ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд  в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре ФИО6, с участием истцов ФИО1 и ФИО2, представителя соответчика ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 в своих интересах, а также в интересах ФИО3 и ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Криушин С.А. и Криушина Е.В. в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Криушина Д.С. и Криушина Г.С. обратились с указанным иском, мотивируя его тем, что Криушину С.А. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 61424 № 5 от 07.05.2010 г. и договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом состава семьи из четырех человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу: , кВ. 173, . Указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, переданной в оперативное управление Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В связи с тем, что Криушин С.А. уволен из рядов Вооруженных сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями, а общая продолжительность его службы составляет 15 лет 10 мес. 01 день, то он и члены его семьи на основании статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеют право получить данное жилое помещение в собственность. Однако истца не могут в досудебном порядке приобрести право собственности на спорную квартиру, поскольку механизм по реализации указанного права не разработан. В связи с указанным истцы просят признать право собственности в равных долях (по 1/4) за Криушиным С.А., Криушиной Е.В., Криушиным Д.С и Криушиным Г.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: , кВ. 173, .

Соответчик Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлено надлежащим образом, представитель в суд не явился, сведений об уважительности неявки представителя не представлено, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

Принимая во внимание, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Истцы Криушин А.С. и Криушина Е.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали, суду пояснили вышеизложенное.

Представитель соответчика Комляков А.С. не согласился с заявленными исковыми требованиями, суду пояснил, что Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не имеет полномочий по передаче в собственность граждан недвижимого имущества, которое находится в его ведении. Приватизация жилого помещения возможна только с согласия Министерства обороны Российской Федерации. Функция обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, структурным подразделением которого является федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Кроме этого, договор социального найма жилого помещения от 19.11.2010 г. № 394 был подписан неуполномоченным лицом Синицыным Ю.В., так как с 22.06.2010 г. обязанности начальника ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ исполнял Глушков А.Н.

Выслушав объяснения истцов и представителя соответчика, изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 61424 № 5 от 07.05.2010 г. между Федеральным государственным учреждением «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (Наймодатель) и майором Криушиным С.А. (Наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения № 394.

В соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения № 394 от 19.11.2010 г. Криушину С.А. на состав семьи из четырех человек, включая Криушину Е.В. (жена), Криушина Д.С. (сын) и Криушина Г.С. (сын), было предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, являющееся государственной собственностью, а именно .

Из технического паспорта жилого помещения (квартиры), составленного по состоянию на 23.03.2011 г., усматривается, что спорное жилое помещение является изолированным, отдельной квартирой, состоящей из трех жилых комнат, двух коридоров, кухни, туалета и ванной, общей площадью 69,6 кв.м., жилой площадью 43,3 кв.м.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 27-АВ 452571 от 07.07.2010 г.  обороны Российской Федерации № 518 от 07.07.2010 г. закреплена за Федеральным государственным учреждением «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны Российской Федерации (ныне Федеральным бюджетным учреждением «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю ограничения или обременения прав на указанное жилое помещение не зарегистрированы.

Из лицевого счета квартиросъемщика и поквартирной карточки следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: , кВ. 173 в , зарегистрированы по месту постоянного жительства Криушин С.А., Криушина Е.В., Криушин Д.С. и Криушин Г.С.

Согласно статье 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии с положениями статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

Как установлено в статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. При этом право на жилище, провозглашенное Конституцией Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчуждаемость.

Таким образом, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище, признаваемого международным сообществом в качестве элемента права.

Как следует из договора социального найма жилого помещения № 394 от 19.11.2010 г. спорное жилое помещение было предоставлено Криушину С.А. в связи с прохождением последним военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Во исполнение статьи 40 Конституции Российской Федерации Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (статья 15) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

Согласно справке военного комиссара Еврейской автономной области № 11/0С0 от 19.01.2012 г., Криушин С.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и его выслуга лет в календарном исчислении за период военной службы составляет 15 лет 10. мес. 01 дн. Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 61424 № 110 от 02.06.2011 г., майор Криушин С.А. был досрочно уволен с военной службы приказом 35 ОА от 06.05.2010 г. № 43 в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»).

Таким образом, принимая во внимание положения абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд приходит к выводу о том, что Криушин С.А., будучи уволенным из рядов Вооруженных сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии календарной выслуги более 10 лет, приобрел право на бесплатное предоставление ему жилого помещения, находящего в федеральной собственности, в собственность или по договору социального найма.

При этом как указано в статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, распространяются как на военнослужащих, так и на членов их семей, к которым относятся супруги и несовершеннолетние дети.

Тем самым, Криушина Е.В. и несовершеннолетние дети Криушин Д.С. и Криушин Г.С. имеют равное с Криушиным А.С. право на получение в собственность жилого помещения.

