ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 000118-03 от 23.12.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000118-03/2010         table.main  tr.row  td.cell  div.block  div.paragraph  .font0  font:11.00pt "Georgia", serif;  .font1  font:6.75pt "Times New Roman", serif;  .font2  font:8.00pt "Times New Roman", serif;  .font3  font:11.00pt "Times New Roman", serif;  .font4  font:13.00pt "Times New Roman", serif;                        

                      Дело №3-139/2010

        РЕШЕНИЕ      

        Именем       Российской Федерации

        23 декабря       2010 года Челябинский областной суд в составе:

        председательствующего судьи Свинцовой Г.В.,

        при       секретаре Кондратьевой СМ.,

        с участием       прокурора Челябинской областной прокуратуры Терюшовой

        И.Н.

        рассмотрел       в открытом судебном заседании в городе Челябинске в помещении Челябинского       областного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании Положения о порядке       расчёта ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов,       инвалидам и гражданам, подвергшихся воздействию радиации, на оплату       жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных на основании региональных       стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области,       утверждённого Постановлением Правительства Челябинской области от 21       января 2010 года №5-П, в части, и

        УСТАНОВИЛ:

        ФИО1 обратился в Челябинский областной суд ; с заявлением с учётом       уточнённых требований о признании недействующим абзаца 3 пункта 2       Положения о порядке расчёта ежемесячной денежной выплаты отдельным       категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшихся воздействию       радиации, на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных на основании       региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской       области, утверждённого Постановлением Правительства Челябинской области от       21 января 2010 года №5-П, как противоречащего нормативному правовому акту,       имеющему большую юридическую силу -статье 17 Положения о льготах для       инвалидов войны и семей погибших военнослужащих, утверждённого       Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года       №209.

        В       обоснование требований указал, что оспариваемая часть нормативного       правового акта нарушает его право инвалида Отечественной войны 2-й группы       на льготу по оплате коммунальных услуг тем, что уменьшила размер       ежемесячной денежной выплаты на членов семьи, совместно проживающих с ним,       так как до перехода г.Копейска 01 февраля 2010 года на денежные выплаты       вместо натуральных льгот, льгота, предусмотренная ст. 17 Положения от       23.02.1981г. №209, в виде скидки в размере 50% стоимости предоставленных       жилищно-коммунальных услуг на членов семей инвалидов войны, проживающих       совместно с инвалидом, ему

                      предоставлялась, а абзацем 3 пункта 2 оспариваемого Положения       от 21.01.2010г. №5-П предусмотрена денежная выплата в размере 35% от       стоимости коммунальных услуг на каждого члена семьи, совместно       проживающего с инвалидом войны, то есть льгота уменьшена на       15%.

        В судебном       заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал,       указал, что оспаривает нормативный правовой акт в указанной в заявлении       части как в редакции, действовавшей на момент его обращения в суд, так и в       редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в связи с       чем дополнил требованиями; о признании абзаца 3 пункта 2 оспариваемого       Положения в редакции постановления Правительства Челябинской области от       17.12.2010 №343-П; уточнил, что просит признать нормативный правовой акт в       оспариваемой части в отношении инвалидов Великой Отечественной войны       недействующим с момент его принятия.

        Представитель Правительства Челябинской области ФИО2. в       судебном заседании с заявлением не согласилась, сославшись на то, что       оспариваемая заявителем норма принята в пределах полномочий Правительства       Челябинской области и не противоречит федеральному       законодательству.

        Представитель Министерства социальных отношений Челябинской       области ФИО3 в судебном заседании требования заявителя не       поддержала, так как полагает, что оспариваемая ФИО1 часть       нормативного правового акта не противоречит федеральному       законодательству.

        Выслушав       пояснения заявителя, представителей Правительства Челябинской области,       Министерства социальных отношений Челябинской области, исследовав       представленные сторонами доказательства и проверив приведенные доводы,       выслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры,       полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд считает, что       заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

        В       соответствии со статьёй 13 Гражданского Кодекса РФ ненормативный акт       государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях,       предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону       или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые       законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан       судом недействительным.

