ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

                                                                                    Центральный районный суд города Челябинска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд города Челябинска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего М.Н. Величко,

при секретаре Ю.С. Шевяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова Ф.С. к Правительству Челябинской области, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Челябинской области о признании незаконными бездействия, действий и решения об отказе в предоставлении дополнительных средств на приобретение жилья, взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Попов Ф.С. обратился в суд с иском к Правительству Челябинской области, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Челябинской области, выразившееся в умышленном не совершении действий по утверждению порядка предоставления жилья по договору социального найма инвалидам Великой Отечественной войны, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ".

Также истец просил признать незаконными действия Правительства Челябинской области неправомерно отменившее положения части 3 указанного выше закона Челябинской области, гарантирующим инвалидам Великой Отечественной войны дополнительное финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на приобретение жилья за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год.

Кроме того, в своем иске Попов Ф.С. просил признать незаконным отказ Правительства Челябинской области в доплате ему недостающих для приобретения жилья денежных средств в связи с превышением стоимости жилья в Челябинской области по сравнению с расчетной стоимостью одного квадратного метра, применяемой при расчете субсидии на приобретение жилья, взыскать с Правительства Челябинской области убытки в размере *** рублей, которые являются суммой, потраченной истцом на приобретение квартиры.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны и в силу ст. 23.3. Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки для обеспечения его жилым помещением в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, были предусмотрены две формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, одна из которых это предоставление жилых помещений по договору социального найма, а вторая предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории . При этом положениями ст. 1 указанного закона возлагали на Правительство Челябинской области обязанность утвердить порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и проживающих на территории Челябинской области. Поскольку на протяжении более 3 лет Правительством Челябинской области не было принято порядка предоставления жилья ветеранам и инвалидам по договору социального найма, истец был вынужден выбрать такую форму предоставления мер социальной поддержки, как предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья, объёма которой оказалось недостаточно для приобретения квартиры в . В ответ на обращение истца, адресованные в Правительство Челябинской области, о выплате ему недостающей для приобретения жилья денежной суммы ему было отказано, в связи с чем истец и обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство Финансов РФ и Министерство Финансов Челябинской области.

Истец Попов Ф.С. в судебное заседание не явился, извещён, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Попов В.Ф., действующий по доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Правительства Челябинской области - Карпенко С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указано на пропуск истцом срока для обжалования бездействий и действий Правительства Челябинской области, связанных с реализацией Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав позицию представителя Правительства Челябинской области.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области - Антипова О.И., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования Попова Ф.С. считала необоснованными, сослалась на отсутствие у Попова Ф.С. права на получение дополнительного финансирование на компенсацию его расходов, связанных с приобретением им жилого помещения.

Представитель ответчика - Министерства Финансов Челябинской области участия в судебном заседании не принял, извещён.

Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Попова Ф.С.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Попов Ф.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус «инвалида Великой Отечественной войны», что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МСЭ серии № и не оспорено сторонами.

Как следует из ответа Управления жилищной политики администрации г. Челябинска на запрос суда, Попов Ф.С. состоял на учете в улучшении жилищных условий в администрации Металлургического района г.Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2. указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2.).

Положениями ст. 1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ» (далее Закон №), действующим до ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляются в установленных настоящим Законом формах и в порядке, определяемом Правительством Челябинской области, категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и проживающих на территории , указанным в статьях 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах", а также проживающим на территории  инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

В статье 2 данного закона определены две формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, а именно предоставление жилых помещений по договору социального найма и предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории .

При этом в силу ст. 3 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществлялось за счёт субвенции, поступающей в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций, а также дополнительно направляемых на указанные цели средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год.

При этом в силу ст. 4 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма и жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории  категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Челябинской области.

В целях реализации Закона Челябинской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ" Правительство Челябинской своим постановлением ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области.

В соответствии с п. 1 данного Положения настоящее Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий ветеранов, установленных статьями 14, 16, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций, а также дополнительно направляемых на указанные цели средств областного бюджета путем предоставления им жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность (далее именуются - субсидии).

Субсидия предоставляется гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки, в безналичной форме путем перечисления средств федерального и областного бюджетов лицу, в чьей собственности ранее находилось жилое помещение на счет, открытый в банке (п. 2 Положений).

