ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Сосновского районного суда (Челябинская область)

                                                                                    Сосновский районный суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сосновский районный суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания

Романовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Григорьева В.И., Зариповой Б.К., Дубасова В.Б., Яшкова С.А. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Челябинской области о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Григорьев В.И. обратился в суд с жалобой на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области по внесению границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода (№) в государственный кадастр недвижимости, просил обязать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области устранить допущенные нарушения путем исключения сведений о границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода (№) из Государственного кадастра недвижимости.

С аналогичными требованиями обратились Зарипова Б.К., Дубасов В.Б., Яшков С.А.

В обоснование указывает на то, что им предоставлены земельные участки на территории А* сельского поселения С* района для ведения личного подсобного хозяйства, на данные земельные участки получены кадастровые паспорта, в разделе 16 «особые отметки» которых указано, что земельные участки находятся в зоне санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения 2 пояса, после сдачи документов в Управление Росреестра по Челябинской области для регистрации права собственности получили уведомления о приостановлении государственной регистрации права в связи с тем, что принадлежащие им земельные участки находятся в зоне санитарной охраны.

Выяснилось, что Управление Росреестра по Челябинской области внесло некие границы зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения 2 пояса в Единый государственный кадастр недвижимости, на основании итогов заседания Общественной палаты Челябинской области и решения Межведомственного областного штаба по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Ш* водохранилище от ДАТА и на основании постановления Совета Министров РСФСР № 465 от 02.09.1977г.

Считают, что процедура определения границ зоны санитарной охраны по данному решению не соответствует действующему законодательству, поскольку границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, однако, исполнительным органом государственной власти Челябинской области - Правительством Челябинской области соответствующие проекты зон санитарной охраны водных объектов, а также решение Правительства Челябинской области об утверждении проектов таких зон не предоставлялось, решение о границе и режиме зоны санитарной охраны на основании санитарно-эпидемиологического заключения не принималось. Предоставление координат границ Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области не является процедурой, предусмотренной законом.

Ссылаются на то, что со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются недействующими на территории Российской Федерации.

СанПином 2.1.4.1110-02 от 14.03.2002г. установлены нормативы границ зон санитарной охраны и с момента утверждения данного СанПина все ранее действующие нормативы в данной области являются недействующими и не могут применяться.

(л.д. 8-12, 74-76)

Затем представитель заявителей Фарукшин А.А. представил заявление о замене лица, к которому предъявлены требования, просил считать органом, чьи действия обжалуются - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровую палату» по Челябинской области. (л.д. 130)

Заявители Григорьев В.И., Зарипова Б.К., Дубасов В.Б., Яшков С.А. извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

(л.д. 136-139)

В судебном заседании представитель заявителей Фарукшин А.А. (по доверенности) поддержал доводы, указанные в заявлении.

Представитель ФБУ КП по Челябинской области К.Е.В. (по доверенности) доводы жалобы не оспорила, пояснила, что сведения о границах 1 и 2 поясов зон санитарной охраны Ш* водохранилища были внесены на основании документов, представленных Минпромом Челябинской области, решение о внесении в ГКН сведений о 1 и 2 поясе зон санитарной охраны было принято при отсутствии карты (плана) объекта землеустройства, в то же время, решение об установлении либо изменении границы зоны с особыми условиями использования территории принимает орган государственной власти, для внесения в кадастр недвижимости сведений о зоне могут быть представлены заинтересованным лицом, полномочия которого на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, приявшим решение об установлении соответствующей зоны или правовом акте такого органа, однако, Министерство промышленности Челябинской области не представило полномочия на обращение в орган кадастрового учета (доверенности либо правового акта).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области М.А.Е. (по доверенности) возражений по жалобе не представила, указала на то, что по материалам кадастрового дела, представленного ФБУ «КП» по Челябинской области, в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета обратилось Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, тогда как в соответствии с п.2 постановления Правительства Челябинской области от 27.07.2010г. № 50-П «О водообеспечении Челябинского промышленного района» обязанность по организации в 2010г. проекта зоны санитарной охраны Ш* водохранилища, подготовка документов для внесения в ГКН о границах зон санитарной охраны после их утверждения возложена на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области. Полагает, что документы, предоставленные Министерством промышленности при обращении в орган кадастрового учета, не соответствовали перечню документов, которые должны быть представлены государственным органом, заинтересованным во внесении в ГКН сведений о зоне с особым режимом использовании территорий. Сведения о зоне с особыми условиями использования территории должны вноситься в ГКН на основании карты (плана) объекта землеустройства, которая подлежит утверждению Росреестром и его территориальными органами, но такая карта представлена не была. Считает, что границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны Ш* водохранилища должны определяться на основании действующих в настоящее время Санитарных правил.

Заинтересованное лицо Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области извещено, представитель не явился, направлены письменные пояснения по делу о том, что Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке государственной политики в сфере промышленности, управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области, природных ресурсов на территории Челябинской области, оно не наделено полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не вправе давать оценку правомерности установления границ поясов зоны санитарной охраны питьевого источника водоснабжения. Во исполнение решения от 02.11.2010г. № 1-1 межведомственного областного штаба по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды. Указывает, что Минпром выступил государственным заказчиком работ по нанесению на картографический материал границ 1 и П поясов зоны санитарной охраны Ш* водохранилища и определению в МСК 74 координат соответствующих точек. Согласно решению от 02.09.2010г. № 1-1 были приняты точки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1977г. № 465. Материалы, выполненные исполнителем работ - ФГУПР «Уралмаркшейдерия» были направлены в Управление Росреестра по Челябинской области.

(л.д. 217-218)

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав все представленные документы, суд полагает доводы жалобы обоснованными, а саму жалобу подлежащей удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст. 254 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 10.02.2009г.)

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Таким образом, для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение права, необходимо установление совокупности двух условий - во-первых, несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, в том числе при отсутствии полномочий по его принятию либо нарушения процедуры его принятия и, во-вторых, нарушение принятым решением прав и свобод заявителя.

Суд полагает, что в заседании установлена совокупность двух условий - несоответствия действий государственного органа закону, а также нарушение принятым решением прав заявителей.

Установлено, что заявителям представлены земельные участки на территории Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района для ведения личного подсобного хозяйства.

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым № (правообладатель Зарипова Б.К.) по АДРЕС, в графе 16 «особые отметки» указано - зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода, учетный номер зоны 74.19.2.6. (л.д. 35)

При обращении Зариповой Б.К. в Управление Росреестра по Челябинской области для государственной регистрации права на указанный земельный участок, ей было направлено уведомление от ДАТА № о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку участок расположен в зоне с особыми условиями использовании территории - зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводом питьевого назначения 2 пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода.

(л.д. 38-39)

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым № (правообладатель Дубасов В.Б.), расположенного по АДРЕС, в графе 16 «особые отметки» указано - зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода, учетный номер зоны №. (л.д. 42)

При обращении Дубасова В.Б. в Управление Росреестра по Челябинской области для государственной регистрации права на указанный земельный участок, ему было направлено уведомление от ДАТА № о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку участок расположен в зоне с особыми условиями использовании территории - зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводом питьевого назначения 2 пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода.

(л.д. 45-46)

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым № (правообладатель Григорьев В.И.), расположенного по АДРЕС, в графе 16 «особые отметки» указано - зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода, учетный номер зоны № (л.д. 48)

При обращении Григорьева В.И. в Управление Росреестра по Челябинской области для государственной регистрации права на указанный земельный участок, ему было направлено уведомление от ДАТА № о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку участок расположен в зоне с особыми условиями использовании территории - зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводом питьевого назначения 2 пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода.

(л.д. 51-52)

Согласно выписке из похозяйственной книги № о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией А* сельского поселения С* района ДАТА, Яшкову С.А. предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный по АДРЕС (л.д. 53)

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым № (правообладатель Яшков С.А.), расположенного по АДРЕС, плошадь 2000 кв.м. в графе 16 «особые отметки» указано - зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода, учетный номер зоны №. (л.д. 55)

Таким образом, заявители лишены возможности зарегистрировать право собственности на предоставленные им земельные участки, поскольку они оказались расположены в зоне с особыми условиями использовании территорий, границы которой были внесены в ГКН в 2011г.

