ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

.Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ

Решение изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ

Промышленный районный суд  в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,

при секретаре ФИО3

с участием сторон:

представителя истца прокурора  СК по доверенности – ФИО4,

представителя ответчика военного комиссариата СК по доверенности ФИО6,

представителя третьего лица ЗАО «Военно-мемориальная компания» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора  в защиту прав и законных интересов вдовы ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 к военному комиссариату  о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении ФИО1 расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2, о понуждении военного комиссариата  произвести возмещение указанных расходов на расчетный счет закрытого акционерного общества «Военно-мемориальная компания»,

У С Т А Н О В И Л:

 обратился в суд в защиту прав и законных интересов вдовы ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 с иском к военному комиссариату  о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении ФИО1 расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2, о понуждении военного комиссариата  произвести возмещение указанных расходов на расчетный счет закрытого акционерного общества «Военно-мемориальная компания».

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой  проведена проверка по обращению ФИО1, являющейся вдовой ветерана ВОВ ФИО2, по вопросу незаконности действий военного комиссариата , выразившихся в отказе в возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника ветерану ВОВ ФИО2 Установлено, что ветеран Великой Отечественной войны ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ вдова ФИО2 - ФИО1 заключила договор подряда № с ЗАО «Военно-мемориальная компания» (далее ЗАО) на изготовление и установку надгробия на месте его погребения. В соответствии с условиями договора (п. 6.3) при не поступлении подрядчику оплаты за оказанные услуги и выполненные работы от органа, уполномоченного оплатить расходы, в течение 2 месяцев со дня представления соответствующих документов в этот орган, либо при отказе от оплаты, заказчик ФИО1 обязана оплатить эти расходы самостоятельно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через военный комиссариат , Петровского и ов обратилась с заявлением в военный комиссариат  по вопросу возмещения расходов ЗАО «Военно-мемориальная компания» по изготовлению и установке надгробия ФИО2

Военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ отказано в возмещении указанных расходов в связи с тем, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ и на момент его смерти законодательством возмещение таких расходов по фактам смерти лиц, не проходившим службу в действующей армии, к которым относится ФИО2, не предусматривалось.

Данный отказ является незаконным, принятым в нарушение требований ч. 5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающей, что расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия умершему участнику Великой Отечественной войны, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы. Порядок и размеры возмещения установлены постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».

Пунктом 1 данного постановления предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны изготовление и установка надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Указанные нормы каким-либо образом не ставят возможность возмещения расходов по изготовлению и установке памятников в зависимость от даты смерти участника ВОВ.

Данные факты явились основанием для предъявления следующих требований: признать незаконным отказ военного комиссариата  от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении ФИО1 расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2 в сумме 11585 рублей и обязать военный комиссариат  произвести возмещение указанных расходов в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу путем перечисления на расчетный счет ЗАО «Военно-мемориальная компания» по следующим реквизитам: Ростовский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания», адрес: 344068,  «а», ИНН 7702185362, КПП 616102001, расчетный счет № в Юго-Западном банке СБ Российской Федерации , к/с 30101810600000000602, БИК 046015602, ОКВЭД 93.03, ОГРН 1027700186150.

В судебном заседании, представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила вышеизложенное, а также то, что обращение прокурора в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО1 обусловлено необходимостью защиты ее прав, свобод и законных интересов, так как она по состоянию здоровья, возрасту не может сам обратиться в суд. Кроме того, основанием для заявления является обращение к прокурору ФИО1 о защите нарушенных социальных прав на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробного памятника ФИО2 Просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что впервые государство закрепило социальную гарантию на изготовление и установку надгробного памятника участникам войны за счет Министерства обороны в Законе Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № (ст. 18, п. 7). Закон этот был введен в действие ДД.ММ.ГГГГ. В п.7 ст. 18 цитируемого Закона, нормы изготовления и установки памятника устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной статьи, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников»

В Постановлении Правительства Российской Федерации № в первоначальной редакции (до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) речь шла об участниках войны, проходивших службу в действующей армии.

Аналогичная норма содержалась и в статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ (ст.32)). Так, до введения п.5 в статью 11 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, изготовление и установка памятника за счет средств Министерства обороны Российской Федерации осуществлялась только участникам войны, проходивших службу в действующей армии. Аналогичная норма закреплена была и в Приказе Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации (военные комиссариаты субъектов Российской Федерации на местах) возмещало расходы на изготовление и установку памятника только умершим ветеранам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях в составе воинских частей действующей армии.

Однако Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники. .. лицам, умершим (погибшим) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.

Как видно, данным Указом Президент Российской Федерации распространил право лиц, указанных в ФЗ «О ветеранах» на более ранний срок, оставив, однако, одним из условий дату смерти ветеранов.

Иными словами, изготовление и установка памятника за счет Министерства обороны гарантированы только в тех случаях, когда смерть участника войны наступила после ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» указанную статью (11) дополнили пунктом 5 следующего содержания:

«Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы».

Как видно из процитированной нормы Закона, законодатель не связал факт прохождения умерших (погибших) участников ВОВ в действующей армии, расширив тем самым перечень лиц, имеющих право на бесплатное изготовление и установку памятника (возмещение расходов).

Однако, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» - настоящий Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, лицам, ветеранам ВОВ, не проходившим службу в действующей армии, возмещение расходов на изготовление и установку памятника будет осуществлено только в случае их смерти (гибели) после ДД.ММ.ГГГГ.

