ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Златоустовский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Златоустовский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре Сержантове Д.Е.,

с участием прокурора Козловой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хромова Геннадия Ивановича о признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума отвечающей требованиям законодательства, признании недействительными решений Собрания депутатов Златоустовского городского округа и Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, возложении на Собрание депутатов Златоустовского городского округа обязанности направить территориальной избирательной комиссии г. Златоуста указание о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума по вопросу капитального строительства, по заявлению Хромова Геннадия Ивановича о признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума отвечающей требованиям законодательства, признании недействительными решений Собрания депутатов Златоустовского городского округа и Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, возложении на Собрание депутатов Златоустовского городского округа обязанности направить территориальной избирательной комиссии г. Златоуста указание о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума по вопросу расходования бюджета,

у с т а н о в и л :

Хромов Г.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Собрания депутатов ЗГО от ДАТА года НОМЕР, признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума: «Согласны ли вы запретить дальнейшее капитальное строительство в лесопарковой зоне на территории центрального района города, между проспектом Гагарина и районом Нового Златоуста, обозначенных на карте градостроительного зонирования города зонами НОМЕР, НОМЕР НОМЕР, НОМЕР, за исключением размещения объектов гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов?», «Согласны ли вы на территории г. Златоуста запретить рубку леса под капитальное строительство за исключением размещения объектов гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов?» отвечающей требованиям законодательства, возложении на Собрание депутатов ЗГО обязанности направить указание Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста (далее - ТИК) о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что ДАТА года состоялось собрание инициативной группы граждан по поводу выдвижения инициативы проведения местного референдума. ДАТА года в ТИК направлено ходатайство с просьбой зарегистрировать инициативную группу и разрешить сбор подписей для подготовки проведения местного референдума. 03 февраля и ДАТА года ТИК отказано в дальнейшем продвижении инициативы в подготовке местного референдума. Решением суда от ДАТА года в рассмотрении искового заявления отказано в связи с пропуском сроков на обращение с иском в суд. ДАТА года в ТИК направлены ходатайства о выдвижении инициативы проведения местного референдума по сохранению градообразующих предприятий города, а также о выдвижении инициативы проведения местного референдума по сохранению лесов города. Решением ТИК от ДАТА года в продвижении процедур отказано. Решением суда от ДАТА года установлено, что ТИК превысила свои полномочия, ей указано на необходимость пересмотреть свое решение. Руководствуясь решением суда, инициативной группой в ТИК вновь направлено ходатайство на выдвижение инициативы проведения местного референдума по сохранению лесов города. Решением от ДАТА года ТИК направила ходатайство в Собрание депутатов ЗГО. Депутатская комиссия по местному самоуправлению решением от ДАТА года НОМЕР рекомендовала ТИК отказать инициативной группе в регистрации для сбора подписей. Решением собрания депутатов от ДАТА года рекомендация утверждена. Решением ТИК от ДАТА года инициативной группе отказано в регистрации для дальнейших процедур подготовки местного референдума. С выводами депутатской комиссии и решением Собрания депутатов не согласен, поскольку они нарушают Конституционное право инициативной группы и жителей города на проведение местного референдума. Согласно п. 16 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» указанные вопросы являются вопросами местного значения. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ « 131-ФЗ в целях решения населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Районы города, указанные зонами НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР являются зонами отдыха жителей города и называются рекреационными, в них не предусмотрено какое-либо жилищное строительство. Согласно п. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ не допускается изменение границ лесопарковой зоны, которое может привести к уменьшению их площади.

