ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Сочи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Сочи к Дубровицкому Ю.Р. о сносе самовольной постройки и признании недействительным зарегистрированного права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском к Дубровицкому Ю.Р., в котором просит суд обязать ответчика осуществить снос самовольно возведенного капитального объекта недвижимости, а именно каркасного строения в плане 28х16,1 кв.м., расположенного на земельном участке № с кадастровым номером , в , по ); признать недействительным зарегистрированное право собственности за ответчиком на жилое строение без права регистрации, площадью 1466,2 кв.м., расположенное по адресу: , путем аннулирования соответствующей записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исковые требования мотивированы следующим.

В ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: г. Сочи, , земельный участок № с кадастровым номером  установлено, что Дубровицкий Ю.Р. производит строительство объекта в плане 28х16,1 м., строительная площадка надлежащим образом не огорожена, правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы отсутствуют. Согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за Дубровицким Ю.Р. зарегистрировано право собственности на земельный участок №, расположенный в , с разрешенным видом использования - для садоводства, . Таким образом, на указанном земельном участке осуществляется строительство без согласованного и утвержденного проекта организации и застройки территории , кроме того, не обеспечивается безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды. Факт возведения указанного строения подтверждается Актом обследования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра зарегистрировано право собственности согласно Декларации на объект недвижимости на жилое строение без права регистрации, площадью 1466,2 кв.м. этажность 5, расположенный по адресу: ,  , участок №. Зарегистрированное право собственности на указанный объект нарушает права муниципалитета как органа, осуществляющего контроль за самовольным строительством и обеспечивающего безопасность людей, в связи, с чем подлежит признанию недействительным. Строительство многоэтажного здания было произведено без соответствующего разрешения, соответственно, в настоящее время невозможно установить, что строение было возведено с соблюдением соответствующих норм и правил, не угрожает жизни и здоровью граждан. Кроме этого этажность спорного строения составляет 5 этажей, вместе с тем согласно ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации для строений, превышающих три этажа, необходимо проводить государственную экспертизу, по данному строению соответствующая экспертиза провидена не была.

В судебном заседании представитель администрации г. Сочи по доверенности Ахадова Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что спорное строение, возведенное ответчиком, имеет пять этажей, располагается на земельном участке с разрешенным видом использования - для садоводства, государственная экспертиза указанного строения не проводилась, проект организации застройки территории с/т «Железнодорожник» отсутствует, поэтому строение является самовольной постройкой, следовательно, зарегистрированное право собственности на строение подлежит отмене, а само строение - сносу.

Представитель ответчика Дубровицкого Ю.Р. - по доверенности Байрикова Ж.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что получение разрешения на строительство садового дома не предусмотрено законом, земельный участок, на котором осуществлено строительство, принадлежит на праве собственности ответчику, поэтому спорное строение не является самовольным. Ответчик принимал меры к легализации спорного объекта, обращаясь в орган местного самоуправления, однако, безрезультатно. Спорное строение решением суда признано пригодным для проживания, не угрожает безопасности и жизни других лиц, поэтому нет оснований утверждать обратное. Проведение государственной экспертизы по данному объекту не требуется, поскольку строение является садовым домом. Государственная регистрация права собственности на спорный объект произведена согласно действующему законодательству, поскольку отсутствовали основания для отказа в такой регистрации.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.

Представитель заинтересованного лица - председатель , будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания судебной повесткой с отметкой о вручении, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что земельный участок № площадью 583 кв.м., расположенный в , земли поселений - для садоводства, принадлежит на праве собственности Дубровицкому Ю.Р., что подтверждено свидетельством о регистрации права (л.д. 18).

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФот 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (принят ГД ФС РФ 11.03.1998) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

На основании ч.1 ст.19 названного закона, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право, в том числе самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.

В силу ч.2 ст.19 вышеуказанного закона, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан, в том числе, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

В соответствии со ст.34 названного закона, контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводят, среди прочих, инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами 1 категории МУ «Земельная инспекция г. Сочи» Д В.С. и М В.С. был проведен осмотр указанного земельного участка и установлено, что на нем ведется строительство объекта, возведено железобетонное каркасное строение размерами 28х16,1 м, первая часть строения возведена на уровне трех этажей, вторая часть строения возведена на уровне первого цокольного этажа (л.д. 9).

Из технического паспорта на спорное строение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание имеет 5 этажей.

Из ситуационного плана литер А, находящегося в кадастровом паспорте на спорное строение, видно, что вся территория земельного участка занята названным 5-этажным строением (л.д. 30).

При этом из кадастрового паспорта на земельный участок № в  следует, что вид разрешенного использования - для садоводства не изменен.

