ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд  края в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Ткачевой М.Ю.,

с участием:

истца Крикля Е.Е.,

представителя истца Вовк М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крикля Екатерины Евгеньевны к Министерству финансов  о взыскании задолженности по денежным выплатам на опекаемого ребенка,

у с т а н о в и л:

Криля Е.Е. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по выплате средств на её содержание, ссылаясь на то, что она, Крикля Екатерина Евгеньевна ДД.ММ.ГГГГ рождения осталась без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ Постановление Председателя Комитета по управлению ом  № от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека и её опекуном была назначена Яшкина Виктория Ивановна. Постановление Председателя Комитета по управлению ом  № от 19.12..2003 года на её содержание назначены денежные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ Однако органы опеки и попечительства выделяли денежные средства в размерах значительно меньших, чем было установлено постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, и теперь она вправе потребовать не выделенные из бюджета средства на её содержание. Вину об отсутствии достаточного финансирования на свое содержание возлагает на Министерство финансов . Финансирование денежных выплат на содержание опекаемых детей установлено Постановлением Правительства РФ № от 20.06. 92 года, когда самостоятельного бюджета  не существовало и финансирование содержания опекаемых детей до 1994 года происходило из единого бюджета Российской Федерации. С избранием в 1994 году вой Думы в 1994 году  от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О бюджетной системе  на 1994 год" был утвержден первый бюджет  по расходам в сумме 1062,0 млрд. рублей, в том числе по бюджету текущих расходов в сумме 973,3 млрд. рублей и бюджету развития в сумме 88,6 млрд. рублей. Расходы бюджета  установлены были законом  те же, что и были в предыдущем 1993 году, в том числе расходы на содержание опекаемых детей. Таким образом, в 1994 году на бюджет  были возложены все текущие расходы, которые  как бюджетополучатель бюджета Российской Федерации производил в 1993 году, в том числе и расходы на содержание опекаемых детей. Поскольку возникла в 2002 и 2003 годах проблема с недостаточностью средств  для финансирования содержание опекаемых детей в 2002 и 2003 годах в фонде финансовой поддержки стали отдельно учитываться расходы на содержание опекаемых детей в составе ФФПР (фонда финансовой поддержки регионов). Однако, Финансовый департамент Администрации Хабаровского (в последствии Минфин) края из учтенных  в фонде финансовой поддержки средств (25 250 руб. - в 2002 г. и 28 280 руб. в 2003 г. на одного ребенка) предусмотрел в бюджете в 2002 и 2003 годах по 15600 руб. т.е. чуть больше 50% от предусмотренных краю в фонде финансовой поддержки. Поскольку затраты на содержание опекаемых детей были текущими затратами субъекта РФ, то контроль за их достаточностью и подачу заявок на пополнение этих средств в случае их недостаточности должен был обеспечить субъект РФ  не приняты меры по выполнению Постановления Правительства РФ №,  ни разу с 1992 года не сделал расчета фактической потребности денежных средств, необходимых на финансирование содержания опекаемых детей, и не предоставил заявку Министерству финансов РФ на не достающие суммы средств на эти цели (текущие расходы) в бюджете . Вместо истребования с федерального бюджета средств в размере фактической потребности и предоставления соответствующей заявки в Минфин РФ, губернатор  издал постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором определил размеры государственных гарантий по содержанию опекаемых детей значительно меньше, чем было установлено постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Этим постановлением  установил размеры выплат на содержание опекаемых детей переданных в семьи граждан в 1300 руб. в месяц, т.е. в 2-3 раза меньше и без учета возраста, пола опекаемых, перечня продуктов питания одежды, обуви и мягкого инвентаря и без учета фактических цен на эти товары. Расходы же на содержание опекаемых детей воспитываемых в детских домах и в учебных заведениях планировались в бюджетах органов местного самоуправления и были меньше чем те что выделялись на опекаемых детей, содержащихся в семьях граждан. Определением судебной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Г03-3 отменено противозаконное постановление  и указано на бездействие  в части не направления заявок в Минфин РФ на не достающие суммы для финансирования содержания опекаемых детей. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям №,2,3. В силу п. 3 данного постановления порядок выплаты денежных средств на опекаемых детей регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Следовательно, Правительством РФ были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе РФ и должен был определяться размер средств на содержание опекаемых детей. Органы опеки и попечительства ежемесячные фактические цены в с января 1998 года не фиксировали и не собирали, поскольку выплаты на содержание опекаемых детей производились, как указано выше без учета фактических цен региона, без учета возраста и пола ребенка. В связи с этим просит взыскать за счет казны  с ответчика в пользу Крикля Екатерины Евгеньевны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 167 807 руб. 67 коп.,

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили взыскать указанные в иске суммы.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя в деле имеются сведения о своевременном надлежащем извещении данного ответчика о времени и месте слушания дела.

