ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Улаганского районного суда (Республика Алтай)

                                                                                    Улаганский районный суд Республики Алтай                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Улаганский районный суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Улаганский районный суд  в составе председательствующего Тюхтеневой Т.В., при секретаре Ухановой Ч.А., с участием помощника прокурора  Аксеновой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» об обязании к вывозу ртутьсодержащих отходов в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации,

У С Т А Н О В И Л:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» об обязании к вывозу ртутьсодержащих отходов в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации, мотивируя свои требования тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по  и , центрального отдела лабораторного анализа и технических измерений ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» - филиала «ЦЛАТИ по » (далее - ЦЛАТИ) проведена проверка Открытого акционерного общества «Акташское горно-металлургическое предприятие» (далее - ОАО «АГМП»), которое осуществляет свою деятельность на территории южного отрога Курайского хребта, в верховье реки Ярлу-Айры (левый приток реки Чибитка - бассейн реки Чуя), расположенного в 8-11 км восточнее . В ходе проверки установлено, что ОАО «АГМП» с ДД.ММ.ГГГГ является полным правопреемником ранее действовавшего общества с ограниченной ответственностью «Акташское горно-металлургическое предприятие» и создано путем реорганизации последнего. На момент проверки ОАО «АГМП» деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих отходов (далее - РСО) не осуществляло. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,044" северной широты и 87° 43, 463" восточной долготы, находится модуль размером 12 х 75 м с открытым доступом для посторонних лиц (оконные проемы стекол и дверь запорных устройств не имеют). Внутри данного модуля обнаружены металлические емкости, содержащие 100 тонн РСО, не прошедших демеркуризацию. В ходе обследования специалистами ЦЛАТИ произведен отбор проб РСО и по периметру модуля проб почв с составлением актов отбора проб отходов и проб почв. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,037" северной широты и 87° 43, 266" восточной долготы находится цех по переработке отходов, внутри которого находятся аналогичные емкости с 10 тоннами РСО, не прошедших демеркуризацию. В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. При этом, согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом в указанной статье под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Таким образом, факт размещения ОАО «АГМП» отходов производства подтвержден материалами проверки. Законом «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, ОАО «АГМП» обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности требования Закона «Об отходах производства и потребления», в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) РСО являются высоко опасными (II класс) по степени воздействия на человека и окружающую среду. Кроме того, в соответствии с п. 3.5 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. П. 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что хранение твердых промотходов II класса опасности обеспечивается только в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах). Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено и фототаблицей зафиксировано, что РСО хранятся в ненадежной таре, у которой отсутствуют крышки, полимерный материал, накрытый поверх бочек, в большинстве мест отсутствует. На окнах склада временного хранения отсутствуют стекла. Согласно протокола биотестирования отхода №-Г-16-10 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ЦЛАТИ по итогам кратности разведения водной вытяжки при эксперименте, РСО соответствует второму классу опасности отходов для окружающей природной среды. Из протокола анализа качества почвы №-Г-16-6 от ДД.ММ.ГГГГ, ЦЛАТИ установлено, что содержание ртути по периметру модуля превышает значение ПДК в почве в 4,8 раз. Как следует из товарных накладных, актов приема, указанные РСО были доставлены на место хранения в ОАО «АГМП» ООО «Демеркуризация» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Из решения Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ № А02-12/2011, вынесенного по итогам рассмотрения искового заявления ОАО «АГМП» о взыскании за счет казны  убытков в виде упущенной выгоды, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на совещании Министерства туризма, предпринимательства и инвестиций  было принято решение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов из других регионов на территорию республики, так как это противоречит стратегии развития  как туристско-рекреационной территории.Заместителем Председателя Правительства  в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ПР/193Управлению по техническому и экологическому надзору  было дано поручение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов на территорию  до переработки ранее завезенных и захоронений ртутьсодержащих отходов.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору запретило ОАО «АГМП» ввоз новых партий ртутьсодержащих отходов для переработки до переработки ранее завезенных и захоронений 110 тонн ртутьсодержащих отходов.Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ новые партии РСО не завозились, а мер к демеркуризации завезенных 110 тонн РСО ОАО «АГМП» не предпринималось. Срок действия лицензии №М03/01\Л от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, выданной ООО «Акташское горно-металлургическое предприятие» (далее - ООО «Акташское ГМП»), правопреемником которого с ДД.ММ.ГГГГ является ОАО «АГМП», истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. В ч. 1 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Земельный участок площадью 75965,0 кв.м. с кадастровым номером 04:01:09:00:00 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве аренды ООО «Акташское ГМП», правопреемником которого является ОАО «АГМП». Здание цеха и модуль расположены на данном земельном участке. Здание цеха, в котором проводилась демеркуризация РСО, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ООО «Алтайское ГМП», однако право собственности в Управлении Росреестра по  не зарегистрировано. Здание модуля площадью 900 кв. м. принадлежит ОАО «АГМП», между тем, право собственности в Управлении Росреестра по  не зарегистрировано. РСО в объеме 100 тонн, хранящиеся в модуле, и 10 тонн, хранящиеся в цехе, принадлежат ОАО «АГМП». Определением Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований конкурсного управляющего ОАО «АГМП» об обязании администрации МО «Улаганский район» принять 110 тонн РСО было отказано. Определением Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «АГМП» и прекращены действия всех ограничений, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Договор аренды объектов недвижимости и основных средств, заключенный ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акташское ГМП» с ООО «Алтайское ГМП» последним ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут по причине ненадлежащего содержания объектов недвижимости и транспортных средств, а также неуплаты арендных платежей арендатором ОАО «АГМП». Неоднократные требования директора ООО «Алтайское ГМП» ФИО6 к ОАО «АГМП» убрать из цеха остатки не прошедших демеркуризацию РСО были проигнорированы. Указанные обстоятельства (1. расторжение договора аренды с ООО «Алтайское ГМП» ДД.ММ.ГГГГ; 2. истечение ДД.ММ.ГГГГ срока действия лицензии №М03/01\Л от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами; 3. длительное с 2006 года ненадлежащее хранение РСО) в совокупности дают основания полагать, что без принудительного обязания ОАО «АГМП» не примет мер к вывозу 110 тонн РСО, являющихся потенциальным источником опасности для здоровья неопределенного круга лиц и угрожающим окружающей среде фактором.

В судебном заседании помощник прокурора  Аксенова О.И. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям, пояснила, что ОАО «АГМП» с ДД.ММ.ГГГГ является полным правопреемником ранее действовавшего общества с ограниченной ответственностью «Акташское горно-металлургическое предприятие» и создано путем реорганизации последнего. На момент проверки ОАО «АГМП» деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих отходов не осуществляло. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,044" северной широты и 87° 43, 463" восточной долготы, находится модуль размером 12 х 75 м с открытым доступом для посторонних лиц (оконные проемы стекол и дверь запорных устройств не имеют). Внутри данного модуля обнаружены металлические емкости, содержащие 100 тонн РСО, не прошедших демеркуризацию. В ходе обследования специалистами ЦЛАТИ произведен отбор проб РСО и по периметру модуля проб почв с составлением актов отбора проб отходов и проб почв. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,037" северной широты и 87° 43, 266" восточной долготы находится цех по переработке отходов, внутри которого находятся аналогичные емкости с 10 тоннами РСО, не прошедших демеркуризацию. В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Законом «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, ОАО «АГМП» обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности требования Закона «Об отходах производства и потребления», в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) РСО являются высоко опасными (II класс) по степени воздействия на человека и окружающую среду. Кроме того, в соответствии с п. 3.5 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. П. 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что хранение твердых промотходов II класса опасности обеспечивается только в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах). Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено и фототаблицей зафиксировано, что РСО хранятся в ненадежной таре, у которой отсутствуют крышки, полимерный материал, накрытый поверх бочек, в большинстве мест отсутствует. На окнах склада временного хранения отсутствуют стекла. Согласно протокола биотестирования отхода №-Г-16-10 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ЦЛАТИ по итогам кратности разведения водной вытяжки при эксперименте, РСО соответствует второму классу опасности отходов для окружающей природной среды. Из протокола анализа качества почвы №-Г-16-6 от ДД.ММ.ГГГГ, ЦЛАТИ установлено, что содержание ртути по периметру модуля превышает значение ПДК в почве в 4,8 раз. Как следует из товарных накладных, актов приема, указанные РСО были доставлены на место хранения в ОАО «АГМП» ООО «Демеркуризация» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Из решения Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ № А02-12/2011, вынесенного по итогам рассмотрения искового заявления ОАО «АГМП» о взыскании за счет казны  убытков в виде упущенной выгоды, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на совещании Министерства туризма, предпринимательства и инвестиций  было принято решение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов из других регионов на территорию республики, так как это противоречит стратегии развития  как туристско-рекреационной территории.Заместителем Председателя Правительства  в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ПР/193Управлению по техническому и экологическому надзору  было дано поручение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов на территорию  до переработки ранее завезенных и захоронений ртутьсодержащих отходов.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору запретило ОАО «АГМП» ввоз новых партий ртутьсодержащих отходов для переработки до переработки ранее завезенных и захоронений 110 тонн ртутьсодержащих отходов.Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ новые партии РСО не завозились, а мер к демеркуризации завезенных 110 тонн РСО ОАО «АГМП» не предпринималось. Срок действия лицензии №М03/01\Л от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, выданной ООО «Акташское горно-металлургическое предприятие», правопреемником которого с ДД.ММ.ГГГГ является ОАО «АГМП», истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. В ч. 1 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Земельный участок площадью 75965,0 кв.м. с кадастровым номером 04:01:09:00:00 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве аренды ООО «Акташское ГМП». Здание цеха и модуль расположены на данном земельном участке. Здание цеха, в котором проводилась демеркуризация РСО, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ООО «Алтайское ГМП», однако право собственности в Управлении Росреестра по  не зарегистрировано. Здание модуля площадью 900 кв. м. принадлежит ОАО «АГМП», между тем, право собственности в Управлении Росреестра по  не зарегистрировано. РСО в объеме 100 тонн, хранящиеся в модуле, и 10 тонн, хранящиеся в цехе, принадлежат ОАО «АГМП». Определением Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований конкурсного управляющего ОАО «АГМП» об обязании администрации МО «Улаганский район» принять 110 тонн РСО было отказано. Определением Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «АГМП» и прекращены действия всех ограничений, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Договор аренды объектов недвижимости и основных средств, заключенный ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акташское ГМП» с ООО «Алтайское ГМП» последним ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут по причине ненадлежащего содержания объектов недвижимости и транспортных средств, а также неуплаты арендных платежей арендатором ОАО «АГМП». Неоднократные требования директора ООО «Алтайское ГМП» ФИО6 к ОАО «АГМП» убрать из цеха остатки не прошедших демеркуризацию РСО были проигнорированы. Указанные обстоятельства (1. расторжение договора аренды с ООО «Алтайское ГМП» ДД.ММ.ГГГГ; 2. истечение ДД.ММ.ГГГГ срока действия лицензии №М03/01\Л от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами; 3. длительное с 2006 года ненадлежащее хранение РСО) в совокупности дают основания полагать, что без принудительного обязания ОАО «АГМП» не примет мер к вывозу 110 тонн РСО, являющихся потенциальным источником опасности для здоровья неопределенного круга лиц и угрожающим окружающей среде фактором.

