ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Тушинского районного суда (Город Москва)

                                                                                    Тушинский районный суд города Москвы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тушинский районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тушинский районный судв составе:

председательствующего судьи Ушаковой Т.Г.,

при секретаре Кертиевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по искуФИО1к Префектуре, Департаменту земельных ресурсов, Департаменту природопользования и охраны окружающей средыо признании недействительным и отмене заключения ДППиОСв части отклонения от согласования материалов на земельно-правовые отношения по земельным участкам, признании недействительным и отмене решения ИЗК Префектурыв части отказа от согласования проекта границ земельных участков, обязании ДЗРпринять решение об образовании земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте, обязании ДЗРвыпустить правовой акт о предоставлении земельных участков для эксплуатации объектов капитального строительства, обязании ДЗРподготовить проект договора аренды земельных участков и направить проект на подпись,

у с т а н о в и л:

ФИО1обратилась в суд с иском к Префектуре, Департаменту земельных ресурсов(далее – ДЗР), Департаменту природопользования и охраны окружающей среды(далее – ДПП и ОС) о признании недействительным заключения ДПП и ОСв части отклонения от согласования материалов на оформление земельно-правовых отношений по земельным участкам, находящимся по адресу:, изложенное в письме отДД.ММ.ГГГГ№; признании недействительным решения ИЗК ПрефектурыотДД.ММ.ГГГГпо делу№в части отказа от согласования проекта границ земельных участков, находящихся по адресу:; обязании ДЗР- ТОРЗ ввыдать по вышеуказанным участкам утвержденную схему расположения земельных участков на кадастровой карте территории; обязании ДЗР– ТОРЗ вподготовить и направить проекты договоров аренды указанных выше земельных участков.

В обоснование исковых требований истица указала, что является собственником собственником зданий, расположенных по адресу:, и. ВДД.ММ.ГГГГг. она обратилась в Префектурус просьбой оформить с ней земельные отношения на земельные участки, расположенные под принадлежащими ей на правах собственности зданиями (спортивная база). На ИЗКДД.ММ.ГГГГПрефектуройбыло вынесено решение о возможности оформления договора аренды на указанные земельные участки в границах, необходимых для эксплуатации существующих строений, при условии соблюдения ограничений ООПТ и регламента, установленного проектом планировки. Так же было рекомендовано для решения вопроса оформления земельно-правовых отношений обратиться в Городскую комиссию по вопросам землепользования и градостроительства.ДД.ММ.ГГГГистицей получено Заключение ГУП ГЛАВАПУ Москомархитектуры АПОи скомплектован полный пакет документов для ТОРЗ, но документы не были приняты на рассмотрение, т.к. Городской комиссии на тот момент уже не стало, в связи с этим истицу направили в Префектурудля выпуска распорядительного документа Правительства.ДД.ММ.ГГГГПрефектуройв адрес истицы было направлено письмо№в котором ее адресовали в Правительстводля выпуска распорядительного документа Правительства.ДД.ММ.ГГГГпервый заместитель Мэрав ПравительствеФИО9. дал поручение за №№Префектуреподготовить проект распоряжения Правительствапо данному вопросу. В процессе согласования указанного проекта в соответствии с действующим порядком необходимо было осуществить мероприятия по формированию земельных участков и постановки их на кадастровый учет. Сбором согласований занималась. В процессе выполнения указанных работ было получено отрицательное заключение ДПП и ОСотДД.ММ.ГГГГ№. Вопрос постановки участков на кадастровый учет был рассмотрен на окружной ИЗКДД.ММ.ГГГГ(протокол№) и отклонен от согласования в связи с отрицательным заключением ДПП и ОСотДД.ММ.ГГГГ№.ДД.ММ.ГГГГТОРЗвернуло истице пакет документов в связи с отклонением от согласования границ земельных участков по адресу:, вл.6, и вл.6А, стр.1. Отказ ДПП и ОСбыл мотивирован тем, что в соответствии с материалами проекта планировки, утвержденным постановлением ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О проекте планировки особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «», данный участок является культурно-просветительской зоной парка, имеет природно-рекреационное назначение, по строительному назначению является незастраиваемой территорией, по ландшафтному - интенсивно-озелененной, на данном участке планировалось размещение обслуживающего комплекса. Указанное заключение ДПП и ОС, послужившее причиной отказа в оформлении земельных отношений, истица считает противоречащим действующему законодательству и нарушающим ее права, как собственника расположенных на земельном участке зданий.

Уточнив и дополнив исковые требования, истица просит: признать недействительным и отменить заключение ДПП и ОСв части отклонения от согласования материалов на оформление земельно-правовых отношений по земельным участкам находящимся по адресу:, изложенное в письме отДД.ММ.ГГГГ№; признать недействительным и отменить решение ИЗК ПрефектурыотДД.ММ.ГГГГпо делу№в части отказа от согласования проекта границ земельных участков находящихся по адресу;; обязать ДЗРпринять решение об образовании земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории на основании Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:обязать ДЗРвыпустить правовой акт о предоставлении земельных участков площадью 99 кв.м. и 219 кв.м. для эксплуатации объектов капитального строительства расположенных по адресу:, в границах Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:»; обязать ДЗРподготовить проект/проекты договора/договоров аренды земельных участков сроком на№лет площадью 99 кв.м. и 219 кв.м., расположенных под зданиями по адресу:, в границах Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:,», и направить проект/проекты договора/договоров на подпись истице (л.д.28, 113-118).