Порядок же предоставления такой формы мер социальной поддержки инвалидов ВОВ, как предоставление жилого помещения, ни постановлением Правительства Челябинской от ДД.ММ.ГГГГ № ни иным нормативным правовым актом Правительства Челябинской области не утверждался до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений представителей сторон и подтверждается уведомлением МСО Челябинской области о выделении жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, решением Комиссии по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ № Попову Ф.С. назначена жилищная субсидия на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в размере *** рублей.

Реализуя предоставленные государством меры социальной поддержки в виде указанной субсидии, Попов Ф.С. (покупатель) по договору купли-продажи, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ФИО10 (продавец), приобрел в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 40,2 кв.м., расположенную по адресу: .

В соответствии с п. 3 данного договора Попов Ф.С. купил у продавца указанную квартиру за *** рублей, из которых *** рублей оплатил за счет собственных средств до подписания данного договора, а *** рублей путем перечисления на банковский счет продавца за счет средств федерального бюджета, согласно вышеуказанному уведомлению о выделении жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МСО Челябинской области.

Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорены сторонами.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Попов Ф.С., являясь инвалидом Великой Отечественной войны, воспользовался предоставленными ему положениями п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и ст. 2 Закона Челябинской области № мерами социальной поддержки в виде получения субсидии на приобретение жилья.

Как следует из ответа МСО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращения истца в Законодательное собрание Челябинской области и Правительство Челябинской области, в ДД.ММ.ГГГГ Попов Ф.С. обратился в Правительство Челябинской области с заявлением о выделении ему дополнительных средств областного бюджета на приобретение жилого помещения в размере *** рублей.

Данное обращение было направлено для рассмотрения по существу в МСО Челябинской области, которое в письме истцу от ДД.ММ.ГГГГ указало, что на момент обращения истца по вопросу улучшения жилищных условий действовал Закон №, который предусматривал две, указанные во 2-ой его статье формы получения мер социальной поддержки. При этом Законом № не был определен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем реализовать положение о выделении инвалиду (ветерану) ВОВ жилого помещения по договору социального найма не представлялось возможным, поэтому истец, как и другие инвалиды, обратившиеся в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по вопросу обеспечения их жильём, реализовали своё право в форме получения жилищной субсидии.

По мнению истца, Правительство Челябинской области, не утвердив порядок предоставления жилья по договору социального найма, о котором идёт речь в п. 2 ст. 2 Закона №, тем самым совершило бездействие, нарушившее права и законные интересы истца, который в результате отсутствия такого порядка был вынужден выбрать такую форму мер социальной поддержки как субсидия на приобретения жилья, размера которой не хватило на покупку вышеуказанной квартиры.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Как следует из письма первого заместителя Министра социальных отношений Челябинской области на имя Попова Ф.С. и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в Челябинской области не реализуется форма предоставления инвалидам ВОВ мер социальной поддержки в виде предоставления жилья по договору социального найма истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, из объяснений представителя истца следует и подтверждается представленными им письмами первого заместителя главы г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, письмом главы администрации Металлургического района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии указанного порядка предоставления жилья инвалидам ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, истцу было известно до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, на момент обращения истца с настоящим иском (ДД.ММ.ГГГГ), в котором одним из требований является обжалование бездействия Правительства Челябинской области, выразившемуся в отсутствии действий по утверждению соответствующего порядка предоставления указанным категориям инвалидов жилого помещения по договорам социального найма, срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, Поповым Ф.С. пропущен. При этом каких-либо доказательств уважительности причин пропуска данного срока истцом суду не представлено.

Кроме того, следует отметить, что положения ст. 1 Закона №, определяя формы мер социальной поддержки инвалидам ВОВ, а, также указывая на осуществление данных в форм в порядке, определенном Правительством Челябинской области, вместе с тем, не содержат в себе срока, в течение которого Правительство Челябинской области после вступления в силу данного законно должно было утвердить соответствующий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма инвалидам ВОВ, нуждающимся в жилых помещениях, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, как указано выше, в статье 2 Закона № четко определены меры социальной поддержки, одна из которых - предоставление жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (кроме малоимущих граждан, указанных в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма инвалидам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, был установлен в Челябинской области Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в отсутствие в ДД.ММ.ГГГГ утвержденного нормативными правовыми актами субъекта РФ - Челябинской области порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма инвалидам ВОВ, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (коим является истец), в силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ действовал установленный Жилищным кодексом РФ порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц (ст. 57 ЖК РФ).

