ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Шалинского районного суда (Свердловская область)

                                                                                    Шалинский районный суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шалинский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  ДД.ММ.ГГГГ

Судья Шалинского районного суда  Ярославцев В.Е.,

при секретаре Верхотуровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брюхановой Людмилы Вячеславовны к Открытому Акционерному Обществу (далее ОАО) «Свердловэнергосбыт» об обжаловании действий должностных лиц

у с т а н о в и л

Брюханова Л.В. зарегистрирована и проживает по адресу: , Шалинский городской округ, , является сособственником квартиры и, соответственно, плательщиком коммунальных услуг.

В феврале 2010  с Ограниченной Ответственностью (далее ООО) «ЭнергоШаля» установили общедомовой прибор учета потребления электроэнергии (далее ОДПУ) в многоквартирном , где она проживает. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес поступила квитанция об оплате за электроэнергию за марта месяц, где, кроме суммы оплаты согласно показаниям ее индивидуального прибора учета электроэнергии (электросчетчика) за потребленную электроэнергию, указана сумма оплаты по показаниям ОДПУ, которая составила общую сумму № руб. № копеек за март месяц, о чем истец узнала из квитанции. После чего квитанции стали приходить ежемесячно, где кроме показаний, снятых с ее индивидуального прибора учета, начисляются расчеты по ОДПУ.

Брюханова Л.В. обратилась в суд с заявлением к ОАО «Свердловэнергосбыт» (подразделению в ), как взыскателю, указанному в квитанции расчетов за потребленную электроэнергию - об обжаловании действий должностных лиц в части начисления суммы по ОДПУ за период с марта по декабрь 2010 г. в размере № руб. № коп., мотивируя тем, что они неправомерны, так как установка ОДПУ производилась в отсутствие жильцов дома, списывание показаний с данного прибора учета контролерами ООО «ЭнергоШаля», к которому нет доступа, производится также в отсутствие жильцов дома, соответственно отсутствует контроль за его показаниями, хотя на каждую квартиру (всего восемь) в данном доме имеется индивидуальный прибор учета электроэнергии (электросчетчик). Дополнительно истец заявила о компенсации морального вреда в сумме № руб., материального ущерба № руб. и возврата государственной пошлины 200 рублей.

Суд, приняв заявление Брюхановой Л.В., установил, что согласно ст. ст. 66 и 87 Гражданского кодекса Российской Федерации - ОАО «Свердловэнергосбыт» является коммерческой организацией - с частной формой собственности, следовательно, заявление Брюхановой Л.В. рассматривается не в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а в общем порядке искового производства.

В ходе судебных заседаний, при рассмотрении дела истец уточнила заявленные требования - просит признать неправомерными действия ОАО «Свердловэнергосбыт» в части начисления суммы по ОДПУ в квитанциях, общая сумма которых с марта по декабрь 2010 г. составила № руб. № коп., так как она уже оплатила по показаниям индивидуального прибора учета электроэнергии до конца 2010 года и исправно оплачивает в 2011 году, а разницу она не оплатила до настоящего времени и не собирается оплачивать суммы, выставленные по ОДПУ за весь прошедший период и не будет делать этого в будущем, поскольку считает, что ее права потребителя нарушены, при этом ссылаясь на нормы ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, на Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона «О защите прав потребителей».

По ходатайству и с согласия сторон к участию в деле привлечены - в качестве третьего лица на стороне истца - ФИО4, в качестве третьих лиц на стороне ответчика - ООО «ЭнергоШаля», муниципальное унитарное предприятие «Шалинская «ЖКС» (далее МУП), собственник муниципального имущества - Комитет по управлению имуществом Администрации Шалинского городского округа , Администрация Шалинского городского округа (далее ГО) .

