ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 000095-01 от 08.09.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000095-01/2010         table.main  tr.row  td.cell  div.block  div.paragraph  .font0  font:12.00pt "Arial", sans-serif;  .font1  font:10.00pt "Times New Roman", serif;  .font2  font:12.00pt "Times New Roman", serif;  .font3  font:13.00pt "Times New Roman", serif;  .font4  font:17.00pt "Times New Roman", serif;                        

                      Дело №3-95/2010

РЕШЕНИЕ

Именем       Российской Федерации

        08 сентября       2010 года Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи       Г.Л. Турковой,

        с участием       прокурора Челябинской областной прокуратуры Ореховой О.И.

        при       секретаре Садыкове P.P..

        рассмотрел       в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о защите       избирательных прав и признании недействительным постановления       Избирательной комиссии Челябинской области от 29 июня 2010 года № 92/673-4       «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов       депутатов Законодательного Собрания Челябинской области пятого созыва и ее       графических изображений» в части утверждения схемы одномандатного       Центрального избирательного округа № 2S и

установил:

        ФИО1       обратился в Челябинский областной суд с заявлением о защите избирательных       прав и просил суд признать недействительным постановление Избирательной       комиссии Челябинской области от 29 июня 2010 года   92/673-4 «О -       схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов       Законодательного Собрания Челябинской области пятого созыва и   ее графических изображений» в части       утверждения схемы одномандатного Центрального избирательного округа № 28.       В обоснование своих требований заявитель указал на то,   что он является гражданином Российской       Федерации и жителем города Челябинска, обладает активным избирательным       правом. На предыдущих выборах депутатов Законодательного Собрания       Челябинской области, состоявшихся в 2005 году, его местожительства       располагалось в пределах одномандатного Центрального избирательного округа       №. 28. Оспариваемое       постановление Избирательной комиссии Челябинской области противоречит       федеральному законодательству - п. 10, п.11 ст. 16, п. I, п. 2 ст. 18 Федерального закона       «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме       граждан РФ», пунктам 1.1, 4.1, 4.5 , 4.6, 5.1, 5.3, 5.4 Положения о       Государственной системе

                      1

                      регистрации       (учета) избирателей, участников референдума з РФ, ст. 9 и п.4 ст. 11       Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания       Челябинской области» и нарушают права заявителя в связи с нарушением       принципа равенства граждан, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ и       установленных тт. 11 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях       избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гарантий       избирательных прав. В судебном заседании ФИО1 заявленные       требования поддержал.

        Представитель       Законодательного собрания Челябинской области в судебном заседании с       заявлением ФИО1 не согласилась и пояснила, что оспариваемое       постановление принято Избирательной комиссией Челябинской области в       пределах предоставленных статьей 11 Закона Челябинской области «О выборах       депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» и в установленные       этим Законом сроки.

        Избирательная       комиссия Челябинской области своего представителя в судебное заседание не       направила, просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. В       письменном отзыве на заявление ФИО1 просила в удовлетворении       требований отказать.

        Выслушав       пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства,       заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Ореховой О.И.,       полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных       требований, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 не       подлежит удовлетворению.

        В       соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации       граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в       органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также       участвовать в референдуме.

2

                      Гарантий       избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие       в выборах представительного органа государственной власти в субъектах       Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе № 67-ФЗ от 12 июня       2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в       референдуме граждан Российской Федерации».

        В соответствии       с частью 2 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях       избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской       Федерации» одномандатные избирательные округа «образуются на основании       данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей       территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального       закона избирательной комиссией организующей выборы», а. соответствующий       законодательный орган утверждает схему одномандатных избирательных округов       не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть       назначены выборы.

        Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области       от 09 июля 2010 года № 2396 «О назначении выборов депутатов       Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва» на 10 октября       2010 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской       области нового созыва. Постановление о назначении выборов опубл и ковано в       газете «Южноуральская панорама» за 13 июля 2010 года.

        В       соответствии с п.п. «б» п.З ст. 18 Федерального закона «Об основных       гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»       если на территории, на которой проводятся выборы, новая схема       одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в       срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, а прежняя схема округов не       соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом ,       то избирательная комиссия, организующая выборы, принимает решение о       проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется       в

                      соответствии с требованиями закона организующей выборы       избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней       со дня официального опубликования решения о назначении       выборов.

