Дело № АП 12-25/2022
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2022 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Савельева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Главы Администрации города Элисты ФИО1 – Хактаева Сергея Вячеславовича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия № 008/04/14.9-332/2021 от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы Администрации города Элисты ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее – Управления) ФИО2 № 008/04/14.9-332/2021 от 06 декабря 2021 года Глава Администрации города Элисты ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Главы Администрации города Элисты ФИО1 –Хактаев С.В. подал в суд жалобу, в которой просит отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился.
Защитники Доржи-Горяева Э.В., Хактаев С.В. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, указав, что нарушение жилищного законодательства по не проведению открытого конкурса по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами в установленный срок связано с объективными причинами.
Представитель УФАС по Республике Калмыкия ФИО3 в судебном заседании возражала в удовлетворении жалобы, считая постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дело № 008/04/14.9-332/2021, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 30.9 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что копия оспариваемого постановления получена Администрацией г. Элисты 13 декабря 2021 года, первоначально жалоба поступила в суд 21 декабря 2021 года. Определением суда от 23 декабря 2021 года жалоба возвращена заявителю без рассмотрения. Повторно жалоба подана 24 декабря 2021 года.
При таких обстоятельствах, суд признает уважительной причину пропуска срока для подачи жалобы, считает необходимым восстановить процессуальный срок для её подачи.
Рассматривая доводы жалобы по существу, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Объективная сторона деяния заключается в действии (бездействии) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено с прямым умыслом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия, поступила информация Прокуратуры Республики Калмыкия о признаках нарушения антимонопольного законодательства в бездействии Администрации города Элисты, выразившееся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами расположенными на территории г.Элиста за период с апреля 2019г. по настоящее время.
Согласно ответу Администрации г. Элисты от 22.03.2021г. №КШ-850/01-28 за период с 01.04.2019г. по 16.03.2021г. конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не проводились
В связи с наличием признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия 02 апреля 2021г. Администрации г.Элисты выдано предупреждение о прекращении бездействия, содержащего признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 "О защите конкуренции", путем проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" в срок до 15.06.2021г. О выполнении предупреждения надлежало сообщить в Калмыцкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Документов, подтверждающих исполнение предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия не поступило.
На основании изложенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия приказом от 25.06.2021г. №69 возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией г. Элисты (адрес: 358000 <...>) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия №008/01/15-217/2021 от 20.09.2021г. Администрация г. Элисты признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории г. Элиста, которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в г.Элиста, Администрации г.Элиста выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО2 Глава Администрации города Элиста ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Привлекая Главу Администрации города Элисты к административной ответственности, руководитель административного органа исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.32 Устава г. Элисты Администрация г. Элисты является исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления города Элисты, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления города Элисты федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.35 Устава города Элиста к полномочиям Администрации г. Элисты относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным зако нодател ьством.
Пунктом 2 ст.32 Устава г. Элисты установлено, что Администрацией города Элиста руководит Глава Администрации г. Элисты на принципах единоначалия.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решением Элистинского городского собрания от 26.09.2019г. №10 исполняющим обязанности Главы города - Элисты - Главы Администрации города Элисты назначен ФИО1.
Решением Элистинского городского собрания от 28.01.2020г. №2 ФИО1 назначен исполняющим обязанности Главы Администрации города Элисты.
Решением Элистинского городского собрания от 03.03.2020г. №1 ФИО1 назначен Главой Администрации города Элисты с 04 марта 2020г.
В связи чем, руководителем УФАС по Республике Калмыкия сделан вывод, что в действиях должностного лица - Главы администрации города Элисты ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
С таким выводом административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Распоряжениями Администрации города Элисты № 21-р от 08 февраля 2017 года, № 217-р от 18 декабря 2020 года, № 59-р от 20 апреля 2021 года утверждалось распределение обязанностей заместителей Главы Администрации города Элисты, руководителя аппарата Администрации города Элисты, в которых установлено, что первый заместитель Главы Администрации города Элисты координирует, контролирует деятельность и курирует вопросы, относящиеся к деятельности, в том числе Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Элисты.
На основании Положений об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта Администрации города Элисты, Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания пятого созыва №6 заседание №21 от 22 декабря 2016 года, решением Элистинского городского Собрания от 17 сентября 2020 года № 2 (действовавшим с 2019 по 2021 годы) Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Элисты является отраслевым органом Администрации города Элисты в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством и строительством на территории города Элисты, в пределах компетенции, установленной настоящим Положением (п.1 Положения). Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом РФ (пп. 12 п. 2.2 Положения (ранее пп. 12 п.2.1 Положения от 22.12.2016 г.)).
Как следует из должностных инструкций начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Элисты (приложение №73 к распоряжению Администрации города Элисты от 10 сентября 2018 года № 101-р, приложение №2 к распоряжению Администрации города Элисты от 18 декабря 2020 года № 219-р) область профессиональной служебной деятельности в соответствии с которой муниципальный служащий исполняет свои должностные обязанности: регулирование в антимонопольной сфере, обеспечение деятельности органа местного самоуправления, регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства, регулирование энергетики и промышленности, управление в сфере природных ресурсов, природопользование и экология (п.1.3). Вид профессиональной служебной деятельности (в том числе) контроль за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля (п.1.4).
Каких-либо иных данных, подтверждающих вину Главы Администрации города Элисты ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд полагает, Глава Администрации г.Элисты не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, а поэтому выводы должностного лица антимонопольного органа о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление руководителя УФАС по Республике Калмыкия, вынесенное в отношении Главы Администрации города Элисты ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
жалобу защитника Главы Администрации города Элисты ФИО1 – Хактаева Сергея Вячеславовича удовлетворить.
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия № 008/04/14.9-332/2021 от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы Администрации города Элисты ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.В. Савельева