ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 00-10 от 01.02.2024 Чаунского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №00а-1/2024

УИД 87RS0№00-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024г. г. Певек

Чаунский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наумова А.М.,

при секретаре судебного заседания Киевской А.А.,

с участием

представителя административного истца – помощника прокурора

<адрес> Чукотского АО Сандипова А.Б.

представителя административного ответчика- Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского АО Алесько Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №00а-1/2024 по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, поданному интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и экологии <адрес> о возложении обязанности по проведению мероприятий по выявлению объектов накопления вреда окружающей среде в поселке Валькумей,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и экологии <адрес> (далее- Департамент), в котором с учетом уточнений требований (т.4 л.д.138-142) просит возложить на Департамент обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по выявлению следующих объектов накопленного вреда окружающей среде (далее ОHBOC), образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей» городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных точек в системе координат WGS-84: 69.588583, 170.181117, 69.591467, 170.174, 69.593517, 170.190883, 69.595733, 170.192367, 69.600017, 170.186017, 69.5994, 170.18185, 69.598133, 170.18215, 69.5976, 170.18055, 69.597883, 170.179617, 170.18015, 69.5992. 170.179117, 69.595683, 170.1645, 69.599133, 170.15575, 69.596033, 170.154817, 69.593983, 170.1565, 69.591717, 170.16515, общей площадью 907079,477 м2:

здания шахты, расположенного в границах, координат поворотных точек: 69.5990571, 170.1822746, 69.5990632, 170.1825550, 69.5979512, 170.1829874, 69.5979512, 170.1822570, общей площадью 2436,203 м2;

главного цеха, расположенного в границах координат поворотных точек: 69.5952104, 170.1757012, 69.5952786, 170.1765392, 69.5957728, 170.1761621, 69.5959809, 170.1779951, 69.5952311, 170.1786445, 69.5950010, 170.1758479, общей площадью 7240,55 м2;

здания котельной, расположенного в границах координат поворотных точек: 69.5958957, 170,1746328, 69.5959176, 170.1751391, 69.5956511, 170.1752788, 69.5956352, 170.1747411, общей площадью 607,457 м2;

здания механического цеха, расположенного в границах координат поворотных точек: 69.5994609, 170.1831583, 69.5995648, 170.1838623, 69.5988794, 170.1838448, 69.5989843, 170.1846190, общей площадью 2191,469 м2;

санитарно-бытового помещения, расположенного, в границах координат поворотных точек: 69.5994609, 170.1831583, 69.5995648, 170.1838623, 69.5988794, 170.1838448, 69.5989843, 170.1846190, общей площадью 411,393 м2;

складов, расположенных в границах координат поворотных точек: 69,5965889, 170.1757885, 69.5966315, 170.1761377, 69.5959146, 170.1766509, 69.5958963,170.1761726, общей площадью 1325,49 м2;

здания электроподстанции, расположенного в границах координат поворотных точек: 69.5992303, 170.1863382, 69.5992832, 170.1867881, 69.5989777, 170.1870510, 69.5989696, 170.1867355, общей площадью 514,101 м2;

песчаного отвала, расположенного в границах координат поворотных точек: 69.596063, 170.154815, 69.598240, 170.155440, 69.598385, 170.155977, 69.597563, 170.157884, 69.595749, 170.164404, 69.595834, 170.165479, 69.595507, 170.165340, 69.594827, 170.166537, 69.594247, 170.166068, 69.594053, 170.167022, 69.593842, 170.167057, 69.593697, 170.167247, 69.593527, 170.166901, 69.592862, 170.166675, 69.592717, 170.166866, 69.592530, 170.166641, 69.592294, 170.166467, 69.591949, 170.166779, 69,591744, 170.165548, 69.592433, 170.162601, общей площадью 188887,096 м2;

песчаного отвала, расположенного в границах координат поворотных, точек:69.594987, 170.185557, 69.595090, 170,183841, 69.595278, 170.181968, 69,596051, 170.180616, 69.596178, 170.180598, 69.596698, 170.181899, 69.596916, 170.181327, 69.597702, 170.182090, 69.597405, 170.182904, 69.597049, 170.182558, 69.596668, 170.183217, 69.596614, 170.183997, 69.595731, 170.185176, 69.595622, 170.185176, 69.594897, 170.186494, 69.594449, 170.188089, 69.593930, 170.187985, 69.593561, 170.186355, 69.593494, 170.184690, 69.594105, 170.183511, 69.594649, 170.184309, общей площадью 52680,151 м2;

