РФ. Просила суд взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат  моральный вред в размере 400000 рублей по случаю потери кормильца и отца при исполнении обязанностей военной службы, а так же взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере  рублей.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ФИО3, ФИО2 подали в суд уточненное исковое заявление к Военному комиссариату , Министерству обороны РФ, из которого усматривается, что они являются дочерью и женой военнослужащего Министерства обороны РФ капитана ФИО1 погибшего при исполнении обязанностей военной службы в период участия контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Получают в военном комиссариате  пенсию по случаю потери кормильца в размере . ФИО1 проходил военную службу по контракту в составе войсковой части №, подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности штурмана звена на МИ-24 вертолетного полка. ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы. С момента гибели их мужа и отца, прошло уже много лет. Однако боль и горечь утраты так и не прошли, а наоборот ещё более усугубились. Вред, причиненный их семье в связи с гибелью мужа и отца, невосполним. Кроме того лишившись материальной поддержки со стороны погибшего отца у ФИО3 скромно прошли школьные годы, она была лишена непосредственно отдыха, в летние каникулы приходилось постоянно подрабатывать, так как прожить на пенсию по потере кормильца было не реально. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Конституция РФ закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи. Устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.ст.2, 7), в том числе и для граждан, оставшихся без кормильца, чьё право на социальное обеспечение вытекает из ст.39 часть 1 Конституции РФ. Приведённые положения Конституции РФ во взаимосвязи с другими её положения, закрепляющими право на труд ст.37 часть 3, право на охрану здоровья ст.41 часть 1, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать - используя для этого все необходимые правовые средства, как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение, и др.), - эффективный организационно - правовой механизм возмещение гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причинённого жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, включая применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причинённый при исполнении обязанностей военной службы, определён в статьях 16 и 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ  «О статусе военнослужащих». Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ  «О статусе военнослужащих» определено, что возмещение морального вреда и убытков, причинённых военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 1100 компенсация морального вреда осуществляется не зависимо от вины причинителя вреда в случаях когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Как было ранее отмечено ФИО1 проходил военную службу по контракту в составе войсковой части № подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности штурмана звена. ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы (вертолёт - источник повышенной опасности находился в ведомстве МО РФ). Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - П предусмотрено, что наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или, здоровью могут быть установлены на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и социального статуса граждан вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П О проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ, что положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих, как элемент данного публично- правового механизма служат одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия. Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями). Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты имеют печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства. Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Просили суд взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО3 моральный вред в размере  рублей по случаю потери кормильца и отца при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО2 моральный вред в размере  рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО2 и ФИО3 на услуги представителя в размере  рублей.

Истцы ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истцов с участием представителя.

Представитель истцов ФИО2 и ФИО3 по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчиков Военного комиссариата , Министерства обороны РФ по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно послужного списка и материалов личного дела капитан ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (Министерство Обороны РФ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Последний контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ был заключен с командиром воинской части  дислоцирующейся в ) в 1994 году сроком на 5 лет. В период прохождения военной службы в составе  неоднократно направлялся в служебную командировку для участия в боевых действиях на территории ЧР в  г.г. и контртеррористических операциях проводимых на территории Северо-Кавказского региона с 1999 года. Исключен из списков личного состава войсковой части  в связи со смертью (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№). В настоящее время  переформирована в  (место дислокации ). В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «военная служба по смыслу статей 37 (ч.1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (ч.4), 72 (п. «б» ч.1) и 114 (п. «д» и «е»), посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1(часть1), 7, 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2), 41 (ч.1), 59 Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Согласно ст. 1 Федерального закона №  от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон ), статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами РФ. Объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, определен в статьях 16 и 18 Закона. В соответствии с п.1 ст. 18 Закона военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №  "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее - Закон ), Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Так, при наступлении страховых случаев указанных в ст. 4 Закона , в частности, при гибели военнослужащего в период прохождения военной службы выплачиваются страховые суммы в размерах, установленных ст. 5 Закона  ( а именно каждому члену семьи выплачивается в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания погибшего военнослужащего). Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья. Согласно п.2 ст. 18 Закона  членам семей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере - 120 месячных окладов. Данная выплата, представляет собой, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. Кроме того, члены семей погибших военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Как следует из Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N  "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ N  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода). Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход. В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N  "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N  "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"). Также, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N  "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями. Следовательно, государство реализует по отношению к членам семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы, право на получение ими предусмотренных федеральными законами специальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе по возмещению вреда, имеющего повышенный размер по сравнению с теми нормами, что установлены для граждан, которые иным, более безопасным способом реализуют свое право на труд. В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе. В силу ст. 1079 ГКРФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины. Под источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Как отмечено истцом, ее отец капитан ФИО1 проходил военную службу по контакту в составе  ( в настоящее время ) в должности штурмана (звена) - оператора (на Ми -24). ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы, в результате авиационной катастрофы. Следовательно, военный комиссариат  не является надлежащим ответчиком т.к., не является владельцем источника повышенной опасности (на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления). Просила суд произвести замену ненадлежащего ответчика - военного комиссариата , на надлежащего в/ч 44936 (). В удовлетворении требований ФИО3 к военному комиссариату  отказать.