В судебных заседаниях истец и третье лицо на стороне истца ФИО4 уточненные исковые требования поддержали, пояснив также, что оплачивают коммунальные услуги в установленные сроки. Одновременно предоставили свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанную квартиру. По словам истца и третьего лица - они согласны производить оплату только по индивидуальному прибору учета электроэнергии, так как не согласны платить «за две маленькие лампочки в подъезде большие суммы». По их мнению, ответчик ОАО «Свердловэнергосбыт» включают в их квитанции неправомерно все хищения, так как жильцы одной из квартир не оплачивают за потребленную электроэнергию, поскольку используют зимой несколько электрических приборов для отопления. Ранее, их квартира являлась коммунальной, где проживало несколько семей, поэтому в каждой комнате был установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии. После расселения соседей - примерно 20 лет назад, они стали проживать с семьей в указанной квартире одни. До сентября 2010 г. они оплачивали за потребленную электроэнергию по всем трем индивидуальным электросчетчикам. Она (истец) могла машинально подписать уведомление об установке ОДПУ, однако она не получила никакой информации от контролеров, которые «подсунули» ей на подпись указанное уведомление, об изменении размера оплаты за потребленную электроэнергию. ДД.ММ.ГГГГ ей был направлено предписание - убрать «старые электросчетчики» и она установила один - новый двух тарифный электросчетчик, а ДД.ММ.ГГГГ контролеры его «опломбировали» и поставили на учет.

Представители ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт», выступающие по доверенности ФИО5 и ФИО6 исковые требования Брюхановой Л.В. не признали, при этом пояснили, что РЭК  устанавливает им тарифы. Они, в свою очередь, заключают договоры с потребителями - физическими лицами по индивидуальным приборам учета и ОДПУ потребленной ими электроэнергии. Кроме того, представители ответчика подтвердили, что до сентября 2010 г. истец использовала в своей квартире три индивидуальных прибора учета электроэнергии, однако с сентября месяца 2010 г. они стали начислять истцу платежи по одному двухтарифному прибору учета. Вместе с тем, представители ответчика разъяснили, что истцу приходят показания в квитанциях по образовавшейся ранее (до сентября 2010 г.) у нее задолженности за показания по ОДПУ по нарастающей, которые не исключены, так как истец отказывается оплачивать данные расходы. Письменно к ОАО «Свердловэнергосбыт» она не обращалась за разъяснениями, ОДПУ был установлен в феврале 2010 года правомерно - в соответствии с действующим законодательством. Собственники жилых помещений в многоквартирных домах - не избравшие в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации способ управления жилыми домами, в полном объеме несут ответственность за исправное состояние внутридомовых (общих) электросетей, других инженерных сетей. При выставлении квитанций по оплате за потребленную электроэнергию ОАО «Свердловэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, использует данные, предоставляемые им ООО «ЭнергоШаля» (исполнителем услуг). Собственники жилья данного дома в ОАО «Свердловэнергосбыт» с письменными заявлениями по фактам хищений и потерь электроэнергии не обращались.

Представители третьего лица - ООО «ЭнергоШаля», выступающие по доверенности ФИО7 и ФИО8 исковые требования Брюхановой Л.В. не признали, пояснив, что их действия правомерны. Они занимаются только транспортировкой электроэнергии от гарантирующего поставщика ОАО «Свердловэнергосбыт», то есть являются посредниками по поставке электроэнергии до потребителей на основании двухстороннего договора. При подключении ОДПУ присутствовали независимые свидетели, развешивались объявления на подъезды о том, что будет производиться подключение ОДПУ, в акте подключения ОДПУ от ДД.ММ.ГГГГ стоит подпись Брюхановой Л.В.. В обязанности ООО «ЭнергоШаля» не входит выявление хищения и потерь электроэнергии. Они подводят электроэнергию до границы разграничения, а жильцы платят за фактически потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии и ОДПУ.

Им переданы наружные электросети от Комитета по управлению имуществом администрации Шалинского ГО в аренду, но они их обслуживают только до вводов в дома. По всем многоквартирным домам в , в том числе многоквартирному дому № по  ими был составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, но МУП «Шалинская ЖКС» данный акт не подписывают, мотивируя отсутствием данного вида деятельности в Уставе предприятия. Ранее - по Постановлению Правительства Российской Федерации № они брали потери электроэнергии на себя, то есть оплачивали их ОАО «Свердловэнергосбыт», а сейчас этого не делают, так как данные потери предъявляют потребителям. В их обязанность не входит следить за техническим состоянием внутридомовых электросетей, а этим должны заниматься собственники - путем заключения договоров со специализированными организациями. Собственники жилья названного дома в ООО «ЭнергоШаля» с письменными заявлениями по фактам хищений и потерь электроэнергии не обращались.

