ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Златоустовский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Златоустовский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Битехтина Евгения Валерьевича к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области», Министерству финансов Челябинской области о возмещении расходов, связанных с перевозкой к месту проведения ежегодного отпуска и обратно,

у с т а н о в и л:

Битехтин Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» (далее - ГУ «1 ОФПС по Челябинской области») о возмещении расходов, связанных с перевозкой к месту проведения ежегодного отпуска и обратно в размере 2 463 рублей 60 копеек.

В обосновании своих требований сослался на то, что на основании контракта о службе в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с ДАТА года проходит службу в должности водителя в государственном учреждении 1-й отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области». В силу ст.8 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. Под пунктами «а, б» пункта 2 Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 (далее - «Положение») предусмотрено, что Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба исполнения наказания, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным междугородным автомобильным транспортом сотрудников и одного из членов их семьи к месту проведения очередного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год). Указанные расходы за 2008-й год ему возвращены не были, задолженность составляет 2 463, 60 рубля. Министерство финансов Челябинской области, мотивируя наличие кредиторской задолженности за 2008 год по проезду в отпуск сотрудников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы и членов их семей, ссылается на недостаточность обеспечения в настоящее время областного бюджета собственными доходами, а также на то, что пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 о финансировании расходов проезду в отпуск вышеуказанных лиц за счет средств бюджетов субъектов РФ носит рекомендательный характер. Указанным пунктом действительно рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при формировании собственных бюджетов предусматривать финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных Положением. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ (ст. 10 закона «О пожарной безопасности»). Невыполнение указанной рекомендации влечет нарушение его права на возмещение расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, нарушение гарантированного законом права на социальную защиту и льготы.

Истец Битехтин Е.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ «1 ОФПС по Челябинской области», представитель третьих лиц Главного управления МЧС России по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, привлеченного определением суда л.д. 17), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управления Федерального казначейства Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства финансов Челябинской области указал, что ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» входит в структуру федеральной противопожарной службы, финансовое обеспечение деятельности которой, социальные гарантии и компенсации ее личному составу являются расходным обязательством Российской Федерации (ст. 10 ФЗ № 69-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 предусмотрено, что финансирование мероприятий по возмещению расходов, связанных с перевозкой сотрудников Государственной противопожарной службы, осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за счет средств федерального бюджета, в пределах средств, предусмотренных на их текущее содержание в федеральном бюджете на соответствующий год. Положением о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС РФ от 06 мая 2003 года № 236 предусмотрено, что заявки на транспортные расходы по системе МЧС России представляются в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 89, 90 Приказа). Учитывая, что социальные гарантии, связанные с возмещением сотрудникам Государственной противопожарной службы расходов по проезду к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно (один раз в год), предусмотрены нормативным правовым актом Правительства РФ и являются в силу ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 182-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходными обязательствами Российской Федерации, исковые требования о взыскании компенсации расходов на проезд к месту проведения отпуска подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Челябинской области предусмотрены денежные средства в сумме 874574,5 тыс. руб. в виде иных межбюджетных трансфертов на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов РФ. Указанные средства в соответствии с п. 3 ст. 4 Соглашения между МЧС РФ и Правительством Челябинской области от декабря 2007 года перечисляются на счета Главного управления МЧС России по Челябинской области, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области. Согласно п. 2 ст. 4 указанного Соглашения объем финансовых средств, поступающих в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Челябинской области, предусмотрен в Законе Челябинской области от 27 сентября 2007 года № 200-ЗО «Об областном бюджете на 2008 год». В указанном Законе предусмотрены средства в сумме 205011,4 тыс.руб. на материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ГПС, в том числе 8 462,4 тыс.руб. на возмещение расходов по оплате проезда к месту отпуска. Указанные расходы в сумме 8 462,4 тыс.руб. предусмотрены в областном бюджете в связи с тем, что в отношении сотрудников ГПС, содержание которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, постановление Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716, утвердившее Положение о возмещении расходов по перевозке указанных сотрудников, носит рекомендательных характер. Таким образом, планируемые транспортные расходы сотрудников противопожарной службы Челябинская область профинансировала в полном объеме, исходя из финансовых возможностей субъекта РФ. В соответствии с действующим законодательством на Челябинскую область не возлагалась обязанность по предоставлению социальных гарантий по возмещению расходов, связанных с проездом к месту проведения отпуска, установленных федеральным законом сотрудникам противопожарной службы, кроме того, Челябинская область не брала на себя таких обязательств л.д. 19-20).

Из отзыва л.д.14) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий следует, что на основании пп. А п. 2 Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. N 716, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год).