хвостохранилища - песчаного отвала в поселке Западный городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных точек в системе координат WGS-84: 69,58620655060976, 170.61303606547125, 69.58505297882772, 170.61413040674935, 69.58405666198992, 170.61110487498053, 69.58499305131322, 170.6082724622608, общей площадью 27106 м2 ;

цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных точек в системе координат WGS-84: 69.58715033560163, 170.60548296488534, 69.5860342679008, 170.60883036173595, 69.58531515973965, 170.60692062891735, 69.5864537350458, 170.60353031671673, общей площадью 19818 м2.

В обоснование требований административный истец указал, что проведенной прокуратурой округа проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что находящейся в границах городского округа Певек на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Певекский горно-обогатительный комбинат рудника «Валькумей» в поселке Валькумей, и территория Певекского цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный подпадают под понятие «накопленный вред окружающей среде».

Из архивных справок следует, что на указанных объектах в период с 1941 по 1993 год осуществлялась промышленная деятельность.

По информации Департамента в последние годы работы обогатительной фабрики применялись ксаногенаты и иные флотационные реагенты, на территории промзоны находятся котельные с золотоотвалами, визуально имеются очаги загрязнения почв.

Несмотря на возможные негативные последствия объектов капитального строительства и объектов размещения отходов Певекского горно-обогатительного комбината, Певекского цеха ремонта горного оборудования, административным ответчиком работы по выявлению и оценке прошлой экономической деятельности Певекского горно-обогатительного комбината не проведены, меры по включению объектов в государственный реестр не приняты, что послужило основанием для предъявления в суд настоящего административного иска.

Представитель административного истца Сандипов А.Б. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского АО Алесько Т.Л. в судебном заседании административные исковые требования не признала. В обоснование возражений административным ответчиком указывалось, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе проводить мероприятия по выявлению и оценке накопленного вреда окружающей среде, исходя из наличия возможностей (в том числе финансовых), целесообразности, приемлемых сроков, а также во взаимодействии с Министерством природы Российской Федерации. В настоящее время Министерством природы Российской Федерации ведется работа по организации обследования и оценки находящихся на территории Российской Федерации объектов НВОС, включенных в перечень объектов, подлежащих обследованию и оценке. Нормативный правовой акт, который бы регулировал порядок проведения выявления и оценки, в настоящее время не принят.

Мероприятия по выявлению и оценке HBOC, образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей», хвостохранилища - песчаного отвала и цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный городского округа Певек являются высокозатратными, требующими значительных капитальных вложений.

В связи со сложной транспортной схемой <адрес> и отдаленностью объектов НВОС, особыми климатическими условиями, отсутствием на территории округа необходимой техники для осуществления обследования территорий и их инвентаризации, осуществление мероприятий по выявлению и оценке объектов НВОС возможны только в период с июня по сентябрь. Потому предложенный истцом срок является необоснованным и недостаточным для фактического исполнения решения суда (т.2 л.д. 13-16, 193-195).

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление указал, что Певекский горно-обогатительный комбинат рудника «Валькумей» и Певекский цех ремонта горного оборудования в поселке Западный не включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии с разделом 5 государственной программы РФ «Охрана окружающей среды», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№00, в субъектах Российской Федерации выявлено 1929 объектов с признаками объектов НВОС, в том числе в субъектах РФ, входящих в состав приоритетных территорий. Указанные объекты после их обследования и оценки, в том числе с учетом их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни, будут ликвидированы в рамках реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации ОНВОС из средств федерального бюджета в рамках ФП «Генеральная уборка» осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ№00 предоставил в Минприроды России информацию в отношении 3 объектов, обладающих признаками ОНВОС, в том числе о вышеуказанных объектах. Минприроды России письмом от ДД.ММ.ГГГГ№00 в адрес Роспотребнадзора и Росприроднадзора направил перечень 578 объектов, обладающих признаками ОНВОС, в том числе о вышеуказанных в иске объектах, в отношении которых в 2023 году предлагается проведение мероприятий по обследованию и оценке их влияния на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан в рамках ФП «Генеральная уборка». Решение о выделении средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации указанных объектов в рамках ФП «Генеральная уборка» будет приниматься на основании результатов мероприятий по обследованию и оценке их влияния на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни, после включения объектов в ГРОНВОС и категорированию указанных ОНВОС, а также после предоставления Правительством Чукотского АО в Минприроды России заявки на предоставление субсидии, соответствующей приложению №00 к Правилам предоставления субсидии. (т.2 л.д.177-178).