Представитель третьего лица - МУП «Шалинская ЖКС», выступающая по доверенности ФИО9, заявленный иск не признала, пояснив, что акта разграничения на жилые многоквартирные дома, в том числе, в котором проживает истец с ООО «ЭнергоШаля» не подписывали. Электрообслуживанием, электромонтажом, контролем внутриквартирных приборов учета электроэнергии, состоянием общедомовых электросетей они не могут заниматься в силу прямого отсутствия данного вида деятельности в Уставе предприятия (одновременно предоставив суду копию Устава предприятия). Собственники жилья названного дома в МУП «Шалинская ЖКС» с письменными заявлениями по фактам хищений и потерь электроэнергии не обращались.

Представитель третьего лица - администрации Шалинского городского округа , выступающая по доверенности ФИО10 мнения по заявленному иску не предоставила, одновременно пояснив, что в раздел «содержание жилья» в квитанциях, выдаваемых для оплаты собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, входила плата за освещение мест общего пользования из расчета 4 копейки за 1 кв. м места общего пользования на основании решения ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, однако, кроме освещения мест общего пользования, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, несут обязанности по оплате электроэнергии и других затрат на содержание общедомового оборудования - это инженерные сети и т.п.. С 2011 г. данный вид платежа исключен из квитанций. По действующему законодательству такие общедомовые приборы учета должны быть устанвлены в срок до 2012 года. Постановлением Главы Шалинского городского округа разграничена балансовая принадлежность электросетей. Стена многоквартирного дома является границей балансовой принадлежности. Находящиеся в муниципальной собственности многоквартирные жилые дома - по договору Комитета по управлению имуществом Шалинского городского округа с МУП «Шалинская ЖКС» переданы последнему, в том числе с внутридомовыми электросетями в хозяйственное ведение в комплексе. Собственники жилья названного дома в Администрацию с письменными заявлениями по фактам хищений и потерь электроэнергии не обращались.

Представитель Комитета по управлению имуществом - руководитель ФИО11 мнения по делу не представила, вместе с тем показала, что жилой  в  является собственником муниципального имущества, переданным по договору МУП «Шалинская ЖКС». На территории  до настоящего времени не созданы ТСЖ и Управляющие компании. Собственниками указанного жилого дома не выбран способ управления. МУП «Шалинская ЖКС» является хозяйствующей организацией, поэтому не может являться Управляющей компанией. Согласно законодательству - ремонт и сохранность имущества осуществляется той организацией, за которой закреплен жилой фонд. Собственники жилья названного дома в Комитет с письменными заявлениями по фактам хищений и потерь электроэнергии не обращались.

Заслушав мнения истца, третьего лица на стороне истца, представителей ответчика и третьих лиц на стороне ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Из существа заявленных истцом требований следует, что начисление вышеуказанной суммы за период с марта месяц по декабрь месяц 2010 г. по ОДПУ на основании представленных истцу к оплате ОАО «Свердловэнергосбыт» квитанций произведены, на ее взгляд, неправомерно, так как имеющиеся в подъезде дома, где она проживает, лампы накаливания - для освещения мест общего пользования не могут израсходовать такое количество электроэнергии. Не выявлены и факты незаконного подключения к электросетям жильцов дома. Следовательно, по ее мнению, кем-то из жильцов производится безучетное потребление (хищение) электроэнергии, поэтому она не согласна с оплатой по ОДПУ и это ущемляет ее права. Кроме того, она не была своевременно извещена об изменении размера платы по показаниям ОДПУ в марте месяце.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном жилом доме, если иное не предусмотрено федеральным законом либо договором.

Как следует из п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений, и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу п.п. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, капитальному и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; - плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Пункт 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретизирует, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (в данном случае ОАО «Свердловэнергосбыт).

В соответствии с частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребленных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1).

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт «б» пункта 11 Правил).

При этом в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме не входит в стоимость потребленной электроэнергии в местах общего пользования, о чем даны разъяснения Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ7 г. №-ЮТ/07.

То есть, в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и объемы использования электрической энергии на общедомовые нужды.

Таким образом, оплата электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, является обязанностью собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

На основании п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг», а также Письма Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ/07 следует, что энергоснабжение является коммунальной услугой. При этом под освещением понимается содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть создание условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. «з» п. 11 Правил); обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил).