В судебном заседанииФИО1заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители ответчиков Префектуры-ФИО10., ДЗР г.-ФИО11., ДПП и ОС г.-ФИО12., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, последний ранее представил отзыв (л.д.65-66).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, представленные документы, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездным пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что истицаФИО1является собственником здания площадью 185,8 кв.м. по адресу:, и здания площадью 70,1 кв.м. по адресу:(л.д.16, 17).

Согласно письму исполнительного директора специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по биатлону «» отДД.ММ.ГГГГ№вДД.ММ.ГГГГг. на лыжной базе произошел пожар, в результате которого здание по адресу:, сгорело. ВДД.ММ.ГГГГг. здание по адресу:, было признано ветхим и рекомендовано к сносу (снос не осуществлялся). Ввиду отсутствия необходимых денежных средств воссоздание утраченных элементов или реконструкция в существующих габаритах, соответствующих режиму содержания территории памятника не представлялась возможной. В связи с чем вДД.ММ.ГГГГг. учредителями НОУ СДЮШОР по биатлону «» было принято решение о продаже объекта физическому лицуФИО1В настоящее время на особо охраняемой территории «Природно-исторический парк «» по указанному выше адресу НОУ СДЮШОР по биатлону «не располагается (л.д.67).

Указанная территория входит в состав «Природно-исторического парка «», является особо охраняемой, данный статус установлен постановлением ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№

ДД.ММ.ГГГГИЗК префектуры, рассмотрев обращениеФИО1о постановке земельных участков на кадастровый учет, письмо ДПП и ОСотДД.ММ.ГГГГ№об отклонении от согласования проекта границ земельных участков, решила отклонить от согласования проект границ земельных участков в соответствии с заключением ДПП и ОС(л.д.7).

В своих объяснениях истица указывала, что оформление договора аренды необходимо ей для реконструкции принадлежащих ей зданий с целью создания физкультурно-оздоровительного и культурно-просветительского центра, в том числе для хранения спортивного инвентаря.

Между тем, в соответствии с постановлением ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О проекте планировки особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «», территория, на которой находятся принадлежащие истице строения, в приложении№указанного постановления, значится под номером объекта№, имеет природно-рекреационное назначение, по строительному назначению является незастраиваемой территорией, по ландшафтному - интенсивно-озелененной; на данном участке планировалось размещение обслуживающего комплекса.

В то же время, в соответствии с проектом планировки указанный участок является культурно-просветительской зоной парка, также имеет природно-рекреационное назначение, по строительному назначению является незастраиваемой территорией.

На основании вышеизложенногоФИО1направлялось письмо отДД.ММ.ГГГГ№(л.д.85), в котором указано, что невозможно оформить указанный земельный участок под эксплуатацию спортивной базы, так как он не соответствует градостроительной документации.

Заявляя требования об обязании ДЗРвыпустить правовой акт о предоставлении земельных участков площадью 99 кв.м. и 219 кв.м. для эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных по адресу:, в границах Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:»; обязании ДЗРподготовить проект/проекты договора/договоров аренды земельных участков сроком на 25 лет площадью 99 кв.м. и 219 кв.м., расположенных под зданиями по адресу:,, в границах Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:и направить проект/проекты договора/договоров на подпись истице,ФИО1ссылалась на Землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, изготовленному ООО Строительная компания «» (л.д.134-164). Вместе с тем, в судебном заседании истица утверждала, что имеет намерение арендовать земельные участки, находящиеся непосредственно под принадлежащими ей строениями, площадь которых составляет соответственно 185,8 кв.м. и 70,1 кв.м., без прилегающей территории, на вопрос об обустройстве прилегающей территории истица пояснила, что прилегающая территория ей не нужна, указав, что намерена эксплуатировать непосредственно сами здания. Объяснений в расхождении площади принадлежащих ей строений и площади земельных участков, указанных в Землеустроительном деле, на которые претендует истица, последней не дано.

Из пояснений представителя ДПП и ОСявствует, что по информации Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимостиздания, находящиеся по адресу:, являются заброшенными и не используются, находятся в полуразрушенном состоянии, захламлены бытовым мусором.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются фотоматериалами, представленными в материалы дела как представителем ДПП и ОС(л.д.70-75), так и фотографиями, представленными истицей (л.д.119-121), оснований не доверять им у суда не имеется, т.к. в судебном заседании истица подтвердила, что разрушенные здания на фотографиях, представленных представителем ДПП и ОС, принадлежат ей.

Факт захламления указанной территории также подтверждается письмом ОВД по районуотДД.ММ.ГГГГ№(л.д.85), Актом проверки сторонних землепользователей отДД.ММ.ГГГГ№, составленным государственными инспекторами ООПТ ПИП «» (л.д.69), сообщениями ГУлесхоз «» (л.д.79, 80, 82-83, 84, 86-87), сообщением государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости(л.д.76-77).

