ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Видновского городского суда (Московская область)

                                                                                    Видновский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Видновский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Асташкиной О.Г., с участием прокурора Ушаковой Т.В., при секретаре Мизгалевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Бочкарев В.П. к Администрация, Совет Депутатов об оспаривании нормативно-правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Бочкарев В.П. обратился в суд с заявлением к Администрация, Совет Депутатов об оспаривании постановлений Администрация и решений Совет Депутатов об утверждении тарифов на работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых помещений.

В судебном заседании Бочкарев В.П. свои требования уточнил, просил признать нормативно-правовые акты, изданные органом местного самоуправления с 2009 по 2011 год, их поддержал и пояснил, что является собственником . После принятия нового Жилищного кодекса РФ Администрация игнорирует его положения и продолжает определять размер платы за жилое помещение по старой методике. Стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества для собственников жилых помещений определяется, как и для нанимателей, из площади занимаемых квартир. В стоимость технического обслуживания оборудования незаконно включены работы по дератизации, регистрации граждан. Незаконно на услуги и работы орган местного самоуправления начисляет НДС. Стоимость по оплате содержания лифта, вывоз бытовых отходов, услуги дворника многократно завышена.

Представитель Администрация доводы заявления не признал, представил письменный отзыв, в судебном заседании пояснил, что принятые нормативные акты соответствуют требованиям закона. Налоговый кодекс предусматривает, что Жилищный кодекс РФ разграничивает плату за пользование жилым помещением и плату за содержание и ремонт жилого помещения. Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налогообложению не подлежат услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Закон не освобождает от уплаты налога стоимость работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Размер оплаты за жилое помещение и работ и услуг по содержанию общего имущества соответствует требованиям закона. Жилищный кодекс устанавливает, что собственник оплачивает данные расходы соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, которая определяется размеру общей площади занимаемого собственником помещения. Плата за пользование лифтов включает в себя техническое обслуживание лифтов и аварийное их обслуживание, страхование лифтов, затраты на текущий ремонт и прочие расходы. В расходы на дворника также включается обслуживание придомовой территории.

Представитель Совет Депутатов доводы заявителя не признал, представил письменный отзыв, который поддержал в судебном заседании и дал аналогичные пояснения, что представитель Администрация.

Выслушав стороны, их представителей, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Бочкарев В.П. является собственником трехкомнатной квартиры №,  (л.д.19).

Решением Совет Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлен размер оплаты за жилое помещение для населения  на 2011 год (л.д..).

Постановлением Главы района "Л" от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома МУП «УК» (л.д.22).

Данные нормативные акты оспариваются Бочкарев В.П. как несоответствующие закону.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, каковым является МУП «Управляющая компания ЖКХ», поскольку это относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу ч.4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст.24 Устава муниципального образования район "Л" к исключительной компетенции Совет Депутатов относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты органами местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

Бочкарев В.П. считает, что установленный размер платы за жилое помещение неправомерно включает в себя налог на добавленную стоимость, исчисляется из общей площади занимаемого собственником жилого помещения, включает различные виды услуг, которые собственник жилого помещения не должен оплачивать.

Суд находит доводы заявителя несостоятельными.

Согласно п.п.10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 №57 установлено, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Жилищный кодекс Российской Федерации, в том числе статья 154 ЖК РФ, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ЖК РФ можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.

Из выписки из лицевого счета Бочкарев В.П. усматривается, что плата за пользование жилым помещением с него не взимается (л.д.16).

Судом установлено, что плата за пользование жилым помещением НДС в постановлении Администрация не обложена, а в Решении Совет Депутатов НДС включен в оплату содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, что не противоречит требованиям Налогового и Жилищного кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 39).

Правительство Российской Федерации, исходя из полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 17.12.2009 г.) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель является собственником жилого помещения – квартиры.

Из материалов дела следует, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме не принимали решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения установлена оспариваемыми нормативными актами только для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения

Оспариваемые постановления не возлагают на граждан дополнительной обязанности по внесению гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определяющие по иному структуру, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные платежи и не противоречат федеральному законодательству.

Доводы заявителя в обосновании заявления суд находит несостоятельными, поскольку они не основаны на требованиях закона. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы на содержание общего имущества соразмерно своей доли на него, которая пропорциональна размеру общей площади занимаемого им помещения (ст. 37 ЖК РФ).

Содержание лифтового хозяйства, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание придомовой территории, дератизация относится к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, которое собственник обязан содержать и поддерживать в надлежащем состоянии.

Доводы заявителя о том, что им не должны оплачиваться расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома, в частности по техническому обслуживанию дома, которые ему не предоставлены, не служат основанием для признания нормативных актов недействительными. Заявитель может решить данный спор в отдельном исковом производстве.

Представленные заявителем расчеты не основаны на требованиях закона и произведены исходя из неверного его толкования.

Фактически заявителем оспаривается правильность начисления платы на содержание общего имущества в многоквартирном доме

Требования Бочкарев В.П. об оспаривании нормативных актов органа местного самоуправления об установлении размера платежей за пользование жилым помещением, принятых в 2009 и 2011 году удовлетворению не подлежат.

В 2011 году орган местного самоуправления нормативно-правовые акты, касающиеся установления размера платы за жилое помещение, расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не принимал.

Решением Совет Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Главы района "Л" от ДД.ММ.ГГГГ № были признаны утратившими силу прежние нормативно-правовые акты, устанавливающие тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, на момент их оспаривания они прекратили свое действие и обжалованию не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бочкарев В.П. в удовлетворении заявления об оспаривании нормативно-правовых актов – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Видновский городской суд.

Судья О.Г.Асташкина