Так в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, в случае, если у истца имелись намерения получить меру социальной поддержки в форме предоставления ему жилья по договору социального найма, действующее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ федеральное законодательство позволяло ему претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма и в отсутствие утвержденного Правительством Челябинской области порядка, о котором идёт речь в ст. 1 Закона №.

При таких обстоятельствах несостоятельны доводы представителя истца о том, что истцу, в том числе в письме администрации Металлургического района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, письме первого заместителя главы г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, письме первого заместителя Министра социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ указывалось на то, что единственной доступной для истца в ДД.ММ.ГГГГ формой реализации вышеуказанной меры социальной поддержки является получение жилищной субсидии.

Отсутствие же в указанных письмах разъяснений о наличии у истца права на получение жилья по договору социального найма в порядке, установленном федеральным законодателем в ст., ст. 49, 57 ЖК РФ, не свидетельствовало об отсутствии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца права на получение жилья по договору социального найма в установленном Жилищным кодексом РФ (общем) порядке. При этом истец, полагавший, что его права нарушенными тем, что ему не предоставляется органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма, был вправе обратиться в суд за защитой своих прав с требованиями о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Однако, как следует из ответа Управления жилищной политики на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ №, по сведениям, имеющимся в Управлении жилищной политики администрации г.Челябинска, Попов Ф.С. не обращался в администрацию г. Челябинска и в администрацию Металлургического района г. Челябинска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Вместо этого истец выбрал ту меру социальной поддержки, которая ему была предложена МСО по Челябинской области уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав и законных интересов истца отсутствием со стороны Правительства Челябинской области действий по утверждению вышеуказанного порядка предоставления жилья по договору социального найма, о котором идет речь в ст. 1 Закона №. Учитывая это, а также пропуск истцом срока, установленного в ст. 256 ГПК РФ, в удовлетворении требований Попова Ф.С. о признании незаконным бездействия Правительства Челябинской области следует отказать.

Не может суд признать обоснованными и требования истца о признании незаконным действия Правительства Челябинской области, которое, по мнению истца, неправомерно отменило положения части 3 Закона №, гарантирующую инвалидам Великой Отечественной войны дополнительное финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на приобретение жилья за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год.

По смыслу разъяснений п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Действительно, положениями ст. 3 Закона № в редакции Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № было предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, устанавливалась возможность дополнительного финансирования, направляемого на приобретение для указанных лиц жилых помещений, за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год.

Положения данного закона распространялись на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ и действовали до дня вступления в законную силу Закона Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 3 которого было установлено, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (к которым относится истец), осуществляется за счет субвенции, поступающей в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций.

Положениями данного закона не предусмотрена возможность дополнительного финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц, меры социальной поддержки которым установлены статьей 14 (к инвалидам Великой Отечественной войны) Федерального закона "О ветеранах".

При этом Законом № от ДД.ММ.ГГГГ со дня его вступления в силу признаны утратившими силу Закон Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и Закон Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменений в статью 3 Закона Челябинской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ", предусматривающие дополнительное финансирование вышеуказанных расходов на приобретение жилья за счет средств областного бюджета.

Таким образом, предусмотренная положениями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № возможность дополнительного финансирования расходов на приобретение жилья для вышеуказанных категорий инвалидов, перестала существовать ввиду принятия законодательным органом Челябинской области (ЗСО Челябинской области), а не Правительством Челябинской области иного закона (№) и признании утратившими силу действующих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных законов Челябинской области (Законы № и №).

В соответствии со ст. 1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ЗО "О Правительстве Челябинской области" (с изменениями и дополнениями) Правительство Челябинской области не является законодательным органом, а является высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области, осуществляющим исполнительную власть в Челябинской области, а также в пределах своих полномочий организующим исполнение, в том числе, законов Челябинской области.

