ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Жигаловский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Жигаловский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жигалово ***** года

Жигаловский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Бакшеевой Т.А.,

при секретаре Рулик С.Г.,

с участием прокурора Жигаловского района Федорова П.Г.

представителя администрации муниципального образования «Жигаловский район» Белякова Е.О.

представителя третьего лица – управления образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» Рудых З.С.

рассмотрев гражданское дело № *** по иску прокурора Жигаловского района к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о присуждении к исполнению обязанности в натуре.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Жигаловского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о присуждении к исполнению обязанности в натуре.

В обосновании своих требований указав, что прокуратурой Жигаловского района проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении несовершеннолетним дошкольного образования.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии п. 2 ч. 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Кроме того, данные полномочия отнесены к ведению органов местного самоуправления муниципального района также п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Однако, в настоящее время на территории Жигаловского района, в частности в п. Ж. и с. Т., складывается неблагоприятная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами.

Система дошкольного образования Жигаловского района состоит из 15 дошкольных образовательных учреждений.

Все дошкольные образовательные учреждения находятся в муниципальной собственности.

По состоянию на *****г. из имеющихся детских садов не заполнены в полном объеме МДОУ д/с № *** с. Ч., МДОУ д/с № *** с. З., МДОУ д/с № *** с. У., МДОУ д/с № *** с. Р., школа-сад д. П., дошкольная группа при Е. ОШ, т.е. всего 6 дошкольных образовательных учреждений из 15. При этом общее количество плановых мест составляет 224, фактически посещает детские сады 101 ребенок.

По 2 дошкольным образовательным учреждениям (МДОУ д/с № *** с. Т., школа-сад д. Я.) плановое количество мест и фактическое соответствуют (10 и 5 соответственно по учреждениям).

Во всех вышеуказанных дошкольных образовательных учреждениях очередь отсутствует.

Также отсутствует очередь МДОУ д/с № *** с. Д., однако фактическое число детей, посещающих учреждение, превышает плановое (30 против 20).

В остальных 6 дошкольных образовательных учреждениях число детей, фактически их посещающих, превышает плановое число мест в детских садах и имеется очередь на прием детей. Очередь на получение мест в дошкольных учреждениях в целом по Жигаловскому району составляет 216 детей, в том числе 75 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Причем количество детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ, возрастает, поскольку по состоянию на ***** г. очередь составляла по всем дошкольным учреждениям района 161 человек, из них 44 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Кроме того, за период с 1992г. сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений не расширялась, а напротив была сокращена.

Так, ясли-сад № *** «Ч.» п. Жигалово в 1997г. был перепрофилирован в социальный приют, ясли-сад № *** «О.» п. Жигалово закрыт.

При этом, в действующих МДОУ, которые обслуживают население п. Ж., с. Т., а также в с. Д. имеются случаи превышения наполняемости дошкольных учреждений.

Следовательно, администрацией муниципального района муниципального образования «Жигаловский район» обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложенная на органы местного самоуправления законом, должным образом не исполняется.

Более 200 детей, без учета тех, чьи родители не подали заявления на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не могут в настоящее время реализовать свое право, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации, на общедоступное дошкольное образование в муниципальных образовательных учреждениях, и не смогут реализовать его в ближайшее время.

В сложившейся ситуации нарушаются права неопределенного круга лиц - как несовершеннолетних, имеющих право на образование в таких учреждениях, так и их родителей, которые в связи с необходимостью нахождения непосредственно с ребенком в течение рабочего дня, не могут реализовать свое право на труд, предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации.

Круг лиц, чьи права нарушаются бездействием администрации муниципального образования «Жигаловский район», является неопределенным, поскольку невозможно установить на конкретный момент времени количество проживающих на территории Жигаловского района несовершеннолетних, нуждающихся в дошкольном образовании, и их родителей.

Кроме того, круг указанных лиц постоянно меняется в связи с рождением, смертью, изменением места жительства.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит суд обязать администрацию МО «Жигаловский район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных
дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в п. Ж., с. Т., с. Д..

В представленном суду возражении на исковое заявлении мэр МО «Жигаловский район» Г. с заявленными требованиями, доводами и выводами прокуратуры Жигаловского района не согласен по следующим основаниям:

Статья 31. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Те же полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района определены в пункте 11 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 от 06.10.2003г. а именно организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Для исполнения указанных полномочий администрацией МО «Жигаловский район» создана специальная структура - Управление образования администрации МО «Жигаловский район» имеющая статус юридического лица. Положение об Управлении образования утверждено Решением Думы МО «Жигаловский район» № 73 от 19.02.2008г. Раздел 2 указанного Положения определяет предмет деятельности Управления образования, а именно осуществление управленческих функций в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории МО «Жигаловский район». Пунктом 3.2.1. раздела 3 Положения установлено, что Управления образования в качестве муниципального органа управления образованием анализирует состояние и прогнозирует развитие образования в районе, определяет потребность в учреждениях образования, в установленном порядке решает вопросы их создания, реорганизации, ликвидации, отслеживает, контролирует и дает рекомендации по нормативно-правовой деятельности учреждений образования. Пунктом 3.2.10 определено, что Управление образования организует комплектование дошкольных образовательных учреждений, школ, специальных групп и классов.

На территории МО «Жигаловский район» Управлением образования организованны и осуществляют свою деятельность 15 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. По состоянию на *****г. количество детей фактически посещающих детские дошкольные учреждения на территории Жигаловского района равно 518 человек. Количество мест предусмотренных установленных учредительными и разрешительными документами (лицензиями) детских дошкольных учреждений равняется 703.

Очередь на поступление во все дошкольные образовательные учреждения состоит из 191 претендента. Разница имеющихся в учреждениях мест и претендентами на поступления равна 6.

В заявление прокуратуры Жигаловского района указано что, очередность в целом по Жигаловскому району возрастает. Данное утверждение не соответствует действительности т.к. в период с *****г. по *****г. очередь уменьшилась с 216до 191 в том числе дети в возрасте до одного года.

Очередь на посещение МДОУ № *** в с.Т. отсутствует, в ответе от *****г. № *** Управления образования очередность в количестве 25 детей указана ошибочно.

Очередь на посещение МДОУ № *** в с.Д. отсутствует, количество мест по лицензии соответствует количеству воспитанников.

Очередь на посещение детских образовательных учреждений в п.Ж. имеет место. В свою очередь имеется возможность предоставить места для зачисления воспитанников в дошкольные учреждения близко расположенные к п.Ж., например с.Р. (менее 5 км.) с которым установлено регулярное рейсовое транспортное сообщение и имеются места в МДОУ № ***.

Кроме того, наличие либо отсутствие очередности не носит системного характера, постоянно изменяется. Очередь на посещение дошкольных образовательных учреждений не запрещена законом, может иметь место. Очередность в данном случае нужно рассматривать не как ограничение либо запрет в предоставлении бесплатного дошкольного образования, а как желание законных представителей ребенка на устройство его именно в данное образовательное учреждение и отсутствие у последнего возможности предоставить место в данный конкретный период времени. Очередь создается с целью предоставления данной услуги в порядке обращения за ней.

В заявлении прокуратура просит увеличить количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличить количества мест в этих учреждениях.

Пунктом 14 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесено самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты. Иными словами учреждение имеет право на ведение образовательного процесса в отношении того количества воспитанников на которое имеет разрешение, лицензию.

По вопросу увеличения количества мест полагаем, что данный вопрос не может быть предметом рассмотрения в суде, поскольку законодатель и юридическая наука исходят из того, что присуждение к исполнению обязанности в натуре не может быть применено при невозможности исполнения обязательства.

В соответствии со ст.6 Устава МО «Жигаловский район» местное самоуправление Жигаловского района осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления Жигаловского района.

