ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Семилукского районного суда (Воронежская область)

                                                                                    Семилукский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Семилукский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. ....

Семилукский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Тулининова С.А.,

при секретаре – ГЛВ,

с участием истца – КВМ,

представителя ответчика по доверенности - ГМБ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску КВМ к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по ...у ... о включении в специальный стаж отдельных периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, досрочном назначении трудовой пенсии по старости, взыскании понесенных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

КВМ, Дата обезличена г. рождения, обратился в суд с иском, в котором указывает, что Дата обезличена г. он подал в ГУ-УПФ РФ по ...у ... заявление о досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой в различных должностях на плавкранах и земснарядах в ОАО «... порт» (в настоящее время работодатель признан банкротом), однако протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Номер обезличен от Дата обезличена г. ему отказано в назначении льготной пенсии по пп.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота из-за отсутствия необходимого специального стажа – 12 лет 6 месяцев. Как указано в решении комиссии, специальный стаж его работы составляет 6 лет 4 месяца 17 дней. Данное решение считает незаконным, поскольку ответчик необоснованно исключил из специального стажа отдельные периоды его работы: с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщиком плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. мотористом-лебедчиком земснаряда «Д-189», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщиком плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщиком плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. мотористом-лебедчиком земснаряда «Д-186», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. стажером первого помощника командира земснаряда «Д-186», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. механиком первого помощника командира земснаряда «Д-186». При суммировании указанных периодов работы специальный стаж составит более 12 лет 6 месяцев при страховом стаже 34 года 06 месяцев 20 дней, что достаточно для досрочного назначения пенсии по старости. В соответствии с разъяснениями ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ, заместителя министра водного транспорта РФ (циркуляр от Дата обезличена г. Номер обезличен НС-23-868) он выполнял работы на судах речного флота в плавсоставе; земснаряды и плавкраны не относятся к числу служебно-вспомогательных судов. Просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работами в особых условиях, включить в специальный стаж спорные периоды, досрочно назначить трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на пенсию, т.е. с Дата обезличена г., взыскать понесенные расходы по составлению заявления в суд – 4000 руб. и уплате государственной пошлины – 200 руб., а всего 4200 рублей.

В судебном заседании истец КВМ. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по ...у по доверенности ГМБ иск не признала и пояснила, что КВМ не имеет необходимого специального стажа - 12 лет 6 месяцев, поскольку не подтверждена его работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного Закона, в частности, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

По смыслу указанной нормы Федерального закона, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от характера выполняемой работником работы (перевозка грузов, пассажиров, добыча рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле и др. работы). Не имеет значения в данном случае ведомственная принадлежность соответствующего судна, а также организационно-правовая форма собственности работодателя.

Для целей применения названной нормы необходимо подтверждение того, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, видно, что земснаряд марки «Д-186» не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения. Район плавания от гор. ... до ... ... (1500 км) –л.д.24.

Согласно технической справке директора ООО «Донской речной флот», использующего аналогичные по техническим характеристикам суда, земленасосные снаряды – это землеройные машины, извлекающие грунт из-под воды в виде водогрунтовой смеси – пульпы – и транспортирующие эту смесь на то или иное расстояние. Земснаряды приспособлены к буксировке на большие расстояния и имеют собственные двигатели, позволяющие с достаточной скоростью самостоятельно совершать дальние переходы. Обычно на земснарядах устанавливаются бытовые помещения на полный состав команды; район плавания от ... до ... (около 250 км по руслу реки),л.д.26.

Как видно из распоряжения директора ООО «Донской речной флот» Номер обезличена от Дата обезличена г., плавучие краны приспособлены для буксировки в пределах разрешенного района плавания, имеют условия для автономного плавания для экипажа в количестве 6 человек; район плавания от ... до ... ... (1500 км). Плавкраны не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения л.д.34,40).

Как разъяснил ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ в письме от Дата обезличена г., понятие «плавающий состав» в соответствии с конвенциями Международной организации труда означает любое лицо, работающее в любом качестве на борту судна по трудовому договору; в специальный стаж работы в плавсоставе включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, использования отгулов, нахождения в оплачиваемом резерве, получения пособия по временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, занятости на плановом или внеплановом ремонте судов, временно выведенных из эксплуатации в навигационный период и во всех иных случаях, при которых работник оставался в штатной должности члена экипажа судна, исключая случаи перевода на береговую работу л.д.43).

В письме заместителя министра транспорта РФ от Дата обезличена г. разъясняется, что суда технические и обслуживающие внутренние водные пути (земснаряды, дноочистительные снаряды и краны, плавучие краны, шаланды, мотозавозни, обстановочные катера и другие) обеспечивают судоходство на внутренних водных путях и не могут быть отнесены к числу служебно-вспомогательных л.д.44).