Следовательно, действия Правительства Челябинской области по реализации Федерального закона «О ветеранах» и принятых для его исполнения Законов Челябинской области, должны были полностью соответствовать содержанию этих законов, в том числе в части осуществления дополнительного финансирования для приобретения инвалидам жилья за счет средств областного бюджета.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований о признании незаконным действия Правительства Челябинской области, отменившего положения ст. 3 Закона № в редакции Закона №, ввиду того, что Правительством Челябинской области такого действия не совершалось.

Не может согласиться суд и с доводами истца о неправомерности отказа органов государственной власти Челябинской области по возмещению ему расходов на приобретение вышеуказанного жилья, связанных с превышением стоимости одного квадратного метра жилья, установленного для определения размера жилищной субсидии, стоимости одного квадратного метра жилого помещения на территории .

В обоснование данных доводов истец ссылается на наличие у него права на получение дополнительных средств за счет бюджета Челябинской области в силу ст. 3 Закона №-ЗО (в редакции Закона №), действующего на момент предоставления ему жилищной субсидии, а также закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ". Однако данные доводы истца основаны на неверном понимании норм права о целях названного финансирования.

Так в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 1, ст. 3 Закона №, финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (к которым относится истец), осуществляется за счет субвенции, поступающей в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций, а также за счёт дополнительных средств областного бюджета. При этом порядок предоставления мер социальной поддержки, в соответствии с данным законом определяется Правительством Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области.

В соответствии с п. 9 данного Положения расчет размера субсидии, предоставляемой гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки, производился исходя из общей площади жилого помещения 18 кв.м.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в Постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и были определены два различных порядка по предоставлению жилищных субсидий.

Так первый порядок регламентируется Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области (далее Положение об отдельных категориях ветеранов, инвалидов и семьях, имеющим детей-инвалидов).

В соответствии с п. 9 этого Положения (в редакции Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №) расчет размера субсидии, предоставляемой гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки (С), производится по формуле: С = С1 + С2, где:

С1 - размер субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета; С2 - размер субсидии, предоставляемой гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки, проживающему в муниципальном образовании Челябинской области, в котором средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (Ст2) больше, чем средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области (Ст1), за счет средств областного бюджета.

С1 = Н х Ст1, где:

Н - общая площадь жилого помещения 18 квадратных метров; Ст1 - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

С2 = Н х (Ст2 - Ст1), где:

Ст2 - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании Челябинской области, утвержденная Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области".

Таким образом, данным Положением об отдельных категориях ветеранов, инвалидов и семьях, имеющим детей-инвалидов, действительно, жилищная субсидия предоставлялась за счёт средств федерального бюджета и дополнительно направляемых средств областного бюджета.

При этом за счет средств областного бюджета дополнительное финансирование предоставлялось для предоставления субсидии только для граждан, проживающих в муниципальном образовании Челябинской области, в котором средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, утвержденная Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", больше, чем средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Челябинской области в ДД.ММ.ГГГГ была установлена (на федеральном уровне) соответствующими приказами Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в *** рублей.

В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения для Челябинского городского округа (то есть на региональном уровне) была определена в размере *** рублей и *** рублей соответственно, что следует из постановлений Государственного комитета «ЕТО» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №).

Постановлениями Государственного комитета «ЕТО» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения для Челябинского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была установлена в *** рублей, то есть, приравнена к стоимости, установленной на федеральном уровне.

Таким образом, в связи с превышением рыночной стоимости одного квадратного метра, установленной на региональном уровне, рыночную стоимость жилья, установленной на федеральном уровне в ДД.ММ.ГГГГ жилищные субсидии в ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись как за счет средств федерального бюджета, так и за счет дополнительных средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета.

Поскольку в 3 и 4 кварталах установленная на региональном и федеральном уровнях стоимость жилья была равна, для граждан, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, проживающих на территории , жилищная субсидия предоставлялась исключительно за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, истец, получавший жилищную субсидию в ДД.ММ.ГГГГ, не имел права на дополнительное финансирование за счет средств областного бюджета при предоставлении субсидии на приобретение жилья.

Второй порядок предоставления субсидий был утвержден Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области (далее Положение об инвалидах ВОВ).

Настоящее Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств, поступающих в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций, путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области (далее именуется - субсидия) либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее именуется - единовременная денежная выплата) нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживающим на территории Челябинской области, в том числе, инвалидам Великой Отечественной войны.

