Сергиевский районный суд Самарской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сергиевский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Сергиевский районный суд в составе председательствующей Шохиной Т.Н.
Заместителя прокурора Макарова Д.В.
при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района »; об обязании Главы муниципального района опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района »; об обязании Главы муниципального района опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете .
В судебном заседании заместитель прокурора Макаров Д.В. заявление поддержал и пояснил, что постановлением Главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и Градостроительства администрации муниципального района ».
Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым.
Данное постановление, опубликованное в газете № от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступил в законную силу 30.07.10 года.
Согласно ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.
Согласно п. 7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.
Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96отнесено к коррупционным факторам.
Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг.
Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права и свободы неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, руководствуясь ст. ст. 45, 251-253 ГПК РФ, он просит:
Постановление Главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования.
Обязать Главу муниципального района опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете .
Представитель Администрации муниципального района Комина М.В. заявление не признала и пояснила, что исходя из содержания статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» независимая экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг - процедура исследования размещенного на официальном сайте разработчика проекта административного регламента, предметом которой является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Постановление Главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика- застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » устанавливает действия администрации муниципального района в лице Управления заказчика, застройщика, архитектуры и градостроительства по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в интересах неопределенного круга лиц, потенциальных получателей муниципальной услуги. В связи с чем говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным.
Кроме того, статья 13 указанного Федерального закона гласит, что орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Таким образом, окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента.
В отношении экспертизы, необходимой к проведению уполномоченным органом местного самоуправления, сообщают, что Регламентом администрации муниципального района предусмотрена обязательная процедура согласования правовых актов Главы муниципального района руководителем Правового Управления администрации муниципального района , представляющая собой их исследование на соответствие действующему законодательству. В отношении административных регламентов предоставления муниципальных услуг - в том числе, на соответствие действующему законодательству в сфере предоставления муниципальных услуг.
По результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » выявлено не было.
С учетом изложенного, администрация муниципального района считает, что заявление прокурора о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » безосновательно и просит в удовлетворении данного заявления отказать.
Из постановления администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованного в газете ДД.ММ.ГГГГ (п.2.4) «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района , муниципальными учреждениями муниципального района » усматривается, что в окончательном виде (с учетом анализа, проведенного Правовым управлением) проект административного регламента вместе с информационным письмом, подготовленным разработчиком административного регламента, направляется в информационно-аналитический отдел администрации муниципального района для размещения проекта административного регламента на официальном сайте администрации муниципального района …
С момента размещения проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления и осуществления в отношении него независимой экспертизы.
Выслушав объяснения прокурора и представителя администрации муниципального района , исследовав постановление главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района », суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению полностью.
Судом установлено, что постановлением Главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и Градостроительства администрации муниципального района ».
Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым.
Данное постановление, опубликованное в газете № от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступил в законную силу 30.07.10 года.
Согласно ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.
Согласно п. 7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.
Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96отнесено к коррупционным факторам.
Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг.
В связи с изложенным заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью.
Суд при вынесения решения по делу не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального района о том, что не представляется возможным говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, что окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента; что по результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » выявлено не было, поскольку в силу ст.13 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» размещение проекта административного регламента в сети Интернет является обязательным требованием и возможность проведения независимой экспертизы установлена для любого проекта административного регламента.
Таким образом, в нарушение требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией проект указанного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта.
Поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197,198, 251-253 ГПК РФ, ст.с.12,13 федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.10 года, суд
РЕШИЛ:
Признать Постановление Главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района » противоречащим закону и недействующим с момента опубликования.
Обязать Главу муниципального района опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете .
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Шохина Т.Н