Из представленной суду копии кадастрового дела зон с особыми условиями использования территорий № от ДАТА следует, что кадастровые сведения о границах 1 и 2 поясов ЗСО Ш* водохранилища в государственный кадастр недвижимости внесены на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия:

- письма Минпрома Челябинской области от 24.03.2011г. № 2\4572;

- копии решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12.10.1976г. № 492;

- копии постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977г. № 465;

- списка координат точек поворота границ 1 и 2 поясов зон санитарной охраны Ш* водохранилища;

- схемы границ зоны санитарной охраны Ш* водохранилища;

- плана границ 1 и 2 поясов зон санитарной охраны Ш* водохранилища.

(л.д. 209)

Суд полагает, что внесение ФБУ «КП» по Челябинской области в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий 74.36.2.4 на основании представленных документов не соответствует установленному законом порядку по следующим основаниям.

Сведения о зонах, состав которых определен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 618 (далее Положение).

Согласно п.13 Положения орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ такой зоны, перечень координат характерных точек, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, описывающей местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территории.

Письмом Минэкономразвития России от 17.12.2009г. № 22066-ИМ\Д23 разъяснено, что для внесения в кадастр недвижимости сведения о зоне могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, полномочия которого на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны или правовом акте такого органа.

В порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета обратилось Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, не обладающее соответствующими полномочиями, что следует из письменных пояснений Министерства.

При этом полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в собственности Челябинской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Челябинской области, возложены на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (п. 13 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности, утв. Постановлением губернатора Челябинской области от 20.07.2004г. № 366).

Таким образом, в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета обратилось ненадлежащее лицо.

Помимо этого, представленные Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области документы не соответствовали установленным законом требованиям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 18.06.2011г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что охранные зоны являются объектом землеустройства.

Для определения местоположения границ землеустройства необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства), по результатам таких работ изготавливается карта (план) объекта землеустройства, требования к составлению которой установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объектов землеустройства и Требований к ее составлению».

Исходя из изложенного, сведения об охранной зоне подлежат внесению в ГКН на основании карты (плана) объекта землеустройства в порядке, установленном Положением.

При этом карта (план) подлежит утверждению Росреестром и его территориальными органами (ст. 23 Закона о землеустройстве, п.5.27 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. № 457.

Однако, такая карта (план) в нарушение требований закона не изготавливалась), Росреестром не утверждалась и потому решение о внесении в ГКН сведений о 1 и 2 поясе зон санитарной охраны Ш* водохранилища принятое в отсутствие карты (плана) объекта землеустройства является незаконным.

Суд принимает во внимание, что список координат точек поворота границы 1 и 2 пояса санитарной охраны Ш* водохранилища, представленный Министерством промышленности Челябинской области не является картой (планом) объекта землеустройства, предоставление которой обязательно по смыслу п.13 Положения об информационном взаимодействии.

Суд полагает несостоятельными доводы представителя ФБУ «КП» по Челябинской области о том, что решение о внесении в ГКН сведений о 1 и 2 поясе зон санитарной охраны Ш* водохранилища принято в отсутствие карты (плана) объекта землеустройства потому, что данная зона была установлена до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009г. № 621.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДАТА N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Следовательно, после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации зоны санитарной охраны для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются только в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При этом суд принимает во внимание, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДАТА № введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02», которыми установлены размеры зон санитарной охраны источников водоснабжения, которые существенно отличаются от размеров, определенных в решении Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от ДАТА №, постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977г.

Требования СанПин обязательны для исполнения как гражданами, так и индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Учитывая изложенное, суд полагает, что границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны Ш* водохранилища должны определяться на основании законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02»).

Поскольку действия ФБУ КП по Челябинской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровых сведений границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода не соответствуют закону и нарушают права и интересы заявителей, то следует обязать ФБУ КП по Челябинской области устранить допущенные нарушения путем исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода (кадастровое дело зон с особыми условиями использования территории 74.36.2.4).

Руководствуясь ст.ст. 193 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ФБУ КП по Челябинской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровых сведений границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода (кадастровое дело зон с особыми условиями использования территории №).

Обязать ФБУ КП по Челябинской области устранить допущенные нарушения путем исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского городского хозяйственно-питьевого водопровода (кадастровое дело зон с особыми условиями использования территории №).

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения.

Председательствующий Т.Н.Куценко

Копия верна.