Хромов Г.И. обратился в суд также с заявлением о признании недействительным решения Собрания депутатов ЗГО от ДАТА года НОМЕР, признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума отвечающей требованиям законодательства: «Согласны ли вы обязать Собрание депутатов ЗГО в соответствии с положениями п. 2 ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ «О мерах социальной поддержки населения» ежегодно, начиная с ДАТА, предусмотреть в бюджете ЗГО расчеты с организациями, производящими жилищные и коммунальные услуги для населения города, для оплаты общей суммы той части тарифов на жилищные и коммунальные услуги, которая превышает уровень инфляции в Челябинской области за предыдущий год?»; возложении на Собрание депутатов ЗГО обязанности направить указание ТИК о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что ДАТА года состоялось собрание инициативной группы граждан по поводу выдвижения инициативы проведения местного референдума. ДАТА года в ТИК направлено ходатайство с просьбой зарегистрировать инициативную группу и разрешить сбор подписей для подготовки проведения местного референдума. 03 февраля и ДАТА года ТИК отказано в дальнейшем продвижении инициативы в подготовке местного референдума. Решением суда от ДАТА года в рассмотрении искового заявления отказано в связи с пропуском сроков на обращение с иском в суд. ДАТА года в ТИК направлены ходатайства о выдвижении инициативы проведения местного референдума по сохранению градообразующих предприятий города, а также о выдвижении инициативы проведения местного референдума по ограничению роста тарифов оплаты жилья. Решением ТИК от ДАТА года в продвижении процедур отказано. Решением суда от ДАТА года установлено, что ТИК превысила свои полномочия, ей указано на необходимость пересмотреть свое решение. Руководствуясь решением суда, инициативной группой в ТИК вновь направлено ходатайство на выдвижение инициативы проведения местного референдума по ограничению роста тарифов оплаты жилья. Решением от ДАТА года ТИК направила ходатайство в Собрание депутатов ЗГО. Депутатская комиссия по местному самоуправлению решением от ДАТА года НОМЕР рекомендовала ТИК отказать инициативной группе в регистрации для сбора подписей. Решением собрания депутатов от ДАТА года рекомендация утверждена. Решением ТИК от ДАТА года инициативной группе отказано в регистрации для дальнейших процедур подготовки местного референдума. С выводами депутатской комиссии и решением Собрания депутатов не согласен, поскольку они нарушают Конституционное право инициативной группы и жителей города на проведение местного референдума. Согласно п.п. 1 п. 1ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» формирование и утверждение бюджета города является вопросом местного значения. 26 апреля 2007 года ФЗ № 63 в БК РФ введена ст. 74.1, где в п. 2 указано о возможностях бюджета осуществления мер социальной поддержки населения. В вопросе предлагаемого референдума речь идет о том, чтобы предусмотреть расчеты с организациями, производящими коммунальные услуги, нет прямого указания рассчитываться с ними.

В ходе производства по делу заявитель дополнил заявленные требования, просил признать формулировку указанных им вопросов соответствующими ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и действующему законодательству, поскольку согласно п. 26, п. 11, п. 20, п. 25, п. 38 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» указанные вопросы являются вопросами местного значения, признать недействительным решения ТИК от ДАТА года НОМЕР, НОМЕР. В остальной части исковые требования оставил без изменения л.д. 60-61, 126-127, 180).

Определением суда от ДАТА года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия г. Златоуста л.д. 128, оборот).

Определением суда от ДАТА года дела по заявлениям Хромова Г.И. объединены в одно производство.

В судебном заседании Хромов Г.И. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Суду пояснил, что инициативной группой решено провести референдум по вопросам сохранения лесов города, поскольку население города возражает против того, что с ними происходит. Согласно Закону «О местном референдуме» на референдум могут выноситься вопросы местного значения. Инициативной группой сформулированы вопросы, которые могут быть вынесены для обсуждения на местном референдуме в соответствии с п. 11, п. 20, 25, 26, 38 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 2 подп. 11, п. 20, п. 25, п. 26 ст. 6 Устава ЗГО.

По поводу вопроса об оказании социальной помощи населению города пояснил, что данный вопрос не вписывается в рамки ФЗ «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ», однако инициативная группа считает необходимым привлечь внимание депутатов ЗГО на то, что заработная плата в г. Златоусте является одной из самых низких в Челябинской области и о необходимости проведения социальной поддержки населения г. Златоуста на основании ст. 69 ФЗ «О бюджете РФ». О социальном обеспечении населения гласит так же и п. 2 ст. 74. 1 БК РФ.

Представитель Собрания депутатов ЗГО Игнатенко С.Б. с заявленными требованиями не согласилась.

В письменном отзыве на заявления Собрание депутатов указало, что в основу решения Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА года взято решение комиссии по местному самоуправлению НОМЕР от ДАТА года, имеющее подробную мотивированную часть, на которой настаивает Собрание депутатов. Согласно п.п. «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ на местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии или об изменении бюджета, исполнении и вменении финансовых обязательств муниципального образования. В соответствии с п.п. 4 п. 6 ст. 4 Закона Челябинской области от ДАТА г. НОМЕРЗО «О местном референдуме в Челябинской области» на местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования. Вопросы утверждения бюджета, внесения в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования согласно п.п. 2 п. 10 статьи 35 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поэтому не могут быть рассмотрены на референдуме. Кроме того, довод истца о том, что в местном бюджете можно «предусмотреть расчеты с организациями, производящими коммунальные услуги, без предусмотрения с ними самих расчетов», не основан на законе. Порядок составления, рассмотрения, утверждения проекта бюджета округа предусмотрен решением СД ЗГО от 03 ноября 2009 года № 82-ЗГО «О Положении о бюджетном процессе муниципального образования - Златоустовский городской округ» (далее - Положение). В соответствии с п. 2 Положения правовое регулирование бюджетного процесса округа основано на Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законах, Законе Челябинской области «О бюджетном процессе в Челябинской области», Уставе муниципального образования Златоустовский городской округ, решениях о бюджете округа на очередной финансовый год, настоящем Положении и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения. В соответствии с п. 19 Положения проект бюджета округа составляется на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития округа и основных направлениях бюджетной и налоговой политики в целях финансового обеспечения расходных обязательств округа в порядке, установленном Администрацией округа сроком на один год (очередной финансовый год).

В соответствии с п. 29 Положения проект решения о бюджете округа должен содержать: 1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета округа на очередной финансовый год в рублях; общий объем расходов бюджета округа на очередной финансовый год в рублях; дефицит (профицит) бюджета округа на очередной финансовый год в рублях; 4) объем остатков средств бюджета округа на начало очередного финансового года, направляемых в очередном финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов в рублях; 5)перечень главных администраторов доходов бюджета округа; 6) перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета округа; 7) распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета округа в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год в рублях; и др.

В соответствии со статьей 74.1. Бюджетного кодекса РФ: 1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. 2. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения».

Из содержания статьи следует, что безденежных ассигнований в бюджете предусмотрено быть не может. Также необходимо принять местный НПА, устанавливающий соответствующее публичное обязательство, для чего изыскать средства в местном бюджете на его реализацию, определив при этом возможность и законность данного мероприятия в соответствии с бюджетным законодательством. Решение вышеуказанного вопроса через местный референдум является незаконной процедурой. Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ № 131-ФЗ гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Оспариваемое решение Собрания депутатов полностью соответствует данной норме закона.

Формулировки вопросов по мерам сохранения лесов города не входят в перечень вопросов местного значения. Вопросы местного значения, выраженные в п.п. 26 п.1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ сформулированы в следующей редакции: «утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки г. Златоуста утверждены решением СД ЗГО от ДАТА года НОМЕР а также решением СД ЗГО от ДАТА года НОМЕР. Изменения в Генплан и Правила землепользования и застройки вносятся путем внесения изменений в соответствующие решения. Зоны НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР не являются природными или природно-рекреационными. Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов регулируется ст. 102-107 Лесного кодекса РФ, в которых установлены случаи запрета рубок лесных насаждений. Вопросы, изложенные в ходатайстве, регулируются Лесным законодательством и к компетенции органов местного самоуправления не относятся (134-135, 162-165).

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования Хромова Г.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статьей 36 указанного закона определен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.

Согласно указанной норме каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы, в котором должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (п. 3). К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п. 4).

В ходе судебного заседания установлено, что ДАТА года состоялось собрание инициативной группы граждан Златоустовского городского округа по поводу выдвижения инициативы проведения местного референдума. Уполномоченным представителем инициативной группы избран Хромов Г.И. л.д. 30-34).

ДАТА года инициативная группа обратилась в ТИК г. Златоуста с ходатайством о регистрации инициативной группы и разрешении сбора подписей для подготовки к проведению референдума по вопросам: «Согласны ли вы запретить всякое строительство в лесопарковой зоне, на территории Центрального района города, между АДРЕС и АДРЕС, обозначенных на карте градостроительного зонирования г. Златоуста зонами НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР НОМЕР?», «Согласны ли вы на территории г. Златоуста запретить всякую рубку леса под какое-либо строительство?» л.д. 37), а также с ходатайством о регистрации инициативной группы и разрешении сбора подписей для подготовки к проведению референдума по вопросу: «Согласны ли вы ограничить ежегодный рост тарифов на жилищные и коммунальные услуги на территории Златоустовского городского округа, начиная с 2011 года, не более ежегодного роста инфляции по Челябинской области?» л.д. 106).

Решениями Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР л.д. 38-39), от ДАТА года НОМЕР л.д. 107) было отказано в регистрации инициативной группы граждан ЗГО по выдвижению инициативы проведения местного референдума по ограничению роста тарифов оплаты жилья и по сохранению лесов, поскольку вопросы, предлагаемые инициативной группой на местный референдум, не соответствуют требованиям Закона Челябинской области «О местном референдуме в Челябинской области».

ДАТА года состоялось повторное собрание инициативной группы жителей г. Златоуста л.д. 45-48), по результатам которого в ТИК направлено ходатайство о регистрации инициативной группы и разрешении сбора подписей для подготовки к проведению референдума по вопросам: «Согласны ли вы запретить дальнейшее капитальное строительство в лесопарковой зоне, на территории АДРЕС, между АДРЕС и АДРЕС, обозначенных на карте градостроительного зонирования г. Златоуста зонами НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, за исключением размещения объектов гидротехнический сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов?», «Согласны ли вы на территории г. Златоуста запретить рубку леса под капитальное строительство за исключением размещения объектов гидротехнический сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов?» л.д. 50-51), а также ходатайство о регистрации инициативной группы и разрешении сбора подписей для подготовки к проведению референдума по вопросу: «Согласны ли вы обязать Собрание депутатов ЗГО, в соответствии с положением п. 2 ст. 74.1 БК РФ «О мерах социальной поддержки населения» ежегодно, начиная с ДАТА, предусмотреть в бюджете ЗГО расчеты с организациями, производящими жилищные и коммунальные услуги для населения города, для оплаты общей суммы той части тарифов на жилищные и коммунальные услуги, которая превышает уровень инфляции в Челябинской области за предыдущий год» л.д. 118-119).

Решениями ТИК от ДАТА года НОМЕРНОМЕР и НОМЕР соответственно ходатайства и приложенные к ним документы признаны соответствующими требованиями п.п. 1, 2, 3, 4 ст. 36 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и в соответствии с п. 5 ст. 36 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ направлены в Собрание депутатов ЗГО л.д. 52, 120).

ДАТА года комиссией по местному самоуправлению Собрания депутатов ЗГО приняты решения НОМЕРНОМЕР, НОМЕР соответственно, которыми признано, что формулировки вопросов ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума по мерам сохранения лесов не отвечают требованиям ст. 4 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года № 42-ЗО «О местном референдуме в Челябинской области» и ст. 8 Устава ЗГО. Формулировка вопроса ходатайства по проведению местного референдума по мерам ограничения роста тарифов оплаты жилья не отвечает требованиям ст. 4 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года №42-ЗО «О местном референдуме в Челябинской области». Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста рекомендовано отказать инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации л.д. 53-54, 121).

Собранием депутатов ЗГО приняты аналогичные решения от ДАТА года НОМЕР и НОМЕР, инициативной группе рекомендовано использовать другие формы взаимодействия с исполнительными и представительными (законодательными) органами власти всех уровней и правоохранительными органами л.д. 55, 122).

Решениями ТИК от ДАТА года НОМЕРНОМЕР, НОМЕР инициативной группе по проведению местного референдума отказано в регистрации л.д. 56, 123).

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 1,2 ст. 260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Указанный срок заявителем не пропущен (конверты,л.д. 58, 124).

Воспользовавшись предусмотренным законом правом, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Хромов Г.И. обратился в суд с заявлениями об оспаривании решений Собрания депутатов ЗГО ДАТА года НОМЕР и НОМЕР и решений ТИК от ДАТА года НОМЕРНОМЕР, НОМЕР.

Согласно п. 6 ст. 36 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 указанного закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Пунктом 6 статьи 7 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года № 42-30 «О местном референдуме в Челябинской области» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 4 данного Закона. Срок проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, составляет 15 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов, если иной срок не предусмотрен уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

В соответствии с п. 11 ст. 8 Устава Златоустовского городского округа гарантии права граждан на участие в референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения референдума регулируется законом Челябинской области.

Судом установлено, что ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов проверено Собранием депутатов ЗГО в установленные законом сроки.