        В       соответствии с пунктом 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой       акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому       нормативному правовому акту,

¦7

                      имеющим       большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим       полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом       времени.

        В судебном       заседании бесспорно установлено, что заявитель ФИО1 является       инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы и имеет право на получение       соответствующих льгот и мер социальной поддержки.

        Пунктом 17       Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших       военнослужащих, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 23       февраля 1981 года №.209,   предусмотрено, что жилая площадь (в       пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимаемая       инвалидами Отечественной войны и проживающими совместно с ними членами их       семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца за       погибшего военнослужащего, оплачивается в размере 50 процентов квартирной       платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а       излишняя жилая площадь (до 15 кв. метров) -в одинарном       размере.

        Инвалидам       Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а       также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего       военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с       установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и       электроэнергией.

        Порядок       предоставления 50-процентной скидки инвалидам Отечественной войны и       семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего       военнослужащего, по оплате жилой площади и коммунальных услуг определяется       Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным       комитетом СССР по труду и социальным вопросам.

        С 1 января       2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со       статьёй 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О       ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №       122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами       субъектов Российской Федерации, которые при изменении после 31 декабря       2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся названной       категории граждан до указанной даты в натуральной форме (например, при       замене отдельных льгот на денежные компенсации), обязаны вводить       эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и       возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан из       числа ветеранов труда; при этом совокупный объем финансирования       соответствующих льгот и выплат не может быть

                      уменьшен, а       условия предоставления ухудшены (преамбула и статья 153 Федерального       закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

        Согласно       статье 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при       изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат,       предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в       натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и       выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления       ухудшены.

        Таким       образом, меры социальной поддержки, определенные в подпункте 9 пункта 1       статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», который не содержит прямого       указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг       членам семей инвалидов войны, во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о       льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих,       утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года       №209, сохранившее свое действие согласно пункту 3 статьи 11 и того же       Федерального закона и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 №       122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и       признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской       Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и       дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации       законодательных (представительных) и исполнительных органов       государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих       принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,       регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового       регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан       пользовались в рамках действовавшей до 01 января 2005 года системы       социальной защиты, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате       коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами       Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, у которых право       пользование такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о       льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих       и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

        Приведённые       положения свидетельствуют о сохранении обязанности государства по       обеспечению инвалидов войны мерами социальной поддержки, несмотря на       изменение способов их предоставления. Порядок же реализации этой       обязанности устанавливается исходя из совокупного объема предоставленных       им в натуральной и денежной формах указанных мер на уровне конкретного       субъекта Российской Федерации.:

        Реализуя       предоставленные субъекту Российской Федерации полномочия, Правительством       Челябинской области принято

                      4

                      Постановление от 21 января 2010 г. № 5-П «О Положении о       порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям       ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на       оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных       стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области»       (далее по тексту - Положение), которое опубликовано в Сборнике нормативных       правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, № 1,       январь, 2010, и газете «Южноуральская панорама», № 27, 05.02.2010       (спецвыпуск № 8).

        Абзацами 2       и 3 пункта 2 этого Положения в редакции постановления Правительства       Челябинской области от 18.03.2010 №76-П, действовавшей на момент обращения       ФИО1 в суд с заявлением, предусмотрено, что инвалидам Великой       Отечественной войны, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда       независимо от форм собственности, расчёт ежемесячной денежной выплаты       осуществляется исходя из сумм, составляющих:

        50       процентов от величины регионального стандарта стоимости       жилищно-коммунальных услуг в расчёте на одного ветерана в месяц (абзац       2);

        35       процентов от величины регионального стандарта стоимости       жилищно-коммунальных услуг в расчёте на одного человека из числа членов       семьи ветерана, но не более чем на трех членов семьи, совместно       проживающих с ветераном (абзац 3).

        Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2010       №343-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской       области от 21.01.2010г. №5-П» абзац 3 пункта 2 изложен в новой редакции:       «20 процентов от величины регионального стандарта стоимости       жилищно-коммунальных услуг в расчёте на одного человека из числа членов       семьи ветерана, но не более чем на трех членов семьи, совместно       проживающих с ветераном», поэтому оспариваемая правовая норма в редакции,       действовавшей до 17.12.2010г., утратила силу. В связи с этим определением       суда от 23.12.2010г. производство по делу в части требования заявителя о       признании недействующим абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства       Челябинской области от 21.01.2010г. №5-П в редакции постановления       Правительства Челябинской области от 18.03.2010 №76-П,       прекращено.

        С учётом       изложенного подлежит рассмотрению заявление ФИО1 в части       требования о признании недействующим с момента его принятия абзаца 3       пункта 2 постановления Правительства Челябинской области от 21.01.2010г.       №5-П в действующей редакции постановления Правительства Челябинской       области от 17.12.2010 №343-П.

                      5

                      Меры       социальной поддержки инвалидов войны по оплате жилищно-коммунальных услуг       установлены статьёй 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О       ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от       27.07.2010 № 237-ФЗ) и предусматривают в том числе:

        оплату в       размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в       коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами       семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной       поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах       независимо от вида жилищного фонда (пункт 8);

        оплата в       размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение,       вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в       пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в       соответствии с законодательством Российской Федерации); инвалидам войны,       проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива,       приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и       транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом       инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной       поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида       жилищного фонда (пункт 9).

        При этом       Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» не предусмотрено мер       социальной поддержки инвалидов войны по оплате стоимости       жилищно-коммунальных услуг на членов семьи, совместно проживающих с       ним.

        Положение       подпункта 9 пункта 1 статьи 14 названного Федерального закона от       12.01.1995г. №5-ФЗ подлежит применению в соответствии с его       конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного       Суда РФ от 04.12.2003 №423-0, которым установлено, что       конституционно-правовой смысл нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 14       Федерального закона «О ветеранах», устанавливающей льготы по оплате       коммунальных услуг, выявляется с учётом её взаимосвязи с другими нормами       данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и       нормативными правовыми актами, из которых согласно статье 11 того же       Федерального закона состоит законодательство Российской Федерации о       ветеранах (пункт 1).

        Как это       прямо закреплено в пункте 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах»,       права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов       их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством       Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.       Утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года       №209 Положение о

                      6

                      льготах для       инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием       названного Федерального закона отменено не было, что является       подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и       недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой       Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их       семей.

        Таким       образом, указанные льготы должны распространяться не только на инвалидов       Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов       их семей.

        Совместно с       ФИО1 согласно выписке из поквартирной карточке, выданной       08.12.2010г. 08.12.2010г., проживают члены его семьи: М.Е.И. (дочь) с 06.01.1970г., М.Е.А. (внучка) с 01.04.2003г.,       следовательно, заявитель реализовал своё право на получение меры       социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг на       совместно проживающих с ним членов семьи, предусмотренной пунктом 17       Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших       военнослужащих, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 23       февраля 1981 года №209.

        Факт       предоставления ФИО1 мер социальной поддержки с учётом двух       членов семьи, совместно с ним проживающих, заинтересованными лицами не       оспаривался, подтверждён письмами Управления социальной зашиты населения       администрации Копейского городского округа от 17.08.2010г. №1684-ог-исх,       от 06.12.2010г. №7272-ол. Таким образом, ФИО1 имеет право на       льготы, предусмотренные пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов       Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утверждённого       Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года       №209.

        Согласно       части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»       Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов       Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки       по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21       настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в       соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона       категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на       учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в       соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального       закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных       условий.

                      7

                      Средства на       реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1       настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе       Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в       виде субвенций (часть 2 статьи 23.2 названого Закона).