Представитель администрации городского округа Певек в судебное заседание не явился, производство по административным исковым требованиям к администрации г.о.Певек прекращено в связи с отказом прокурора от административного иска к данному ответчику.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ) накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Согласно ст. 80.1 указанного Федерального закона инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством выявления таких объектов, их обследования и оценки (ч.1).

В силу части 3 статьи 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ выявить объект накопленного вреда окружающей среде, значит определить его место нахождения; площадь территорий, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, целевое назначение земель и (или) земельных участков; вид хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате осуществления которой возник накопленный вред окружающей среде; наличие объектов капитального строительства и (или) отходов производства и потребления на территориях, которые могут быть признаны объектами накопленного вреда окружающей среде; компоненты природной среды, на которые может быть оказано негативное воздействие объекта накопленного вреда окружающей среде; количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта накопленного вреда окружающей среде.

Исходя их содержаний пунктов 4,5,6 статьи 80.1, статей 80.2, 80.3 Федерального закона № 7-ФЗ, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде является первой стадией процесса инвентаризации объектов НВОС, без которой не возможны дальнейшие обследование, оценка воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан, их учет и ликвидация накопленного вреда.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> на основании задания Генеральной прокуратуры Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ№00 было принято решение №00 о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и принятых с соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Решением от ДД.ММ.ГГГГ срок проверки был продлен на 30 календарных дней. (том 1 л.д. 10-11)

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки было приостановлено по основаниям, предусмотренных пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№00 «О прокуратуре Российской Федерации». (том 1 л.д.12-13)

По результатам проведенной прокуратурой проверки на территории городского округа Певек выявлено наличие объектов, подпадающих под понятие «накопленный вред окружающей среде»: Певекский горно-обогатительный комбинат рудника «Валькумей», расположенный в поселке Валькумей, и территория Певекского цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный.

Из архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ№00 и от ДД.ММ.ГГГГ№00а, представленных в материалах прокурорской проверки, следует, что ДД.ММ.ГГГГ было образовано Чаун-Чукотское горно-промышленное управление Дальстрой МВД СССР (ЧЧГПУ Дальстрой МВД СССР), которое в дальнейшем на основании приказа Генерального директора союзного производственного объединения «Севервостокзолото» от ДД.ММ.ГГГГ№00 «Об изменении структуры управления производством на предприятиях <адрес> горно-промышленного управления» было ликвидировано с созданием на его базе Певекского горно-рудного комбината (с ДД.ММ.ГГГГ – Певекский горно-обогатительный комбинат) в составе следующих предприятий и организаций:

рудник (шахта) «Валькумей», который производил добычу рудного олова подземным способом на одноименном месторождении;

обогатительная фабрика №00 (шлихо-обогатительная фабрика), прииск «Красноармейский», которые вели добычу металла из россыпных месторождений открытым способом;

рудник «Пламенный»; карьер «Гыргычан», созданный в 1967 году на базе россыпных месторождений Гыргшычан – Куйвеемского узла;

певекский цех ремонта горного оборудования (<адрес>), который с 1973 года производил ремонт горной и землеройной техники (ранее до 1973 года цех носил название ремонтно-механический завод). (т.1 л.д.85-87).

Эксплуатация указанных объектов и ведение на них экономической и иной деятельности прекращены в 1993 году на основании постановлений Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№00 «О создании комиссии по руднику Валькумей», от ДД.ММ.ГГГГ№00 «О мокрой консервации рудника Валькумей Певекского ГОКа» (т.1 л.д.37, 38).

Экспертными заключениями ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» №00 от ДД.ММ.ГГГГ, №00 от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы объектов накопленного вреда Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей», Певекского цеха ремонта горного оборудования, приведенные в административном исковом заявлении прокурора. (т.3 л.д.205-222).