В соответствии со ст. 4 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года № 42-30 «О местном референдуме в Челябинской области» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения; вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Челябинской области; вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

Статьей 8 Устава Златоустовского городского округа также установлено, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Челябинской области л.д. 141).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Хромов Г.И. каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что сформулированные инициативной группой вопросы местного референдума относятся к вопросам местного значения, не предоставил. Полагал, что изложенные инициативной группой по проведению местного референдума вопросы имеют местное значение, поскольку целью референдумов является сохранение лесов на территории г. Златоуста и оказание мер социальной поддержки населению города.

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы о запрете капитального строительства, запрете рубки леса под капитальное строительство, а также о мерах по ограничению роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги не отнесен к числу вопросов местного значения.

Предметы ведения местного самоуправления, в том числе вопросы местного значения, определены в ст. 6 Устава Златоустовского городского округа, при этом указанные вопросы в них также не включены л.д. 139-140).

Согласно ответу руководителя комитета по управлению имуществом Администрации ЗГО на запрос председателя Собрания депутатов ЗГО, ДАТА года проведена государственная регистрация права собственности РФ на участки лесного фонда. В них вошли участки, которые на момент проведения регистрации относились к землям поселений в связи с наличием утвержденного Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов трудящихся от 05 мая 1968 года № 195-З проекта городской черты г. Златоуст. При регистрации права собственности РФ в состав лесного фонда были включены участки земель населенных пунктов, занятые лесами. Эти участки в реестр муниципальной собственности не включались, право муниципальной собственности не регистрировалось л.д. 167).

Начальник геослужбы Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ЗГО ФИО6, опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста суду пояснила, что на карте градостроительного зонирования указаны три планировочных района: северный, центральный и юго-восточный. В каждом планировочном районе есть градостроительные зоны. Каждая градостроительная зона содержит территориальные зоны и указание на вид территориальной зоны. В зоне градостроительного зонирования НОМЕР имеются следующие виды территориальных зон: НОМЕР В соответствии с планшетами «Лесоустройство» ДАТА в квартале НОМЕР расположен земельный участок, не принадлежащий гослесфонду. Площадь данного участка составляет 3,66 га. Из них участок, непокрытый лесом, составляет 1,55 га. Согласно ответу НОМЕР от ДАТА года руководителя ОГУ «Миасское лесничество» на запрос Управления архитектуры и градостроительства, изъятие лесных участков из состава земель лесного фонда в кварталах НОМЕР, НОМЕР Городского лесничества Златоустовского лесхоза произведено согласно Акту комиссии по обмену земельными участками между г. Златоустом и Златоустовским мехлесхозом Челябинского управления лесного хозяйства от ДАТА года. Исходя из предоставленной копии акта, копии схемы земельного участка в кв. НОМЕР, НОМЕР городского лесничества Златоустовского мехлесхоза, обмен между землями г. Златоуста и землями Гослесфонда в данных кварталах был осуществлён для строительства больничного комплекса. Согласно ответу от ДАТА года начальника Управления Росреестра по ЧО земельные участки в кварталах НОМЕР, НОМЕР Городского лесничества Златоустовского лесхоза, переданные по обмену, расположены на землях населенных пунктов, находятся в неразграниченной государственной собственности. В соответствии с. п. 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов. Исходя из вышеизложенного, Администрация ЗГО вправе принять решение об отводе данного земельного участка. При утверждении генплана представители общественной организации «Златэкология» присутствовали и не возражали против утверждения новых районов строительства, заложенных генпланом. Существует определённый порядок внесения изменений в генплан. Все желающие могут с ними ознакомиться и выступить по данному вопросу на публичных слушаниях.

Как следует из представленной суду карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста л.д. 132), зоны 42, 43, 44, 56 относятся к центральному району города. Кроме природоохранных и природно-рекреационных зон в них имеются территориальные зоны застройки, коммунально-складские зоны, кладбище, административно-деловые, торгово-бытовые, культурно-просветительные и др. зоны, разрешенные виды использования которых приведены в правилах землепользования и застройки г. Златоуста.

Доводы Хромова Г.И. об отнесении указанных зон к рекреационным основаны на его личном мнении.

Суд также находит несостоятельной ссылку заявителя на то, что вопросы о запрете капитального строительства в лесопарковой зоне на территории центрального района города, а также о запрете рубки леса под капитальное строительство относятся к вопросам местного значения на основании п.п. 11, 20, 25, 26, 38 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Указанными пунктами ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены:

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;

38) осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Как следует из содержания указанных пунктов и их буквального толкования, вопросы, которые инициативная группа полагает необходимым вынести для обсуждения на местном референдуме, к вопросам местного значения не относятся.