Представитель ответчика ФИО7 просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, представил отзыв на иск, согласно которому ОАО «АГМП» было создано с целью переработки РСО, свою деятельность осуществляло в соответствии с законами РФ, на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ В 2005 году РСО в количестве 300 тонн были завезены предприятием для дальнейшей демеркуризации, из них осталось непереработанным 110 тонн. На совещании Министерства туризма и предпринимательства  ДД.ММ.ГГГГ было принято решение: перепрофилировать предприятие, запретить завоз РСО, переработать остаток РСО 110 тонн, внести предложение в Правительство РА о выделении финансовых средств на выемку и переработку ранее несанкционированных захоронений РСО - 900 тонн. На основании этого решения Ростехнадзор запрещает ОАО «АГМП» завоз РСО на территорию , переработка которого является основным видом деятельности предприятия. Находясь в трудном финансовом положении, администрация ОАО «АГМП» неоднократно сообщало Правительству  и Ростехнадзору о том, что из-за невыполнения принятых решений и запрета на ввоз РСО, предприятие несет убытки, находясь в состоянии вынужденного простоя и убедительно просит разрешить завоз по ранее заключенным договорам поставки ртутьсодержащих отходов. ДД.ММ.ГГГГ Федеральная налоговая службы № по  обратилась в Арбитражный Суд РА с заявлением о признании ОАО «АГМП» несостоятельным (банкротом). В декабре 2009 года Арбитражный Суд РА вынес решение о признании банкротства ОАО «АГМП» несостоятельным, так как остаток РСО - 110 тонн и товарная ртуть в ходе конкурсного производства не была реализована. Для переработки 110 тонн РСО третьими лицами требуется 21 560 000 руб., таких финансовых средств у ОАО «АГМП» нет. Таким образом, заявленные Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором требования считает несостоятельными, что на основании ст.179 УК РФ является принуждением к сделке. Протокол анализа качества почвы №-Г-16-6 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что содержание ртути по периметру модуля превышает ПДК в почве в 4,8 раза является необоснованным, так как ОАО «АГМП» находится на территории природных залежей ртути и при этом не был учтен природный фон характерный для этой территории.

Выслушав помощника прокурора  Аксенову О.И., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» об обязании к вывозу ртутьсодержащих отходов в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом в указанной статье под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах, размещение отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - ОАО ««Акташское горно-металлургическое предприятие» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» имеет следующий адрес: . В качестве видов деятельности указаны удаление и обработка твердых отходов. Дата постановки на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, создано путем реорганизации в форме преобразования, что также подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Согласно устава, утвержденного решением учредителя ОАО «АГМП» ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «АГМП» осуществляет переработку ртутьсодержащих отходов.

ОАО «АГМП» является не прекратившим свою деятельность предприятием, что также следует из определения Арбитражного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ № А02-664/2008, которым прекращено производство по делу о банкротстве.

Согласно акта обследования и отбора проб ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по  и , центрального отдела лабораторного анализа и технических измерений ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» - филиала «ЦЛАТИ по » ОАО «Акташское горно-металлургическое предприятие» осуществляет свою деятельность на территории южного отрога Курайского хребта, верховья реки Ярлу-Айры, расположенного в 11 км. от села  на площади 7,5 га. Установлено, что все имущество на месте принадлежит ООО «АГМП», а РТО находятся в собственности ОАО «АГМП» и никем из сотрудников данного предприятия не охраняется. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,044" северной широты и 87° 43, 463" восточной долготы, находится модуль размером примерно 20 м. на 60 м. с открытым доступом для посторонних лиц. Внутри данного модуля обнаружены металлические емкости, содержащие 100 тонн РСО, не прошедших демеркуризацию. В ходе обследования специалистами ЦЛАТИ произведен отбор проб РСО и по периметру модуля проб почв с составлением актов отбора проб отходов и проб почв. На участке местности, имеющем координаты 50° 19,037" северной широты и 87° 43, 266" восточной долготы находится цех по переработке отходов, внутри которого находятся аналогичные емкости с 10 тоннами РСО, не прошедших демеркуризацию.

Как следует из сводного реестра поступления РСО, товарных накладных от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справки генерального директора ОАО «АГМП ФИО4, актов приема ртутьсодержащих отходов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, указанные РСО были доставлены на место хранения в ОАО «АГМП» ООО «Демеркуризация» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем ответчика факт ввоза для переработки на территорию предприятия РСО, в том числе обозначенных выше 110 тонн не оспаривается.

Указанное количество РСО конкурсный управляющий ОАО «АГМП» ФИО5 требовал передать МО «Улаганский район, что следует из определения Арбитражного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ № А02-664/2008 и из Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Седьмого Арбитражного апелляционного суда.

Из решения Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ № А02-12/2011, вынесенного по итогам рассмотрения искового заявления ОАО «АГМП» о взыскании за счет казны  убытков в виде упущенной выгоды, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на совещании Министерства туризма, предпринимательства и инвестиций  было принято решение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов из других регионов на территорию республики, так как это противоречит стратегии развития  как туристско-рекреационной территории.Заместителем Председателя Правительства  в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ПР/193Управлению по техническому и экологическому надзору  было дано поручение о запрете ввоза ртутьсодержащих отходов на территорию  до переработки ранее завезенных и захоронений ртутьсодержащих отходов.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору запретило ОАО «АГМП» ввоз новых партий ртутьсодержащих отходов для переработки до переработки ранее завезенных и захоронений 110 тонн ртутьсодержащих отходов.

Согласно ст.ст.2, 3 ФЗ «Об акционерных обществах» общество имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в том числе лицензированной. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества.

В связи с чем доводы представителя ответчика о том, что ОАО «АГМП» находится в трудном финансовом положении, его ссылка на вышеуказанное совещание и его решения, суд находит несостоятельными.

Судом установлено, что деятельность предприятия решениями никаких органов не приостанавливалась, не налагался запрет на переработку РСО.

Судом отвергается также ссылка представителя ответчика на ст.179 УК РФ о том, что требование прокурора к вывозу РСО в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации является принуждением к сделке. Право прокурора на обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст.45 ГПК РФ и ст.27 ФЗ «О прокуратуре».