На основании объяснений сторон и материалов дела установлено, что Брюханова Л.В. с супругом являются собственниками  многоквартирном  (№). Квартира оборудована индивидуальным прибором учета электроэнергии.

МУП «Шалинская ЖКС» осуществляет управление данным многоквартирным домом на основании договора с Комитетом по управлению имуществом Шалинского городского округа  за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

Фактически, ООО «ЭнергоШаля» должен является исполнителем коммунальных услуг, однако, акт разграничения балансовой принадлежности с МУП «Шалинская ЖКС» в отношении многоквартирного дома, где проживает истец отсутствует, что подтвердили представители ООО «ЭнергоШаля» и МУП «Шалинская ЖКС», так как в материалы дела приобщен акт разграничения балансовой принадлежности между этими организациями только на промышленные объекты (скважины, котельные и т.д.) (л.д.№). В отношении жилых многоквартирных домов акты разграничений отсутствуют (л.д.№).

В свою очередь, акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - это документ, в котором определяются границы балансовой принадлежности между энергоснабжающей организацией и юридическими или физическими лицами.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителями ООО «ЭнергоШаля» и ОАО «Свердловэнергосбыт», последний является гарантирующим поставщиком электроэнергии. Границы зон деятельности данных организаций согласованы на территории Шалинского городского округа - в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО «ЭнергоШаля», приняты в аренду по договору с Комитетом по управлению имуществом, соответственно является транспортной сетевой организацией.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как видно из пояснений представителя ООО «ЭнергоШаля» ФИО8 - гарантирующий поставщик ОАО «Свердловэнергосбыт» осуществляет им оплату за поставку приобретенной последним у оптовиков электроэнергии, а они осуществляют поставку (транспортировку) электроэнергии для собственных производственных нужд, в том числе и для оказания услуг электроснабжения в жилых помещениях, на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Их обязанность только собрать информацию по потребленной электроэнергии с индивидуальных приборов учета за отчетный период и показать разницу между показаниями поступившей на ОДПУ электроэнергии и указанными индивидуальными приборами учета ОАО «Свердловэнергосбыт» - для взимания последним с потребителей (собственников, нанимателей) жилых помещений в многоквартирном доме за всю поставленную на ОДПУ электроэнергию, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № - эту разницу должны оплачивать собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

То есть, гарантирующий поставщик оказывает услуги (выполнение работ) гражданам нанимателям, а также собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по оказываемой потребителем коммунальной услуге - электроснабжению индивидуальных жилых помещений и мест общего пользования, в том числе: предъявлению от своего имени квитанций к оплате потребителям (гражданам), организации сбора платежей за услугу электроснабжения на свой расчетный счет.

Значит, именно ОАО «Свердловэнергосбыт» является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, следовательно, именно этот ответчик является исполнителем в целях применения ст. 8 Закона Российской Федерации от 077.02.1992 г. № «О защите прав потребителей».

Истец, не была письменно извещена об изменении (увеличении) размера платы за оказываемые услуги не менее чем за 30 дней, однако об этом прямо говорится в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) - п. 42 Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителю потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

В судебном заседании представители ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «ЭнергоШаля» подтвердили, что такая информация в письменной форме жильцам А по  в  не предоставлялась, хотя они ссылались на то, что работники организации развешивали объявления о подключении ОДПУ на подъезды многоквартирных домов, в том числе дома, в котором проживает истец, кроме того жильцам предоставлялись на подпись уведомления об установке ОДПУ и составлен акт по результатам его установки. Однако, в уведомлении истцу и акте от ДД.ММ.ГГГГ - «на приемку расчетных приборов учета», установленного в многоквартирном доме (где проживает истец) ничего не говорится об увеличении размера оплаты за коммунальную услугу - электроэнергию, что не оспорено представителями ответчика и третьего лица (л.д.№).

Кроме того из п. 13 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо следует, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления платежных документов, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги и ином размере.

В то же время, МУП «Шалинская ЖКС», являясь наймодателем, в силу отсутствия акта разграничения в отношении многоквартирных домов, отсутствия полномочий по Уставу заниматься данным видом деятельности не могли информировать жильцов дома об изменении размера платы за жилые помещения, а собственники жилых помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом до настоящего времени (ТСЖ и Управляющую компанию). Значит, письменные уведомления должны были направляться ОАО «Свердловэнергосбыт» жильцам дома, на счета которого наниматели и собственники жилых помещений производят оплату за потребленную электроэнергию.