Суд, выслушав представителя истцов, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся мужем ФИО2 и отцом ФИО3.

Капитан ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (Министерство Обороны РФ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Последний контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ был заключен с командиром воинской части 52380 ( дислоцирующейся в ) сроком на 5 лет.

Вышеназванный контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ был заключен ДД.ММ.ГГГГ, вступил в силу со дня его подписания на основании приказа командира  от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как усматривается из материалов дела в период прохождения военной службы в составе в/ч 52380 ФИО1 неоднократно направлялся в служебные командировки для участия в боевых действиях на территории ЧР в 1995-1996 г.г. и контртеррористических операциях проводимых на территории Северо-Кавказского региона с 1999 года.

ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, ФИО1 погиб в результате авиационной катастрофы. Данный факт подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ №.

В материалы дела представлено свидетельство о смерти I-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части  от ДД.ММ.ГГГГ № капитан ФИО1, штурман (звена) оператора (на МИ-24) 1 ВЭ, исключен из списков личного состава войсковой части  в связи со смертью в результате авиационной катастрофы. В данной выписке также указано, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

Согласно выписке из приказа командующего 58 армией (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № капитан ФИО1, штурман (звена) оператора (на МИ-24) 487 отдельного вертолетного полка (боевого управления), исключен из списка офицерского состава ВС РФ в связи со смертью в результате авиационной катастрофы. В данной выписке также указано, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

В обоснование иска истцы указали, что с момента гибели ФИО1, прошло уже много лет, однако боль и горечь утраты так и не прошли, а наоборот ещё более усугубились. Вред, причиненный их семье в связи с гибелью мужа и отца, невосполним. Кроме того лишившись материальной поддержки со стороны погибшего отца у ФИО3 скромно прошли школьные годы, она была лишена непосредственно отдыха, в летние каникулы приходилось постоянно подрабатывать, так как прожить на пенсию по потере кормильца было не реально. В связи с чем считают, что имеют право на компенсацию морального вреда, по случаю потери кормильца.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «военная служба» по смыслу статей 37 (ч.1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (ч.4), 72 (п. «б» ч.1) и 114 (п. «д» и «е»), посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1(часть1), 7, 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2), 41 (ч.1), 59 Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Согласно ст. 1 Федерального закона №  от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами РФ.

Объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, определен в статьях 16 и 18 Закона.

В соответствии с п.1 ст. 18 Закона военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №  "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 855, приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N .

Так, при наступлении страховых случаев указанных в ст. 4 Закона № , в частности, при гибели военнослужащего в период прохождения военной службы выплачиваются страховые суммы в размерах, установленных ст. 5 Закона № а именно каждому члену семьи выплачивается в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания погибшего военнослужащего).

Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона №  членам семей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере - 120 месячных окладов.

Данная выплата, представляет собой, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Кроме того, члены семей погибших военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Как следует из Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N  "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода).

Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход.

В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N  "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N  "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)").

Также, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N  "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями.

Следовательно, государство реализует по отношению к членам семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы, право на получение ими предусмотренных федеральными законами специальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе по возмещению вреда, имеющего повышенный размер по сравнению с теми нормами, что установлены для граждан, которые иным, более безопасным способом реализуют свое право на труд.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

В силу положений ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В соответствии с пунктом 5 ст.18 Федерального закона 1998г. - № « О статусе военнослужащих» возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П выработана правовая позиция, по которой военнослужащие и лица, приравненные к ним, имеют право на гарантированный государством объем возмещения вреда. При этом в постановлении указано, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Как установлено в судебном заседании в настоящее время  в которой ФИО1 проходил военную службу аннулирована к ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № выданной Министерством обороны РФ а так же справкой от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью командира части ФИО8.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с расформированием войсковой части  в которой ФИО1 проходил военную службу ответчиком по делу является Министерство обороны.

Ответчиками в судебное заседание не представлено доказательств, что моральный вред причиненный истцам был возмещен.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истцов следует считать правомерными. В этом случае Министерство обороны РФ должно нести ответственность за моральный вред причиненный истцам в связи с потерей кормильца, умершего от множественных ожогов, полученных в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Доводы ответчиков - Министерства обороны РФ, военного комиссариата СК о том, что в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами истцам выплачены единовременное пособие, страховые выплаты, назначена и выплачивается пенсия, установлены различные доплаты, определены социальные гарантии, следовательно право на возмещение морального вреда по случаю смерти мужа и отца не имеют, суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению поскольку в силу постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П выплата единовременной и страховых сумм служат, одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, и не предполагают ограничение возмещения вреда выплатой только этих сумм.

Кроме того доводы представителя военного комиссариата , о том, что военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Согласно «Положения о Министерстве обороны РФ», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно «Положения о военных комиссариатах» утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военные комиссариаты, являются территориальными органами Министерства обороны в субъектах Российской Федерации, на территории которых они находятся. На военные комиссариаты возложены полномочия в том числе, по пенсионному, социальному обеспечению, предоставление компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.

Согласно пенсионного удостоверений ФИО2 и ФИО3 являются получателями пенсии по случаю потери кормильца и состоят на пенсионном учете в военном комиссариате .

Кроме того, на основании решения Промышленного районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на содержание дочери в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца получает ежемесячные платежи, через военный комиссариат . Военный комиссариат предоставляет личное дело.

Следовательно, причиненный моральный вред должен быть возмещен Министерством Обороны РФ через военный комиссариат .

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все изложенные выше обстоятельства, а так же то, что вред, причиненный ФИО2 и ФИО3 в связи с гибелью мужа и отца, невосполним.

Учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  моральный вред по случаю потери кормильца при исполнении обязанностей военной службы в пользу ФИО3 в размере  рублей, в пользу ФИО2 в размере  рублей.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах

Заявленное ходатайство истцов о взыскании расходов в сумме  рублей на оказание юридических услуг представителем по ведению дела является обоснованным, в связи, с чем суд с учетом сложности и объема дела считает возможным удовлетворить расходы на оплату услуг представителя в размере  рублей, поскольку данный предел является разумным. Однако суд считает, что данные расходы подлежат взысканию в пользу истца ФИО3, так как представленные в дело подтверждающие факт оплаты документы выписаны на нее.

Как усматривается из ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая вышеизложенное, с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере  рублей.

При вышеизложенных обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО3 к Военному комиссариату , Министерству обороны РФ - удовлетворить.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО3 моральный вред в размере 400000 рублей по случаю потери кормильца и отца при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО2 моральный вред в размере 500000 рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в пользу ФИО3 расходы на оплату услуг представителя в размере  рублей.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в федеральный бюджет государственную пошлину в размере  рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат  в ее пользу расходов на оплату услуг представителя в размере  рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в вой суд подачей жалобы через Промышленный районный суд  в течение 10 дней.

Судья С.О. Санеев