Из писем Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№00, которые приобщены к материалам проведенной прокурором проверки, следует, что на территории промышленной зоны Певекского горно-обогатительного комбината расположены штольни, здание шахты, здание фабрики, котельная с золотоотвалами, складские и бытовые помещения. По имеющейся в Департаменте информации, в последние годы работы обогатительной фабрики применялись ксантогенаты и иные флотационные реагенты, в отношении которых отсутствуют сведения о локализации и характеристиках. Визуально имеются очаги существенного загрязнения почв, химико-аналитические анализы не проводились. Эфельные отвалы образуют техногенную приморскую террасу высотой до 20-25м. Хвосты обогатительной фабрики в виде водной суспензии по отводной трубе у подножья фабрики и по пробитому углублению в коренных породах стекали к обрыву, откуда поступали на пляж, растекаясь по нему радиально-расходящимися потоками. На участке 1-ой техногенной россыпи выделяется два генетических типа оловоносных россыпей: техногенная и прибрежно-морская. Радиационный фон территории промзоны повышенный. Значения мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения составляют 0,23-0,27 мкЗв/час. Выявление данных объектов НВОС должно осуществляться посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Сведения о площади территории, о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные объекты, о праве собственности на объекты недвижимого имущества и земельные участки, сведения о наличии и видах опасных веществ отсутствуют. (том 1 л.д.23-27, 32-36)

Согласно письму Департамента природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№00, на которое ссылается административный ответчик, Департаментом в адрес Минприроды России направлялась информация о Певекском горно-обогатительном комбинате рудника «Валькумей», представленная в табличном варианте. Согласно указанным в таблице сведениям, в промзону включены помещение горно-обогатительной фабрики по переработке оловянной руды, здания шахты, вспомогательные здания (котельная, главный цех, механический цех, электроподстанция), а также отвалы пустых пород и хвостохранилище. Установлен повышенный радиационный фон всей территории промзоны. (столбец 5 таблицы) Однако, в таблице вид загрязняющего вещества установлен в только в отношении хвостохранилища. Определена ориентировочная площадь хвостохранилища, в то время как должна быть определена площадь территорий, на которых выявлен накопленный вред (всей территории промзоны). (столбец 9, 10 таблицы) (том 4 л.д. 14-37)

В столбце 5 таблице указано, что хвосты обогатительной фабрики в виде водной суспензии по отводной трубе у подножья фабрики и по пробитому углублению в коренных породах стекали к обрыву, откуда поступали на пляж, растекаясь по нему радиально-расходящимися потоками. Следовательно, площадь территории накопленного вреда окружающей среде не равна указанной в столбце 5 таблицы площади самих объектов, входящих в состав промзоны.

Таким образом, в отношении всего спорного объекта не установлены: объем и виды загрязняющих веществ, площадь всех территорий, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде; возможность загрязнения почв определена визуально без проведения химико-аналитических анализов; не установлены компоненты природной среды, на которые может быть оказано негативное воздействие объекта накопленного вреда окружающей среде; не установлены категория земель и их собственник.

Поскольку не установлена площадь всех территорий, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, то и указанную в столбце 14 таблицы численность населения, находящегося в пределах воздействия территории с накопленным вредом окружающей среде, нельзя принять как достоверно определенную.

Проведение Северо-Восточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора выездных осмотров и выездных обследований, о чем указывается в письме от ДД.ММ.ГГГГ№00, не свидетельствует о выявлении ОНВОС, так как по их результатам не установлена совокупность сведений, свидетельствующих о выявлении объектов. Как следует из экспертных заключений ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДД.ММ.ГГГГ№00, №00, выездные осмотры осуществлялись с целью ответа на следующие вопросы: фактическая площадь объектов, площадь и объем зданий, расположенных на объекте, объем размещенных отходов на объекте; площадь земельных участков, отведенных под объект; высотные отметки объекта; определение границ объектов и земельного участка, проведение аэросъемки; отобрание проб (образцов) окружающей среды. По результатам экспертизы не устанавливалась вся совокупность сведений, требуемая для выявления ОНВОС. (том 4 л.д. 4)

Таким образом, вопреки позиции административного ответчика, спорные объекты не являются выявленными объектами накопленного вреда окружающей среде, так как в отношении них не установлена совокупность сведений, предусмотренных частью 3 статьи 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Земельные участки, на которых расположены спорные объекты, не поставлены на государственный кадастровый учет. Сведения о правообладателях указанных объектов и земельных участков в ЕГРН отсутствуют, право собственности администрации городского округа Певек и <адрес> на земельные участки не зарегистрировано, в силу чего, спорные объекты расположены на землях неразграниченной собственности. (т.3 л.д.226-227, 233-234).

