Дело № 0 УИД 78RS0№ 0-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 15 июля 2020 года
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Измайлове Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михневич Л.И., Афанасьевой Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» о признании начисления платы незаконным, обязании провести перерасчет, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Михневич Л.И. и Афанасьева Е.А. обратились в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района», в котором, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просят признать незаконными произведенные ответчиком начисления платы за услугу отопления площади квартир и начисленные на них пени по квартирам № 0 и 19 по адресу: Санкт-Петербург, ...; обязать ответчика произвести перерасчет по услуге «отопление» данных квартир с учетом начисления платы за отопление только общедомовых нужд; взыскать с ответчика в пользу Афанасьевой Е.А. по ... неосновательное обогащение в размере 29 264,07 руб., неустойку в размере 29 264,07 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя; взыскать с ответчика в пользу Михневич Л.И. по ... неосновательное обогащение в размере 21 580,53 руб., неустойку в размере 21 580,53 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что являются собственниками квартир, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, .... В указанных квартирах установлено автономное отопление - индивидуальный газовый котел, так как истцам была предоставлена с 2002 года некачественная услуга по отоплению и в квартирах была низкая температура. Разрешение на установку котлов выдало СПБ ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района». В 2013 году ответчик подтвердил разрешение истцам на установку в их квартирах индивидуального отопления. В 2019 году межведомственная комиссии администрации Пушкинского района подтвердила регламент действий по установке котлов в квартирах истцов. Переоборудование квартир газовыми котлами осуществлено в согласовании с ООО «ПетербургГаз». При этом в квартирах не была осуществлена перепланировка и переустройство, что подтверждено письмами администрации Пушкинского района, в связи с чем решения общего собрания собственников помещений дома не требовалось. Поскольку в период с ноября 2017 года по 01 июня 2020 года услуга «отопление» управляющей компанией ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» не предоставлялась, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в виде переплаты истцов за данную услугу. Действиями ответчика, который незаконно начисляет плату за услугу отопления истцам причинен моральный вред.
В судебном заседании Михневич Л.И. иск поддержала.
Афанасьева Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» Неживых А.С. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения.
Третье лицо Афанасьева В.А. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что собственниками ... литера А по ... являются Афанасьева Е.А. с 2008 года (1/3 доли) и Афанасьева В.А. с 06.04.2015 (2/3 доли).
Собственниками ... с 2013 года являются Афанасьева Е.А. и Афанасьева В.А. по ? доли у каждой.
Эксплуатацию и техническое обслуживание многоквартирного ... в ...-Петербурга осуществляет ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района».
10.01.2013 между ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» и теплоснабжающей организацией ООО «Троя» заключен договор поставки тепловой энергии.
В 2013 году в указанных квартирах установлено автономное отопление посредством установки индивидуального газового котла.
Согласно акту от 03.10.2013, составленному начальником ДУ № 29 с участием представителя ООО «Троя» в квартире № 14, расположенной по адресу: ..., стояки центрального отопления отрезаны от общей системы отопления, в связи с установкой индивидуального газового котла, с сохранением транзита теплоснабжения по дому в целом.
В соответствии с актом от 01.06.2015, составленному начальником ДУ № 29 в ..., расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ..., стояки центрального отопления отрезаны от общей системы отопления, в связи с установкой индивидуального газового котла, с сохранением транзита теплоснабжения по дому в целом.
02.04.2019 истцы обратились к ответчику с претензией о производстве перерасчета оплаты услуги «отопление» (л.д. 23-24).
В ответе от 08.04.2019 ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» сообщило, что в квартирах истцов использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии осуществляется не в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», в связи с чем применение формулы 2 (5) в постановлении Правительства РФ № 1708, неправомерно (л.д. 25).
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в статье 36 ЖК РФ.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения № 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Таким образом, собственниками помещений, использующими индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, для раздельной оплаты коммунальной услуги по отоплению должен быть соблюден установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.07.2018 по делу № 2-2297/2018 исковые требования Михневич Л.И. и Афанасьевой Е.А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» о признании незаконным действий по начислению платы за отопление, взыскании денежных средств удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2018 решение суда отменено, в удовлетворении иска Михневич Л.И. и Афанасьевой Е.А. отказано.
Судебной коллегией установлено, что по смыслу положений Федерального закона № 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако доказательств внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома и наличия согласия всех собственников помещений на данные изменения истцами не представлено.
Сам по себе демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцами не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая как индивидуально квартиры, так и весь объект теплоснабжения в целом.
Таким образом, освобождение истцов от оплаты коммунальной услуги по отоплению в полном объеме не соответствует нормам действующего законодательства, повлечет необоснованное освобождение истцов от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за ее потребление на общедомовые нужды.
Действия ООО «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» по начислению истцам оплаты данных услуг являются законными и обоснованными.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Статьей 26 ЖК РФ установлен перечень документов и порядок рассмотрения заявления о согласовании перепланировки.
Так, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме предоставляет наряду с заявлением, в частности, следующие документы: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцами не представлено доказательств соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ.
В пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, разъяснено, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Наличие у ответчика собственной системы автономного отопления нежилых помещений не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Положения части 4 статьи 17 ЖК РФ предусматривают, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов не только проживающих в этом жилом помещении граждан, но и соседей, в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу норм Федерального закона № 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
С учетом изложенного, поскольку доказательств внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома и наличия согласия всех собственников помещений на данные изменения истцами не представлено, установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления не соблюден, оснований для признания незаконными произведенные ответчиком начисления платы за услугу отопления площади квартир и начисленные на них пени по квартирам ... не имеется. Также как и оснований обязать ответчика произвести перерасчет по услуге «отопление» данных квартир с учетом начисления платы за отопление только общедомовых нужд.
При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению и требования истцов о взыскании с ответчика в их пользу неосновательного обогащения, неустойки, компенсацию морального вреда и штрафа, так как в ходе рассмотрения дела не установлено нарушения прав истцов как потребителей.
Помимо изложенного, Михневич Л.И. с 2015 года не является собственником ... а следовательно, ее права действиями ответчика по начислению платы за отопление не нарушаются.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михневич Л.И. Афанасьевой Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Пушкинского района» о признании начисления платы незаконным, обязании провести перерасчет, взыскании денежных средств отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья