ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Зуевского районного суда (Кировская область)

                                                                                    Зуевский районный суд Кировской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Зуевский районный суд Кировской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

октября 2010 года 

  Зуевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Богатовой Г.Т.,

с участием помощника прокурора Зуевской районной прокуратуры Снигиревой Н.А.,

при секретаре Рыловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зуевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования  поселение  об обязанности разработать проект зоны санитарной защиты и установить зону санитарной защиты у эксплуатационной артезианской скважины № 5,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зуевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования  поселение Зуевского района Кировской области об обязанности разработать проект зоны санитарной защиты и установить зону санитарной защиты у эксплуатационной артезианской скважины № 5, указывая на то, что проведенной прокуратурой района проверкой санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения установлено, что у эксплуатируемой водозаборной скважины № 5 по адресу  территория первого пояса зоны санитарной защиты не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к павильону не имеет твердого покрытия, что является нарушением требования п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. Не выполнены мероприятия по санитарному благоустройству территории населенного пункта  (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.), в зоне санитарной защиты второго и третьего поясов располагается частный жилой сектор, частично неканализованный, что является нарушением требований п. 3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02. Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие ограждения зоны санитарной охраны первого пояса и планирования территории ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, отсутствие дорожек с твердым покрытием, нахождение в ЗСО второго и третьего поясов частного жилого сектора, частично или полностью неканализованного, объектов промышленного назначения, гаражей у эксплуатационной артезианской скважины № 5 может привести к загрязнению водоносного слоя. Уставом муниципального образования  поселение закреплено, что администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Здание артезианской скважины по  находится в собственности администрации  поселения. Земельный участок, на котором расположена эксплуатационная артезианская скважина № 5, относится к землям  поселения. В соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду ООО «», которое в настоящее время обслуживает эксплуатационную артезианскую скважину № 5. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение водного горизонта, создает угрозу использования водозаборной (артезианской) скважины в террористических целях. Указанные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья населения, ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие зоны санитарной охраны у эксплуатационной артезианской скважины № 5 может способствовать акту терроризма.

В судебном заседании прокурор Снигирева Н.А. в интересах неопределенного круга лиц заявленные требования уточнила, просит обязать администрацию МО « поселение» разработать проект зоны санитарной охраны, установить зону санитарной охраны, спланировать территорию ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, оборудовать дорожки с твердым покрытием у эксплуатационной артезианской скважины № 5, расположенной по .

Представитель ответчика – администрации муниципального образования  поселение Кировской области – Пластинин Ю.В. иск частично признает, пояснил при этом, что в бюджете города нет средств, чтобы проводить работу по охране и содержанию скважин. Администрации города будет дешевле затампонировать указанную скважину, так как фактически она не нужна.

Представитель третьего лица ООО «» на судебное заседание не явился. От ООО «» имеется письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя, с исковыми требованиями прокурора согласны, указав при этом, что администрация  поселения не принимает должных мер, направленных на установление зоны санитарной защиты первого пояса строгой охраны артезианской скважины № 5, тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории  поселения, ограничиваются права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «» арендует у администрации  поселения магистральные сети водоснабжения и водоотведения и 15 артезианских скважин. Арендодатель обязан за свой счет устранить все нарушения, связанные с эксплуатацией артезианских скважин, расположенных на территории  поселения и привести их в соответствии с СанПиН 2.1.4.11.1110-02. Арендодатель должен получить заключение центра санитарно-эпидемиологического надзора по проекту зон санитарной защиты, осуществить ограждение первого пояса (строгой охраны) санитарных зон, спланировать территорию артезианских скважин для отвода поверхностных стоков за их пределы.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области – Поникаровский , поддержал исковые требования прокурора, в суде пояснил, что при проверке санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения выявились следующие нарушения: территория первого пояса ЗСО эксплуатационной водозаборной скважины № 5, расположенной по адресу , не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, частично не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к сооружениям не имеет твердого покрытия, что является нарушением требований п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Не выполнены мероприятия по санитарному благоустройству территории населенного пункта  (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.): в ЗСО второго и третьего поясов располагается частный жилой сектор, частично не канализованный, что является нарушением требований п. 3.2.3.2 СанПиН 2.1.4.11.1110-02. Все нарушения, связанные с эксплуатацией артезианских скважин, администрация  поселения обязана устранить за свой счет: спланировать территорию ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, оборудовать дорожки с твердым покрытием, а затем разработать проект зоны санитарной охраны и установить зону санитарной охраны.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-

бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Создание таких зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30марта1999года N52-ФЗ
в редакции от 22.12.2008 N 268-ФЗ), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 главного государственного санитарного врача РФ, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4. 1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.3.2. СанПиН 2.1.4. 1110-02 по второму поясу ЗСО должны выполняться мероприятия по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

Как установлено в судебном заседании прокуратурой района была проведена проверка санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения. Территория первого пояса ЗСО у эксплуатируемой водозаборной скважины № 5 не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к павильону не имеет твердого покрытия, что является нарушением требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4. 1110-02. Не выполнены мероприятия по санитарному благоустройству территории населенного пункта  (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.), в зоне санитарной защиты второго и третьего располагается частный жилой сектор, частично не канализованный, что является нарушением требований п. 3.2.3.2 СанПиН 2.1.4. 1110-02. Не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Бездействие администрации   поселения, выразившееся в непринятии мер к установлению зоны санитарной охраны у эксплуатационной скважины, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также способствует совершению акта терроризма.

Факты нарушения режима зон санитарной охраны источника водоснабжения нашли свое отражение также и в материалах дела.

Как следует из перечня имущества, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования  поселение, утвержденного Постановлением правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №, здание артезианской скважины, расположенной по адресу , является муниципальной собственностью муниципального образования  поселение. (л.д. 11-12).

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ здание артезианской скважины, расположенной по адресу , передано в муниципальную собственность муниципального образования  поселение. (л.д.13-15).

В материалах дела имеется паспорт эксплуатационной артезианской скважины №5, которая введена в эксплуатацию в 1963 году (л.д.17-24).

Между администрацией  поселения и ООО «» заключен договор аренды имущества ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому здание артезианской скважины № 5 передано во временное пользование и владение ООО «» для оказания услуг водоснабжения и канализации, о чем также имеется акт приема-передачи имущества по договору аренды муниципального имущества (л.д.43-47).

По договору аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «» является арендатором земельного участка, расположенного по адресу , т.е. участка, на котором расположена скважина. (л.д.25).

Здание артезианской скважины, расположенной на , состоит на учете основных средств администрации  поселения, что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств №. (л.д.19).

Как следует из Устава МО « поселение» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: п.3. - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; п. 30 - осуществление в пределах, установленным водным законодательством РФ полномочий собственника водных объектов; п. 31 - участие в профилактике терроризма и экстремизма (л.д. 33-39).

По информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в результате проверки требований санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения выявлены нарушения требований п. 3.2.1.1, 3.2.3.2. СанПиН 2.1.4. 1110-02 (л.д.7).

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Зуевского района удовлетворить.

Обязать администрацию МО « поселение» спланировать территорию ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, оборудовать дорожки с твердым покрытием, разработать проект зоны санитарной защиты у эксплуатационной артезианской скважины № 5.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения, мотивированное решение отложено на пять дней.

Судья Зуевского районного суда Г.Т. Богатова.