Согласно ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (ч.2)

Применительно к землям и земельным участкам государственной неразграниченной собственности таким государственной органом исполнительной власти на территории <адрес> является Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, который в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№00, ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду (пп.13 п. 2.2).

Согласно пункту 8 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе по вопросам организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, учитывая, что федеральным законодательством распределены полномочия по инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, в частности, этапа выявления этих объектов, то надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу является Департамент, который несет ответственность за исполнение обязательств в области охраны окружающей среды на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором округа в адрес <адрес> по результатам проведенной проверки вынесено представление с требованием принять меры по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате экономической деятельности Певекского горно-обогатительного комбината. (т.1 л.д.14-18).

На момент рассмотрения настоящего административного искового заявления требуемые прокурором мероприятия Департаментом не выполнены. Бездействие административного ответчика по осуществлению мероприятий по выявлению объектов НВОС, расположенных на территории Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей», Певекского цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный, создает невозможность совершения последующих стадий инвентаризации этих объектов и их ликвидации, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территориях, на которых выявлен накопленный вред окружающей среды.

В силу приведенных норм закона и установленных обстоятельств суд признает подлежащими удовлетворению требования административного истца об обязании Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> обеспечить проведение мероприятий по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде, образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности, - Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей» городского округа Певек и Певекского цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный.

Доводы представителя Департамента о том, что выявление ОНВОС является правом, а не обязанностью административного ответчика, не основаны на положениях действующей редакции ст.80.1 Федерального закона № 7-ФЗ, из которой исключена ссылка на диспозитивный характер указанной обязанности.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования на выполнение указанных мероприятий не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.

Доводы административного ответчика о том, что положения статьи 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ не применимы к спорным правоотношениям в силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются ошибочными.

Переходные положения, предусмотренные указанной нормой закона применяются к тем объектам накопленного вреда, по которым материалы выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступили до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

При этом, по смыслу регулирующих данные правоотношения норм закона, материалы выявления должны соответствовать требованиям закона, а именно, содержать сведения, предусмотренные частью 3 статьи 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Между тем, как установлено выше, такие материалы выявления в отношении спорных объектов отсутствуют на момент рассмотрения дела, а, следовательно, и не могли поступить в указанный выше уполномоченный орган.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное бездействие, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ суд при принятии решения при необходимости устанавливает порядок и срок его исполнения.

В соответствии с пунктами 24, 25 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№00, целями и задачами государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются, в том числе, ликвидация накопленного вреда окружающей среде.

Согласно пунктам 5, 9, 15 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№00, основными национальными интересами, целями Российской Федерации в Арктике являются, среди прочего, ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обеспечение экологической безопасности.

Таким образом, ликвидация накопленного вреда окружающей среде относится к одной из приоритетных задач государства, а выявление объектов накопленного вреда окружающей среде является одним из основных этапов ликвидации накопленного вреда.

В ходе рассмотрения административного иска было установлено, что спорные объекты НВОС не эксплуатируются с 1990-х годов, их воздействие на окружающую среду и проживающих на территории их нахождения граждан носит затяжной характер. В связи с проводимыми прокурором проверками на момент рассмотрения спора Департаментом частично совершены действия, направленные на получение сведений, предусмотренных частью 3 статьи 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ (определено местонахождения объектов накопленного вреда окружающей среде, наличие и наименование объектов капитального строительства на территориях объектов накопленного вреда окружающей среде, их площади и др.), направлены обращения о необходимости выделения финансирования на требуемые мероприятия.