Срок действия лицензии №М03/01\Л от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, выданной ООО «Акташское горно-металлургическое предприятие», правопреемником которого с ДД.ММ.ГГГГ является ОАО «АГМП», истек ДД.ММ.ГГГГ, что также следует и из письма Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по  и  от ДД.ММ.ГГГГ №.

В связи с указанным, ОАО «АГМП» не имеет права осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в количестве 110 тонн.

Согласно акта отбора проб почвы (донные отложения) №-Г-16-6 от ДД.ММ.ГГГГ по периметру склада хранения РСО ОАО «АГМП» произведен отбор проб почвы с целью государственного контроля.

Согласно протокола анализа качества почвы №-Г-16-6 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного «Центром лабораторного анализа и технических измерений по » («ЦЛАТИ по ») проведен анализ качества почвы по периметру склада хранения РСО ОАО «АГМП». Заключение: содержание ртути в данной пробе превышает значение ПДК в почве 4,8 раз.

С указанным заключением не согласен представитель ответчика, считает, что ЦЛАТИ не учтен природный фон, характерный для этой территории, так как ОАО «АГМП» находится на территории природных залежей ртути, что концентрации паров ртути в границах  не обнаружено.

Вышеуказанное заключение сделано специалистами ЦЛАТИ, не доверять ему у суда нет оснований. Представителем ответчика доказательств своих утверждений не приведено. Исследований концентраций паров ртути в границах  специалистами ЦЛАТИ в вышеуказанный период не проводилось.

Согласно акта отбора проб отходов №-Г-16-10 от ДД.ММ.ГГГГ с металлических емкостей со склада РТО произведен отбор проб ртутьсодержащих отходов с целью государственного контроля для определения класса опасности.

Согласно протокола биотестирования отхода №-Г-16-10 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного «Центром лабораторного анализа и технических измерений по » («ЦЛАТИ по ») проведен государственный контроль ртутьсодержащих отходов на токсичность. Заключение: отход соответствует второму классу опасности отходов для окружающей природной среды.

В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) РСО являются высоко опасными (II класс) по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Кроме того, в соответствии с п. 3.5 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.

П. 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что хранение твердых промотходов II класса опасности обеспечивается только в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование ОАО «АГМП», по результатам которого установлено и фототаблицей зафиксировано, что РСО хранятся в ненадежной таре, у которой отсутствуют крышки, полимерный материал, накрытый поверх бочек, в большинстве мест отсутствует. На окнах склада временного хранения отсутствуют стекла.

Земельный участок площадью 75965,0 кв.м. с кадастровым номером 04:01:09:00:00 по адресу: Россия, , южный отрог Курайского хребта с высотой отметки 2 700 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве аренды ООО «Акташское ГМП», правопреемником которого является ОАО «АГМП», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ и договором аренды земельного участка находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы МО «Улаганский район» о предоставлении земельного участка ГУП «АГМП» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Объекты недвижимости, в том числе модуль, где хранятся 100 тонн РСО передавалось по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГМП» ОАО «АГМП», с ДД.ММ.ГГГГ указанный договор расторгнут, в связи с чем директор ООО «АГМП» ФИО6 обращался с письмом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к ОАО «АГМП» с просьбой убрать РСО, находящиеся в помещении ООО «АГМП».

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Представленные истцом доказательства суд расценил как относимые и допустимые.

Длительное с 2006 года непринятие мер ответчиком по демеркуризации РСО, их ненадлежащее хранение, дают основание полагать суду, что без принудительного обязания ответчик не примет мер к вывозу 110 тонн РСО, являющихся потенциальным источником опасности для здоровья неопределенного круга лиц и фактором, угрожающим окружающей среде в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации, для чего установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, ч.2 ст.61.1 БК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет муниципального района.

На основании п.п.3 п. 1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию 200 руб. в бюджет муниципального образования «Улаганский район», поскольку прокурором иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Открытому акционерному обществу «Акташское горно-металлургическое предприятие» об обязании к вывозу ртутьсодержащих отходов в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованиюоломовой Надеж, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Акташское горно-металлургическое предприятие» к вывозу в срок до ДД.ММ.ГГГГ из помещений модуля и цеха, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 04:01:09:00:00, расположенном в , южный отрог Курайского хребта с высотой отметки 2700 м. 110 тонн ртутьсодержащих отходов в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 2 класса опасности для их демеркуризации.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Акташское горно-металлургическое предприятие» государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет муниципального образования «Улаганский район».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд  в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение судом в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.В.Тюхтенева