Поскольку разрешенный вид использования данного земельного участка - для садоводства, следовательно, на данном земельном участке должно располагаться строение, имеющее признаки садового дома.

Согласно ст. 34 ФЗ № 66 ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На основании ст. 32 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления, к которому прилагаются соответствующие документы, в том числе, материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

Статьей 33 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности (ч.1). Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:

количество и размеры подъездных и внутренних дорог;

минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;

тип источников водоснабжения;

техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;

перечень необходимых противопожарных сооружений;

перечень мероприятий по охране окружающей среды.

В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Таким образом, в соответствии с требованиями вышеназванного федерального закона, строение на земельном участке, расположенном на территории садового товарищества, не может иметь произвольные размеры, возводиться собственником земельного участка без соблюдения градостроительного законодательства, без соответствующего проекта организации и застройки территории такого объединения или без утверждения органом местного самоуправления проекта строительства конкретного строения.

Как следует из сообщения и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, информацией об утверждении проекта организации и застройки территории  г. Сочи, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи не располагает (л.д. 73).

При отсутствии утвержденного органом местного самоуправления проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества «Железнодорожник», ответчиком не представлен суду и утвержденный органом местного самоуправления проект строительства спорного строения.

Согласно ст. 222 ГКРФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ч.1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 ст. 222 ГПК РФ.

Утверждения представителя ответчика в судебном заседании, что Дубровицкий Ю.Р. пытался легализовать возведенное им строение в органе местного самоуправления, ничем не подтверждены, в связи с чем, суд признает их не состоятельными.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 13 l-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления осуществляет контроль за осуществляемой застройкой на территории поселения, осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ Центральным отделом города Сочи Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировано право собственности Дубровицкого Ю.Р. на указанное выше строение согласно декларации на объект недвижимости на жилое строение без права регистрации площадью 1466,2 кв.м. этажность 5, расположенное по адресу: г.Сочи, Центральный район, , участок №.

Основанием для регистрации права собственности явился договор купли-продажи земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, декларация на объект недвижимости на жилое строение без права регистрации площадью 1466,2 кв.м. этажность 5.

Таким образом, зарегистрированное право собственности ответчиком нарушает права администрации г. Сочи, как органа, осуществляющего контроль за самовольным строительством и обеспечивающего безопасность людей.

На основании ч. 2 ст.47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество.

При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Суд считает обоснованными доводы администрации город Сочи о том, что регистрация права собственности на спорный объект была проведена без законных на то оснований, так как объект является самовольным строением, и это необходимо было учитывать регистрирующему органу при регистрации права на указанный объект.

В силу статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием государственной регистрации прав являются правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права лица на объект недвижимости.

При создании лицом недвижимого имущества правоустанавливающими документами в соответствии с нормами градостроительного законодательства являются разрешение на строительство, выданное органом местного самоуправления, проект, утвержденный УАиГ муниципального образовании город-курорт Сочи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию жилого строения площадью 1466,2 кв.м., этажность 5.

При этом суд не может принять во внимание заключение судебно-строительной экспертизы, проведенной в рамках гражданского дела по заявлению Дубровицкого Ю.Р. о признании жилого строения литер А, расположенного на земельном участке № в площадью 583 кв.м.  в Центральном районе г. Сочи, поскольку из названного заключения следует, что спорное строение соответствует требованиям СНиП, учитывающим устойчивость к сейсмическим воздействиям, соответствует санитарно-техническим и противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, пригодно для постоянного проживания граждан, не создает технических препятствий в пользовании смежными земельными участками и строениями на них, однако, данным заключением эксперта не разрешен вопрос о правомерности возведенного строения, не рассмотрен вопрос об учете предусмотренных законом прав и интересов садоводческого товарищества «Железнодорожник» и органа местного самоуправления.

Более того, капитальное строение этажностью выше трех этажей подлежит государственной экспертизе проекта, что отражено в ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, а также, поскольку не утвержден проект организации застройки садоводческого товарищества «Железнодорожник», необходимо руководствоваться действующим градостроительным регламентом, законодательством, спорное строение превышает три этажа, из чего следует, что обязательным является проведение государственной экспертизы проекта в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

Законодателем так же предусмотрено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление администрации г. Сочи к Дубровицкому Ю.Р. о сносе самовольной постройки и о признании недействительным зарегистрированного права собственности, удовлетворить.

Возложить на Дубровицкого Ю.Р. обязанность осуществить снос самовольно возведенного, капитального объекта недвижимости каркасное строение в плане 28х16,1 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером , участок №, по адресу: г. Сочи, .

Признать недействительным зарегистрированное право собственности за Дубровицким Ю.Р. на жилое строение без права регистрации, площадью 1466,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Сочи, Центральный район, ), путем аннулирования соответствующей записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст.199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: