ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

                                                                                    Цивильский районный суд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Цивильский районный суд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 года гор. Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Елехина С.В.

с участием пом. прокурора Цивильского района ЧР Пушкина А.В.

при секретаре Флегентовой Е.В.

рассмотрев гражданское дело по иску Патшина Валерия Александровича к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда

установил:

Патшин В.А. обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании увольнения его с работы незаконным, восстановлении на работе в должности заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Исковые требования мотивированы тем, что  года он назначен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника Управления экономики, имущества, строительства и развития инфраструктуры и с ним был заключен трудовой договор . Впоследствии  года он переведен на должность муниципальной службы - заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника отдела экономики, имущества и земельных отношений. Во время работы на этой должности он руководствовался трудовым договором  от  года и должностной инструкцией заместителя главы администрации по экономике, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры, т.к. должностной инструкции заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений он не видел и его никто не ознакамливал.  года глава администрации Цивильского района ЧР направил в его адрес уведомление о сокращении с  года должности заместителя главы администрации Цивильского района - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений, одновременно его уведомили, что вакантных должностей, соответствующей его квалификации, не имеется. Приказом главы администрации Цивильского района  от  года, он освобожден от занимаемой должности в связи с сокращением штата работников по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ с предоставлением социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Считая свое увольнение незаконным, он обратился в Цивильский районный суд с иском о восстановлении на работе. Решением Цивильского районного суда ЧР от  года его увольнение признано незаконным и он был восстановлен на работе в прежней должности. Несмотря на это,  года глава администрации Цивильского района ЧР вновь направил в его адрес уведомление о сокращении должности заместителя главы администрации Цивильского района - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений и ему предложена вакантная должность муниципальной службы: ведущего специалиста - эксперта сектора юридической службы.

Свое увольнение считает незаконным, т.к. фактического сокращения ранее занимаемой им должности не произошло. Решением Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики от  года указанная должность переименована и стала называться - первый заместитель главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальник отдела строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры. В свое время он был принят на работу заместителем главы администрации по экономике - начальника управления экономики, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры. Управление экономики, имущества, строительства и развития общественной структуры включало в себя:

- отдел экономики и имущественных отношений;

- отдел строительства и развития общественной инфраструктуры

Распоряжением главы администрации  от  года он был переведен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений. Поскольку должностной инструкции заместителя главы - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений никто не разрабатывал, то все функциональные и должностные обязанности заместителя главы администрации по экономике - начальника управления экономики, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры выполнялись им в полном обьеме до принятия новой структуры администрации района, т.е. до  года.

По решению собрания депутатов от  года «О структуре администрации Цивильского района Чувашской Республики» отдел экономики, имущественных и земельных отношений и отдел строительства и развития общественной инфраструктуры обьединены, был создан новый отдел - отдел строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры администрации Цивильского района (вместо управления экономики, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры) с сохранением всех должностных и функциональных обязанностей управления экономики, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры. Все работники вышеназванных отделов остались работать на своих местах, при своих должностях. Должность заместителя главы администрации по экономике - начальника управления экономики, имущества, строительства и развития общественной инфраструктуры лишь переименована на должность первого заместителя главы администрации - начальника строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры. Соответственно фактического и реального сокращения вышеназванной должности не было.

Одновременно ставится требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Впоследствии,  года истец свое исковое заявление дополнил требованием о компенсации морального вреда, указывая, что в связи с незаконным увольнением он претерпевал и претерпевает физические и нравственные страдания.

В судебном заседании истец Патшин В.А. и его представитель Егоров С.Л. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. При этом истец и его представитель подтвердили, что администрацией Цивильского района ЧР не учтены положения, изложенные в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от  года, в связи с чем увольнение по ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ незаконное.

Представитель ответчика - заведующий сектором юридической службы администрации Цивильского района Чувашской Республики Семенов И.В., действующий на основании доверенности от  года, исковые требования не признал, указывая, что увольнение истца произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства. Во исполнение Решения Собрания депутатов Цивильского района от  года, главой администрации Цивильского района ЧР  года было утверждено и введено в действие новое штатное расписание с  года, согласного которого произошло реальное фактическое сокращение штатной единицы заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений, которую занимал истец. После восстановления его судом ( года) истец письменно был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников. В соответствии с требованиями ст.82 ТК РФ было получено мотивированное мнение профсоюзного комитета учреждения о согласии на увольнение Патшина В.А. В центр занятости направлены сведения о высвобождаемом работнике. Ему предлагались вакантные должности, от которых истец отказался. И  года главой администрации Цивильского района издано распоряжение об освобождении истца Патшина В.А. от занимаемой должности т.к. от предложенных вакантных должностей он отказался.

Выслушав обьяснения истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные доказательства и заслушав заключение пом. прокурора Цивильского района ЧР Пушкина А.В., полагавшего, что исковые требования Патшина В.А. подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, истец Патшин В.А.  года назначен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника Управления экономики, имущества, строительства и развития инфраструктуры и с ним был заключен трудовой договор . Впоследствии,  года он переведен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника отдела экономики, имущества и земельных отношений.

Распоряжением главы администрации Цивильского района ЧР  от  года, Патшин В.А. освобожден от занимаемой должности муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Цивильского района  года в связи с сокращением штата работников, пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ, с предоставлением социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии со ст. ст. 3 и 19 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от  года ФЗ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, в случае сокращения численности или штата работников организации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем.

Согласно ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ, допускается если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

В соответствии с Федеральным Законом от  года  - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным Законом от  года ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от  года  «О муниципальной службе в Чувашской Республике», Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от  года  «О стандарте структуры центрального аппарата органов исполнительной власти Чувашской Республики» и на основании Устава Цивильского района Чувашской республики, Собрание депутатов Цивильского района Чувашской Республики  года утвердило структуру администрации Цивильского района Чувашской Республики, которым предусмотрен отдел строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры с 3 секторами жилищно-коммунального хозяйства, экономики и имущественных отношений, земельных отношений (п.1), предусмотрена возможность создания структурных подразделений: секторов (могут входить в состав отдела, управлений, либо быть самостоятельными структурными подразделениями) - при штатной численности 2-3 единицы, включая руководителя; отделы - при штатной численности не менее четырех единиц, включая руководителя, должность заместителя начальника отдела вводится при штатной численности не менее пяти единиц, включая руководителя; управления - при наличии не менее двух отделов со штатной численностью не менее 13 единиц, включая руководителя (п.2.3)

Во исполнение данного решения Собрания депутатов, распоряжением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от  года  утверждено новое штатное расписание.

Как следует из штатного расписания администрации Цивильского района Чувашской Республики  от  года (на период с  года), организационной структурой районной администрации были предусмотрены: отдел экономики, имущества и земельных отношений и отдел строительства и развития общественной инфраструктуры. В отделе экономики, имущества и земельных отношений, где имелось 9 должностей, в том числе: заместитель главы администрации - начальник отдела, заместитель отдела, занимаемая истцом, 3 гланых специалиста -эксперта, старший специалист - эксперт 2 разряа, специалист- эксперт, в структурном подразделении отдела - секторе ЖКХ имелось 2 должности - заведующего сектором и специалиста - эксперта. В отделе строительства и развития общественной инфраструктуры имелось 7 должностей: начальник отдела, заместитель начальника отдела, 2 главных специалиста - эксперта, ведущий специалист - эксперт, в структурном подразделении отдела - секторе земельных отношений было 2 должности - заведующего сектором и специалиста - эксперта.

В связи с изменением организационной структуры, согласно штатного расписания  на период с  года, был образован отдел строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры, где имелось 15 должностей, в том числе : первый заместитель главы администрации - начальник отдела, заместитель начальника отдела, 2 главных специалиста -эксперта, 1 ведущий специалист - эксперт, в структуре отдела предусмотрены: сектор ЖКХ, в котором имелось 2 должности (заведующий сектором и специалист - эксперт); сектор экономики и имущественных отношений с 5 должностями (заведующий сектором, 3 главных специалиста - эксперта, 1 специалист - эксперт); и сектор земельных отношений с 3 должностями (заведующий сектором, старший специалист 2 разряда, специалист - эксперт).

Как видно из представленных доказательств по делу, самостоятельное структурное подразделение отдел экономики, имущественных и земельных отношений фактически, руководителем которого был истец Патшин В.А., в результате указанных организационных изменений, было преобразовано в сектор экономики и имущественных отношений с включением его в состав вновь созданного отдела строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры, и при этом основные задачи и функции этого структурного подразделения ответчика остались по существу прежними, из его функций было исключено фактически только разрешение вопросов, связанных с земельными отношениями.

Таким образом, учитывая, что истец занимал должность заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений, то есть руководителя структурного подразделения администрации, которое было преобразовано в сектор экономики и имущественных отношений с включением в состав отдела строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры, и в котором после указанного преобразования также предусмотрена должность его руководителя - заведующего сектором, фактического сокращения должности, которую занимал истец не произошло, так как основные должностные обязанности по указанной должности: руководство структурным подразделением администрации - отделом экономики, имущественных и земельных отношений фактически перешли с их некоторым уменьшением (исключение обязанностей заместителя главы администрации и обязанностей по разрешению вопросов, связанных с земельными отношениями), а не изменением, к должностным обязанностям по должности заведующего сектором экономики и имущественных отношений, т.е. произошло не введение совершенно новой должности - заведующего сектором экономики и имущественных отношений, а изменение определенных сторонами условий трудового договора по должности заместителя главы администрации - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от  года по иску Патшина В.А. к администрации Цивильского района Чувашской Республики о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, подтвержденного кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от  года по которому участвовали те же лица, что и по настоящему делу, было установлено, что реального сокращения должности, которую занимал истец, не было, произошло только изменение ее наименования с уменьшением должностных обязанностей, а потому у ответчика не было предусмотренного законом основания для увольнения истца по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. В данном случае, ответчик в соответствии с положениями ст. ст.72 и 74 ТК РФ обязан был уведомить истца не о сокращении его должности, а об изменении определенных сторонами условий трудовым договором, и только в случае отказа истца от работы в новых условиях и отсутствием вакантных должностей или же отказа истца от них, вправе был уволить его по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменениями определенных сторонами условий трудового договора (ч.4 ст.74 ТК РФ), а не по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации).

Учитывая, что ответчиком истцу не было предложено продолжить работу на измененных условиях определенных сторонами условиях трудового договора, т.е. в должности заведующего сектором экономики и имущественных отношений, увольнение истца было произведено ответчиком с нарушением трудового законодательства.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

Таким образом, увольнение истца Патшина В.В. следует признать незаконным и он подлежит восстановлению на работе в прежней должности.

Доводы представителя ответчика о том, что истцу предлагались вакантные должности (главного специалиста - эксперта отдела сельского хозяйства (зоотехника), главного специалиста -эксперта отдела образования и социального развития (специалиста по физической культуре и спорту, а также ведущего специалиста -эксперта сектора юридической службы), юридического значения не имеет. Указанные должности не соответствуют его квалификации. Ему должны были предложить продолжить работу на измененных условиях определенных сторонами условий трудового договора, т.е. должности заведующего сектором экономики и имущественных отношений.

В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения работника.

В силу ст.394 ч.2 ТК РФ работнику, незаконно уволенному с работы и восстановленному на работе, орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Время вынужденного прогула истца за период с  по  года составляет ... рабочих дней.

Согласно справки от  года , представленной ответчиком, размер заработной платы истца за последних 12 календарных месяцев составляет ... руб.... коп.

Средний дневной заработок составляет ... рублей ... копеек.

Представитель ответчика подтвердил, что при увольнении истца, ему выплачено выходное пособие. Данное обстоятельство истцом не оспаривается, указывая, что при увольнении ему действительно выплачено выходное пособие.

Из этой же справки видно, что истцу при увольнении выплачено выходное пособие за период с  по  года в размере ... руб. ... коп.

Как разьяснено в п.62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от  года  «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленному на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула за вычетом выходного пособия, составляет ... руб. ... коп.

В соответствии со ст. 394 ч.7 ГПК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В связи с незаконным увольнением (уволен дважды по одно и тому же основанию) истец претерпевает нравственные и физические страдания, вследствие чего истец находился на излечении.

С учетом этого, суд оценивая обоснованность размера денежной компенсации морального вреда, учитывает степень вины работодателя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями работника (является заместителем руководителя - руководителем структурного подразделения муниципального образования). С учетом степени и разумности, суд размер морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика, определяет в ... рублей.

В силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать увольнение Патшина Валерия Александровича незаконным и восстановить его на работе в должности заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики - начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений.

Взыскать с администрации Цивильского района Чувашской Республики средний заработок за время вынужденного прогула в размере ...., компенсацию морального вреда в размере ... и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... коп.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 (десяти) дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено  года.

Председательствующий: