ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Среднеканского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Среднеканский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Среднеканский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Чернецова А.И.,

при секретаре Гайзель К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в пос. Сеймчан, в помещении Среднеканского районного суда, гражданское дело по исковому заявлению транспортного прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Аэропорт «Сеймчан» о признании деятельности по охране аэропорта «Сеймчан» и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства, в части обеспечения авиационной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Аэропорт «Сеймчан» (далее МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан») указывая, что проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства, связанные с обеспечением охраны аэропорта.

Согласно ст. 84 Воздушного кодекса РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС №1 по Магаданской области, учредителем учреждения является Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области.
Территория и имущества аэропорта являются государственным имуществом Магаданской области закрепленным на праве оперативного управления за МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан».

Согласно п. 3.2 Устава учреждения к основному виду деятельности МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» относится в том числе обеспечение авиационной безопасности.

Указанная аэропортовая деятельность осуществляется ответчиком в аэропорту «Сеймчан», являющемся аэропортом местных воздушных линий и зарегистрированном в Государственном реестре аэропортов Российской Федерации Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта.

В нарушение требований п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ и п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 01.02.2011 г., охрана аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры осуществляется без привлечения подразделений ведомственной охраны Минтранса России, силами службы авиационной безопасности МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан». Непринятие администрацией МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» мер к обеспечению охраны территории аэропорта с привлечением подразделений ведомственной охраны Минтранса России, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям.

Просит суд:

- признать деятельность МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» по охране аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства, в части обеспечения авиационной безопасности;

- обязать МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта Сеймчан.

В заявлении об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ просит:

- признать деятельность МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» по охране аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства в части обеспечения авиационной безопасности;

- обязать МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта Сеймчан.

Транспортный прокурор в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Определением Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации в лице Приморского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования - ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указывает, что в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 42 от 01.02.2011 г. охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. Согласно п. 9 «Положения о ведомственной охране Министерства Транспорта Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства № 743 от 11.10.2011 года, норма численности работников ведомственной охраны, несущих службу на постах, из расчета 6,5 единицы на суточный пост, а при охране объектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - из расчета 7,2 единицы на суточный пост.

МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление с заявленными требованиями не согласилось, указав, что Приморским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» представлен расчет стоимости услуг по охране периметра МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан», сумма расходов составляет  в год за один пост охраны.

В МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» предусмотрено два поста. В смете расходов МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» на 2011 год данная сумма не была предусмотрена. Бюджетные ассигнования составляют  в год. Охрана периметра МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» производится собственной службой авиационной безопасности, численность которой составляет 13 человек. При условии работы аэропорта Сеймчан по регламенту и низкой интенсивности воздушных перевозок, данный штат работников службы авиационной безопасности позволяет выполнить весь комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности.

Воздушные суда и объекты в МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» принимаются под охрану и сдаются из-под охраны согласно «Наставления по охране ВС и объектов ГА», приказ ДВ-115 от 26.08.1993 г., «Инструкции по охране ВС и объектов в МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан». Службы авиационной безопасности сертифицирована. МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» не входит в перечень охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны министерства транспорта РФ», утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ от 15.03.2011 г. № 83. МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» не входит в план передачи периметра аэропортов регионального и местного значения подразделениям ФГУП «УВО Минтранса РФ» на 2011 год. Считает, что требование прокурора передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России территории (периметр) аэропорта Сеймчан, фактически подразумевает понуждение заключить возмездный договор на охрану аэропорта на условиях Исполнителя, что нарушает права МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан», предусмотренные гражданским законодательством. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие транспортного прокурора, представителя МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан», представителя Приморского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О транспортной безопасности» указано, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с ч.1 ст. 4 указанного закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе аэродромы, аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, под субъектами транспортной инфраструктуры юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Магаданской области.

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан».

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ № за ОГУ «Аэропорт «Сеймчан» на праве оперативного управления закреплено имущество согласно приложения, т.е. объекты транспортной инфраструктуры.

Согласно п. 3.1. Устава МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» целью деятельности Учреждения является удовлетворение потребности Магаданской области в услугах по организации обслуживания воздушных судов и авиационных перевозок пассажиров, грузов, почтовых, багажных и иных отправлений, услугах по обеспечению аэропортовой деятельности.

Для достижения цели, указанной в п. 3.1. Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, обеспечение авиационной безопасности (п. 3.2. Устава).

МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» является аэропортом местных воздушных линий, что подтверждается выпиской из Государственного Реестра аэропортов Российской Федерации Северо-Восточного МТУ ВТ ФАВТ.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.03.2011 года № 83 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», в который включен МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан».

Согласно статье 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

В соответствии с п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, которые определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности.

Пунктом 4 Правил установлено, что охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Судом установлено, что охрана аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта без привлечения подразделений ведомственной охраны Минтранса России, что подтверждается письмом МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» № от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатом соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» не соблюдены требования ВК РФ, ФЗ «О транспортной безопасности», Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в части обеспечения авиационной безопасности, чем нарушаются права граждан на безопасные условия перевозки.

Доводы ответчика о том, что требование прокурора передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России территории (периметр) аэропорта Сеймчан, фактически подразумевает понуждение заключить возмездный договор на охрану аэропорта на условиях Исполнителя, что нарушает права МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан», предусмотренные гражданским законодательством, суд не принимает во внимание, поскольку норма, предусмотренная п. 6 ст. 84 ВК РФ является отсылочной, а п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры установлено, что охрану периметра иных аэропортов осуществляют подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта РФ на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Доводы ответчика о том, что в смете расходов МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» на 2011 год сумма на оплату услуг вневедомственной охраны Министерства транспорта РФ не предусмотрена суд также не принимает во внимание, в связи с тем, что отсутствие финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения обязанности по обеспечению авиационной безопасности.

При таких обстоятельствах, требование транспортного прокурора о признании деятельности МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» по охране аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства в части обеспечения авиационной безопасности и о возложении на МОГКУ «Аэропорт «Сеймчан» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта Сеймчан, подлежит удовлетворению.

Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили 

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать деятельность Магаданского областного государственного казенного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» по охране аэропорта Сеймчан и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства в части обеспечения авиационной безопасности.

Возложить на Магаданское областное государственное казенное учреждение «Аэропорт «Сеймчан» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, передать под охрану подразделению ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта Сеймчан.

Взыскать с Магаданского областного государственного казенного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район» в размере

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение месяца.

Федеральный судья А.И. Чернецов