ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 002945-50 от 01.08.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия

Дело

24RS002945-50

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

01 августа 2022 года

Советский районный суд в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярской природоохранной прокуратуры к АО «Прииск Удерейский» о взыскании в доход федерального бюджета РФ ущерба, причиненного водному объекту,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Прииск Удерейский» о возмещении ущерба, причиненного водному объекту. Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной прокуратурой проверок выявлены нарушения ответчиком природоохранного законодательства РФ, а именно, что на момент осмотра производственной территории Промплощадка драга , расположенной по адресу; на расстоянии 19.3 км в юго-западном направлении от . зафиксирован сброс сточных вод из прудов-отстойников путем фильтрации через переработанные и размещенные в дражном разрезе породы в . Размер ущерба в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, составил 324 338 руб. Со ссылкой на то, что в результате незаконных действий ответчика причинен ущерб водному объекту реке Ишимба, чем нарушены права Российской Федерации, как собственника водного объекта, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в счет возмещения вреда, истец просит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета по нормативу 100 % (в лице Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора) ущерб, причиненный водному объекту в результате сброса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод в указанном размере.

Помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

До начала судебного заседания представитель АО «Прииск Удерейский» - его директор ФИО4 направил заявления о признании исковых требований.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Статьей 55 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющим считается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, под вредом окружающей среде понимается вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В силу положений ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе реке, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1743-О-О указано, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном ст. 15, 1064 ГК РФ.

При разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем, истощении природных ресурсов и иных последствий.

Таким образом, для возложения гражданско-правовой ответственности по ст. 77 "Об охране окружающей среды" за гражданско-правовой деликт лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, вину данного лица, наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Прииск Удерейский» осуществляет недропользование на основании лицензии КРР 13319 БЭ с целевым назначением и видами работ: для добычи россыпного золота на полигонах драг , , 8дм в долине .

Лицензионный участок расположен в пределах геологического и горного отводов в 45-70 км к северо-западу от .

С целью проверки на соблюдение законодательства об охране окружающей среды, Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которых установлено, на момент осмотра производственной территории Промплощадка драга , расположенной по адресу: на расстоянии 19.3 км в юго-западном направлении от , зафиксирован сброс сточных вод из прудов-отстойников путем фильтрации через переработанные и размещенные в дражном разрезе породы в .

С целью оценки влияния сбрасываемых сточных вод, источником которых является участок горных работ АО «Прииск Удерейский», с привлечением экспертной организации КГБУ «ЦРМПиООС» были отобраны пробы природной воды в пяти точках.

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу результатов измерений (исследований) в результате анализа проб воды от ДД.ММ.ГГГГ-В, отобранной ДД.ММ.ГГГГ, место отбора:, река Ишимба, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»:

выше места загрязнения - меди в 1,4 раза;

место попадания дренажных вод - железа в 2,7 раза, меди в 4 раза;

в 50 метрах ниже по течению от места впадения загрязненных, ниже места работ - железа в 1,38 раза, меди в 2,6 раза;

в 100 метрах ниже по течению от места впадения загрязненных вод - железа в 2, 3 раза, меди в 1,9 раза;

место окончания шлейфа, ниже по течению от места работ - железа в 2,6 раза, меди в 2,1 раза.

Вышеуказанные обстоятельства отражены в справке главного-специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по межрегионального управления Росприроднадзора, привлеченного природоохранной прокуратурой Красноярского каря в качестве специалиста и принимающего участие в ходе осмотра.

Представитель ответчика – директор АО «Прииск Удерейский» - ФИО4 в своем письменном заявлении признал исковые требования полном объеме

При таких обстоятельствах в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что сброс в реку Ишимба сточных вод осуществлялся с территории АО «Прииск Удерейский», содержащих в себе загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормативы ПКД, что приводит к загрязнению реки Ишимба взвешенными веществами медью и железом. Данные обстоятельства подтверждаются вышеуказанными материалами дела, а также - протоколами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ-В, 209-В, 210-В, 211-В, 212-В; справками от ДД.ММ.ГГГГ к протоколам результатов измерения (исследования) воды.

В результате незаконных действий ответчика причинен ущерб водному объекту реке Ишимба, чем нарушены права Российской Федерации как собственника водного объекта, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Специалистами Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых АО «Прииск Удерейский».

Размер вреда установлен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которая предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (пункт 1 Методики).

Согласно п. 11 Методики исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, производится по формуле , соответственно исчисление размера вреда, причиненного АО «Прииск Удрейский» водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, произведен по формуле Методики и составил 324 228 рублей.

Данный расчет стороной ответчика не оспаривается, признается им как верный. С учетом того, что данный расчет составлен специалистом, то не доверять ему у суда нет оснований, а, следовательно, он может быть взят за основу для определения размера ущерба, причиненного ответчиком водному объекту.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, с учетом признания исковых требований стороной ответчика, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 443, 38 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

Взыскать с АО «Прииск Удерейский» (ИНН 2426003621, ОГРН 1032401346801) в доход федерального бюджета по нормативу 100 % в лице Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ущерб, причиненный водному объекту в результате сброса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод в размере 324 338 руб.

Взыскать с АО «Прииск Удерейский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 443, 38 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.В. Татарникова

Текст мотивированного решения изготовлен 26.08.2022

Копия верна судья Е.В.Татарникова