Соответствующие изменения были внесены и в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и в Приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации - акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Возможны два варианта распространения нового закона на отношения, возникшие до введения его в действие: полное и частичное.

В первом случае действие закона полностью распространяется на отношения, которые до введения его в действие регулировались иным законодательством. Вопрос изготовления и установки памятника ранее действовавшим законодательством не регулировался по причине отсутствия такой нормы. Данный вариант и имеется в виду в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.

Второй случай, связанный с частичным применением закона к отношениям, возникшим до введения его в действие, предусмотрен в п. 2 комментируемой статьи. Он касается применения нового закона к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. К правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не осуществленными (не исполненными) на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действовавшее законодательство. И в данном случае вопрос изготовления и установки памятника ранее действовавшим законодательством не регулировался по причине отсутствия такой нормы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ростинком" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

Положение Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства, корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции Российской Федерации.

Так как, вышеуказанным законом обратная сила правоотношениям не придана, то право на изготовление и установку памятника по линии Министерства обороны Российской Федерации, категориям лиц, служба которых не проходила в действующей армии, отсутствует. Умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлся участником ВОВ (ст. 17, п. 1.»з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах»), не проходившим службу в действующей армии, следовательно, право на возмещение расходов за изготовленный и установленный памятник за счет средств Министерства обороны Российской Федерации у истца отсутствует. Военный комиссариат  руководствуется в своих действиях действующим законодательством.

Правомерность действий военного комиссариата подтверждается также и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники. .. лицам, умершим (погибшим) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.

Представитель ответчика ФИО6 просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица ЗАО «Военно-мемориальная компания» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что прокуратурой  проведена проверка по обращению ФИО1, являющейся вдовой ветерана ВОВ ФИО2, по вопросу незаконности действий военного комиссариата , выразившихся в отказе в возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника ветерану ВОВ ФИО2

Судом установлено, что ветеран Великой Отечественной войны ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ году.

ДД.ММ.ГГГГ вдова ФИО2 - ФИО1 заключила договор подряда № на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечению его памятника с ЗАО «Военно-мемориальная компания» на изготовление и установку надгробия на месте его погребения.

В соответствии с условиями договора (п. 6.3) при не поступлении подрядчику оплаты за оказанные услуги и выполненные работы от органа, уполномоченного оплатить расходы, в течение 2-х месяцев со дня представления соответствующих документов в этот орган, либо при отказе от оплаты, заказчик ФИО1 обязана оплатить эти расходы самостоятельно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через военный комиссариат , Петровского и ов обратилась с заявлением в военный комиссариат  по вопросу возмещения расходов ЗАО «Военно-мемориальная компания» по изготовлению и установке надгробия ФИО2

Военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ отказано в возмещении указанных расходов в связи с тем, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ и на момент его смерти законодательством возмещение таких расходов по фактам смерти лиц, не проходившим службу в действующей армии, к которым относится ФИО2, не предусматривалось.

Данный отказ суд признает не основанным на законе по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (п. 5 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

В статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" содержится аналогичное положение.

В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 765) установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 480, от ДД.ММ.ГГГГ N 828) установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 16000 рублей.

Министр обороны Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвердил Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее по тесту - Порядок).

Данный Порядок был разработан в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" , от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах"  и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".

Пунктом 2 Порядка установлено, что данный порядок и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на ветеранов военной службы, на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

Согласно п. 35 Порядка, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 36 Порядка, родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

В соответствии с п. 39 Порядка, оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.

Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).

Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.

Проанализировав полно и всесторонне в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-сдачи выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о смерти ФИО2, а также представленное на обозрения суда удостоверения УВОВ ФИО2, суд установил, что расходы ФИО1 по изготовлению и установке памятника подтверждаются представленными в дело доказательствами и не превышают норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также подтверждают право ФИО1 на возмещение расходов, на изготовление и установку надгробного памятника.

Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.

Вышеприведенные правовые нормы, регулирующие данные правоотношения не ставят возможность возмещения расходов по изготовлению и установке памятников в зависимость от даты смерти участника Великой Отечественной войны, таким образом, довод ответчика о том, что изготовление и установка памятника за счет Министерства обороны гарантированы только в тех случаях, когда смерть участника войны наступила после ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом во внимание. Более того, материалами дела подтверждается, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ году.

Ссылки ответчика в своих возражениях на исковые требования на недействующие правовые нормы, а именно на постановление Правительства Российской Федерации № (до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), на ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» до введения п. 5 в данную статью Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, а также на приказ Министерства оборона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, который утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные правовые нормы утратили силу на момент обращения ФИО1 за возмещением расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника ФИО2.

Исходя из вышеприведенных норм права и установленных судом фактов, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора  в защиту прав и законных интересов вдовы ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ военного комиссариата  от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении ФИО1 расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2 в сумме 11585,00 рублей.

Обязать военный комиссариат  произвести возмещение указанных расходов в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу путем перечисления суммы в размере 11585,00 (одиннадцать тысяч пятисот восемьдесят пять) рублей на расчетный счет ЗАО «Военно-мемориальная компания» по следующим реквизитам. Ростовский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания», адрес: 344068,  «а», ИНН 7702185362, КПП 616102001, расчетный счет № в Юго-Западном банке СБ Российской Федерации , к/с 30101810600000000602, БИК 046015602, ОКВЭД 93.03, ОГРН 1027700186150.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в вой суд через Промышленный районный суд  в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись Н.В. Долгополова

Копия верна. Судья: Н.В. Долгополова