ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 008245-42 от 03.02.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия

Дело

24RS008245-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к ООО «КрасАвиа» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «КрасАвиа» о признании действий незаконными. Требования мотивированы тем, что в результате проведения Красноярской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований воздушного законодательства при подготовке пилотов установлено, что ответчиком разработана программа периодической наземной подготовки членов летных экипажей, утвержденная Красноярским МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2018 по 2020 годы ответчиком при отсутствии сертификата авиационного учебного центра (АУЦ) самостоятельно осуществлены подготовка и тренировка пилотов воздушных судов, которым по окончании обучения выданы свидетельства, подтверждающие успешное прохождение обучения. Ответчик требования представления в данной части не исполнил. Действиями ответчика нарушаются требования воздушного законодательства, регламентирующего подготовку пилотов, создаются угрозы возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, и как следствие возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. С учетом уточнения, со ссылкой на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконными действия АО «КрасАвиа», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ; запретить АО «КрасАвиа», осуществлять периодическую наземную подготовку, подготовку членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с вышеуказанными Федеральными авиационными правилами.

Помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, пояснил, что прекращение в настоявшее время деятельности в соответствии с утвержденной Программой периодической наземной подготовки членов летных экипажей, не свидетельствует, что она являлась законной и, что до внесения изменений в действующее законодательство данная детальность не будет продолжена стороной ответчика.

Представители АО «КрасАвиа» ФИО4 (полномочия подтверждены) с заявленными требованиями не согласились. Пояснила, что ответчик обучение, требующее получение сертификатов АУЦ, не осуществлял, а проводил подготовку с целью закрепления знаний и полученных навыков. Более того, АО «КрасАвиа» заключены соответствующие договоры с образовательными учреждениями, имеющими сертификаты АУЦ. Помимо прочего, ДД.ММ.ГГГГ издан приказ по АК «О прекращении обучения и контроля знаний летного состава летного комплекса», в соответствии с которым АО «КрасАвиа» прекратило самостоятельное обучение летного состава, обучение осуществляется в организациях, имеющих сертификат АУЦ. По данным основаниям полагала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.2 ст. 2 ВК РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.3 ст.8 ВК РФ образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовом регулированию в сфере гражданской авиации.

Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктами 2, 3, 4 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких граждански воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 ВК РФ свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденными уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пунктами 5-7 Федеральных авиационных правил «Требования образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата, а также предусмотрено, что сертификат авиационного учебного центра (АУЦ) должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчик (получателей) услуг АУЦ. Неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.

В соответствии с положениями п.1 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персона, гражданской авиации Российской Федерации» к категории специалист авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации относятся, том числе, пилоты, т.е. лица, осуществляющие пилотирование воздушным судном.

Также Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации» (далее также ФАП ), пунктом 5.84 которых предусмотрено, что эксплуатант не допускает членов летного экипаж воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Статьей 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации; согласно данной статье в области подготовки специалистов авиационной персонала гражданской авиации реализуются, в том числе дополнительные профессиональные программы. Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфер» транспорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей данному Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта.

Согласно п/п "а - в" п. 49 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 289 авиационный учебный центр должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

Пункт 50 Федеральных авиационных правил предусматривает, что АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

В силу л.п.1,2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращение такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности ответчика АО «КрасАвиа» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию.

В материалы дела представлена программа АО «КрасАвиа» периодической наземной подготовки членов летных экипажей, утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация ДД.ММ.ГГГГ, целью реализации которой является углубить знания членов летных экипажей по организации, обеспечению и выполнению полетов с учетом существующей и обновляемой нормативно-правовой базой ГА; ознакомить с действующими и вновь принятыми нормативными документами и иной информацией…; восстановить, обновить и углубить обязательные для членов летних экипажей теоретические знания и практические навыки.

Структура и содержание программы разработана в соответствии с требованиями ФАП от ДД.ММ.ГГГГ. Программа является основным документом, определяющим содержание, систему и объём знаний, которые должны получить члены летных экипажей с целью поддержания требуемой квалификации путем периодической подготовки и обучении, контроля знаний и навыков в соответствии с квалификационно-должностными требованиями, изложенными в федеральных авиационных правилах.

Содержание программы периодической наземной подготовки членов лётного экипажа соответствует требованиям нормативных документов гражданской авиации России и отвечает задачам совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков членов летных экипажей.

Объем и продолжительность подготовки по данной программе обеспечивает поддержание требуемой квалификации членов экипажей АО «КрасАвиа» путем периодического обучения, контроля знаний и навыков в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

После окончания прохождения Программы слушателям выдается лист оценок о результатах прохождении периодической наземной подготовки в АО «КрасАвиа». Лист оценок заверяется подписью руководителя лётного подразделения и печатью лётного комплекса.

Таким образом, Программа является нормативным документом, в соответствии с которым АО «КрасАвиа» проводится летная подготовка членов экипажа и ее совершенствование на самолетах, обеспечивается поддержание требуемой квалификации членов экипажей.

В соответствии с Программой в 2018 - 2020 годах АО «КрасАвиа» самостоятельно осуществлена профессиональная наземная подготовка ФИО5, ФИО6, ФИО13C., ФИО7, ФИО8 и ФИО9 По результатам обучения указанным членам экипажей воздушных судов выданы свидетельства, подтверждающие успешное прохождение обучения.