        Объём       средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам       субъектов Российской Федерации, определяется по оплате       жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные       меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской       Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых       жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в       месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых       для расчёта межбюджетных трансфертов (часть 3 статьи 23.2 названного       Закона).

        В       соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»       форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется       нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

        Статьей 76       Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения       Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и       федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской       Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации       и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и       принимаемые, в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты       субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные       правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить       федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй       настоящей статьи.

        На уровне       Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной       поддержки населения осуществляется Конституцией Российской Федерации,       Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с       последующими изменениями и дополнениями), Законом Российской Федерации от       15 мая 1991г. №1233-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся       воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,       Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов       в Российской Федерации».

        Конституция       Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным       государством (статья 7), в котором устанавливаются гарантии социальной       защиты, относящейся к предметам совместного ведения Российской Федерации и       её субъектов (статья 72,

                      8

                      пункт «ж»       части 1), вместе с тем не определяет конкретные способы, условия и объемы       ее предоставления тем или иным категориям граждан.

        В       соответствии со ст.65 Конституции Российской Федерации и ст.1 Устава       (Основного закона) Челябинской области Челябинская область является       субъектом РФ.

        Правительство Челябинской области как представительный орган       государственной власти осуществляет нормативно-правовое регулирование на       территории Челябинской области по вопросам, относящимся к его компетенции       (статья 48 Основного Закона (Устава) Челябинской области).

        В       соответствии со ст.48 Закона Челябинской области от 25.05.2006 № 22-30       «Устав (Основной Закон) Челябинской области» Правительство Челябинской       области является высшим исполнительным органом государственной власти       области и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации,       федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской       Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов       области на территории области.

        В порядке       реализации полномочий по установлению соответствующих мер социальной       поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные Законом       Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся       воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,       Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся       радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском       полигоне», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской       Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году       на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в       реку Теча», Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О       социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принят Закон       Челябинской области от 25.12.2008 № 345-30 «О форме предоставления       отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и       коммунальных услуг».

        Статьёй 1       названного Закона Челябинской области от 25.12.2008 № 345-30       предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилья и       коммунальных услуг предоставляются в форме денежных выплат, осуществляемых       следующими способами:

        1) на       основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных       услуг;

        2) на       основании фактических начислений на оплату жилого помещения и коммунальных       услуг.

                      9

                      Способ       осуществления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных       услуг определяется Губернатором Челябинской области.

        Статьёй 2       Закона Челябинской области от 25.12.2008 № 345-30 «О форме предоставления       отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и       коммунальных услуг» предусмотрено, что размер денежной выплаты на       основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг не       может быть ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате       жилья, коммунальных; услуг и твердого топлива, установленной до вступления       в силу настоящего Закона, за исключением случаев изменения состава семьи и       перемены места жительства.

        Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг,       используемые для расчёта мер социальной поддержки по оплате жилья и       коммунальных услуг, утверждаются Губернатором Челябинской       области.

        Порядок и       условия осуществления денежной выплаты на основании региональных       стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг либо денежной выплаты на       основании фактических начислений на оплату жилья и коммунальных услуг       отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся       воздействию радиации, определяются Правительством Челябинской       области.

        Таким       образом, постановление Правительства Челябинской области от 21.01.2010       №5-П принято Правительством Челябинской области в пределах его       полномочий.

        Губернатором Челябинской области принято Постановление от 10       февраля 2010 г. № 42 «О порядке определения региональных стандартов       стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления мер социальной       поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

        Таким       образом, Законом Челябинской области от 25 декабря 2008 года №345-30 «О       форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки       по оплате жилья и коммунальных услуг» и принятым в соответствии с ним       Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.01.2010 №11 «О       переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого       помещения и коммунальных услуг в денежной форме в Челябинской области»       определена денежная форма выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг,       рассчитанная на основании региональных стандартов стоимости       жилищно-коммунальных услуг, а также постановлением Губернатором       Челябинской области принято Постановление от 10 февраля 2010 г. № 42 «О       порядке определения региональных стандартов стоимости       жилищно-

                      10

                      коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки       по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

        В       соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона №5-П от 12       января 1995 г. «О ветеранах» Российская Федерация передает органам       государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по       предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных       услуг ветеранам, категории льгот которых определены данным       Законом.

        Средства на       реализацию указанных полномочий также предусматриваются в составе       Федерального фонда компенсаций, образуемого в федеральном бюджете в виде       субвенций.

        В       соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской       Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из       федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые       бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения       расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при       выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления       органам государственной власти субъектов в установленном       порядке.

        В качестве       таковых расходных обязательств по статьям 17, 28.2 Федерального закона №       181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской       Федерации», статьям 10, 15, 16, 18, 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12       января 1995 г. «О ветеранах», статьям 14. 15, 17, 25 Федерального закона       от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся       воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьям       2, 3, 4, 6, 11 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной       защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации       вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и       сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», статье 2 Федерального закона       от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся       радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском       полигоне», Российская Федерация установила определённый объём средств,       предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов       Российской Федерации на конкретные цели, в частности:

        гражданам,       имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и       коммунальных услуг, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета в       соответствии с вышеуказанными федеральными законами, предоставляется       скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах       государственного или

                      11

                      муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг       (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не       имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в       пределах норм, установленных для продажи населению.

        Следовательно, при установлении денежного эквивалента таких       мер он должен соответствовать половине расходов на оплату жилого помещения       и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой льготником площади,       потребленных им коммунальных услуг, стоимости топлива, приобретенного в       пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные       расходы (для домов, не имеющих центрального отопления).

        Согласно       пункту 23 постановления Правительства Челябинской области от 21.01.2010г.       №5-П расходы на оплату ежемесячной денежной выплаты осуществляются за счет       субвенций, поступающих из федерального бюджета, предоставляемых местным       бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных       полномочий по социальной поддержке отдельных категорий       граждан.

        Постановлением Губернатора Челябинской области от 23       ноября

        2009 года №307 «О региональных стандартах стоимости       жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2010 года» в       соответствии с Жилищным кодексов Российской Федерации и постановлением       Губернатора Челябинской области от 20.11.2009 г. №305 «О положении об       определении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в       Челябинской области» утверждены региональные стандарты стоимости       жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2010 год.

        Постановлением Губернатора Челябинской области от 10       февраля

        2010 года №42 «О порядке определения региональных       стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления мер       социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»       утверждено Положение об определении региональных стандартов стоимости       жилищно-коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки по       оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

        Согласно       пункту 2 Положения об определении региональных стандартов стоимости       жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области, утвержденного       постановлением губернатора Челябинской области от 20 ноября 2009 №305,       размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг       устанавливается исходя из прогнозируемых цен (тарифов), используемых для       расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и       прогнозируемых

                      12

                      средневзвешенных цен (тарифов) и нормативов на коммунальные       услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых       помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные       и технические параметры которых соответствуют средним условиям в       муниципальном образовании Челябинской области.

        Размер       регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг       устанавливается для каждого муниципального образования для многоквартирных       домов (при их наличии), находящихся в различных жилищных фондах, и жилых       домов индивидуального жилищного фонда.

        С 01       октября 2010 года региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных       услуг в Челябинской области установлены постановлением Губернатора       Челябинской области от 23 ноября 2009 гола №307 с учётом изменений,       внесенных постановлением Губернатора Челябинской области от 10.11.2010       №343 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора       Челябинской области в связи с совершенствованием механизма предоставления       мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг»,       установлены региональные стандарты в твёрдой денежной сумме в рублях на 1       человека в месяц.