По мнению суда, такого рода информация не считается надлежащим письменным уведомлением. Вместе с тем, получив вторую квитанцию в мае месяце за апрель, истец фактически уже знала, что происходит дополнительное начисление электроэнергии по ОДПУ.

Значит, требования истца об исключении из квитанции суммы об оплате по показаниям ОДПУ в марте 2010 г. обоснованы.

Вместе с тем, не обоснованы, по мнению суда и доводы истца, в части его сомнений по надлежащей установке ОДПУ и отсутствием доступности контроля со стороны истца (владельцев жилых помещений многоквартирного дома) за его показаниями, так как Брюхановой Л.В. не опровергнуто, что ее подпись имеется в акте установки прибора ОДПУ, который установлен в подъезде многоквартирного дома, где она проживает. Это же подтверждено подписями других жильцов дома : ФИО4 (супруг истца),Дерягиной Л.Н., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, а также независимыми лицами : ФИО16, ФИО17, чего истцом не опровергнуто.

Действующее законодательство предусматривает право исполнителя услуг использовать показания ОДПУ при начислении платы только при соблюдении исполнителями (ресурсоснабжающими организациями) следующих условий: 1). использование ОДПУ, соответствующих требованиям законодательства; 2). фиксация показаний приборов учета в присутствии представителей ресурсоснабжающих организаций и жильцов; 3). фиксация показаний приборов учета в журнале учета и доступность его сведений для потребителя, 4). надлежащее информирование потребителя о данных начисления посредством платежных документов, учет всех жильцов (граждан) и арендаторов нежилых помещений (при наличии), исходя из показаний ОДПУ; 5). исключения возможности несанкционированного подключения к коммунальным услугам (электрическим сетям) и необоснованных потерь в связи с неудовлетворительным техническим состоянием коммуникаций; 6). недопустимости двойной оплаты за потребленный ресурс (например, выставление платы в строке «электроэнергия по показаниям ОДПУ» и «содержание жилья» одновременно.

1). - представителем ООО «ЭнергоШаля» предоставлена суду в материалы дела

копия формуляра ОДПУ, установленного в данном многоквартирном доме (л.д.№);

Номер 009359024007192 и тип ЦЭ6803В/1 указанного ОДПУ соответствует указанному в акте на приемку расчетных приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, установленному в многоквартирном , прибор поверен, пригоден к эксплуатации, после установки сняты первичные цифры показаний, которые не учитываются в квитанциях собственников. Данное Общество является саморегулируемой организацией (СРО), имеет право на установку ОДПУ по законодательству (л.д.№).

2). - как установлено в судебном заседании - фиксация установки и снятие

первичных показаний указанного ОДПУ произведена в присутствии жильцов дома, однако отсутствовали представители ОАО «Свердловэнергосбыт», Уральского управления Ростехнадзора, Администрации Шалинского ГО, МУП «Шалинская ЖКС» и Администрации  (л.д.№).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» - акты приемки приборов учета составляются между сетевой компанией (ООО «ЭнергоШаля») и потребителем и являются приложением к договору энергоснабжения, что данным Обществом исполнено.

3). - фиксация показаний ОДПУ производится в электронном журнале,

имеющемся в офисе ООО «ЭнергоШаля», однако истец подтвердила в суде, что письменно не обращалась за сверкой показаний, то есть для осуществления контроля за его показаниями, никаких актов сверки не предоставила.

4). - платежные документы (квитанции) за потребленную в 2010 г. электроэнергию,

предоставленные суду истцом показывают, что выставленные к оплате суммы по показаниям индивидуального прибора учета и по ОДПУ указаны, то есть для истца понятны;

По коллективному письму жильцов названного многоквартирного жилого дома (л.д.114) проведена независимая проверка комиссией «по проверке электроэнергетических счетчиков в многоквартирных домах на предмет несанкционированного подключения к системам энергоснабжения», созданной на основании распоряжения Главы администрации  в 2010 году показала, что безучетного потребления электроэнергии в данном жилом доме не выявлено, и это не оспаривается истцом и третьим лицом ФИО4 (л.д.№).