На момент рассмотрения дела ходатайств об ответчика не поступило, в связи с чем суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав пояснения участников процесса, прибывших в судебное заседание, изучив материалы дела, суд находит заявление Крикля Е.Е. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Крикля Екатерина Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, осталась без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ

Постановление Председателя Комитета по управлению ом  № от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека и её опекуном была назначена Яшкина Виктория Ивановна.

Постановление Председателя Комитета по управлению ом  № от 19.12..2003 года на её содержание назначены денежные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный Закон РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, которые определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания (ст.8). При этом компетенция федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих гарантии прав ребенка, в том числе и в области социальной защиты, устанавливается Президентом РФ и Правительством РФ, а компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ - регулируется законодательством субъектов РФ (ст.16).

Органы местного самоуправления, осуществляя деятельность по поддержке федеральных и региональных программ защиты прав и законных интересов детей, координируют свои действия с соответствующими органами исполнительной власти при условии финансового и прочего содействия со стороны этих органов (ст.17).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти социальной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которого выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием.

Согласно ст.72 Конституции РФ – социальная защита граждан является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Статьей 5 вышеназванного Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных источников и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Пунктом 1 Приказа Министерства образования России от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Содержание двух вышеназванных актов свидетельствует о том, что Правительством РФ выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты опекунских пособий.

Так, Правительством РФ установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия, поскольку установление на всей территории РФ единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте.

Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства РФ Министерством образования РФ, является действующим и не противоречит законодательству РФ.

Таким образом, органы государственной власти РФ, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета .

Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов и фактически осуществили его в форме принятия постановления постановление Главы администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой», которое надлежащим образом не обеспечило реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории .

Кроме того, что органы государственной власти разработали порядок выплаты пособий на опекаемых детей, Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год» фактически была обеспечена передача на уровень субъектов РФ дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

Так, согласно ст.48 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Приложением 11 к указанному федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам РФ, в том числе, . Аналогичные положения содержатся в ст.46 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и в приложении № к указанному федеральному закону, а также в ст.42 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» и в приложении № к указанному федеральному закону. При этом в состав средств ФФПР, переданных в 2002-2004 годы из федерального бюджета в , были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти .

Учет данных расходов производится на основании Методики распределения расходов ФФПР на 2002-2004 годы. Фактически учет производился путем включения в состав Методик соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Федерации в качестве финансовой помощи.

В состав ФФПР на 2003 и 2004 годы были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам РФ из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, в связи с чем нет оснований утверждать об обязанности выплаты задолженности по опекунским пособиям с казны РФ.

В силу п.3 Постановления № порядок выплаты денежных средств на опекаемых детей регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министра образования № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за №.

В соответствии с п.1 Положения № назначение и выплата денежных средств производится органами опеки и попечительства, исходя из натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Органы местного самоуправления, которые применительно к рассматриваемому иску являются органами опеки и попечительства в силу ст.34 ГК РФ, могут наделяться отдельными государственными полномочиями только посредством соответствующих законов РФ и субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, что должно быть предусмотрено в ежегодных соответствующих бюджетах (ст.132 Конституции РФ, ст.ст.6, 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за № от ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено в судебном заседании, орган местного самоуправления такими полномочиями по реализации мер в обеспечение выплат опекунских пособий детям, оставшимся без родительского попечения, не наделялся.

Финансовый департамент  из учтенных  в фонде финансовой поддержки средств (25 250 руб. - в 2002 г. и 28 280 руб. в 2003 г. на одного ребенка) предусмотрел в бюджете в 2002 и 2003 годах по 15600 руб. т.е. чуть больше 50% от предусмотренных краю в фонде финансовой поддержки.

Выплата опекунских пособий на истца произведена частично – за счет средств  из расчета 1300 рублей в месяц в 2003 году и 3214 рубля в 2004 году, что явно не соответствует фактически сложившимся в регионе ценам.

Поскольку, как отмечалось выше, именно нормативно-правовой акт субъекта РФ, а именно, постановление Главы администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой», надлежащим образом не обеспечило реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории , сумму задолженности пособия на Крикля Е.Е. следует взыскать в полном объеме за счет средств бюджета .

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представители Министерства финансов  не оспорили представленные истицей расчеты и сумму исковых требований.

Поэтому, учитывая, что истец обосновал свои расчеты нормативными актами, которые применимы к существу данного спора, суд считает возможным данный расчет взять за основу и удовлетворить заявленную сумму иска.

Поскольку на сегодняшний день Крикля Е.Е. достигла совершеннолетия, суд полагает, что задолженность по опекунскому пособию, которая не была в 2003-2004 годах выплачена её опекуну, подлежит взысканию в пользу истца Крикля Е.Е.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Министерства финансов  за счет средств бюджета  в пользу Крикля Екатерины Евгеньевны в счет погашения задолженности по денежным выплатам на опекаемого ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 167807 (сто шестьдесят семь тысяч восемьсот семь) рублей 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Центральный районный суд  в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья А.Ю.Губанова