        Поскольку       Законодательным Собранием Челябинской области не было принято решение об       утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения       выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области пятого       созыва, Избирательной комиссией Челябинской области принято постановление       от 29 июня 2010 года № 92/673-4 «О схеме одномандатных избирательных       округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания       Челябинской области пятого созыва и ее графических изображений».       Постановление опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 02 июля       2010 года.

        Постановлением       от 29 июня 2010 года № 92/673-4 «О схеме одномандатных избирательных       округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания       Челябинской области пятого созыва и ее графических изображений» утверждена       схема одномандатных избирательных округов с указанием их границ, определен       перечень административно-территориальных единиц, муниципальных       образований, населенных пунктов, входящих в избирательные округа, указаны       название и номер каждого одномандатного избирательного округа, число       избирателей в избирательных округах, место нахождения окружных       избирательных комиссий, в том числе одномандатного Центрального       избирательного округа № 28.

        В       соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня       2002 г. регистрация избирателей, участников референдума и установление       численности зарегистрированных на территории муниципального образования,       субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами       территории Российской Федерации избирателей,     участников

4

                      референдума       осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с       использованием ГАС «Выборы».

        Пунктом 11       данной статьи установлено, что регистрация (учет) избирателей, участников       референдума, установление численности зарегистрированных избирателей,       участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей,       участников референдума осуществляются в порядке, установленном Положением       о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников       референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией       Российской Федерации.

        Пунктом 1.4       Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей,       участников референдума в Российской Федерации, утвержденного       Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N       134/973-П от 6 ноября 1997 г. (с последующими изменениями), предусмотрено,       что задачами учета избирателей, участников референдума в Российской       Федерации являются обеспечение установления численности избирателей,       участников референдума на территории муниципального образования, субъекта       Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории       Российской Федерации, формирование и ведение Регистра избирателей,       участников референдума, выполнение избирательных действий, действий при       проведении референдума.

        Из пункта       5.1 указанного Положения следует, что сведения о численности       зарегистрированных избирателей, участников референдума используются для       образования избирательных округов, избирательных участков, определения       границ частей территорий субъекта Российской Федерации, которым могут       (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, обеспечения иных       предусмотренных законодательством избирательных действий, действий при       проведении референдума.

5

                      Численность       избирателей, зарегистрированных на территории Челябинской области по       состоянию на 1 января 2010 г., составляет 2 731 700 человек, в связи с чем       средняя норма представительства избирателей на территории области,       учитывая общую численность одномандатных округов (30). составляет 91 057       избирателей.

        Данные       обстоятельства подтверждаются сведениями о численности избирателей на       01.01.2010 года, за подписью Губернатора Челябинской области и       председателя Избирательной комиссии Челябинской области. Оснований       сомневаться в достоверности представленных сведений не       имеется.

        Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа       должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных       избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от       средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов и       должен составлять единую территорию, так как не допускается образование       избирательного округа из территорий, не граничащих между собой (п.п. «а» и       п.п. «в» п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях       избирательных прав и права на участие в референдуме граждан       РФ»).

        Из       оспариваемого постановления следует, что численность избирателей       Центрального избирательного округа № 28 составляет 93 939 избирателей, что       не превышает максимальную нормы отклонения от средней нормы       представительства, установленной законодательством о выборах.

        В состав       Центрального избирательного округа зключена территория Центрального района       города Челябинска и часть территории Тракторозоводского района города       Челябинска. Территории этих районов граничат между собой, избирательный       округ составляет единую территорию, что также соответствует       законодательству о выборах.

6

                      Доводы       ФИО1 о том, что численность избирателей Центрального       избирательного округа № 28 была определена незаконно, не по состоянию на       01.01. или 01.07.2010 года, и не правильно опровергаются сведениями о       численности избирателей, зарегистрированных на территории Челябинской       области по состоянию на 01.01.2010 года, полученных на основании данных       ГАС «Выборы», оформленных по форме, предусмотренной приложением   11 к Положению о       Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников       референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением       Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 134/973-II от 6       ноября 1997 г. (с последующими изменениями) и подписанных высшим       должностным лицом Челябинской области и председателем Избирательной       комиссии Челябинской области.