В соответствии со ст. 6 БК РФ и п.п. 4,5 Положения, ОГПС НОМЕР является бюджетным учреждением. В настоящее время и в соответствии с Приложением НОМЕР к приказу МЧС России от ДАТАг. НОМЕР ОГПС НОМЕР преобразовано в форме слияния в государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», является бюджетным учреждением. Сотрудники ОГПС содержатся за счет областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 817 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" денежное содержание сотрудников ОГПС НОМЕР осуществлялось за счет межбюджетный трансфертов, кроме возмещения расходов, связанных с оплатой проездных документов к месту проведения очередного отпуска. В соответствии с Перечнем главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТАг. НОМЕР, ГУ МЧС России по Челябинской области является главным распорядителем средств областного бюджета с кодом ведомства НОМЕР. согласно п.п. 4 п. 13 Перечня получателей средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТАг. ОГПС НОМЕР является получателем средств областного бюджета через главного распорядителя МЧС России по Челябинской области. В соответствии с законом Челябинской области от ДАТАг. НОМЕР на 2008г. выделены лимиты денежных средств на оплату проезда сотрудникам в отпуск в сумме 7 784 000 рублей. В связи с недостаточностью денежных средств на оплату проезда было дополнительно перераспределено на статью об оплате в сумме 678 00 рублей. В связи с недостаточностью денежных средств образовалась задолженность. С 2009г. государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» переведено полностью на финансирование из федерального бюджета и Главное управление МЧС России по Челябинской области перестало быть для 1 отряда главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами системы РФ, ни ГУ МЧС России по Челябинской области, ни ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» не могут произвести за 2008г. оплату за проезд сотрудникам, содержащимся за счет областного бюджета из федерального бюджета. Считают возможным произвести оплату проезда за счет средств Министерства финансов Челябинской области.

Исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования Битехтина Е.В. подлежащими удовлетворению.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец проходит службу в - ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» г. Златоуста с ДАТА года в должности водителя восьмой пожарной части л.д. 5-8).

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Согласно Положению, утвержденному начальником ГУ МЧС России по Челябинской области ДАТА года, ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» входит в систему Государственной противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области, возглавляет и организует работу подразделений противопожарной службы Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района Челябинской области.

Из Положения о ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» следует, что оно является юридическим лицом: имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, и по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением, созданным в форме бюджетного учреждения (п.4). Финансирование ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств других источников финансирования не запрещенных законодательством Российской Федерации (п.5). Планирует и осуществляет в установленном порядке свое финансирование и материально-техническое обеспечение (п. 25.1).

Пунктом 26.7 Положения предусмотрено, что ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» обеспечивает гарантии правовой и социальной защиты личного состава отряда и членов их семей.

Поскольку ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» входит в структуру государственной противопожарной службы, то порядок и условия прохождения государственной службы его сотрудниками регламентируются ФЗ «О пожарной безопасности», а также в соответствии с со ст.7 данного закона Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДАТА года НОМЕР.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

Согласно ст.45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно.

Указанное положение распространяется в силу вышеуказанных норм закона и на сотрудников федеральной противопожарной службы.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 утверждено Положение о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также личного состава.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников Министерства к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год).

Таким образом, сотрудникам Государственной противопожарной службы государством гарантировано право на возмещение расходов по оплате проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно, а на органы, в которых они проходят службу, возложена обязанность по оплате данных расходов.

Согласно п.2 ст.120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, Битехтин Е.В. проходит службу в ГУ «1 ОФПС по Челябинской области», которое является структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области и самостоятельным юридическим лицом, и в соответствии с Положением о нем должно обеспечивать гарантии правовой и социальной защиты личного состава.

Согласно справке ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» от ДАТА года НОМЕР задолженность за проезд к месту проведения отпуска и обратно за 2008-й год по статье 222 «Транспортные услуги» перед Битехтиным Е.В. составляет 2 463, 60 рубля.

Таким образом, ответчиком ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» признан факт наличия задолженности учреждения перед истцом по возмещению расходов по оплате проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска (лечения) и обратно. Размер задолженности сторонами не оспаривается.

Невыплата истцу компенсации расходов за проезд к месту проведения отпуска и обратно нарушает его право на получение гарантированных законом компенсаций.

Согласно ст.165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В заключенном с истцом контракте о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотрена обязанность начальника ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» своевременно предоставлять сотруднику установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, а также другие установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ социальные гарантии и компенсации для него и членов его семьи.

Поскольку Положением о службе в ОВД и ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудникам ГПС гарантирована выплата компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно, то исходя из положений ст.165 ТК РФ, указанную компенсацию обязан выплачивать работодатель сотрудника.

Отсутствие средств или недостаточность финансирования ответчика (государственного учреждения) со стороны собственника его имущества, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, суд пришел к выводу, что обязанность по возмещению истцу понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно лежит на ГУ «1 ОФПС по Челябинской области», как работодателе Битехтина Е.В.

То обстоятельство, что ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» финансируется из федерального бюджета, не освобождает ответчика от обязанности выплатить истцу гарантированную законом компенсацию расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

На основании изложенного, с ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» в пользу истца подлежит взысканию компенсация расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно в размере 2 463, 60 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковые требования Битехтина Евгения Валерьевича удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» в возмещение расходов на проезд к месту проведения очередного отпуска и обратно за 2008 год в пользу Битехтина Евгения Валерьевича 2 463 (две тысячи четыреста шестьдесят три) рубля 60 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Васильев