Из вышеуказанных документов - Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и №, которыми утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения..», а также Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии» следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию, учитываются, в том числе, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании), чего ответчиками суду не предоставлено.

В то время, как в силу ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления электроэнергии возлагается на энергоснабжающую организацию, соответственно, в качестве которой выступает ОАО «Свердловэнергосбыт».

Как установлено, истцу (собственнику)  ОАО «Свердловэнергосбыт» выставлялись квитанции об оплате за потребленную электроэнергию, а она, в свою очередь, оплачивает данную услугу, значит, договор считается заключенным именно с ОАО «Свердловэнергосбыт».

ОАО «Свердловэнергосбыт» выставлена собственнику квитанция об оплате

услуг за поставленную электроэнергию в марте 2010 г., где присутствует графа - «в т.ч. общедомовой учет» и общая сумма к оплате по графе «сумма к оплате» - № руб.. В то же время, МУП «Шалинская ЖКС» - организация, принявшая по договору № муниципальное имущество от Комитета по управлению имуществом Шалинского ГО в хозяйственное ведение, в том числе многоквартирный  - за период с марта по декабрь 2010 г. выставила истцу к оплате квитанции к оплате за коммунальные услуги, где в п. 1 фигурирует услуга «содержание жилья» (л.д.№). Значит, с апреля по декабрь месяц 2010 года включительно данной организации необходимо произвести перерасчет с истцом, исключив из графы «содержание жилья» плату за освещение мест общего пользования на основании решения  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за жилое помещение на 2010 год», которое отменено решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как следует из п.п. 5, 7 Устава ОАО «Свердловэнергосбыт», утвержденного общим собранием акционеров от ДД.ММ.ГГГГ (опубликован в Интернете) - на Общество возложены обязанности проведения обязательного энергетического обследования; проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, в Положении о Западном сбыте ОАО «Свердловэнергосбыт» (обслуживающий Шалинский ГО), утвержденном решением Совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ № в п. 6.1, п. ДД.ММ.ГГГГ закреплено - «основными функциями являются : выявление и пресечение фактов нарушения учета или безучетного пользования электроэнергией», следовательно, поскольку собственники жилых помещений в указанном жилом доме, не выбрали способ управления, они вправе подать заявление - о проведении гарантирующим поставщиком электроэнергии энергетического обследования на выявление и пресечение фактов нарушения учета или безучетного пользования электроэнергией собственниками данного жилого дома, проведения мероприятий по энергосбережению.

Значит, исковое заявление Брюхановой Л.В. подлежит удовлетворению в части, то есть, необходимо исключить истцу начисление из суммированных (нарастающих) показаний по ОДПУ за период с марта по декабрь 2010 года именно показания по ОДПУ за март месяц (№ руб. № коп. - № руб. № коп./ сумма за потребленную электроэнергию по индивидуальному прибору учета/) = № рубля № копеек., в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Соответственно, подлежат взысканию в пользу истца 200 рублей, оплаченных при подаче иска государственной пошлины в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Брюхановой Людмилы Вячеславовны к Открытому Акционерному Обществу «Свердловэнергосбыт» - о признании неправомерными действий по начислению за период с марта по декабрь 2010 г. платы за потребленную электроэнергию по общедомовому прибору учету электроэнергии в размере № рублей № копеек удовлетворить в части.

Исключить начисление собственнику  в п. Шаля - Брюхановой Людмиле Вячеславовне за март 2010 года платы за электроэнергию по общедомовому прибору учету электроэнергии в размере № рубля № копеек, в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Возложить на Муниципальное Унитарное предприятие «Шалинская ЖКС» произвести перерасчет Брюхановой Людмиле Вячеславовне по квитанциям, исключив начисления по графе: «плата за освещение мест общего пользования» из расчета 4 копейки за 1 кв. м. за период с апреля по декабрь 2010 года.

При наличии заявления собственника жилого помещения -  обязать ОАО «Свердловэнергосбыт» провести в указанном жилом доме мероприятия по энергетическому обследования общедомовой инженерной структуры (электросети) на выявление и пресечение фактов нарушения учета или безучетного пользования электроэнергией собственниками данного жилого дома, провести мероприятия по энергосбережению.

Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Свердловэнергосбыт» в пользу Брюхановой Людмилы Вячеславовну судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.Е. Ярославцев