ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 00-58/5/1975 от 02.12.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Селиверстов А.В. дело № 7-432/2021

УИД: 58RS0025-01-2021-000948-89

РЕШЕНИЕ

2 декабря 2021 года г. Пенза

Судья Пензенского областного суда Николаева Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишкина Алексея Константиновича на определение специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (далее – Управление Роскомнадзора по Пензенской области) Гервятовской А.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 июня 2021 года № 00-58/5/75, решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Экопром»,

установила:

определением специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Пензенской области Гервятовской А.В. № 00-58/5/75 от 29 июня 2021 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении ООО «Экопром».

Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 29 сентября 2021 года указанное определение должностного лица оставлено без изменения, жалоба Шишкина А.К. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Шишкин А.К. просит принятые по делу решения отменить как незаконные и необоснованные. Указывает, что судьей районного суда проигнорированы положения статей 45, 46, 47, 125, 126 Конституции РФ, материальные и процессуальные нормы КоАП РФ, дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, не установлены полномочия должностного лица, вынесшего оспариваемое определение, а также не дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела документам.

В судебное заседание Шишкин А.К. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, ходатайства о рассмотрении жалобы в его отсутствие не представил.

Специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Пензенской области Гервятовская А.В. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение судьи без изменения.

Защитник ООО «Экопром» Олейник Р.В. также полагал определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение судьи законными и просил оставить их без изменения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Диспозицией части 2 статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой субъектами правоотношений, и (или) доступ к таким персональным данным.

Согласно статье 2 Федерального закона № 152-ФЗ целью данного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В статье 5 Федерального закона № 152-ФЗ закреплены принципы обработки персональных данных, в соответствии с которыми их обработка осуществляется на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных целей.

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Как следует из материалов дела, ООО «Экопром» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Данный статус присвоен указанному юридическому лицу в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Правительством Пензенской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 23 июля 2018 года сроком на 10 лет.

Из приложения к данному соглашению следует, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность регионального оператора, в том числе, и в городе Нижний Ломов Пензенской области, где проживает Шишкин А.К.

Согласно пунктам 6,7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

ООО «Экопром» оказывает услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Нижний Ломов Пензенской области на основании договора, копия которого имеется в деле.

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

19 октября 2020 года между ООО «Экопром» и ООО «Агентство региональная организация по сбору долгов» был заключен агентский договор № 89-20/А, в соответствии с которым ООО «Агентство региональная организация по сбору долгов» должно совершать от имени ООО «Экопром» и за его счет действия, направленные на погашение задолженности должников.

Во исполнение условий данного договора ООО «Экопром» передало ООО «Агентство региональная организация по сбору долгов» реестр лицевых счетов, по которым образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, среди которых, в том числе, была указана задолженность по лицевому счету , адрес поставки коммунального ресурса и возникновения задолженности: <адрес>

Вышеуказанный реестр содержит номер лицевого счета, адрес оказания услуги, а также размер задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться без согласия, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться без согласия, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что ООО «Экопром» обрабатывает персональные данные ФИО1, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, и передача сведений о размере задолженности и месте ее возникновения ООО «Агентство региональная организация по сбору долгов» не противоречит положениям КоАП РФ и Федерального закона №152-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу положений статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Поскольку сведения о месте возникновения задолженности, номер лицевого счета прямо или косвенно не относятся к субъекту персональных данных, так как не позволяют установить его личность, то вывод должностного лица и судьи районного суда о том, что указанные сведения не являются персональными данными, является правильным.

Информация о сумме долга, указанная в реестре, также не является идентификатором физического лица и не позволяет получить уникальные сведения о субъекте персональных данных.

Согласно условиям договора ООО «Агентство региональная организация по сбору долгов» по поручению ООО «Экопром» осуществляет информирование о наличии задолженности за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Как следует из доводов жалобы, информирование о задолженности Шишкина А.К. осуществлялось посредством телефонных звонков и СМС-сообщений.

Вместе с тем сведения о номере телефона при отсутствии другой информации не позволяют определить его принадлежность конкретному субъекту персональных данных, то есть определить на его основании конкретное физическое лицо. Соответственно, раскрытие указанных сведений без указания на дополнительные данные о лице, не приведет к идентификации субъекта персональных данных.

Также нахожу несостоятельным довод жалобы о том, что специалист-эксперт А.В. Гервятовская не обладает полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных» (вместе с «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных») установлено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на руководство и управление в сфере установленных функций.

Согласно приказу Роскомнадзора от 4 февраля 2014 года № 16 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

На основании данного Перечня, специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления обладает полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении и, соответственно, по вынесению определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Также судьей районного суда правильно сделан вывод о том, что административное расследование административных правонарушений в области персональных данных не проводится в силу части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Довод Шишкина А.К. о нарушении судьей районного суда правил подведомственности при рассмотрении дела является несостоятельным. Территориальная подсудность рассмотрения жалобы в данном случае определяется местом совершения правонарушения, которым является место нахождения ООО «Экопром», расположенное в Ленинском районе г. Пензы.

Таким образом, в ходе производства по делу, рассмотрения жалобы Шишкина А.К. в районном суде, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа или судьей районного суда допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Все юридически значимые обстоятельства в ходе производства по делу и рассмотрения жалобы, имеющие существенное значение, установлены должностным лицом, а впоследствии и судьей районного суда. Им дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых процессуальных актов не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решила:

определение специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области Гервятовской А.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 июня 2021 года № 00-58/5/75, решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу Шишкина А.К. - без удовлетворения.

Судья: Л.В. Николаева