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Замусоривание территории является нарушением режима ООПТ, так как в соответствии с п.3.5 Положения о природно-историческом парке «», утвержденным постановлением ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№-ПП, на территории природно-исторического парка «запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «», в том числе загрязнение почвы, замусоривание территории, захоронение бытовых и других отходов, устройство снегосвалок.

Таким образом, в настоящее время здания используются собственником с нарушением режима ООПТ.

На момент выхода решения ИЗК действовало Положение о префектуре административного округа, утвержденное постановлением ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№-ПП в соответствии с которым префект в рамках своих полномочий утверждал протокол ИЗК отДД.ММ.ГГГГ№об отклонении обращенияФИО1о постановке на кадастровый учет земельных участков, между тем, доказательств незаконного принятия решения ИЗК в нарушение ст.56 ГПК РФ истицей не представлено.

В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В п.24 постановления Пленума Верховного суда РФ отДД.ММ.ГГГГ№«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что, принимая во внимание положения ст.256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В судебном заседании представитель префектурыссылалась на пропускФИО1срока обращения в суд, последняя, узнав об отрицательном решении ИЗК вДД.ММ.ГГГГг., обратилась в суд с оспариванием данного решения лишь вДД.ММ.ГГГГг., указав в обоснование причины столь длительного срока, что документы из ДЗРей вернули вДД.ММ.ГГГГг.

Между тем, суд не может считать данную причину уважительной, в связи с чем полагает возможным отказать в удовлетворении требования истицы о признании недействительным и отмене решения ИЗК ПрефектурыотДД.ММ.ГГГГпо делу№в части отказа от согласования проекта границ земельных участков находящихся по адресу;.

В соответствии с постановлением Правительства№-ПП отДД.ММ.ГГГГОб утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов городаДепартамент земельных ресурсовявляется функциональным органом исполнительной власти. Департамент обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории, земельными участками, находящимися в собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительствомполномочий, а также иными землями, находящимися в собственности.

Согласно Положению основными задачами Департамента является в том числе осуществление взаимодействия между органами исполнительной властипри предоставлении и изъятии земельных участков на территориии земельных участков, находящихся в собственностии расположенных вне границ, в целях повышения эффективности их использования для реализации задач социально-экономического развития.

Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- предоставляет в соответствии с федеральным законодательством и законодательствомсогласие на сделки с земельными участками и правами аренды земельных участков, находящихся в собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Департамент имеет право:

Выступать арендодателем, заключать и расторгать договоры аренды, заключать дополнительные соглашения к указанным договорам земельных участков, находящихся в собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Ссылка истицы на постановление ПравительстваотДД.ММ.ГГГГ№«Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительстваоб образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю» является несостоятельной, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений данное постановление еще не было издано, при этом, со слов истицы повторно в ДЗРоб оформлении земельных участков она не обращалась.

Вместе с тем в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим на тот момент законодательством ДЗР, получив отказ ДПП и ОСи решение Префектуры, прекратил работу и вернул пакет документов истице.

Таким образом, суд не усматривает законных оснований для обязания ДЗРпринять решение об образовании земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории на основании Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:,»; обязания ДЗРвыпустить правовой акт о предоставлении земельных участков площадью 99 кв.м. и 219 кв.м. для эксплуатации объектов капитального строительства расположенных по вышеуказанным адресам; обязания ДЗРподготовить проект/проекты договора/договоров аренды спорных земельных участков сроком на 25 лет площадью 99 кв.м. и 219 кв.м., расположенных под зданиями по адресу:, в границах Карты (План) границ земельного участка «Землеустроительного дела по установлению границ земельного участка расположенного по адресу:,,», и направить проект/проекты договора/договоров на подпись истице, поскольку они не основаны на законе в силу приведенных выше обстоятельств, при этом суд обращает внимание на то, что обязание ДЗР подготовить и направить истице на подпись договоры противоречит главам 27, 28 ГК РФ.

При указанных обстоятельствах, также по вышеуказанным обстоятельствам, нет у суда оснований и для удовлетворения требований истицы о признании недействительным и отмене заключения ДПП и ОСв части отклонения от согласования материалов на оформление земельно-правовых отношений по земельным участкам, находящимся по адресу:, изложенного в письме отДД.ММ.ГГГГ№, поскольку письмо с указанными реквизитами не является документом, подлежащим оспариванию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийФИО1к Префектуре, Департаменту земельных ресурсов, Департаменту природопользования и охраны окружающей средыо признании недействительным и отмене заключения ДППиОСв части отклонения от согласования материалов на земельно-правовые отношения по земельным участкам, признании недействительным и отмене решения ИЗК Префектурыв части отказа от согласования проекта границ земельных участков, обязании ДЗРпринять решение об образовании земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте, обязании ДЗРвыпустить правовой акт о предоставлении земельных участков для эксплуатации объектов капитального строительства, обязании ДЗРподготовить проект договора аренды земельных участков и направить проект на подпись – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный судв течение 10 дней с момента его окончательного вынесения.

Федеральный судья –