        Таким       образом, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по       Челябинской области являются усредненными показателями и не       индивидуализируют льготу, как это предусмотрено федеральным       законодательством. Кроме. того, установление ежемесячных выплат в таком       порядке допускает необоснованное завышение полученных сумм одними       льготниками и их недополучение другими, что не отвечает целям защиты       льготных категорий граждан, к которым отнесены инвалиды Великой       Отечественной войны, нарушает принцип равенства всех перед законом,       гарантированный Конституцией Российской Федерации. Кроме того, федеральным       законодательством не установлено предоставление мер социальной поддержки       инвалидов Великой Отечественной войны по оплате стоимости       жилищно-коммунальных услуг на членов семьи, совместно с ним проживающих, в       виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной из размера 20 процентов от       величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в       расчёте на одного человека из числа членов семьи ветерана, но не более чем       на трех членов семьи, совместно с ним проживающих.

        Следовательно, установление Правительством Челябинской области       ежемесячной выплаты денежных средств льготным категориям граждан, к       которым относятся инвалиды Великой Отечественной войны, проживающих в       Челябинской области, в твёрдой денежной сумме из расчёта величины       регионального стандарта лишает эту категорию

13

                      граждан,       права на оплату коммунальньгх услуг и жилого помещения в объеме,       установленном федеральным законодательством.

        Суд не       может признать обоснованным довод Правительства Челябинской области о том,       что обеспечение предоставления меры социальной поддержки по оплате       жилищно-коммунальных услуг в объеме, предусмотренном Федеральным законом       «О ветеранах», гарантируется оспариваемым положением о выплатах с учётом       пункта 16, так как орган исполнительной власти Челябинской области       предусмотрел возможность изменения размера ежемесячной денежной выплаты по       обращению гражданина, имеющего право на получение указанных мер социальной       поддержки, в то время как объём мер социальной поддержки установлен       федеральным законодательством и возможность его изменения на основании       обращения гражданина не предусмотрена.

        Доводы       Правительства Челябинской области и Министерства социальных отношений о       том, что при переходе к новой системе предоставления мер социальной       поддержки гражданам в денежной форме, в том числе по оплате       жилищно-коммунальных услуг, федеральными органами государственной власти       не принимались какие-либо нормативные акты, определяющие порядок расчёта       денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также сроки       осуществления данных выплат, не свидетельствуют о законности оспариваемой       части нормативного правового акта, так как меры социальной поддержки       граждан, установленные федеральным законодательством и финансируемые за       счёт средств федерального бюджета должны предоставлять соответствующим       категориям граждан, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, в       том объёме и в той форме, которые предусмотрены нормами вышеприведенных       федеральных законов. Органы государственной власти субъекта во исполнение       федерального законодательства обязаны разработать и реализовать       необходимые механизмы предоставления указанных мер социальной поддержки       населения. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства       всех перед законом, разделения власти между Федеральной и её субъектами,       приоритета федерального законодательства во вопросам совместного ведения       Российской Федерации и её субъектов.

        Пунктом 3       статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» в дополнение к установленным       мерам социальной поддержки субъектам Российской Федерации предоставлено       право устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов       Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с иными нормативными       правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные       в

                      14

                      соответствии настоящим пунктом. являются расходными       обязательствами субъектов Российской Федерации.

        Таким       образом, в силу прямого указания закона полномочиями на установление иных       мер социальной поддержки обладают законодательные (представительные)       органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В       соответствии с принятыми законодателем в указанной сфере законами могут       приниматься иные нормативные правовые акты исполнительными органами       государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Пунктом 3       статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»       предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки,       установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты       Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки       законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с       ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной       поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются       расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

        Однако, как       следует из положений пункта 23 постановления Правительства Челябинской       области от 21.01.2010 №5-П, расходы на оплату ежемесячной денежной выплаты       осуществляются за счёт субвенций, поступающих из федерального бюджета,       предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного       самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке       отдельных категорий граждан.

        Поскольку в       судебном заседании установлено, что законодательным органом Челябинской       области не принято каких-либо законодательных актов по вопросу мер       социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны в части расчёта       ежемесячной денежной выплаты исходя из сумм, составляющих 20 процентов от       величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в       расчете на одного человека из числа членов семьи ветерана, но не более чем       на троих членов семьи, совместно проживающих с ветераном, Федеральным       законом от 12.101.1995 №5-П «О ветеранах» не определена такая категория       льгот, то Правительство Челябинской области не имело полномочий на       осуществление оспариваемого правового регулирования в части установления       вышеуказанных мер социальной поддержки из федерального       бюджета.

        Учитывая       изложенное, суд приходит к выводу о противоречии абзаца 3 пункта 2       Постановления Правительства Челябинской области от 21.01.2010 №5-П в       редакции постановления Правительства Челябинской

                      15

                      от       17.12.2010 №343-П статье 17 Положения о льготах для инвалидов войны и       семей погибших военнослужащих, утверждённого постановлением Совета       Министров СССР от 23 февраля 1981 года №209, пункту 3 статьи 10, статьям       14, 23.2, Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О       ветеранах».

        Суд       полагает, что оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит       признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу,       поскольку ежемесячная денежная выплата инвалидам Великой Отечественной       войны выплачена за период действия оспариваемого нормативного правового       акта органами социальной зашиты населения Челябинской области из       федерального бюджета, что затрагивает межбюджетные отношения субъекта и       Российской Федерации и повлечёт перерасчёт выплаченных гражданам денежных       сумм.

        Суд находит       не подлежащим удовлетворению требование прокурора

        0 признании недействующими пункта 1 в       части слов «рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости       жилищно-коммунальных услуг», пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 14 Постановления       Правительства Челябинской области от 21.01.2010 №5-П в редакции       постановления Правительства Челябинской области от 17.12.2010 №343-П,       поскольку в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации при разрешении настоящего дела суд не связан       основаниями и доводами заявленных требований, то есть вправе проверить       нормативный правовой акт в оспариваемой заявителем части на его       соответствие не только нормативному акту, имеющему большую юридическую       силу, указанному ФИО1 в заявлении, но и иным федеральным       законам или другому нормативному правовому акту, имеющему большую       юридическую силу. При этом у суда не имеется оснований для применения       положений части 3 статьи 196 ГПК РФ, так как положения пунктов 2-6, 8, 14       оспариваемого постановления не взаимосвязаны и не взаимообусловлены и не       представляют собой единого целого нормативного акта, а ФИО1       такие требования не заявлены.

        Довод       представителя Правительства Челябинской области о том, что заявитель не       доказал нарушение его прав оспариваемой частью нормативного правового       акта, основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований не       является, так как указание на нарушение прав заявителя оспариваемым       нормативным правовым актом в силу части 1 статьи 251 Гражданского       процессуального кодекса РФ является необходимым условием для подачи       заявления, но в соответствии со статьёй 253 Гражданского процессуального       кодекса РФ не является необходимым условием для принятия судом решения о       признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в       части.

                      16

                      Признание       судом оспариваемой правовой нормы недействующей с момента вступления в       законную силу решения суда не нарушает прав ФИО1 на получение       предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот путём       обращения в суд с соответствующим иском либо в порядке, предусмотренном       пунктом 16 Положения, утверждённого постановлением Правительства       Челябинской области от 21.01.2010 №5-П.

        Руководствуясь ст. 253, 194-198 ГПК РФ,       суд

        РЕШИЛ:

        Заявление       ФИО1       удовлетворить.

        Признать       противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента       вступления решения суда в законную силу абзаца 3 пункта 2 Положения о       порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям       ветеранов, инвалидов и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на       оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных       стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области,       утверждённого постановлением Правительства Челябинской области от 21       января 2010 года №5-П «О положении о порядке назначения ежемесячной       денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидов и гражданам,       подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг,       рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости       жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области» в редакции       постановления Правительства Челябинской области от 17 декабря 2010 №343-П,       в отношении инвалидов Великой Отечественной войны.

        Решение       может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение       десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через       Челябинский областной суд.

                      Председательствующий:

                  Г.В.Свинцова

                      17