Из копии трудовой книжки истца и архивной справки МАУ «Архив ... муниципального района» видно, что в спорные периоды КВМ работал в ОАО «... порт» в периоды навигации 80-х – 90-х г.г. в качестве крановщика плавкранов Номер обезличенНомер обезличен, 1, 135, 136, моториста-лебедчика земснарядов «Донской-189», «Донской-186» и ему начислялась заработная плата л.д.12-17,18-19,29-33).

В соответствии с приказом начальника порта Номер обезличен от Дата обезличена г. о назначении плавсостава по судам на навигацию 1977 ... был назначен в состав команды плавкрана Номер обезличен на должность крановщика л.д.35-36).

В судебном заседании КВМ пояснил, что Дата обезличена г. после окончания специальных курсов он был назначен на должность крановщика плавучего крана «ПК-135» Воронежского речного порта. В его обязанности входило производство разгрузочно-погрузочных работ. Работал в составе команды вахтовым методом полный рабочий день в двухсменном режиме: 6 часов работы – 6 часов отдыха, выгружал щебенку, песок, гранит. В период навигации, т.е. с начала апреля до середины ноября текущего года, плавкран перемещался по руслу ... буксиром. Некоторое время ему приходилось работать мотористом земснаряда, углублял русло реки, добывал речной песок. Работа проходила в условиях высокого уровня производственного шума, вибрации, качки, загазованности парами дизтоплива и ГСМ. Для работы членам команды судна выдалась спецодежда, рацион питания судовой команды был более калорийным, увеличивалась продолжительность ежегодного отпуска, ежегодно проводились медосмотры плавсостава. В период навигации к работе на акватории портов он не привлекался.

Суд считает, что заявленные истцом КВМ исковые требования в судебном заседании нашли свое полное подтверждение и подлежат удовлетворению.

Как видно из объяснений истца, копии его трудовой книжки, архивной справки МАУ «Архив ... муниципального района», справки, уточняющей особый характер работы, технической справки и других представленных КВМ письменных документов в спорные периоды истец работал в ОАО ... порт» в качестве крановщика плавкрана, моториста-лебедчика, стажера первого помощника командира-механика земснаряда, механиком первого помощника командира земснаряда.

Выполнение работы в указанных должностях ответчиком не оспаривается и подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав КВМ от Дата обезличена г. Номер обезличен, а также сведениями из ответа Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ... л.д.20-23,80-83).

Согласно названному ответу по документам «наблюдательного дела» ОАО «... порт» КВМ действительно работал в указанном предприятии в качестве: с Дата обезличена г. крановщика плавкрана Номер обезличен; с Дата обезличена г. моториста-лебедчика на земснаряде «Д-189»; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщика плавкрана Номер обезличен; с Дата обезличена г. газорезчика; с Дата обезличена г. электросварщика; с Дата обезличена г. крановщика плавкрана Номер обезличен; с Дата обезличена г. крановщика плавкрана Номер обезличен; с Дата обезличена г. моториста-лебедчика на земснаряде «Д-186»; с Дата обезличена г. стажера первого помощника командира-механика на земснаряде «Д-186»; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. механика первого помощника командира на земснаряде «Д-186».

В указанном ответе также сообщается, что согласно списку работающих в ОАО «Воронежский порт», имеющих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, за 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г. значится Конушкин Владимир Матвеевич.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что сведений об отнесении земснарядов и плавкранов к судам служебно-вспомогательного флота или судам портового флота, постоянно работающим на акватории порта, в архивном «наблюдательном деле» не имеется. Вместе с тем, из распоряжения от Дата обезличена г. Номер обезличенА ООО «Донской речной флот», которое использует в работе те же суда, следует, что плавучие краны, на которых проходила работа КВМ, приспособлены для буксировки в пределах разрешенного района плавания, имелись условия для автономного плавания экипажа в количестве 6 человек, район плавания от ... до ... ...; режим работы круглосуточный с нахождением 2-х смен поочередно; плавкраны не относятся к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое судовладельцем для различных целей (ч.1 ст.7 КТМ).

Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к судам портовым.

Суда портового плавания – это суда специального назначения (буксир, служебно-вспомогательные, разъездные суда), район плавания которых ограничивается акваторией порта. Перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, определяется судовладельцем на основании приказов и распоряжений.

Служебно-вспомогательные суда – это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров, судов, других объектов, если эти работы не включены в план перевозок грузов, береговых сооружений и акваторий порта.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом исковых требований, суд учитывает, что доводы представителя ответчика о недоказанности факта работы КВМ в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности не нашли своего подтверждения.

Утверждение представителя ответчика в этой части является голословным. Кроме того, ответчик не представил суду доказательств работы истца в спорные периоды на судах, относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, что являлось его обязанностью по доказыванию своих возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Вместе с тем объяснения истца подтверждаются показаниями допрошенных в суде свидетелей.