В соответствии со ст.20 Устава МО «Жигаловский район» структуру органов местного самоуправления составляют:

Дума муниципального района муниципального образования «Жигаловский район»- представительный орган муниципального образования «Жигаловский район»;

Мэр муниципального района муниципального образования «Жигаловский район» - глава муниципального образования «Жигаловский район»;

3) Администрация муниципального района муниципального образования «Жигаловский район» - местная администрация муниципального образования «Жигаловский район»;

Наименования органов местного самоуправления, образующих структуру органов местного самоуправления Жигаловского района, установлены Уставом в соответствии с Законодательством области.

Дума муниципального района муниципального образования «Жигаловский район» решением №58 от 27.11.2007г. утвердила Программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Жигаловский район» на период 2008-2010гг. В приложении 1, к указанному решению, в графе 7 поименовано строительство детского сада в п.Жигалово на 150 мест., срок выполнения определен 2010-2012гг. Строительство детского сада возможно лишь на условии софинансирования из областного бюджета. Для заключения Соглашения о софинансировании с правительством Иркутской области со стороны муниципального образования «Жигаловский район» необходимо наличие проектно-сметной документации на здание детского сада. Стоимость производства работ по проектированию в специализированных учреждениях имеющих лицензию на данный вид деятельности измеряется несколькими миллионами рублей. В условиях острого дефицита бюджета МО «Жигаловский район» и условиях имеющегося в настоящий период времени экономического кризиса изыскать указанные средства не представляется возможным. В настоящий момент времени решается вопрос о получении проектно-сметной документации для строительства типового здания детского сада по уже прошедшим экспертизу и утвержденным проектам в других территориях. Срок исполнения Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Жигаловский район» определен 2012 годом, в настоящий период времени не истек. Следовательно, вынесения решение суда об обязании администрации совершить определенные действия по увеличению количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений не требуется и более того противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей. Более того, в ст.9 Гражданского кодекса РФ закреплена свобода воли граждан, юридических лиц, иных субъектов гражданских прав в распоряжении своими правами. Такой подход устанавливается статьей 8. Конституции РФ которая, гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности. Свобода в осуществлении прав предполагает недопустимость, как правило, понуждения обладателя права к его осуществлению со стороны государства, юридических и физических лиц. Соответственно требования прокуратуры о присуждению к исполнению обязанности в натуре администрации МО «Жигаловский район» являются незаконными.

Просит суд в удовлетворении заявленных прокуратурой Жигаловского требований отказать, производство по делу прекратить.

В судебном заседании прокурор района Федоров П.Г. изменил исковые требования и просит суд обязать администрацию МО «Жигаловский район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений в п. Ж.. Считает возможным предоставить разумный срок для увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений до 2013 года. Пояснил, что ответчик определен правильно, управление образования входит в структуру администрации. Очередь действительно в настоящее время уменьшилась, но она имеет место быть. Нахождение граждан в очереди нарушает их права на доступное бесплатное образование.

Представитель администрации муниципального образования «Жигаловский район» Беляков Е.О. действующий на основании доверенности № *** от ***** года   требования изложенные в заявлении не признал по основаниям изложенным в возражении.

Представитель третьего лица - управления образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» Рудых З.С. действующая на основании Положения исковые требования не признала и пояснила, что по областной программе планируется в 2012-2013 году строительство трех детских садов, Березки, Колокольчика и детского сада в районе новых домов в п.Ж.. Также по программе принятой Думой запланировано в 2010-2012 году строительство детского сада на 150 мест. Сейчас ведутся работы по поиску сметно-проектной документации в других районах, где было строительство детских садов, так как финансировании на сметно-проектную документацию в настоящее время на производится в связи с отсутствием в бюджете района финансовых средств. Свободные места есть в детском саду с.Рудовка, который рассчитан на 70 детей, однако посещают его всего 13 детей. Очередь на ***** года составляет 170 человек.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.43 Конституции каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.3 ст.5 Закона РФ "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

На основании статьи 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

  В силу статьи 31 Закона «Об образовании», ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и п.11 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Жигаловский район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В ходе судебного заседания установлено:

Согласно лицензий и представленной заведующими детскими садами информации:

предельная численность воспитанников в детском саду № *** «Березка» п.Ж. составляет 115 детей, фактически посещают данное учреждение 115 воспитанников, очередь составляет 60 детей.