Случаи запрета рубки лесных насаждений в защитных лесах и особо защитных участках лесов урегулированы гл. 15 Лесного кодекса РФ, варианты отступления от существующих запретов также урегулированы федеральным законодательством, в связи с чем полный запрет вырубки леса будет противоречить федеральному законодательству.

В подтверждение доводов заявителя в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен руководитель общественной организации «Златоэкология» ФИО7, который показал суду, что их группа начала движение в защиту лесного массива между АДРЕС и машзаводом, поскольку Администрация ЗГО начала переводить лесопарковую зону в зону коммунального и складского строительства, но она не имеет право этого делать в силу прямого указания п. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ. В лесопарковых зонах запрещается размещение всяких объектов строительства. Это относится как к федеральным землям, так и землям муниципалитетов и субъектов Федерации. На обращение к Главе ЗГО общественная организация получила ответ, что лес рубить не будут и в соответствии с генеральным планом города указанная территория является лесопарковой зоной. Данный ответ был дан от имени Главы ЗГО ДАТА год. Однако ДАТА года протоколом комиссии по землеотводам Администрации ЗГО НОМЕР, утвержденным ДАТА года, в установленном порядке были внесены изменения в генплан города в части вида территориальной зоны и был осуществлён перевод из лесной зоны в зону коммунального и складского хозяйства объектов по земельному участку примерной площадь 1 гектар по адресу: г. Златоуст, севернее территории интерната «Теремок» для строительства приюта для бездомных животных. В п. 2 протокола указано про строительство конного клуба. Этот вопрос поднимали на заседании общественной палаты и на собрании движения «За возрождение Урала». Никто не поддержал решение Администрации ЗГО. Для остановки вырубки леса было решено поддержать инициаторов движения проведения референдума.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, однако каких-либо сведений в части обстоятельств, входящих в предмет доказывания, он суду не сообщил.

В силу п.п. г п. 8 ст. 12 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования.

В соответствии с п.п. 4 п. 6 ст. 4 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года № 42-ЗО «О местном референдуме в Челябинской области» на местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 35 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ вопросы утверждения бюджета, внесения в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, действующее законодательство содержит прямой запрет на вынесение вопросов, касающихся принятия или изменения бюджета, на местный референдум.

В судебном заседании заявитель пояснил, что инициатива о проведении референдума о внесении в бюджет ЗГО положений о перенесении части расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг на расходную часть бюджета ЗГО носит исключительно декларативный характер, поскольку необходимо поднять вопрос об обеспечении нормального уровня жизни граждан.

Однако, данная позиция противоречит задачам и целям проведения референдума, установленным Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Законом Челябинской области от 29 июня 2006 года № 42-ЗО «О местном референдуме в Челябинской области».

В соответствии с п.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.

Учитывая, что вопросы, касающиеся запрета, либо разрешения вырубки леса в защитных лесах и особо защитных участках лесов находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а вопросы расходования бюджета не могут быть вынесены на местный референдум в силу прямого указания закона, решения Собрания депутатов ЗГО ДАТА года НОМЕР и НОМЕР «О рассмотрении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов», а также решения ТИК от ДАТА года НОМЕРНОМЕР, НОМЕР являются законными и обоснованными, а требования Хромова Г.И. о признании их недействительным - не подлежащими удовлетворению.

Как следствие не подлежат удовлетворению и требования заявителя о признании формулировки вопросов местного референдума соответствующим закону и возложении на Собрание депутатов ЗГО обязанности направить указание Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 261 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Хромова Геннадия Ивановича о признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума отвечающей требованиям законодательства, признании недействительными решений Собрания депутатов Златоустовского городского округа и Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, возложении на Собрание депутатов Златоустовского городского округа обязанности направить территориальной избирательной комиссии г. Златоуста указание о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума по вопросу капитального строительства, а также заявления Хромова Геннадия Ивановича о признании формулировки вопросов инициативной группы по проведению местного референдума отвечающей требованиям законодательства, признании недействительными решений Собрания депутатов Златоустовского городского округа и Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, возложении на Собрание депутатов Златоустовского городского округа обязанности направить территориальной избирательной комиссии г. Златоуста указание о регистрации инициативной группы для сбора подписей по подготовке проведения местного референдума по вопросу расходования бюджета отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.Е. Максимов