ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ

Решение изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ

Промышленный районный суд  в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием сторон:

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда  гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Военного комиссариата  в возмещении расходов по оплате та­моженных платежей за ввоз имущества на территорию Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Военного комиссариата  в возмещении расходов по оплате та­моженных платежей за ввоз имущества на территорию РФ в сумме 24398 рублей.

В обоснование исковых требований в обоснование которого указал, что он ДД.ММ.ГГГГ уволен из Вооруженных Сил РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (приказ командира войсковой части 13962 № от ДД.ММ.ГГГГ), для постановки на воинский учет направлен в . Военную службу проходил с 1995 г. по 2009 г. в Оперативной Группе Российских в Приднестровском регионе , откуда им был отправлен контейнер с личными вещами при увольнении из Вооруженных Сил РФ. При получении контейнера, поступившего из Молдавии на станцию Старомарьевская, представители станции отказали ему в выдаче без таможенного оформления. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ на Ставропольскую таможню для оформления необходимых документов. Предъявив имеющиеся у него документы, он изъявил просьбу произвести таможенное оформление без взимания с него таможенных платежей, так как прибыл к месту постоянного жительства. В ходе оформления документов в просьбе ему было отказано и предложено уплатить 24398 рублей таможенных платежей. Он вынужден был уплатить вышеуказанную сумму, так как за время хранения его контейнера железная дорога ежедневно начисляла высокую плату. В ходе последующего изучения нормативных документов он сделал вывод, что таможенные платежи, уплаченные им подлежат возмещению ему военным комиссариатом по следующим причинам. В соответствие со ст. 20 п. 1.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он имеет право бесплатно перевезти личные вещи к месту жительства при увольнении из Вооруженных Сил РФ, о чем прямо сказано в законе «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного)». В его случае данное не реализовано, т.к. железная дорога не выдавала его пятитонный контейнер с личными вещами (бывшими в употреблении, опись прилагается) без таможенного оформления, а в ходе таможенного оформления с него взыскано 24398 рублей таможенных платежей. В соответствие с п.п. 3,4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» военнослужащим в связи с переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы возмещаются фактические расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п.1) на военные комиссариаты возложена обязанность по возмещению расходов по доставке личного имущества военнослужащих при увольнении из ВС РФ. На основании этого, он обратился к Военному комиссару СК с просьбой о возмещении понесенного им расхода по уплате таможенных платежей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ0 года направил ему письмо, а ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в возмещении расходов, связанных с оплатой таможенных платежей при перевозке личного имущества.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования, изложенные в письменном виде, пояснил, что считает действия Военного комиссариата  противоречащими п. 1,2 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, так как имеет право безвозмездно перевести личные вещи при увольнении из Вооруженных сил РР, а вынужден был заплатить 24398 рублей. Просит суд признать отказ в возмещении указанных расходов незаконным и обратить решение по возмещению ему 24398 рублей к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель военного комиссариата  ФИО3, действующая по доверенности с требованиями заявителя не согласилась, считает их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О стату­се военнослужащих» (далее - Закон), социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Законом, федеральными конституцион­ными законами и федеральными законами, устанавливаются в том числе, во­еннослужащим и членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (п.5 ст.2). Подпунктом 1.2. ст. 20 Закона определено, что военнослужащие, прохо­дящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имуще­ства в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорож­ным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещают­ся фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере мас­сой 20 тонн. При этом расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имуще­ства железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключе­нием такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства оборо­ны РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.9. ст. 20 Закона). Порядок возмещения указанных расходов определен Постановлением Пра­вительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (далее - Поста­новление). Пунктом 3 Постановления предписано Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена во­енная служба, возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн лич­ного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспор­том, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспор­та (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федераль­ными органами исполнительной власти. Пунктом 1 приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевоз­кой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» определено должностным лицам, в том числе, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места про­живания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку. Анализ вышеизложенных нормативно-правовых актов позволяет сде­лать вывод, что лицам, имеющим на это право, возмещению подлежат только расходы, непосредственно связанные с перевозкой имущества. В связи с тем, что уплаченные заявителем таможенные платежи не яв­ляются расходами, связанными с перевозкой личного имущества, их возме­щение по линии Министерства обороны РФ не предусмотрено. Просит суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Ставропольской таможни не явился, судом извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, уважительных причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, ходатайств об отложении судебного заседания от него также не поступало. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле признает причину неявки представителя неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписки из Приказа по управлению войсковой части 13962 № от ДД.ММ.ГГГГ подполковник ФИО1, уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона) с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения с учетом предоставленных отпусков и прекращено льготное исчисление выслуги лет на пенсию из расчета один месяц службы за полтора.

Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу с 1995 г. по 2009 г. в оперативной группе Российских войск в Приднестровском регионе . Им при увольнении из Вооруженных Сил РФ из  на ст. Ставромарьевская был отправлен контейнер с личными вещами, на которые оформлена товарно-транспортная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ.

