ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Третьяковского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Третьяковский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Третьяковский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ...

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волжениной Т.Н.

с участием помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И.

при секретаре Мартыновой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения,

у с т а н о в и л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения,

В обоснование своих требований указал, что в Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о наличии на территории /даные обезличены/ района опасного, бесхозяйного гидротехнического сооружения на реке /данные обезличены/ у ....

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от Дата обезличена Номер обезличен, составленному главным специалистом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края /фамилия обезличена/ совместно с государственным инспектором Южно-Сибирского управления Ростехнадзора /фамилия обезличена/, при участии заместителя главы администрации ... /фамилия обезличена/, гидротехническое сооружение на реке /данные обезличены/ у ... состоит из плотины земляной, насыпной, аварийного водосброса с плоскими затворами, донного водовыпуска. Длина сооружения напорного фронта составляет 150 м.

На момент проверки установлено, что происходит разрушение верхового откоса ГТС, отсутствует служебный настил на эксплуатационной площадке шахты паводкового водосброса.

По результатам обследования специалистами вышеназванных служб сделан вывод о том, что гидротехническое сооружение на реке /данные обезличены/ у с... бесхозяйное, опасное. В случае разрушения ГТС нарушится транспортное сообщение ... и ...

Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае предоставлена информация, что данное гидротехническое сооружение в реестре краевого и федерального имущества не значится.

По сведениям проектных организаций: АКГУП «Проектный институт «Алтайкомунпроект», ФГУ «Управление «Алтаймелиоводхоз», участия в разработке проектной документации и строительстве гидротехнического сооружения на реке /данные обезличены/ у ... они не принимали, информацией о его собственниках и владельцах не располагают.

Таким образом, гидротехническое сооружение на реке /данные обезличены/ у ... является бесхозяйным имуществом.

Согласно ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

Статьей 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с п.п. 7, 21 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района,

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пп. «г», «е», «з» п. 2 ст. 11 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (ст. 7 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Таким образом, администрация Третьяковского района обязана организовать и осуществить необходимые мероприятия по защите населения Третьяковского района от чрезвычайной ситуации, связанной с нахождением на территории района опасного гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, администрация Третьяковского района должна обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Не принятие органом местного самоуправления мер по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС на реке /данные обезличены/ у ... нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.

При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе, путем судебной защиты.

Любой опасности угрозе жизни и здоровью должно противопоставлять право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

Неисполнение администрацией Третьяковского района в течение длительного периода времени обязанностей, возложенных на нее законами, свидетельствует об их нарушении. Сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к органу местного самоуправления исковых требований.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.

Прокурор просит в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации обязать администрацию Третьяковского района организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке /данные обезличены/ у ..., состоящего из плотины земляной, насыпной длиною сооружения напорного фронта 150 м, аварийного водосброса с плоскими затворами, донного водовыпуска:

- произвести крепление низового откоса;

- произвести ремонт подъемного оборудования плоских затворов;

- восстановить служебный настил и поручни эксплуатационной площадки паводкового водосброса.

Помощник прокурора Третьяковского района Федорищев Р.И. поддержал исковые требования, суду пояснил, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждает, просит удовлетворить исковые требования, обязать провести указанные мероприятия в срок два месяца после вступления решения в законную силу.

Истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Ответчик Администрация Третьяковского района Алтайского края Котова Т.В. исковые требования не признает, считает, что необходимо найти собственника данного сооружения, в администрации района средств на содержание данного гидротехнического сооружения не имеется

Представитель третьего лица Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о дне судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, в суд не явились.

Суд с согласия лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Ст. 5 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности па окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 7, 21 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района,

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Несоблюдение требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены такие способы защиты нарушенного права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При вынесении решения суд руководствуется ст. 56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом и принимает во внимание, что ответчик в опровержение доказательств истца не представил доказательств отсутствия опасности при бесхозяйности гидротехнического сооружения. Наличие дефектов обнаружено, они указаны в ходе обследования гидротехнического сооружения Дата обезличена года, данные дефекты создают возможность разрушения гидротехнического сооружения и возможность аварий, в результате чего нарушится транспортное сообщение. Данное гидротехническое сооружение имеет пониженный уровень безопасности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района Алтайского края об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать администрацию Третьяковского района Алтайского края организовать и осуществить в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке /данные обезличены/ у ..., состоящего из плотины земляной, насыпной длиною сооружения напорного фронта 150 м, аварийного водосброса с плоскими затворами, донного водовыпуска:

произвести крепление низового откоса;

- произвести ремонт подъемного оборудования плоских затворов;

- восстановить служебный настил и поручни эксплуатационной площадки паводкового водосброса.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.

Судья: Т.Н.Волженина