Субсидия, на предоставление которой претендовал истец, как имеющий статус «инвалида Великой Отечественной войны», была рассчитана МСО Челябинской области именно в соответствии с данным Положением об инвалидах ВОВ, которое предусматривает предоставление субсидий исключительно за счет средств федерального бюджета (п. 1 Положения), а точнее средств, поступающих из Федерального фонда компенсаций в областной бюджет. Возможности обеспечения дополнительного финансирования за счет областного бюджета данным Положением не предусмотрено.

Согласно п. 9 Положения об инвалидах ВОВ расчет размера субсидии и единовременной денежной выплаты (С) производится по формуле: С = Н х Ст, где:

Н - общая площадь жилого помещения -36 квадратных метров;

Ст - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данным Положением об инвалидах ВОВ истцу была правильно рассчитана субсидия, размер которой составил *** рублей (36 кв.м. х *** рублей (стоимость жилья, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ)).

Из анализа вышеуказанных Порядков предоставления субсидий, установленных Правительством Челябинской области, следует, что право на предоставление мер социальной поддержки в виде дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета имели лица, получающие субсидии в ДД.ММ.ГГГГ. Именно на эти цели в законе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ" и предусматривалось соответствующее финансирование, на наличие которого ссылается истец.

Граждане же, которые получали субсидии в ДД.ММ.ГГГГ, имели право на получение мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии, предоставляемой исключительно за счет средств Федерального фонда компенсаций.

С учетом этого (а именно вышеуказанной цели дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета, определенной порядком, утвержденным Правительством Челябинской области) суд признает несостоятельными доводы представителя истца о том, что Правительство Челябинской области, принимая Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, неправомерно отменило существующую доплату средств из областного бюджета ветеранам и инвалидам ВОВ, тем самым ухудшило их возможность приобретения жилья.

По мнению истца, несмотря на положения, содержащиеся в Указе Президента РФ №, Правительство Челябинской области внесло изменения в содержание мер социальной поддержки, направленные на их сужение, допустило издание нормативно-правого акта, отменяющего (умаляющего) права граждан, чем нарушило конституционные принципы, закрепленные в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным судом в своём определении от ДД.ММ.ГГГГ №, регулирование вопросов, связанных с определением оснований разграничения участников войны на отдельные категории, а также с дифференциацией объема предоставляемых им прав и льгот, как не получивших разрешения в Конституции Российской Федерации, является прерогативой законодателя.

Систему мер социальной защиты, которые направлены на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, в том числе участников Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот предусматривает Федеральный закон "О ветеранах".

Законодатель, закрепляя в ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» бремя оказания ветеранам и инвалидам ВОВ мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 14 - 19 и 21 данного закона, установил, основное правило, согласно которому обязательства по предоставлению ветеранам и инвалидам ВОВ указанных мер социальной поддержки является расходными обязательствами Российской Федерации.

При этом в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право, а не обязанность устанавливать иные, дополнительные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, которые являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным решения органа государственной власти Челябинской области по отказу в предоставлении истцу дополнительных средств, затраченных на приобретение жилого помещения в размере *** рублей.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ст. 15 ГК РФ).

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие нарушений государственными органами субъекта Российской Федерации законов, регламентирующих порядок предоставления истцу мер социальной поддержки, предусмотренных в ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца убытков не имеется.

Не могут являться основанием для взыскания с ответчиков в пользу истца дополнительных расходов на приобретение жилья и то обстоятельство, что истец является инвалидом и нуждается в приобретении ему жилого помещения площадью более чем 36 кв.м., так как в силу индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» ему полагается комнатное кресло коляска, кресло стул с санитарным оснащением, которые сложно разместить в квартире, площадью 36 кв.м.

Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется в силу п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О ветеранах» исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров.

Возможность же увеличения данного критерия площади при определении объёма средств, направленных на предоставление указанных мер социальной поддержки, этим законом не предусмотрена.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

Исковые требования Попова Ф.С. к Правительству Челябинской области, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Финансов Челябинской области о признании незаконными бездействия, действий и решения об отказе в предоставление дополнительных средств на приобретение жилья, взыскании убытков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Челябинска.

Судья п/п М.Н. Величко

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья М.Н. Величко

Секретарь Ю.С. Шевякова