Учитывая изложенное, требуемый прокурором срок для исполнения решения суда в 12 месяцев суд признает обоснованным, соответствующим важности защищаемого права граждан на благоприятную окружающую среду, длительному периоду нарушения этого права, принципу соблюдения баланса публичного и частного интересов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение предусмотренных частью 3 статьи 80.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мероприятий по выявлению следующих объектов накопленного вреда окружающей среде, образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности Певекского горно-обогатительного комбината рудника «Валькумей» городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.588583

170.181117

2

69.591467

170.174

3

69.593517

170.190883

4

69.595733

170.192367

5

69.600017

170.186017

6

69.5994

170.18185

7

69.598133

170.18215

8

69.5976

170.18055

9

69.597883

170.179617

10

69.598633

170.18015

11

69.5992

170.179117

12

69.595683

170.1645

13

69.599133

170.15575

14

69.596033

170.154817

15

69.593983

170.1565

16

69.591717

170.16515

общей площадью 907079,477 м2, в составе следующих объектов:

здания шахты, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5990571

170.1822746

2

69.5990632

170.1825550

3

69.5979512

170.1829874

4

69.5979512

170.1822570

общей площадью 2436,203 м2;

главного цеха, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5952104

170.1757012

2

69.5952786

170.1765392

3

69.5957728

170.1761621

4

69.5959809

170.1779951

5

69.5952311

170.1786445

6

69.5950010

170.1758479

общей площадью 7240,55 м2;

здания котельной, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5958957

170,1746328

2

69.5959176

170.1751391

3

69.5956511

170.1752788

4

69.5956352

170.1747411

общей площадью 607,457 м2;

здания механического. цеха, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5994609

170.1831583

2

69.5995648

170.1838623

3

69.5988794

170.1838448

4

69.5989843

170.1846190

общей площадью 2191,469 м2;

санитарно-бытового помещения, расположенного, в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5994609

170.1831583

2

69.5995648

170.1838623

3

69.5988794

170.1838448

4

69.5989843

170.1846190

общей площадью 411,393 м2;

складов, расположенных в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69,5965889

170.1757885

2

69.5966315

170.1761377

3

69.5959146

170.1766509

4

69.5958963

170.1761726

общей площадью 1325,49 м2;

здания электроподстанции, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.5992303

170.1863382

2

69.5992832

170.1867881

3

69.5989777

170.1870510

4

69.5989696

170.1867355

общей площадью 514,101 м2;

песчаного отвала, расположенного в границах координат поворотных точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.596063

170.154815

2

69.598240

170.155440

3

69.598385

170.155977

4

69.597563

170.157884

5

69.595749

170.164404

6

69.595834

170.165479

7

69.595507

170.165340

8

69.594827

170.166537

9

69.594247

170.166068

10

69.594053

170.167022

11

69.593842

170.167057

12

69.593697

170.167247

13

69.593527

170.166901

14

69.593527

170.166675

15

69.592717

170.166866

16

69.592530

170.166641

17

69.592294

170.166467

18

69.591949

170.166779

19

69,591744

170.165548

20

69.592433

170.162601

21

69.593576

170.158734

22

69.594253

170.156723

общей площадью-188887,096 м2;

песчаного отвала, расположенного в границах координат поворотных, точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.594987

170.185557

2

69.595090

170,183841

3

69.595278

170.181968

4

69,596051

170.180616

5

69.596178

170.180598

6

69.596698

170.181899

7

69.596916

170.181327

8

69.597702

170.182090

9

69.597405

170.182904

10

69.597049

170.182558

11

69.596668

170.183217

12

69.596614

170.183997

13

69.595731

170.185176

14

69.595622

170.185176

15

69.594897

170.186494

16

69.594449

170.188089

17

69.593930

170.187985

18

69.593561

170.186355

19

69.593494

170.184690

20

69.594105

170.183511

21

69.594649

170.184309

общей площадью 52680,151 м2 ;

Хвостохранилища - песчаного отвала в поселке Западный городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных, точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.58620655060976

170.61303606547125

2

69.58505297882772

170.61413040674935

3

69.58405666198992

170.61110487498053

4

69.58499305131322

170.6082724622608

общей площадью 27106 м2;

Цеха ремонта горного оборудования в поселке Западный городского округа Певек, расположенного в границах координат поворотных, точек:

Номер точки

Система координат WGS-84:

N

E

1

69.58715033560163

170.60548296488534

2

69.5860342679008

170.60883036173595

3

69.58531515973965

170.60692062891735

4

69.5864537350458

170.60353031671673

общей площадью 19818 м2.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, прокурором может быть принесено представление в суд <адрес> через Чаунский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья А.М. Наумов

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.