предельная численность воспитанников в детском саду № *** «Якорек» п.Ж. составляет 115 детей, фактически посещают данное учреждение 124 воспитанника, очередь составляет 39 детей.

предельная численность воспитанников в детском саду № *** «Геолог» п.Ж. составляет 15 детей, фактически посещают данное учреждение 15 воспитанников, очередь составляет 8 детей.

предельная численность воспитанников в детском саду № *** «Колокольчик» п.Ж. составляет 55 детей, фактически посещают данное учреждение 59 воспитанников, очередь составляет 37 детей.

предельная численность воспитанников в детском саду № *** «Колобок» п.Ж. составляет 30 детей, фактически посещают данное учреждение 31 воспитанник, очередь составляет 26 детей.

В соответствии с информацией представленной управлением образования администрации МО «Жигаловский район» следует, что на ***** года очередь детей в детские дошкольные учреждения составляет 170 человек.

Как следует из решения Думы муниципального образования «Жигаловский район» № 58 от 27 ноября, что утверждена Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Жигаловский район» на период 2008-2012 года.

Согласно п.8 данной программы предусмотрено строительство детского сада п.Ж. на 150 мест, срок исполнения 2010-2012 г. Однако как было установлено из показаний представителя ответчика и представителя третьего лица на данный момент финансовых средств для разработки проектно-сметной документации нет.

Таким образом оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время в п.Ж. имеет место быть очередь детей желающих получить бесплатное дошкольное образование, что свидетельствует о том, что администрацией МО «Жигаловский район», в обязанность которой, согласно ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.31 Закона «Об образовании» и п.11 ч.1 ст.7 Устава МО «Жигаловский район» входит организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, не организовано предоставление общедоступного и бесплатного образования всем желающим, состоящим в очереди для реализации своего конституционного права, в связи с чем довод ответчика о том, что в данном случае в качестве ответчика должно выступать управление образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» являющееся юридическим лицом несостоятелен, так как согласно п. 1.1 Положения об управлении образования администрации МО «Жигаловский район» управление является некоммерческой организацией входящей в структуру администрации муниципального образования «Жигаловский район». Довод ответчика о том, что очередность в данном случае нужно рассматривать не как ограничение либо запрет в предоставлении бесплатного дошкольного образования, а как желание законных представителей ребенка на устройство его именно в данное образовательное учреждение и отсутствие у последнего возможности предоставить место в данный конкретный период времени судом также принят быть не может, так как следует из представленной информации в настоящий момент ни в одном из детских учреждений расположенных на территории п.Ж. нет свободных мест, в каждом из данных учреждений существует очередь, что свидетельствует, о том, что отсутствует признак общедоступности бесплатного дошкольного образования. Довод ответчика о том, что Думой муниципального района муниципального образования «Жигаловский район» решением № *** от *****г. утвердила Программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Жигаловский район» на период 2008-2010гг. В приложении 1, к указанному решению, в графе 7 поименовано строительство детского сада в п.Ж. на 150 мест., срок выполнения определен 2010-2012гг. свидетельствует о принятии мер к увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях также несостоятелен, так как принятие данной Программы в конечном итоге гарантирует строительство детского сада только при наличии финансирования, которое в настоящее время, как было установлено в судебном заседании не производится в связи с отсутствием в бюджете района финансовых средств. В связи с вышеизложенным суд считает, что исковые требования прокурора Жигаловского района к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о присуждении к исполнению администрацией муниципального образования «Жигаловский район» обязанности – организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений в п. Ж. является законным и обоснованным и подлежат удовлетворению. Суд полагает возможным представить разумный срок для исполнения данной обязанности 3 года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Жигаловского района к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о присуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Жигаловский район» администрацию МО «Жигаловский район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений в п. Ж..

Установить разумный срок для исполнения данной обязанности до 15 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Иркутский областной суд через Жигаловский районный суд в 10 - дневный срок со дня составления мотивированного решения.

Судья : подпись Т.А. Бакшеева

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