Между тем, Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, являющееся владельцем спорного жилого помещения на праве оперативного управления, не наделено собственником (Министерством обороны Российской Федерации) полномочиями по передаче жилья в собственность граждан.

При этом мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества постановлением Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ возложены на Министерство обороны России как на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Между тем порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработки, следовательно реализация права истцов на получение жилого помещения в собственность в досудебном порядке затруднительна, что фактически является ущемлением права гражданина на жилище.

Наряду с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», к возникшим между истцами и ответчиками правоотношениям подлежит применению Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г., который в статье 2 предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Как следует из материалов гражданского дела, истцы Криушин С.А.. Криушина Е.В., Кришуин Д.С. и Криушин Г.С. прав собственности на недвижимое имущество не имеют, следовательно, право на приватизацию жилого помещения ранее не реализовывали.

При разрешении данного гражданского дела судом отвергается довод представителя соответчика о том, что основанием для отказа в иске является подписание договора социального найма жилого помещения от 19.11.2010 г. № 394 неуполномоченным лицом по следующим основаниям.

Как следует из договора социального найма жилого помещения от 19.11.2010 г. № 394, от подписан временно исполняющим обязанности начальника ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ Синицыным Ю.В. Однако согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации № 879 от 22.07.2010 г., на должность начальника ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ был назначен Глушков А.Н.

Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии с положениями статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора (многосторонней сделки) необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Несмотря на то обстоятельство, что представителем соответчика заявлено об отсутствии полномочий у Синицына Ю.В. на подписание договора социального найма жилого помещения от 19.11.2010 г. № 394, однако указанный договор содержит не только подпись указанного лица, но и печать организации, подлинность которой не оспаривается. Также усматривается, что Синицын Ю.В. подписал указанный договор, будучи временно исполняющим обязанности ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ, однако доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что по состоянию на 19.11.2010 г. начальник ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ Глушков А.Н. находился на своем рабочем месте и не реализовывал свое право на отдых, материалы дела не содержат. Более того, доказательств, свидетельствующих о том, что по состоянию на 19.11.2010 г. Синицын Ю.В. был отстранен от должности, не представлено. При наличии имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что Синицын Ю.В. был допущен к управлению юридическим лицом и решению возложенных на него задач.

Как указано в статье 183 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

Согласно пункту 1 статьи 980 Гражданского кодекса Российской Федерации действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью.

Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным – статья 982 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из списка распределения жилой площади в городе Хабаровске для военнослужащего, увольняемого по организационно-штатным мероприятиям, решение о предоставлении Криушину С.А. на состав семьи из четырех человек жилого помещения, расположенного по адресу: , кВ. 173, , было принято жилищной комиссией войсковой части 61424. При этом указанный список содержит согласования: ВрИО начальника Бабстового гарнизона, ВрИО начальника ДКЭУ (Т), начальника ФГУ «Ленинская КЭЧ района» Минобороны РФ, ВрИО заместителя командующего войсками ДВО по расквартированию и обустройству войск и командующего войсками ДВО. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что вопрос о предоставлении Криушину С.А. указанного жилого помещения был решен положительным и однозначным образом. Тем самым, Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с учетом решения вопроса о предоставлении жилья надлежало только заключить договор социального найма жилого помещения. При этом материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации при условии решения вопроса о предоставлении жилья имело возможность отказать Криушину С.А. в заключении указанного выше договора. Более того, полагая, что договор социального найма жилого помещения заключен в нарушение положений действующего законодательства, ФБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не было принято мер к выселению Криушина С.А. и членов его семьи из занимаемого жилого помещения. Тем самым, указанное бездействие может быть рассмотрено судом как одобрение заключенной сделки.

Таким образом, даже при условии, что Синицын Ю.А. на момент подписания договора социального найма жилого помещения, не имел на то соответствующих полномочий, договор социального найма жилого помещения не может быть признан незаключенным или недействительным, поскольку действия Синицына Ю.А. были направлены на исполнение соответчиком возложенного на него обязательства и совершены с пользой и с учетом действительных намерений ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ.

На основании изложенного суд признает правомерными требования истцов о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Криушина Сергея Александровича и Криушиной Елены Владиславовны в своих интересах, а также в интересах Криушина Данила Сергеевича и Криушина Глеба Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.

Признать за Криушиным Сергеем Александровичем, Криушиной Еленой Владиславовной, Криушиным Данилом Сергеевичем и Криушиным Глебом Сергеевичем право собственности на жилое помещение – , по 1 доли за каждым.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд города Хабаровска.

Решение в окончательной форме изготовлено: 06.03.2012 г.

Председательствующий О.М. Красногорова