Так, свидетель СНИ показал, что с 1976 г. он работал в ООО «Воронежский речной порт» вместе с КВМ, осуществлял буксировку барж с различными материалами. Конушкин в период навигации работал на плавкранах и земснарядах, производил погрузочно-разгрузочные работы, углублял русло реки, намывал речной песок. Районом плавания являлись верховья ..., начиная от ... области до ... .... Работа являлась тяжелой и вредной, была сопряжена с большой вибрацией, качкой на воде, высоким уровнем шума, испарениями ГСМ, рабочий день был ненормированный, режим работы двухсменный. За работу в этих условиях членам экипажа судов выдавалась спецодежда, деньги на питание, предоставлялся дополнительный отпуск – 12 дней, должностной оклад увеличивался на 4%, плавсостав ежегодно проходил медкомиссию. КВМ всегда работал вне акватории портов, к пассажирским перевозкам не привлекался.

Свидетель ЩЕП дал аналогичные показания и, кроме того, показал, что с 1984 г. работал вместе с КВМ на плавкране в ОАО «Воронежский порт». Он выполнял обязанности моториста, а истец – крановщика. Они занимались выгрузкой труб, угля, щебня, песка, гранита и др. материалов, постоянно в акватории порта не работали. Навигация начиналась сразу после ледохода и продолжалась до ноября. Конушкин принимал участие во всех навигациях с 1984 г.

П Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»… подтверждено действие Списка Номер обезличен производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного П СССР от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Порядок применения Списков Номер обезличен и Номер обезличен изложен в разъяснении Минтруда России от Дата обезличена г. Номер обезличен, где п.5 предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа суда (судовой команды, за исключением врача) установлены в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавсостава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Положение с учетом трудового законодательства РФ регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Согласно раздела 2 подпунктов 7-8 Положения для плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Время начала и окончания ежедневной работы плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

В соответствии с п.5 Правил от Дата обезличена г. Номер обезличен период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины – 12 лет 6 месяцев, женщины – 10 лет), пенсия которым устанавливается в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ от Дата обезличена г., засчитывается в трудовой стаж в календарном порядке.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии со ст.12 Закона от Дата обезличена ... п.2 ст.12 данного закона периоды, в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, предусмотренных Перечнем сезонных отраслей промышленности, утвержденным П Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив их по правилам, предусмотренным ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что КВМ имеет право на включение в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, указанных им периодов работы, а именно: с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., поскольку он проработал в плавсоставе на судах речного флота – плавкранах и земснарядах, не относящихся к портовых судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Доказательств работы истца на пассажирских, служебно-вспомогательных и иных судах, задействованных для работы в акватории порта, ответчиком суду не представлено.

Выводы суда в судебном заседании подтвердили свидетели СНИ и ЩЕП, которые в спорные периоды работали вместе с истцом на одном предприятии, в одинаковых вредных и тяжелых условиях, заключавшихся в повышенной шумности, постоянной вибрации судна от работающих механизмов, качке, ненормированности рабочего дня.

Несмотря на то, что ОАО «... порт» в настоящее время ликвидирован, его правопреемник отсутствует, вышеуказанные выводы суда обосновываются рассмотренными в судебном заседании доказательствами, полученными в предусмотренном законом порядке. Эти доказательства полностью подтверждают заявленные истцом исковые требования.

Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, предусмотрено суммирование периодов работы лиц, указанных в п.п.2 и 9 п.1 ст.27 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отсюда, специальный стаж работы КВМ составляет более 12 лет 6 месяцев.

Истец в установленном законом порядке обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, представил необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости документы, право на назначение ему пенсии на льготных условиях по состоянию на Дата обезличена г. возникло, а поэтому заявленное КВМ требование о назначении и выплате указанной пенсии с Дата обезличена г. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу КВМ подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы: 4000 руб. – оплата услуг юридической консультации по составлению заявления, 200 руб. – государственная пошлина, а всего на общую сумму 4200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования КВМ к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... удовлетворить.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... включить КВМ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работами с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», время работы в ОА О «Воронежский порт» в должностях: с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщика плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. моториста-лебедчика земснаряда «Д-189», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщика плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. крановщика плавкрана, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. моториста-лебедчика земснаряда «Д-186», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. стажера первого помощника командира земснаряда «Д-186», с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. механика первого помощника командира земснаряда «Д-186».

Признать за КВМ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работами с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, работавшему в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с Дата обезличена0 г.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... досрочно назначить КВМ трудовую пенсию по старости в связи с работами с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии, то есть с Дата обезличена г.

Взыскать с государственного учреждения-Управление пенсионного фонда Российской Федерации по ...у ... (396900 ... области, ...) в пользу КВМ судебные расходы в сумме 4200 (четыре тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в ... суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья -

Мотивированное решение принято Дата обезличена г.