Заместителем Красноярского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ принято решение провести и проверки в отношении АО «КрасАвиа» в области исполнения законодательства о безопасности полетов. В адрес авиакомпании направлено требование о предоставлении документов по факту вынужденной посадки воздушного судна Ми-8Т.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Красноярской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «КрасАвиа» внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе, в части осуществления подготовки тренировки членов летного состава при отсутствии сертификата АУЦ.

На указанное представление АО «АК «КрасАвиа» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что авиакомпания не осуществляет образовательная деятельность, и согласно разъяснениям Минтранса России в воздушном законодательстве РФ не содержится положений, ограничивающих проведен авиакомпанией подготовки членов летных экипажей без привлечения АУЦ и авиакомпания действует в рамках ФАП .

ДД.ММ.ГГГГ. Красноярским транспортным прокурором вновь вынесено решение о проведении проверки в отношении АО «АК «КрасАвиа», в последующем по итогам проверки вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе об осуществления подготовки тренировки членов летного состава при отсутствии сертификата АУЦ.

Постановлением мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор АО «КрасАвиа» ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

На основании ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Вышеуказанными судебными актами установлена вина генерального директора АО «КрасАвиа» ФИО10 в невыполнении законных требований прокурора, в том числе по осуществлению периодической наземной подготовки при отсутствии сертификата авиационного учебного цента.

Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указанные судебные акты оставлены без изменения.

Стороной ответчика были представлены договоры, заключенные с образовательными учреждениями и организациями, имеющими соответствующие лицензии, которые, по мнению, стороны ответчика свидетельствуют о том, что АО «КрасАвиа» самостоятельно не осуществляет обучение пилотов и, соответственно не нарушает действующее законодательство.

В ходе судебного разбирательства АО «КрасАвиа» ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ по АК «О прекращении обучения и контроля знаний летного состава летного комплекса». Как указал представитель ответчика в ход судебного разбирательства АО «КрасАвиа» полностью прекратило самостоятельное обучение летнего состава, обучение и контроль знаний летного состава проводится исключительно в организациях, имеющих сертификат авиационного учебного центра согласно представленным договорам.

Помощник прокурора ФИО3 пояснил, что факт издания указанного приказа, не свидетельствует о том, что в дальнейшем ответчик не будет осуществлять самостоятельную подготовку членов летного состава без получения сертификата авиационного учебного центра, издав иной приказ.

Дав оценку представленным доказательства, проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей свидетельств, листов оценок о результатах прохождения периодической наземной подготовки подразумевала получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки.

Вместе с тем в силу действующего законодательства запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата. При этом образовательные программы, необходимые для сертификации, не были утверждены, в силу чего не представилось возможным установить соответствие качества и организации подготовки авиационного персонала, что в силу действующих норм права является недопустимым.

Доводы ответчика о том, что целью осуществления разработанной АО «КрасАвиа» программ наземной и летной подготовки являлось поддержание требуемой квалификации авиационного персонала, а не получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретение новой квалификации, являют несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку в программу были включены типовые составляющие процесса обучения: лекции, практические задания, тестирование, зачеты и экзамены.

В связи с тем, что деятельность ответчика в силу статьи 1079 ГК РФ по использованию транспортных средств отнесена к деятельности, создающей повышенную опасность, суд полагает, что деятельность ответчика, не отвечающая требованиям воздушного законодательства, являлась незаконной, создавала угрозу безопасности жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

Таким образом, деятельность по подготовке и обучению, которая проводится авиакомпанией в целях исполнения ФАП , должна отвечать требованиям . Данная деятельность являлась именно обучением специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, следовательно, АО «КрасАвиа» как организация, осуществляющая обучение собственными силами, в соответствии с положениями п.2 ст.54 ВК РФ и п.6 ФАП не имела права осуществлять обучение специалистов без сертификата АУЦ. Наличие договоров, заключенных ответчиком с обучающими организациями, имеющих сертификат АУЦ, не свидетельствует, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, что ответчик не осуществлял аналогичную деятельность. На момент рассмотрения спора по существу не вступили в силу ФАП, предоставляющие возможность авиакомпаниям самостоятельно осуществлять, предусмотренную указанными правилами, подготовку без привлечения АУЦ или получения сертификата АУЦ.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать незаконными действия АО «КрасАвиа», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что данная деятельность ранее осуществлялась ответчиком, прекращена лишь в связи с тем, что с настоящим иском за судебной защитой в интересах неопределенного круга лиц обратилась транспортная прокуратура, с целью предотвращения создания угрозы безопасности жизни и здоровью неограниченного круга лиц, суд считает необходимым запретить АО «КрасАвиа», осуществлять периодическую наземную подготовку, подготовку членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, до введения в действие советующего законодательства, позволяющего осуществлять такую подготовку.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «КрасАвиа», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

Запретить АО «КрасАвиа» осуществлять периодическую наземную подготовку, подготовку членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, до введения в действие советующего законодательства, позволяющего осуществлять такую подготовку.

Взыскать с АО «КрасАвиа» в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 6000 рублей

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.В. Татарникова

Текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна судья Е.В.Татарникова