        Доводы       ФИО1 о наличии разницы в числе избирателей Центрального       избирательного округа № 28 на 1668 избирателей по сравнению со схемой       этого же избирательного округа, применявшейся на выборах 2005 года,       правового значения не имеют, поскольку не свидетельствуют о нарушении       законодательства о выборах.

        Суд также       находит несостоятельными доводы ФИО1 о том, что оспариваемое       постановление принято Избирательной комиссией Челябинской области с       нарушением сроков, установленных п.2 ст. 18 Федерального закона «Об       основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме       граждан РФ». Заявителем сроки принятия оспариваемого решения исчисляются с       момента принятия Закона Челябинской области от 24 июня 2010 года № 597-30       «О проведении выборов депутатов в Законодательное Собрание Челябинской       области нового созыва», тогда как указанная заявителем норма       предусматривает исчисление этих сроков исходя из даты принятия решения о       назначении выборов, т.е. с момента принятия Постановления Законодательного       Собрания Челябинской области от 09 июля 2010 года №. 2396 «О назначении выборов       депутатов Законодательного Собрания Челябинской области       нового

7

                      созыва»,       которое было опубликовано в газете «Южноуральская панорама» 13 июля 2010       года. Постановление избирательной комиссии об утверждении схемы       избирательных округов для проведения выборов депутатов в Законодательное       Собрание Челябинской области, назначенных на 10 октября 2010 года, должно       быть принято не позднее 19 июля 2010 года. Следовательно, сроки принятия       оспариваемого постановления нарушены не были и доводы ФИО1 в       этой части являются ошибочными.

        Доводы       заявителя о том, что схема одномандатного Центрального избирательного       округа № 28 должна быть предварительно согласована Избирательной комиссией       Челябинской области с Законодательным Собранием Челябинской области, не       основаны на законе.

        Суд полагает       несостоятельными и доводы ФИО1 о том, что оспариваемым       постановлением не определены границы одномандатного Центрального       избирательного округа № 28, поскольку в постановлении отсутствует улица,       на которой проживает заявитель.

        Статья 5       Устава города Челябинска предусматривает внутригородское территориальное       устройство, согласно которого город Челябинск состоит из семи районов в       городе: Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического,       Советского, Тракторозаводского, Центрального.

        Границы       Центрального района города Челябинска утверждены и описаны в решении       Челябинской городской Думы от 14.04.1999 № 38/10 «О границах между       районами города Челябинска».

        Из       содержания оспариваемого постановления следует, что указанный       избирательный округ включает в себя территорию Центрального района города       Челябинска и часть территории Тракторозаводского района г. Челябинска,       примыкающей к территории Центрального района. При этом, поскольку       в

8

                      избирательный округ включает всю территорию Центрального       района города Челябинска, то отсутствие в оспариваемом постановлении       описания границ этого района, не свидетельствует о том, что границы       избирательного округа не определены. Описание части территории       Тракторозаводского района (наименование улиц и номера домов) оспариваемое       постановление содержит.

        При таких       обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что схема избирательных       округов соответствует положениям статьи 13 Закона Челябинской области «О       выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области», а       постановление Избирательной комиссии Челябинской области не противоречит       действующему федеральному и региональному законодательству о       выборах.

        Суд также       приходит к выводу о том, что ФИО1 не были представлены       доказательства нарушения его прав по мотиву неравенства граждан при       осуществлении ими избирательных прав. Ссылаясь в заявлении и в пояснениях,       данных в судебном заседании, на нарушение его избирательных прав,       заявитель, тем не менее, не привел никаких обстоятельств,       свидетельствующих об этом.

        Таким       образом, заявителем не доказано, что применение в избирательной кампании       по выборам депутатов Законодательного Собрания Челябинской области,       назначенных на 10 октября 2010 года схемы избирательных округов,       утвержденных оспариваемым постановлением Избирательной комиссии       Челябинской области, нарушает его избирательные права.

        Поскольку       оспариваемое постановление соответствует закону и не нарушает       избирательные права заявителя, оснований для удовлетворения заявленных       ФИО1 требований не имеется.

9

                      Руководствуясь статьями 261, 194-198 Гражданского       процессуального кодекса РФ, суд

        решил:

                      В удовлетворении заявления ФИО1       отказать.

        Решение суда       может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти       дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский       областной суд.

                      Председательствующий

                  Туркова Г.Л.

10