Для постановки на воинский учет ФИО1 направлен в военный комиссариат . На путь следования к новому месту жительства на военнослужащего выдан ВПД Ф-1 от станции Тирасполь до станции Ставрополь. На провоз личного имущества железнодорожным транспортом выдан ВПД Ф-2 от ст. Тирасполь до ст. Ставрополь.

Однако, при получении контейнера, поступившего из Молдавии на станцию Старомарьевская, представители станции отказали в его выдаче без таможенного оформления. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлениями на Ставропольскую таможню для оформления необходимых документов, при этом, предъявив имеющиеся у него документы, изъявил просьбу произвести таможенное оформление без взимания с него таможенных платежей, так как прибыл к месту постоянного жительства. В ходе оформления документов в просьбе ему было отказано и предложено в соответствие с пунктом 6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) уплатить 24 398,00 рублей таможенных платежей.

Согласно доводов заявителя, он вынужден был уплатить вышеуказанную сумму, так как за время хранения его контейнера ежедневно начислялась высокая плата.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О стату­се военнослужащих» (далее - Закон), социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Законом, федеральными конституцион­ными законами и федеральными законами, устанавливаются в том числе, во­еннослужащим и членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2).

Подпунктом 1.2. статьи 20 Закона определено, что военнослужащие, прохо­дящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имуще­ства в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорож­ным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещают­ся фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере мас­сой 20 тонн.

При этом расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имуще­ства железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключе­нием такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства оборо­ны РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 20 Закона).

Порядок возмещения указанных расходов определен Постановлением Пра­вительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (далее - Поста­новление).

На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ0 года ФИО1 обратился к Военному комиссару СК с просьбой о возмещении понесенных им расходов по уплате таможенных платежей в сумме 24398 рублей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что действующими законодательными актами РФ возмещение военнослужащим расходов, связанных с оплатой таможенных платежей при перевозке личного имущества не предусмотрено.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому предоставлено право обжаловать и действия, и бездействие, и решения государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Это же право продублировано и в Законе от ДД.ММ.ГГГГ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и в ряде других законов.

Пунктом 15 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в нем должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, письменный ответ Военного комиссариата  от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, в связи, с чем не нарушающим права заявителя.

Пунктом 3 Постановления предписано Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена во­енная служба, возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн лич­ного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспор­том, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспор­та (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.

Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федераль­ными органами исполнительной власти.

Пунктом 1 приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевоз­кой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» определено должностным лицам, в том числе, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места про­живания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт, что при увольнении с военной службы в запас ФИО1 на путь следования к новому месту жительства на военнослужащего были выданы воинские перевозочные документы (ВПД) Ф-1 от станции Тирасполь до станции Ставрополь, а также на провоз личного имущества железнодорожным транспортом выданы ВПД Ф-2 от ст. Тирасполь до ст. Ставрополь, которые им использованы.

ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом  в связи с правовой неопределенностью в решении вопроса о возмещении таможенных платежей при переезде военнослужащего ФИО1 был направлен запрос (исх. 16/3017) заместителю командующего войсками СКВО по финансово-экономической работе, подлежит ли возмещению ФИО1 уплаченная им сумма таможенных платежей в сумме 24398 рублей.

Согласно ответа заместителя командующего войсками СКВО по финансово-экономической работе № от ДД.ММ.ГГГГ действующими в настоящее время законодательными актами Российской Федерации возмещение военнослужащим расходов, связанных с оплатой таможенных платежей при перевозке личного имущества не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что действующим законодательством предусмотрено, что возмещению военнослужащим подлежат только расходы, непосредственно связанные с перевозкой имущества. При этом, по мнению суда, уплаченные заявителем ФИО1 таможенные платежи не яв­ляются расходами, связанными с перевозкой личного имущества, в связи с чем их возме­щение не является обязанностью Министерства обороны РФ

В силу положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что обязательным условием удовлетворения заявления с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) либо постановлений, в частности судебного пристава-исполнителя, является установление судом двух обстоятельств: нарушение обжалуемым действием (бездействием) либо постановлением прав и свобод заявителя и не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, суд находит заявление ФИО1 необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку ФИО1 не предоставлено доказательств нарушения закона военным комиссаром , повлекшие нарушение его прав и свобод.

Следовательно правовые основания для удовлетворения заявления ФИО1 отсутствуют, при этом, судом установлено, что действия военного комиссара , выразившиеся в отказе в возмещении расходов по оплате та­моженных платежей за ввоз имущества на территорию РФ основаны на требованиях действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199,268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Военного комиссариата  в возмещении расходов по оплате та­моженных платежей за ввоз имущества на территорию РФ – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в вой суд, через Промышленный районный суд .

Судья Н.В. Долгополова